Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наличии у передних углов отставания, задние должны иметь углы опе­ режения.

Этим обеспечивается сравнительно равномерное натяжение стано­ вого троса, при котором снятие папильонажной ленты грунта будет протекать более равномерно.

При поперечных ветрах иногда для лучшей управляемости под оба борта земснаряда ставят самоходные шаланды, которые помогают удер­ живать земснаряд в заданном направлении при следовании малым ходом.

Если авантовый якорь невозможно заложить с «хода», его завозят одним из обычных способов мотозавозней или шаландами.

При установке земснаряда на участке работ якоря раскладывают и другими способами. Например, после установки у одной из бровок на черпаковую раму (как и в первом случае) завозят папильонажные якоря наветренного борта, затем подветренного. Авантовый якорь за­ возят по оси прорези и отдают у одной из бровок.

Земснаряды, работающие на рефулирование, устанавливают у бров­ ки назначенного отвала грунта. Сначала завозят якоря наветренного борта, затем остальные, и после этого устанавливают в рабочее поло­ жение плавучий и береговой грунтопроводы.

Съемка земснаряда с участка работ осуществляется с использова­ нием тех же вспомогательных плавучих средств, последовательность проведения отдельных операций •— обратная установке.

§ 144. Перекладка якорей

Правильная завозка и своевременная перекладка якорей способ­ ствует достижению наиболее высокой производительности земснаряда. Необходимо стремиться, чтобы затраты времени на их выполнение были минимальными.

В зависимости от производственных условий существуют следующие способы работы с якорями:

завозка или перекладка якоря на больших глубинах, достаточных для прохода самоходной мотозавозни, шаланды или буксирного судна; завозка или перекладка якоря на мелководье, где невозможен про­

ход мотозавозни или буксирного судна; места закладки якорей представляют собой береговую территорию,

причальные и другие гидротехнические сооружения.

Завозка или перекладка якорей на больших глубинах может осу­ ществляться с остановкой земснаряда и набором троса (цепи) на за­ возню или перекладка папильонажных якорей без остановки зем­ снаряда.

Завозка якорей с набором троса (цепи) производится в случаях, когда мощность завозного судна недостаточна для вытягивания полной длины троса. Чаще этот метод применяется на земснарядах, снабжен­ ных цепями вместо тросов. Порядок завозки следующий: во время ра­ боты земснаряда завозню устанавливают на буек завозимого якоря, подбирают буйреп до положения «панер»; подойдя к бровке завозимого

398


папильснажного якоря и сделав подачу, вахтенный багермейстер отда­ ет команду «поднять якорь», останавливает земснаряд и выбирает трос на барабан лебедки или цепь в канатный ящик.

Завозню с поднятым якорем подтягивают к борту, раскрепляют швартовными концами, после чего начинают набор цепи или троса на палубу завозни. Набранный трос закрепляют на кнехтах завозни, после чего отдается команда «завезти якорь». В начале движения за­ возни от борта земснаряда часть папильонажного троса обычно травит­

ся

с барабана папильонажной лебедки, включенной на холостой ход,

а

затем по команде вахтенного помощника багермейстера начинается

стравливание троса с палубы завозни до момента отдачи якоря.

 

Возобновлять

работу земснаряда можно с момента начала страв­

ливания троса с

завозни. Завозка авантового троса с набором троса в

завозню практически не отличается от завозки папильонажных якорей.

Перекладка якорей производится, когда дальнейшая работа вы­ зывает трудности в перемещении земснаряда от бровки к бровке и сни­ жает его производительность.

Для перекладки якоря без остановки земснаряда поступают следую­ щим образом. Мотозавозня подходит к месту закладки якоря, багром вылавливают буек и вытаскивают вместе с буйрепом на палубу. Буй­ реп обносят по борту на корму мотозавозни и через кип (ролик) вынос­ ной кран-балки подают на барабан лебедки. Выбрав слабину буйрепа,, ожидают команду на подъем якоря.

С выходом земснаряда на ближнюю бровку подают команду на подъ­ ем якоря, а в это время производят подачу по авантовому тросу и папильонажную лебедку переключают на холостой ход. Якорь поднима­ ют, а земснаряд начинает папильонаж к противоположной бровке.

Поднятый якорь подвешивают на кран-балку, накладывая огон сво­ бодного конца якорного стропа или стропа кран-балки на откидной гак, а свободный конец буйрепа выводят через кип и укладывают змей­ кой по фальшборту для свободного схода вместе с буйком за борт при отдаче якоря.

После этого мотозавозня направляется к месту новой закладки яко­ ря, перетаскивая рабочий трос по дну; тяговым усилием мотозавозни трос частично разматывается с барабана лебедки земснаряда.

При наличии на земснарядах папильонажных якорей типа Холла безостановочная завозка якорей значительно упрощается. В этом слу­ чае сохраняется тот же порядок выполнения работ вплоть до выборки слабины буйрепа. Затем его крепят на откидной гак кран-балки мото­ завозни, которая подрывает якорь своим ходом и перетаскивает его по дну на новое место закладки. С получением команды на отдачу яко­ ря мотозавозня останавливается, буйреп с буйком снимают с откидного гака и выбрасывают за борт.

Если при этом из-за ветреной погоды необходима повышенная управляемость мотозавозни, буйреп крепят на буксирный гак мотоза­ возни, а кран-балку опускают в нижнее положение.

Завозка или перекладка якорей на мелководье, где невозможен про­ ход мотозавозни, шаланды или буксирного судна, сопряжены с опре-

309


.деленными трудностями, организация работ в подобных условиях требует особого внимания.

Если на участке дноуглубительных работ наблюдаются значитель­ ные колебания уровня воды, перекладку якорей следует приурочить ко времени повышения уровня; по возможности надо применять рабо­ чие якоря повышенной держащей силы.

В качестве плавсредств используются вездеходы-амфибии, мелко­ сидящие механизированные якорные краны, свайные моторизованные площадки, моторные и вёсельные шлюпки и другие средства. Папильонажный якорь при перекладке подвешивают на крамбол механизи­

рованного

якорного

крана,

который буксируется вездеходом (или

шлюпкой)

к месту

отдачи

или переводится свайной моторизован­

ной площадкой.

 

 

Если глубина за бровками канала не превышает 0,7—0,8 ж, то па­ пильонажные тросы крепят за предварительно устанавливаемые свай­ ные понтоны.

На участках, где в период выполнения работ забровочные глубины недостаточны для плавания самоходных средств, в периоды повышения уровней воды (например, весенних паводков) заводят за бровку свай­ ные понтоны и закрепляют их, или закладывают запасные якоря с буйком, за которые в последующем крепят папильонажные тросы земснаряда.

Используя моторизованную свайную площадку и механизирован­ ный якорный кран, можно осуществлять перекладку папильонажных якорей (при соответствующих глубинах) без остановки земснаряда. Последовательность выполнения работы следующая: механизирован­ ный якорный кран подводят к буйку перекладываемого якоря, вы­ лавливают его и соединяют буйреп якоря с грузовым шкентелем крана; свайную моторизованную площадку буксируют к новому месту отдачи якоря и закалывают сваю в грунт; с барабана лебедки свайной пло­ щадки подают трос на якорный кран и закрепляют его; в момент под­ хода земснаряда к бровке, у которой перекладывают якорь, по сигналу поднимают его (земснаряд в это время взял подачу и начинает папиль-

онировать к противоположной бровке) и лебедкой

свайной

пло­

щадки подтягивают якорный кран к месту отдачи якоря,

и затем

отда­

ют якорь.

 

 

При работе земснаряда у причалов или гидротехнических сооруже­ ний авантовый и папильонажный тросы крепят за швартовные тумбы или кусты свай после получения на это разрешения портовой адми­ нистрации.

Если земснаряд работает вдоль причальной стенки (рис. 200, б), для крепления папильонажных тросов по линии швартовных тумб / натягивают трос (леер) 2 и устанавливают канифас-блоки 3.

При наличии на причале достаточного количества швартовных тумб или других точек крепления папильонажный трос разносят вдоль линии причала и закрепляют на дальней швартовной тумбе. Дуплины этого троса крепят стропами к швартовным тумбам через интервалы, которые обеспечат работу снаряда с нормальными углами опережения или отставания папильонажных тросов.

400


Если авантовый трос крепят на берегу (за леер, тумбу, «мертвый» якорь и др.), необходимо учитывать возможность обеспечения беспре­ пятственного подхода земснаряда к бровкам. В этом случае лучше на­ тянуть леер длиной, равной ширине прорези, и с помощью канифасблока закрепить авантовый трос или точку крепления авантового троса отнести в глубину территории, чтобы радиус движения земснаряда во всех случаях был не меньше ширины разрабатываемой прорези.

Крепление и перенос рабочих тросов при работе земснаряда у дру­ гих гидротехнических сооружений или вблизи берегов выполняются такими же способами, как и при работе земснаряда у причальной стен­ ки. При этом на берегу должны быть подготовлены «мертвые» якоря, а места крепления за конструкции гидротехнических сооружений согласованы с их владельцами.

§ 145. Подготовка к переходам и переходы

земкараванов

Подготовка к переходу и переход из порта в порт или с участка на участок, отстоящих друг от друга на значительном расстоянии, са­ моходного земснаряда (самоотвозный землесос или самоотвозный грей­ ферный снаряд), имеющего соответствующий район плавания, прак­ тически не отличается от перехода транспортного судна.

Многочерпаковые земснаряды и якорные землесосы в большинстве своем имеют ограничения района плавания по погоде. Они совершают переходы совместно с обслуживающими их вспомогательными судами (самоходными и несамоходными грунтоотвозными шаландами, букси­ рами, мотозавознями, понтонами плавучего грунтопровода и т. п.) и поэтому их переходу предшествуют подготовительные работы. Переход должен проходить с учетом производственных и гидрометеорологиче­ ских условий.

Получив задание на переход, определяют расстояние между конеч­ ными точками: в зависимости от остойчивости многочерпакового сна­ ряда, рабочие устройства крепят «по-походному» либо производят полное или частичное разоружение. При полном разоружении необхо­ димы плавучие или береговые краны соответствующей грузоподъемно­ сти для снятия верхнего черпакового барабана, черпаковой рамы и надрамника; черпаковую цепь можно снять и судовыми средствами. Опре­ деляют способы транспортирования деталей рабочих устройств (не­ которые из них можно транспортировать на борту снаряда, а большую часть — на шаландах).

Черпаковую цепь (по 2—3 черпака), несамоходную завозню подавантовые понтоны (поповки), трубы берегового грунтопровода и дру­ гие мелкие плавсредства грузят в трюмы шаланд. Понтоны плавучего грунтопровода соединяют в несколько секций и распределяют для бук­ сировки между судами земкаравана с таким расчетом, чтобы скорость

судов при переходе была примерно одинаковой.

 

В зависимости от наличия баз обеспечения следует

предусмот­

реть количество и тип вспомогательных судов: танкеров,

угольщиков

и др.

 

14 Зак. 176

401