концентрации на бесконечно малом отрезке диффузионного пути dx, называемое градиентом концентрации; D — коэффициент диффузии, индивидуально характеризующий диффузионную способность данной дисперсной системы. Этот коэффициент выражает количество веще ства, диффундирующего в единицу времени (1 сек) через единицу пло щади (1 см2) при градиенте концентрации, равном единице.
С изменением концентрации в процессе диффузии величина гра диента концентрации также изменяется. Поэтому необходимо знание и скорости изменения концентрации во времени, т. е. производной dCldt, что дается вторым законом Фика:
dC d2C
(IX, 15)
dt ~ ° d x 2
Основная трудность в применении обоих законов Фика до недавне го времени заключалась в определении коэффициента диффузии D. Однако трудности определения этого коэффициента для растворов и золей были преодолены после того, как Эйнштейн, изучая броуновское движение, обнаружил связь этого коэффициента со средним сдвигом Ах [уравнение (IX,11)1. Используя закон Стокса, Эйнштейн нашел за висимость коэффициента диффузии от вязкости среды и радиуса частиц [уравнение (IX, 12)]. Диффузионный метод определения размера частиц в настоящее время дает для коллоидных растворов наиболее надежные результаты.
Изучение броуновского движения и диффузии в коллоидных сис темах помогло глубже вскрыть природу дисперсных систем, а также установить общность молекулярно-кинетических свойств этих систем
исистем молекулярной дисперсности. Оно подтвердило реальное суще ствование молекул и явилось убедительным обоснованием правильно сти материалистического мировоззрения. Дальнейшее более детальное
иуглубленное изучение броуновского движения привело к созданию так называемой теории флуктуаций.
Флуктуация представляет собой самопроизвольное отклонение плот ности, концентрации или параметра от среднего равновесного значе ния в микрообъемах системы. Так, Сведберг, наблюдая явление флуктуации при подсчете числа частиц, находящихся в 1000 мк3золото го золя, нашел, что в среднем число частиц составило 1,545, но в от дельные моменты оно изменялось в пределах от 0 до 7. Отклонения мож но объяснить тем, что хаотическое движение частиц приводит к случай ному попаданию в выделенный микрообъем то большего, то мень шего числа частиц.
Таким образом, флуктуация представляет собой явление как бы обратное, явлению диффузии, хотя оба они — результат теплового движения. Если диффузия как всякий самопроизвольный процесс дол жна, в соответствии со вторым началом термодинамики, идти необра тимо, то флуктуация указывает на то, что второе начало термодинамики имеет статический характер, т. е. оно не применимо к отдельным ин дивидуальным частицам или к малому числу их. В обоих явлениях мы видим одно из доказательств справедливости закона материалистиче ской диалектики — единства противоположностей.