Файл: Басов, А. И. Механическое оборудование обогатительных фабрик и заводов тяжелых цветных металлов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дневно очищают от скопившихся в них пыли и агломелочи. Камеры чистят осторожно, чтобы предотвратить попадание больших коли­ честв пыли и мелочи в эксгаустеры.

Плохое состояние уплотняющих устройств является причиной чрезмерного подсоса в систему воздуха. Вредные подсосы воздуха иногда превышают 50%, а это означает, что около половины заса­ сываемого эксгаустером воздуха не проходит через слой шихты, а через зазоры между бортами вакуум-камеры и паллетами выходит наружу. Это приводит к перерасходу энергии, снижению вакуума под колосниками и в конечном итоге к снижению производительности и качества агломерата.

Уплотнения и укрытия необходимо систематически проверять. Поверхности трения уплотнительных пластин должны быть износо­ стойкими, термически обработанными, гладкими, без задпров. Особое внимание уделяют состоянию смазки. Широкое распространение получает автоматическая централизованная смазка уплотнений густой теплостойкой мазыо.

Для гидроуплотнений должна подаваться чистая вода. Работа шлангов без воды не допускается. В морозное время при длительных остановках машин вода из шлангов должна быть выпущена. Вни­ мательно следят за теплоизоляцией шлангов, закреплением уплот­ нительных пластин. Обрыв пластин приводит к порче шлангов и нарушению герметичности системы. Ролики паллет при движении по рельсам должны свободно вращаться. Для повышения их срока службы поверхность катания упрочняют термически или наплавляют твердыми сплавами. Используя механизированную тележку со шприцем, смазывают ролики на ходу. Тележка передвигается вдоль рабочей ветви машины.

Если машина собрана правильно, то тележки двигаются без перекосов, для чего направляющие рельсы тщательно рихтуют, обеспечивают параллельность рельсов, укладывают их горизонтально на одном уровне. Перекосы могут возникать вследствие неодинако­ вых радиусов направляющих дуг у головного конца машины, непра­ вильной установки зубьев ведущих звездочек, а также вследствие нарушенного допуска на соосность роликов и длину паллет при их изготовлении и ремонте.

Тележки должны поступать на рабочую площадку машин в соб­ ранном виде. Собирать, пригонять и ремонтировать тележки на рабо­ чей площадке запрещается. Для транспортирования тележек и других деталей на рабочую площадку с уровня земли устанавливают элек­ тротельферы, а над машинами — кран-балки или тельферы.

Особое внимание уделяют уменьшению запыленности производ­ ственных помещений, особенно при агломерации свинцовистых материалов и материалов, содержащих кремнезем. Попадание такой пыли в легкие человека вредно влияет на здоровье, может привести к заболеванию силикозом. Предельно допустимая норма запылен­ ности воздуха составляет 4 мг/м3. Наибольшая запыленность возни­ кает в разгрузочном конце машины при падении кусков агломерата. Поэтому важное значение имеет пропекание шихты до колосников,

386


так как недопеченный материал при разгрузке выделяет много пыли. Хвостовую часть машины плотно укрывают и снабжают мощной вентиляцией. В производственных помещениях аглоцеха пыль уда­ ляют гидросмывом.

§ 68. Эксгаустер (нагнетатель)

Эксгаустер представляет собой центробежный вентилятор высо­ кого давления, предназначенный для перемещения горячих газов

стемпературой 150— 160° С. Действие его основано на использовании центробежной силы так же, как и в центробежных насосах.

На мелких агломашииах работают эксгаустеры с односторонним всасыванием (рис. 206). Основные детали эксгаустера: чугунный корпус 7, рабочее колесо 6, всасывающий патрубок 5, водоохлаждае­ мая крышка 8. Корпус имеет спиральную улиткообразную форму

срасширением в сторону выхода газов. Поэтому скорость движения газа при выходе из эксгаустера уменьшается, а напор увеличивается— скоростной напор переходит в статический. Характеристика экс­ гаустера меняется в зависимости от изменения скорости вращения рабочего колеса так же, как и характеристика центробежного насоса. Поэтому формулы, выведенные для определения параметров насоса,

пригодны и для расчета эксгаустера.

Рабочее колесо собрано из стальных криволинейных лопаток, закрепляемых на переднем и заднем дисках заклепками или сваркой. Ротор (рабочее колесо вместе с валом) вращается на подшипниках качения. Герметичность между валом и корпусом эксгаустера дости­ гается при помощи набивных поджимных сальников 10.

Эксгаустеры с односторонним всасыванием имеют сравнительно низкую производительность и неуравновешенное одностороннее осевое давление, которое обычно воспринимается подшипниками вала. Одностороннее давление вызывает дополнительное сопроти­ вление и снижает к. п. д. машины.

На рис. 207 показан эксгаустер, имеющий двусторонний всас через патрубки 2, приболченные к корпусу 1. Рабочее колесо состоит

из центрального и двух боковых дисков, между которыми закреплены лопатки. Они, как обычно, имеют сложную криволинейную форму. Рабочие поверхности защитной втулки 12, кольца 13 и поверхности

входных каналов колес имеют плавное криволинейное очертание, необходимое для предотвращения завихрений и гидравлических ударов газа.

Осевое давление в этих машинах теоретически сводится к нулю. Практически же некоторое давление возникает, что обусловлено неточностью изготовления и неравномерным износом лопаток. По­ этому предусматривают возможно,сть передачи этого давления на один из подшипников (на рис. 207 — на правый).

При изготовлении роторов применяют качественные материалы и соблюдают большую точность. Рабочие колеса делают из хромони­ келевой стали, хорошо сопротивляющейся абразивному и агрессив­ ному износу. Углеродистую сталь используют только в малых маши-

25*

387


Нах, работающих йа сравннтёльно чистых и неагрессивных газах. Лопатки штампуют и соединяют с дисками сваркой или клепкой. В условиях ремонтных цехов ротор обычно делают клепаным, так как при этом в большей степени можно обеспечить необходимую проч-

Рис. 206. Эксгаустер с одно­ сторонним всасыванием:

/ — фундаментная

плита;

2

стойка;

3 — подшипник;

4

вал;

5 — всасывающий патру­

бок;

6 — рабочее

колесо;

7 —

корпус;

8 — кры ш ка; 9 — водо­

отводящ ая трубка;

10 — сал ь ­

ник;

 

11 водоподводящ ая

трубка;

12 — муфта;

13

электродвигатель;

14 — люк;

15 — монтаж ная

серьга;

16

нагнетательный

патрубок

 

ность соединения. Сварку должны производить дипломированные сварщики. Сварочные швы подвергают тщательному контролю. Для соблюдения точности отверстия под заклепки сверлят в кондукторах. Во избежание возможных аварий роторы крупных машин подвергают динамической балансировке. Рабочее колесо закрепляют шпонками, напрессовкой или двумя разрезными конусными втулками. В послед­ нем случае ступицу предварительно нагревают до температуры, пре­ вышающей температуру газа в эксгаустере на 25—50° С, после чего

388


шпильками затягивают втулки внутрь ступицы. При посадке без подогрева затяжка ослабевает вследствие теплового расширения и балансировка нарушается. Посадка на втулках позволяет более точно устанавливать колесо без ослабления деталей шпоночными канавками.

Рис. 207. Эксгаустер с двусторонним всасыванием:

/ — корпус; 2 — всасывающий патрубок; 3 — рабочее колесо; 4 — диск; 5 — вал; С— под­ шипник; 7 — муфта; 8 — футеровка; 9 — нагнетательный патрубок; 10— установочный клин; // — плита; 12 — втулка; 13 — направляющее кольцо

Для повышения срока службы рабочих деталей эксгаустера внутреннюю поверхность корпуса футеруют стальными листами или наплавляют твердыми сплавами. Основное средство повышения долговечности — тщательная очистка газа от пыли. Благодаря

389

этому на Усть-Каменогорском заводе роторы эксгаустеров аглома­ шин площадью 50 ма, показанные на рис. 207, работали около

20лет.

При температуре газа ниже 90—100° С в эксгаустере и газоходе

может образоваться серная кислота, слабый раствор которой вызы­ вает быструю коррозию. Поэтому корпус эксгаустера и газоход покрывают термоизоляцией. Ротор и внутреннюю поверхность машины периодически осматривают, проверяют состояние лопаток, их соединения, очищают от налипшей пыли. Также периодически очищают циклоны и фильтры, установленные перед эксгаустерами. Работа машины при неочищенных пылеулавливающих устройствах не допускается.

Вибрации являются основной неполадкой в работе эксгаустеров. Причинами их могут быть: плохо проведенная балансировка ротора, слабое закрепление колеса на валу, неправильная центровка валов машины и электродвигателя, неравномерные налипание пыли и износ лопаток, недопустимый износ вкладышей подшипников; ослабление фундаментных болтов; недостаточная жесткость опорных конструк­ ций. Если вибрации превышают установленную предельную норму (примерно 0,1 мм), то машина подлежит немедленной остановке для выяснения и устранения причин. В случае невозможности устранить дебаланс ротора без снятия его с подшипников, эксгаустер разбирают и дефектный ротор заменяют другим отбалансированным. На каждую действующую машину рекомендуется иметь запасной ротор. Агрегат, состоящий из эксгаустера и двигателя, необходимо устанавливать на общей массивной плите (раме). Это позволяет обеспечить лучшую центровку валов и устойчивую спокойную работу агрегата. Внимательно наблюдают за состоянием фундамент­ ных болтов, периодически их подтягивают.

Агрегат смазывают согласно заводской инструкции предписанной маркой масла; в установленные сроки подливают и заменяют масло. Температура подшипников должна не превышать 60—70° С, а тем­ пература охлаждаемой воды не превышать 55° С.

При параллельной работе нескольких агрегатов необходимо иметь возможность каждый из них отключать от общих всасывающей и нагнетательной линий задвижками, шиберами. Допускается парал­ лельная работа машин только с одинаковыми характеристиками (напор, вакуум). На всасывающей и нагнетательной линиях уста­ навливают компенсаторы, воспринимающие тепловое удлинение. Оно не должно передаваться на машину во избежание поломок. Герметичность соединений, сальниковых уплотнений, а также венти­ ляционная установка, находятся под постоянным наблюдением, так как загазованность помещения, особенно при агломерации свинцовых материалов, может вызвать заболевание работающих.

Отечественная промышленность выпускает эксгаустеры произво­ дительностью 3500, 6500, 7500 и 9000 м3/мин с двигателями мощно­ стью соответственно 1300, 2000, 2500, 3300 кВт.