Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все главные передачи перед испытаниями подвергаются об­ катке при частоте вращения ведомой цилиндрической шестерни 50 об/мин. Обкатка производится в течение 1 ч при нагрузке на ведомой цилиндрической шестерне 500—1000 кгс-м. Температура масла поддерживается в пределах 80—90° С.

Нагрузка на стенде при испытании главной передачи уста­ навливается близкой к максимальной расчетной нагрузке и кру­ тящий момент на ведомой цилиндрической шестерне определял­ ся по формуле

 

Мкр = МеЦ 0Ц,

 

где ij — передаточное

число

первой

передачи коробки

передач;

1 ] — к. п. д. главной передачи; т] = 0,89 -н 0,9.

 

При испытании главных передач

автомобилей ЗИЛ-150 и

ЗИЛ-164 крутящий

момент

двигателя принимался

равным

34 кгс-м. Чтобы можно было сопоставлять результаты испыта­ ний главных передач автомобиля ЗИЛ-130 с данными ранее проведенных испытаний, крутящий момент двигателя ЗИЛ-130 также был принят равным 34 кгс-м. Поэтому для главной пере­

дачи с іо =

6,32 крутящий момент на полуосях Мкр = 1410 кгс-м,

а для главной передачи с іо = 6,45 /Икр = 1440 кгс -м.

Частота

вращения ведомой цилиндрической шестерни для

ускорения испытаний была принята равной 50 об/мин. Эта ве­ личина приблизительно в 1,5 раза больше частоты вращения ве­ домой цилиндрической шестерни на автомобиле при включении первой передачи коробки передач. При испытании в картер зад­ него моста заливалось масло ТАп-15В.

Результаты испытаний первой партии главных передач даны в табл. 34. Ведущая коническая шестерня главной передачи с іо = 6,32 была нарезана с увеличенным до 1,3—1,5 мм радиу­ сом галтели у корня зуба. При поломке конических шестерен их заменяли, после чего испытания продолжались до поломки ци­ линдрических шестерен. По результатам стендовых испытаний можно сделать вывод, что при снижении напряжения изгиба на 5—8 % и упрочнении зубьев стальной дробью усталостная проч­

ность цилиндрических шестерен повышается в 3—4 раза, но при этом долговечность конических шестерен значительно меньше долговечности цилиндрических шестерен.

При испытании второй опытной партии главных передач с іо = 6,32 в них были установлены такие же конические шестер­ ни, что и в первой партии, но их зубья дополнительно подверга­ лись хонингованию и упрочнению стальной дробью. Результаты испытаний второй партии главных передач показывают (табл. 34), что долговечность конических шестерен после хонин­ гования зубьев и упрочнения их дробью возросла в несколько раз и превысила долговечность цилиндрических шестерен.

Упрочнение шестерен стальной дробью производится на спе­ циальной машине конструкции ЗИЛ. Диаметр дроби 0,8—1,2 мм,

7 Зак. 1071

97


34. Результаты испытаний шестерен на изгибно-усталостную прочность

о>

Время роботы

с.

до разрушения

V

шестерен в ч

 

CJ

Б.

га

g_X

 

X

sg

 

u:

Sf г

1

17,6

92,75

2

31,0

57

3

2 2 ,0

44

4

18,9

30,9

 

Состояние ше.терен

 

конических

 

цилиндрических

ведущей

ведомой

ведущей

ведомой

Первая партия іо = 6,32

Поломка двух

Удовле-

зубьев

твори-

у корпя

тельное

Поломка одно-

То же

го зуба у корпя

 

и частичная

 

поломка одно-

 

го зѵба

 

Поломка двух

»

зѵбьев

 

у кормя

 

Поломка

»

одного зуба

 

у корня

 

Поломка одно-

Небольшие

го зуба, очаги вы-

повреждения

крашпванни

у

на вершине

ножки через зуб

зубьев

Поломка одного

То же

зуба;

на осталь-

 

иых

выкрашпва-

 

ние

поверхност-

 

иого слоя

 

Очаги разру-

Поломка шести

зѵбьев. остальные

шенпя поверх-

вудовлетворипостного слоя

тельном

состоя-

у вершины

НИИ

 

зубьев

Наличие треУдовлетвори-

щии и выкраши-

тельное

ванне рабочей по-

 

верхности

через

 

зуб

 

 

 

 

Первая партия

«0 = 6,45

 

 

 

 

5 7 -10 11,9—

Поломка

Удовле-

Поломка

трех-

То же

 

17,3

одного-двух

твори-

шести зубьев

 

 

 

 

зубьев у корня

тельное

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая партия

і0 = 6,32

 

 

 

 

102,75

59,5

На трех

Поломка

Поломка

одно­

На всех

 

 

зубьях

трех

го зуба,

на трех

зубьях очаги

 

 

небольшие

зубьев

сколы. На осталь­

выкрашивания

 

 

сколы

пол­

ных зубьях боль­

на головке

 

 

 

ностью

шие очаги выкра­

 

 

 

 

н одного

шивания

 

 

 

 

90,2

43,5

 

частично

Поломка одно­

На отдельных

Удовлетворительное

 

 

 

 

го зуба; на одном

зубьях очаги

 

 

 

 

зубе

трещина

у

выкрашивания

 

 

 

 

основания, на от­

 

 

 

 

 

дельных

зубьях

 

 

 

 

 

очаги

выкраши­

 

 

 

 

 

вания

 

 

 

 

 

89,4

53,0

»

 

Поломка четы­

На всех

 

 

 

 

рех зубьев

пол­

зубьях очаги

 

 

 

 

ностью

и

двух

выкрашивания

 

 

 

 

частично,

 

 

на

на головке

 

 

 

 

остальных

очаги

 

 

 

 

 

выкрашивания

у

 

 

 

 

 

ножки

 

 

 

 

98


продолжительность операции 1,5 мин. Интенсивность обдува дробью устанавливается по пластине Олмена из стали 65Г раз­ мером 76 X 19 X 11,3 мм, которая в результате этой операции получает остаточную деформацию 0,4—0,7 мм.

Испытания на контактную прочность. Испытания зубьев цилиндрических шестерен на контактную прочность обычно про­ водились на той же машине с замкнутым силовым контуром, что II испытания на нзгпбно-усталостную прочность. Все главные

передачи перед испытаниями подвергались обкатке при частоте вращения ведомой цилиндрической шестерни 50 об/мин в течение 2 ч. Испытания велись при той же частоте вращения и крутящем моменте, равном 0,61—0,62 крутящего момента, принятого для испытаний на нзгибно-усталостную прочность.

В процессе испытаний каждые 3—4 ч шестерни осматривали, чтобы приблизительно установить момент начала разрушения рабочей поверхности зубьев. Испытания заканчивались, когда разрушение поверхности зубьев нарушало нормальную работу зацепления.

Результаты испытаний (табл. 35) показывают, что продол­ жительность работы цилиндрических шестерен с угловой коррек­ цией больше, чем у шестерен без нее. Выкрашивания рабочей поверхности зубьев конических шестерен во время испытаний не наблюдалось.

35. Результаты испытания на контактную прочность зубьев цилиндрических шестерен

іі;

 

Время

работы

сГ

 

шестерен

с

 

в ч

со

1

началадо разруше­ ния

окон­до чательного разруше­ ния

< cf

5

 

 

СВ

 

 

 

«е- га

 

 

 

I

 

бі

246

2

6 ,3 2 -

92

169

3

 

■22

245

 

6 ,4 5

 

 

4

 

68

172,5

Состояние шестерен

ведуіцеіі

ведомой

На зубьях большие очаги выкрашивания; сколов и поломок нет; в зоне выкрашивания трещины

На одном зубе большой скол в средней верхнем части; на остальных небольшие очаги выкрашиванпя

На всех зубьях сколы вершин и большие очаги выкрашивания

То же

Удовлетворительное

На отдельных зубьях точечные очаги выкрашпвания

Мелкие очаги выкрашивання в полюсе зацепления

То же



Испытание на жесткость. При исследовании причин течи масла из-под крышек подшипников вала ведущей цилиндричес­ кой шестерни были проведены испытания главной передачи иа жесткость. Это испытание проводилось на стенде с замкнутым силовым контуром при частоте вращения ведомой цилиндричес­ кой шестерни 2 —3 об/мин и ступенчатом увеличении нагрузки.

Наибольшая нагрузка была равна приблизительно максималь-

Рис. 30. Деформации картера главной передачи и крышек подшипников под действием суммарного крутящего момента на полуосях (стрелками указано направление деформации в местах установки индикаторов):

---------- — деформация кры ш ки;--------------------

на

восьми

деформация картера; I

крышка на шести

болтах; 11 — крышка

болтах; 1—4 и Г—4' — номера

индикаторов

и соответствующие

им

кривые

изменения деформации

ной расчетной. Деформацию в заданных точках определяли по показаниям индикаторов. Схема установки индикаторов и зави­ симость деформаций от суммарного крутящего момента на полу­ осях показаны на рис. 30.

В результате испытаний было установлено, что при нагруже­ нии главной передачи с креплением крышек подшипников вала ведущей цилиндрической шестерни шестью болтами деформации картера и крышек подшипников вала ведущей цилиндрической шестерни различны. Вследствие этого происходит раскрытие стыка и появляется течь масла из картера главной передачи.

100

При испытании главных передач с креплением крышек под­ шипников восемью болтами деформации картера и крышек практически одинаковы и значительно меньше, чем у главной передачи с крышками на шести болтах. Кроме того, при креп­ лении крышек подшипников вала ведущей цилиндрической шес­ терни восемью болтами улучшаются условия работы зубьев цилиндрических шестерен благодаря более жесткой их установ­ ке и, как следствие, повышается долговечность главной передачи.

При испытании на изгибно-усталостную прочность главных передач с передаточным числом 6,95 и с крышками на шести болтах цилиндрические шестерни ломаются после 18 ч работы; при испытании тех же главных передач с крышками на восьми болтах поломка цилиндрических шестерен происходит через 37— 40 ч, т. е. долговечность увеличивается в 2 раза. Учитывая по­ ложительные результаты испытаний главных передач с Ф = 6,95,

укоторых крышки крепятся на восьми болтах, у главных передач

сіо = 6,32 применили такое же крепление крышек.

Дорожно-эксплуатационные испытания. Семь опытных глав­ ных передач с іо = 6,32 проходили эксплуатационные испытания на автомобилях ЗИЛ-ММЗ-555, которые работали в тех же ус­ ловиях, что и автомобили ЗИЛ-ММЗ-555 с главными передача­ ми, имеющими г'о = 6,45. Три главные передачи были установле­ ны на. автомобилях, работавших в следующих условиях эксплу­ атации:

Полезная

нагрузка автопоезда в кгс . .

9000

Суточный

пробег в км ...........................

150—300

Средняя

техническая

скорость в км/ч

20—30

Дорожные условия: в карьерах и на строительных

площадках — насыпной

песок; дороги, выложенные

бетонными

плитами, и грунтовые дороги; в городе—

дороги с асфальтовым покрытием.

 

Четыре главные передачи испытывались на автомобилях, работающих без прицепа с полезной нагрузкой 5000—6000 кгс и обслуживающих дорожно-строительные организации.

Результаты испытаний (табл. 36) подтверждают значительно более высокую долговечность главных передач, зубья цилиндри­ ческих шестерен которых имеют угловую коррекцию.

Картер заднего моста

Картеры задних мостов на заводе регулярно подвергаются испытаниям на статическую и усталостную прочность.

При испытании на жесткость и статическую прочность воз­ растающая нагрузка прикладывается в местах крепления рес­ сор. Расстояние между опорами картера устанавливается рав­ ным колее автомобиля. Деформацию замеряют при помощи ин­ дикаторов часового типа. Схема нагружения картера и располо­ жения индикаторов показана на рис. 31.

101