Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
га,
30 |
Jr X = |
|
2 |
су о |
|
. |
^ |
|
й |
О о |
табл |
|
Продолжение |
+ |
|
СО |
|
Э |
|
а - |
|
ь- |
|
И) |
|
г |
'S Ч
Ч
ѴО |
О62. |
>> |
- |
ѴО |
|
>.ГО |
||
и |
56 |
|
го |
сого |
|
3 |
о о |
|
о; = |
||
го |
г? |
О £ |
н |
|
s Я 5 « Е
I О о g о
= 1 0 §•= =?
га ' ' S ю гаго
, 8 ° .
С-0 * 0
с о —
о—
CJ
О
U
ГОи ѵо
П О :“
К Э »
га |
|
— |
|
а . о |
к |
|
|
о |
=> |
3 |
|
м |
QJ ■— |
|
|
“ |
и |
а г а |
|
О |
о |
о |
É- |
|
>>С |
s |
|
|
Ч О |
Ч |
= |
|
|
до |
|
|
ѴС |
|
|
>. |
|
|
ч |
О |
см |
и |
го |
|
|
СО |
|
|
ГО |
1 |
ГО гога СО |
||
|
о |
ю |
|
CJ |
nf 5 ^
J СО о
-ca
он
1 - I
X 22
20 іо
■чі«
gu
и°
-В*
t>
а
iS
га tu ■го
2 се '
^и - н
н^
о |
S |
|
о |
|
|
ГОсо с |
Ol |
|
о |
го о |
|
Си > . c-t |
|
|
ca — X s Lo |
||
0 |
( 0 j |
g o |
|
|
a a; |
С о
а иэ
ч ^ га ГГ
и :
CQ
а ; |
<У |
ч |
У |
i>s о |
го |
і> О =
SjJ |
|
го |
|
ZZ |
|
го |
|
ГО |
|
го |
|
ГО |
|
||
ч |
|
ч |
|
ГО |
|
го |
|
CJ |
|
и |
|
Ч |
|
Г ( |
|
о |
|
|
|
с |
|
о |
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
го |
|
£> |
|
э Г О |
|
э |
|
< у |
LO |
|
|
э |
я . |
о . |
|
|
о |
н |
|
О ) |
с ; |
Э |
У З |
Г О |
|
го |
|
г о |
£ |
|
|
||
Г О |
о |
Й |
о |
|
|
||
я |
1 |
с5 |
° |
|
о і |
|
а |
|
с о |
|
г о |
|
3 1 6 |
= |
|
°S а
*Э Ь* Р <3J
- а - 3
< 0 5
о ca си
а о ^ |
|
а» с w |
|
ю си |
|
и |
|
га <М |
|
го |
Ol |
s |
|
° |
ирю |
И |
00 |
“ Л Й°?
2 ню !
ч У — g l o «
ч
и с н <: <;
о
LO
О
Н
U
О
и
а к 3 съ
et &
<У CJ
го I
ГО2
ч
о
92
16 мм, а число уменьшено до двенадцати. Конические втулки надеты на все шпильки.
Краткая характеристика деталей заднего моста приведена в табл. 30.
РАСЧЕТ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ШЕСТЕРЕН
В результате расчета зубьев цилиндрических шестерен на изгиб, проведенного по той же методике, что и расчет шестерен коробки передач, напряжение изгиба в шестернях с угловой кор рекцией зуба оказалось несколько меньше напряжений в шестер нях без угловой коррекции (табл. 31). Расчет проводился для максимального крутящего момента двигателя Ме = 41 кгс-м при включенной первой передаче в коробке передач.
31. Напряжение изгиба в шестернях
|
Шестерни |
с угловой |
Шестерни без |
|
Параметры |
коррекцией |
угловой коррекции |
||
|
|
|
|
|
|
ведущая |
ведомая |
ведущая |
ведомая |
Число зубьев ...................................... |
14 |
46 |
14 |
47 |
Напряжение изгиба в кгс/мм2 . . . |
39 |
39 |
42,2 |
41 |
32.Данные для расчета контакных напряжений
взубьях цилиндрических шестерен
Параметры |
|
|
і'о ^ 6,32 |
і0= 6,4 5 |
Рабочая ширина шестерни в м м .................................. |
цилиндре |
. • |
70 |
|
Угол наклона спирали на делительном |
16° 08' |
|||
Профильный угол репки в нормальном |
сечении . . . |
20 |
|
|
Коэффициент, зависящий от угла наклона спирали |
1,03 |
|
||
Степень перекрытия зубьев в осевом сечении . . . . |
1,03 |
|
||
Степень перекрытия зубьев в торцовом сечении . . . |
1,08 |
1,2 |
||
Коэффициент, зависящий от степени перекрытия |
зу |
|
1,24 |
|
бьев ............................................................................................ |
|
|
1,1 |
|
Минимальная суммарная длина линий контакта в мм |
79,3 |
89,2 |
||
Межосевое расстояние в м м .......................................... |
|
|
190,5 |
|
Крутящий момент на ведущей шестерне в кгс-мм . . |
586 000 |
|||
Передаточное число пары шестерен............................... |
сечении . . . |
3,28 |
3,35 |
|
Угол зацепления шестерни в торцовом |
23° 06' |
20° 45' |
||
Контактное напряжение в зубьях шестерен в кгс/мм2 |
274 |
272 |
Расчет цилиндрических шестерен на контактные напряжения производился по методике, изложенной в книге И. И. Дымшица 1
(табл. 32). Контактные напряжения в шестернях с угловой кор рекцией (главная передача с іо = 6,32) и в шестернях без угло вой коррекции (главная передача с іо = 6,45) практически оди наковы.
1 Дымшиц И. И. Коробки передач. М., Машпіз, 1960.
93
ИСПЫТАНИЕ И ДОВОДКА ЗАДНИХ МОСТОВ
Главная передача
В процессе доводки конструкции главной передачи на стенде определяли ее статическую прочность, изгибно-усталостиую прочность шестерен, контактную прочность зубьев шестерен, жесткость главной передачи. Кроме того, главные передачи про ходили также дорожные испытания.
Испытание на статическую прочность. Испытания на стати ческую прочность производятся на крутильной машине. Испыту
|
|
емую главную передачу устанав |
||||||
|
|
ливают в технологический картер |
||||||
|
|
заднего |
моста. |
Ведущий |
вал |
|||
|
|
главной |
передачи |
посредством |
||||
|
|
карданного вала соединяют с вы |
||||||
|
|
ходным валом крутильной маши |
||||||
|
|
ны; тормозные барабаны блоки |
||||||
|
|
руют с опорными дисками тормо |
||||||
|
|
зов (рис. 28). |
|
|
|
|
||
|
|
Главную передачу нагружают, |
||||||
|
|
плавно увеличивая крутящий мо |
||||||
|
|
мент до поломки |
наименее проч |
|||||
|
|
ного звена (скорость |
нагружения |
|||||
|
|
2 об/мин). |
Крутящий момент из |
|||||
|
|
меряют с помощью |
специальных |
|||||
|
|
протарпрованных |
торсионов |
с |
||||
|
|
тензодатчиками, |
показания |
кото |
||||
Рис. 28. Заблокированные |
тор |
рых передаются на вход автома |
||||||
тического |
потенциометра |
ЭПП- |
||||||
мозные барабаны |
|
|||||||
|
|
09М. Одновременно с нагружени |
||||||
|
|
ем диаграммное |
устройство |
вы |
черчивает график зависимости крутящего момента от угла пово рота выходного вала крутильной машины и в момент поломки фиксирует величину разрушающего момента.
В процессе статических испытаний определяется наименее прочное звено главной передачи и запас прочности, который под считывают по формуле (3).
Результаты испытаний на статическую прочность, приведен ные в табл. 33, показали, что в главных передачах с іо — 6,45 наименее прочным звеном являются цилиндрические шестерни. В главной передаче с іо = 6,32, в которой устанавливаются ци линдрические шестерни с угловой коррекцией, слабым звеном были конические шестерни. Цилиндрические шестерни в этой главной передаче поломок не имели.
Испытания на изгибно-усталостную прочность. Испытания на изгибно-усталостную прочность зубьев шестерен главной пе-
94
33. Результаты испытаний на статическую прочность главных передач
|
Разрушаю |
|
|
Состояние шестерен |
|
|
*0 |
Запас |
конических |
цилиндрических |
|||
щий момент |
прочности |
|||||
|
в кгс-м |
|
ведущих |
ведомых |
ведущих |
ведомых |
|
|
|
||||
6,32 |
890* |
2,92 |
Поломка |
Поломка |
Поломок нет |
|
|
|
|
пяти |
одного |
|
|
|
|
|
зубьев |
зуба |
|
|
6,45 |
760—840** |
2,49 -2,75 |
Поломок нет |
Поломка |
Поломка |
|
|
|
|
|
|
двух-трех одного-ше |
|
|
|
|
|
|
зубьев |
сти зубьев |
*Испытывались две главные передачи, результаты испытаний которых одинаковы.
**Данные контрольных испытаний шести главных передач.
редачи проводятся на стенде с замкнутым силовым контуром, кинематическая схема которого приведена на рис. 29.
Для нагружения шестерен главной передачи при испытании используется мощность, циркулирующая в замкнутом контуре, состоящем из четырех однотипных соединительных угловых ко робок II упругих валов, зубчатых муфт, нагружающего механиз ма и'двух мостов: испытуемого и вспомогательного. Контур при водится во вращение электродвигателем постоянного тока. Бес ступенчатая регулировка частоты вращения контура (в пределах одной передачи в коробке передач) осуществляется путем изме нения частоты вращения вала электродвигателя. Кроме того, для расширения диапазона изменения частот вращения контура имеется механическая четырехступенчатая коробка передач.
Ведущий мост с испытуемой главной передачей устанавли вается на плите, связанной системой рычагов с весоизмеритель ным устройством. Ступицы колес специальными зубчатыми муф тами соединяются с угловыми коробками. Вал ведущей коничес кой шестерни главной передачи соединен с центральным карданным валом стенда. Между двумя другими угловыми ко робками устанавливается вспомогательный замыкающий мост с главной передачей, аналогичной испытуемой. Направления по токов мощности в главных передачах вспомогательного и испы туемого мостов противоположны.
Нагружение шестерен главной передачи производится спе циальным нагружателем, представляющим собой планетарный редуктор! Для создания нагрузки в контуре необходимо выход ные валы планетарного редуктора повернуть один относительно другого на некоторый угол. Этот поворот валов осуществляется электродвигателем.
Крутящий момент в контуре в процессе испытаний измеряет ся весоизмерительным устройством, которое фиксирует реактив-
95
ный момент па картере заднего моста, равный суммарному крутящему моменту на полуосях. Направление вращения шес терен испытуемой главной передачи соответствует их вращению при переднем ходе автомобиля. Для обеспечения равенства час-
Рис. 29. Схема стенда с замкнутым контуром для испытания задних мостов:
/ — коробка передач; 2, 7, II к /5 — |
|
|
|||
углоаые коробки; 3, |
в, 12 и |
JA — |
сое |
|
|
динительные муфты |
ступиц; |
А — |
цен |
|
|
тральная коробка; 5 — вспомогатель |
|
|
|||
ный мост; 8 — нагрузочная коробка; |
|
П |
|||
—Рч— I |
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
tt |
i . |
-L |
|
|
|
|
fl |
2 |
|
|
|
|
L— e d-J |
счетчик оборотов; 13 — испытуемый мост; 16 — двигатель главного при
вода
1
■ЙИив-
тот вращения полуосей дифференциал вспомогательного моста блокируется. Постоянная температура масла в испытуемом и вспомогательном мостах поддерживается при помощи внешнего водяного охлаждения (душа). Контроль за температурой масла в картерах мостов осуществляется достанцпонными аэротермо метрами.
96