Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

га,

30

Jr X =

2

су о

.

^

й

О о

табл

 

Продолжение

+

 

СО

 

Э

 

а -

 

ь-

 

И)

 

г

'S Ч

Ч

ѴО

О62.

>>

-

ѴО

>.ГО

и

56

 

го

сого

 

3

о о

 

о; =

го

г?

О £

н

 

s Я 5 « Е

I О о g о

= 1 0 §•= =?

га ' ' S ю гаго

, 8 ° .

С-0 * 0

с о —

о

CJ

О

U

ГОи ѵо

П О :“

К Э »

га

 

 

а . о

к

 

о

=>

3

 

м

QJ ■—

 

и

а г а

О

о

о

É-

 

>>С

s

 

Ч О

Ч

=

 

до

 

ѴС

 

>.

 

ч

О

см

и

го

 

СО

 

ГО

1

ГО гога СО

 

о

ю

 

CJ

nf 5 ^

J СО о

-ca

он

1 - I

X 22

20 іо

■чі«

gu

и°

-В*

t>

а

iS

га tu ■го

2 се '

^и - н

н^

о

S

 

о

 

 

ГОсо с

Ol

о

го о

Си > . c-t

 

ca — X s Lo

0

( 0 j

g o

 

 

a a;

С о

а иэ

ч ^ га ГГ

и :

CQ

а ;

ч

У

i>s о

го

і> О =

SjJ

 

го

ZZ

 

го

ГО

 

го

ГО

 

ч

 

ч

 

ГО

 

го

CJ

 

и

 

Ч

 

Г (

 

о

 

 

с

 

о

 

 

с

 

 

 

 

5

 

го

£>

 

э Г О

 

э

 

< у

LO

 

 

э

я .

о .

 

 

о

н

 

О )

с ;

Э

У З

Г О

го

 

г о

£

 

 

Г О

о

Й

о

 

 

я

1

с5

°

 

о і

 

а

 

с о

 

г о

 

3 1 6

=

 

°S а

*Э Ь* Р <3J

- а - 3

< 0 5

о ca си

а о ^

а» с w

ю си

 

и

 

га <М

 

го

Ol

s

°

ирю

И

00

Л Й°?

2 ню !

ч У — g l o «

ч

и с н <: <;

о

LO

О

Н

U

О

и

а к 3 съ

et &

<У CJ

го I

ГО2

ч

о

92


16 мм, а число уменьшено до двенадцати. Конические втулки надеты на все шпильки.

Краткая характеристика деталей заднего моста приведена в табл. 30.

РАСЧЕТ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ШЕСТЕРЕН

В результате расчета зубьев цилиндрических шестерен на изгиб, проведенного по той же методике, что и расчет шестерен коробки передач, напряжение изгиба в шестернях с угловой кор­ рекцией зуба оказалось несколько меньше напряжений в шестер­ нях без угловой коррекции (табл. 31). Расчет проводился для максимального крутящего момента двигателя Ме = 41 кгс-м при включенной первой передаче в коробке передач.

31. Напряжение изгиба в шестернях

 

Шестерни

с угловой

Шестерни без

Параметры

коррекцией

угловой коррекции

 

 

 

 

 

ведущая

ведомая

ведущая

ведомая

Число зубьев ......................................

14

46

14

47

Напряжение изгиба в кгс/мм2 . . .

39

39

42,2

41

32.Данные для расчета контакных напряжений

взубьях цилиндрических шестерен

Параметры

 

 

і'о ^ 6,32

і0= 6,4 5

Рабочая ширина шестерни в м м ..................................

цилиндре

. •

70

 

Угол наклона спирали на делительном

16° 08'

Профильный угол репки в нормальном

сечении . . .

20

 

Коэффициент, зависящий от угла наклона спирали

1,03

 

Степень перекрытия зубьев в осевом сечении . . . .

1,03

 

Степень перекрытия зубьев в торцовом сечении . . .

1,08

1,2

Коэффициент, зависящий от степени перекрытия

зу­

 

1,24

бьев ............................................................................................

 

 

1,1

Минимальная суммарная длина линий контакта в мм

79,3

89,2

Межосевое расстояние в м м ..........................................

 

 

190,5

Крутящий момент на ведущей шестерне в кгс-мм . .

586 000

Передаточное число пары шестерен...............................

сечении . . .

3,28

3,35

Угол зацепления шестерни в торцовом

23° 06'

20° 45'

Контактное напряжение в зубьях шестерен в кгс/мм2

274

272

Расчет цилиндрических шестерен на контактные напряжения производился по методике, изложенной в книге И. И. Дымшица 1

(табл. 32). Контактные напряжения в шестернях с угловой кор­ рекцией (главная передача с іо = 6,32) и в шестернях без угло­ вой коррекции (главная передача с іо = 6,45) практически оди­ наковы.

1 Дымшиц И. И. Коробки передач. М., Машпіз, 1960.

93


ИСПЫТАНИЕ И ДОВОДКА ЗАДНИХ МОСТОВ

Главная передача

В процессе доводки конструкции главной передачи на стенде определяли ее статическую прочность, изгибно-усталостиую прочность шестерен, контактную прочность зубьев шестерен, жесткость главной передачи. Кроме того, главные передачи про­ ходили также дорожные испытания.

Испытание на статическую прочность. Испытания на стати­ ческую прочность производятся на крутильной машине. Испыту­

 

 

емую главную передачу устанав­

 

 

ливают в технологический картер

 

 

заднего

моста.

Ведущий

вал

 

 

главной

передачи

посредством

 

 

карданного вала соединяют с вы­

 

 

ходным валом крутильной маши­

 

 

ны; тормозные барабаны блоки­

 

 

руют с опорными дисками тормо­

 

 

зов (рис. 28).

 

 

 

 

 

 

Главную передачу нагружают,

 

 

плавно увеличивая крутящий мо­

 

 

мент до поломки

наименее проч­

 

 

ного звена (скорость

нагружения

 

 

2 об/мин).

Крутящий момент из­

 

 

меряют с помощью

специальных

 

 

протарпрованных

торсионов

с

 

 

тензодатчиками,

показания

кото­

Рис. 28. Заблокированные

тор­

рых передаются на вход автома­

тического

потенциометра

ЭПП-

мозные барабаны

 

 

 

09М. Одновременно с нагружени­

 

 

ем диаграммное

устройство

вы­

черчивает график зависимости крутящего момента от угла пово­ рота выходного вала крутильной машины и в момент поломки фиксирует величину разрушающего момента.

В процессе статических испытаний определяется наименее прочное звено главной передачи и запас прочности, который под­ считывают по формуле (3).

Результаты испытаний на статическую прочность, приведен­ ные в табл. 33, показали, что в главных передачах с іо — 6,45 наименее прочным звеном являются цилиндрические шестерни. В главной передаче с іо = 6,32, в которой устанавливаются ци­ линдрические шестерни с угловой коррекцией, слабым звеном были конические шестерни. Цилиндрические шестерни в этой главной передаче поломок не имели.

Испытания на изгибно-усталостную прочность. Испытания на изгибно-усталостную прочность зубьев шестерен главной пе-

94


33. Результаты испытаний на статическую прочность главных передач

 

Разрушаю­

 

 

Состояние шестерен

 

*0

Запас

конических

цилиндрических

щий момент

прочности

 

в кгс-м

 

ведущих

ведомых

ведущих

ведомых

 

 

 

6,32

890*

2,92

Поломка

Поломка

Поломок нет

 

 

 

пяти

одного

 

 

 

 

 

зубьев

зуба

 

 

6,45

760—840**

2,49 -2,75

Поломок нет

Поломка

Поломка

 

 

 

 

 

двух-трех одного-ше­

 

 

 

 

 

зубьев

сти зубьев

*Испытывались две главные передачи, результаты испытаний которых одинаковы.

**Данные контрольных испытаний шести главных передач.

редачи проводятся на стенде с замкнутым силовым контуром, кинематическая схема которого приведена на рис. 29.

Для нагружения шестерен главной передачи при испытании используется мощность, циркулирующая в замкнутом контуре, состоящем из четырех однотипных соединительных угловых ко­ робок II упругих валов, зубчатых муфт, нагружающего механиз­ ма и'двух мостов: испытуемого и вспомогательного. Контур при­ водится во вращение электродвигателем постоянного тока. Бес­ ступенчатая регулировка частоты вращения контура (в пределах одной передачи в коробке передач) осуществляется путем изме­ нения частоты вращения вала электродвигателя. Кроме того, для расширения диапазона изменения частот вращения контура имеется механическая четырехступенчатая коробка передач.

Ведущий мост с испытуемой главной передачей устанавли­ вается на плите, связанной системой рычагов с весоизмеритель­ ным устройством. Ступицы колес специальными зубчатыми муф­ тами соединяются с угловыми коробками. Вал ведущей коничес­ кой шестерни главной передачи соединен с центральным карданным валом стенда. Между двумя другими угловыми ко­ робками устанавливается вспомогательный замыкающий мост с главной передачей, аналогичной испытуемой. Направления по­ токов мощности в главных передачах вспомогательного и испы­ туемого мостов противоположны.

Нагружение шестерен главной передачи производится спе­ циальным нагружателем, представляющим собой планетарный редуктор! Для создания нагрузки в контуре необходимо выход­ ные валы планетарного редуктора повернуть один относительно другого на некоторый угол. Этот поворот валов осуществляется электродвигателем.

Крутящий момент в контуре в процессе испытаний измеряет­ ся весоизмерительным устройством, которое фиксирует реактив-

95


ный момент па картере заднего моста, равный суммарному крутящему моменту на полуосях. Направление вращения шес­ терен испытуемой главной передачи соответствует их вращению при переднем ходе автомобиля. Для обеспечения равенства час-

Рис. 29. Схема стенда с замкнутым контуром для испытания задних мостов:

/ — коробка передач; 2, 7, II к /5 —

 

 

углоаые коробки; 3,

в, 12 и

JA

сое­

 

 

динительные муфты

ступиц;

А

цен­

 

 

тральная коробка; 5 — вспомогатель­

 

 

ный мост; 8 — нагрузочная коробка;

 

П

—Рч— I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tt

i .

-L

 

 

 

 

fl

2

 

 

 

 

L— e d-J

счетчик оборотов; 13 — испытуемый мост; 16 — двигатель главного при­

вода

1

■ЙИив-

тот вращения полуосей дифференциал вспомогательного моста блокируется. Постоянная температура масла в испытуемом и вспомогательном мостах поддерживается при помощи внешнего водяного охлаждения (душа). Контроль за температурой масла в картерах мостов осуществляется достанцпонными аэротермо­ метрами.

96