Рис. 153. Экономическая характеристика автомоби ля ЗИЛ-164:
/ — без груза; 2 — с грузом 4 |
т; 3 — с грузом А т |
и прицепом |
|
Рис. 154. Экономические характеристики автомобиля ЗИЛ-130 массового производства:
1 — груз 6 т и прицеп общей массой 6,4 т; 2 — груз 5 т н прицеп общей массой 6,4 т; 3 — груз 5 т и прицеп общей массой 6 т; 4 — груз э т и прицеп общей массой 5 т; 5 —
без груза
112. Экономические характеристики автомобилей ЗИЛ-130 без нагрузки
|
|
Расход топлива |
на 100 км в л при |
Автомобиль ЗИЛ-130 |
|
скорости движения |
в км/ч |
|
20 |
|
|
|
|
|
|
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
Установочной партии ........................ |
19,8 |
19,6 |
20,8 |
22.5 |
24,3 |
27.2 |
Массового производства.................... |
18,8 |
19,0 |
20.6 |
23,6 |
27.2 |
к 1 т перевозимого груза, при движении по дорогам всех кате горий снизился в среднем на 12% по сравнению с расходами топлива автомобилями ЗИЛ-130 установочной партии грузоподъ емностью 4 т и на 27,5% по сравнению с расходами' топлива ав томобилями ЗИЛ-164.
Опыт эксплуатации автомобилей ЗИЛ-130 в народном, хо зяйстве показал, что они наиболее экономически эффективны (особенно по расходу топлива) при постоянной работе с полной нагрузкой в составе автопоездов.
Если автомобили ЗИЛ-130 используют как одиночные, их по казатели по расходу топлива ухудшаются. Особенно наглядно влияние недогрузки автопоезда сказывается на соотношении фактического расхода топлива и государственной нормы.
Известно, что действующие государственные нормы расхода топлива предусматривают стимулирование эксплуатации автомо биля в составе автопоезда при полном использовании его грузо подъемности. Чем больше недогрузка поезда, тем жестче госу дарственная норма расхода топлива. Так, при эксплуатации ав топоезда ЗИЛ-130 с половинной нагрузкой фактический расход топлива снижается на 14%, в то время как государственная нор ма уменьшается на 24%. При использовании грузоподъемности автомобиля на две трети (работа без прицепа с грузом массой 4 т) фактический расход топлива снижается приблизительно на 20%, а государственная норма уменьшается на 30%. При холос тых ездках (без прицепа и без груза) фактический расход топ лива падает на 31%, а государственная норма уменьшается на 52%, т. е. фактически в 2 раза.
Расход масла двигателем
Эксплуатация выпускавшихся ранее заводом грузовых авто мобилей показала, что расход масла двигателями ЗИЛ-120 на автомобилях ЗИЛ-164 при умеренном пробеге составлял 1,5— 2,5% расхода топлива и резко возрастал с увеличением пробега, достигая 3—3,5% при пробеге 50—60 тыс. км. Опытные образцы автомобилей ЗИЛ-130 с первыми Ѵ-образными двигателями имели расходы масла несколько меньшие, чем автомобили ЗИЛ-164, но достаточно высокие для двигателя такого типа.
Расход масла двигателями ЗИЛ-130 существенно понизился после введения стальных хромированных маслосъемных колец. Это подтверждается результатами испытаний автомобилей ЗИЛ -130 серийного производства в различных дорожных усло виях при пробеге 50 тыс. км. Ниже приведены расходы масла двигателем ЗИЛ-130 на 100 км во время этих испытаний (в л):
Магистральное шоссе: |
|
|
58 к м / ч |
|
0,012—0,014 |
Масса |
груза |
6 т, ѵа = 55 |
....................................... массой 6,5 т, |
Масса |
грѵза |
6 |
т |
и |
прицеп |
обшей |
ѵа = |
|
= 60 к м / ч ...................................................................................... |
|
масса |
груза |
5 т, ѵа = 37 -н 39 км/ч . |
0,140—0,150 |
Булыжное шоссе, |
. . . |
0,060—0,097 |
Грунтовые дороги, масса груза |
5 т, ѵа = 38 — 39 км/ч |
. . . |
0,130 |
Горные дороги: |
|
|
|
|
км/ч |
|
|
0,4 |
Масса |
груза |
6 т, ца = 37ч-38 |
массой 6 т. ѵа — 26 ..— |
Масса |
груза |
6 т |
и |
прицеп |
общей |
0,4—0,6 |
27 км / ч ..................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
Скоростная дорога |
автополигона: |
ѵа = 64 |
Масса |
груза |
|
6 т |
и прицеп общей массой 6 т, |
66 к м /ч ............................................................................................. |
6 т, |
иа = 78-н 79 к м / ч |
0,2—0,3 |
Масса |
груза |
0,3 |
За весь |
период |
испытаний (общий пробег 50 тыс. |
км), ѵа = |
= 48 к м / ч ................................................................................................. |
в |
% расхода то п л и ва |
0,17—0,20 |
Расход масла |
0,37—0,43 |
Таким образом угар масла в двигателях в период испытаний при пробеге автомобилями 50 тыс. км составил 0,170—0,200 л на 100 км. Эти данные соответствуют расходам масла лучшими за рубежными двигателями. Средний суммарный расход масла дви гателями ЗИЛ-130 составляет менее 1% расхода топлива и ос
тается стабильным при |
длительном пробеге |
(до 100— |
120 тыс. км). Только после |
пробега 250 тыс. км |
он достигает |
2—2,5% расхода топлива. |
|
|
Автомобиль-тягач ЗИЛ-130 за пробег 160 тыс. км в сравнении с автомобилем ЗИЛ-164 дает более 1000 л экономии масла, при меняемого для смазки двигателя. Все сказанное выше позволило заводу выйти с предложениями о снижении государственной нор мы расхода на масло для двигателей ЗИЛ-130.
Маневренность
Маневренность характеризует способность автомобиля к по-
•воротам и разворотам на минимальной площади. К основным параметрам, определяющим маневренность, относятся наимень ший диаметр поворота и габарит ные диаметры поворота.
Эти параметры для испытуе мых автомобилей определяли при левом и правом поворотах в соот ветствии с рис. 155 при скорости движения не более 5 км/ч и при
|
|
|
|
|
максимальном |
угле поворота |
уп |
|
равляемых колес |
(d — наимень |
|
ший диаметр |
поворота, равный |
|
диаметру окружности, описывае |
Рнс. 155. Обозначение наименьших |
мой на плоскости дороги центром |
и габаритных диаметров поворота |
отпечатка шины |
наружного |
пе |
автомобиля |
|
реднего колеса; d і — наименьший
наружный габаритный диаметр поворота, равный диаметру ок ружности, описываемой проекцией на дорогу точки автомобиля, наиболее удаленной от центра поворота; do—-наименьший внут ренний габаритный диаметр поворота, равный диаметру окруж ности, описываемой проекцией на дорогу точки автомобиля, бли жайшей к центру поворота).
Полученные средние диаметры d, d і и do приведены в табл. 114.
114. Наименьшие диаметры поворота автомобилей в м
|
|
(і |
|
d\ |
|
С^2 |
Автомобиль |
Поворот |
Поворот |
Поворот |
Поворот |
Поворот |
Попорот |
|
влево |
вправо |
влево |
вправо |
влево |
вправо |
ЗИЛ-130............... |
15,440 |
16,150 |
16,530 |
17,250 |
9,360 |
10,020 |
Форд F750 . . . . |
18,276 |
16,784 |
19,296 |
17,834 |
— |
— |
Додж D600 . . . |
17,120 |
18,340 |
18,280 |
19,460 |
11,460 |
12,720 |
Плавность хода автомобиля
Плавность хода автомобиля ЗИЛ-130 определяли при пробеговых испытаниях по средним скоростям движения по дорогам с булыжным покрытием и грунтовым дорогам. Скорости движе ния ограничивались фактическими ускорениями и динамически ми нагрузками, которые испытывают водитель и пассажиры в кабине, а также которым могут подвергаться грузы, перевози мые на платформе. Запись ускорений производилась с помощью акселерографов, помещенных на сиденьях водителя и пассажи ра, а также в нескольких местах платформы. Результаты испы таний приведены в табл. 115.
115. Средние скорости движения, ограничиваемые плавностью хода, в км/ч
Автомобиль |
Булыжное |
Грунтова л |
шоссе |
дорога |
ЗИЛ -130 без п р и ц еп а ............................................... |
43—45 |
31—32 |
ЗИЛ-164 без п р и ц еп а ............................................... |
33^36 |
26—28 |
ЗИЛ-130 с прицепом................................................... |
37 |
27,5 |
ЗИЛ-164Р с прицепом............................................... |
32 |
24 |
Интернейшнл R-185 без прицепа............................ |
36—37 |
25—27 |
Додж С-ЗТА-8 без п р и ц е п а ................................... |
38—40 |
23—25 |
Подвеска автомобиля ЗИЛ-130, выполненная на удлиненных и более мягких по сравнению с автомобилем ЗИЛ-164 рессорах, в сочетании с амортизаторами передней подвески способствует уменьшению утомляемости водителя. Постоянные «пробои» под весок зарубежных грузовых автомобилей создают значительные колебания в продольной плоскости, приводящие к быстрой утом ляемости водителей, выскакиванию груза из платформы и сниже нию скорости этих автомобилей по сравнению со скоростью ав томобиля ЗИЛ-130.
Удобство управления
Легкость управления автомобилем в комплексе оценивается удобством управления рулевым колесом, пользования рычагами и педалями управления и по усилиям, потребным для этого, а