Файл: Художественная обработка металла в Бурятии [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

своим молотком начинали его ковать. После не менее чем двукратной ковки старший брат «брал железо голыми руками, лизал его, проводил по нему пальцами и нагар разбрасывал во все стороны. У кого загоралась одежда, это считалось предвестием .большого несчастья. Матери

ибабушки наблюдали за своими детьми, внучатами, чтобы они не испугались и не отбросили упавшую на одежду искру»1.

Взаписи С. П. Балдаева текст шаманского кузнечного призывания отличается наибольшей полнотой. В нем перечисляются и все кузнечные инструменты, и предметы,

инекоторые процессы технологии. К тому же в нем хорошо выражены чаяния и надежды, с которым обра­ щался народ к «Божинтоевым девяти сыновьям».

Иступите острые зубы волкам, Волочащим спои хвосты, Укоротьте ворам Длинные шесты арканов,

Все черное и злое удалите от нас!

Все доброе и светлое направьте на пас!.. Данте нам счастье и богатство, Наделите чадородием и счастьем, Размножьте скот, табуны, Расплодите скот!..

Пошлите нам счастье От широкой необъятной земли!..21

Таким образом, в народном представлении древние кузнецы обладали могуществом и являлись добрыми покровителями людей: они способны были предотвратить зло и содействовать установлению на земле счастья, бо­

гатства

п плодородия.

 

 

 

 

Все песнопения, обращенные к кузнечным богам, на­

сыщены

конкретным жизненным содержанием.

Точно

и образно в них

раскрываются

специфика

и

существо

труда, связанного

с обработкой

металлов.

И

в

этом

смысле различные призывания представляются нам особенно интересными. Только потому, что в реальной жизни трудились искусные умельцы, творившие своими руками чудеса, делавшие твердые природные материалы послушными и гибкими, превращавшие их в разного рода

изделия,

необходимые в быту, только поэтому могли

1 С. П.

Б а л д а е в, Избранное, стр. 192—193.

2 Т а м

ж е, стр. 196—197.

20


появиться такие песни и гимны, в которых высоко подни­

мается

труд кузнецов,

их замечательное

искусство:

 

.Мастер подобно белому небу...

 

 

Ты нелик, как

горы, как океан!..

 

 

Подобно

храмам высоким

 

 

Горнило с наковальней сделай!...

 

 

Кузнечным мехом из бычьей шкуры

 

 

Сталь и железо дыми!

 

 

Кузнечным мехом нз шкуры лося

 

 

Черное

железо

дыми!

 

 

Гелый волос серебряный

 

 

До луны дотяни

 

 

Красный

волос серебряный

 

 

До высоких гор дотяни!1

 

1 В.

А. М н х а и лов.

(Пер. с бур. М. Н.

Намжиловой) РО

БФ СО АП СССР, ф. Л» 3,

on. ЛЬ 1, д. ЛЬ 4, стр.

33.

И. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ

Ковка

Ковка — один из первых технических приемов обра­ ботки металлов, известных человеку с древнейших времен. Поскольку в готовом к обработке виде в природе встре­ чаются лишь драгоценные металлы, то именно с них

иначалось освоение кузнечного дела, прежде всего ковки, основанной на свойствах золота и серебра сплющиваться

ирастягиваться под ударами тяжелого молота.

До сих пор все чеканные и филигранные работы, выполняемые народными мастерами Бурятии, начинаются с выковывания серебряных пластин разнообразной фор­ мы и величины, вплоть до тончайших лепт, которые после предварительной ковки, произведенной тщательнейшим образом, подвергаются волочению и используются затем в узорах.

После длительной ковки металл становится упругим,

легче поддается дальнейшей

обработке.

В отличие от благородных

металлов железо может

коваться только в горячем виде. При этом накаливание его в огне и последующая ковка требуют большой сно­ ровки, физических усилий и наметанного глаза, чтобы по изменившемуся в огне цвету определить готовность раскаленного железа к обработке молотом на наковаль­ не.

Бурятские кузнецы изготовляли не только предметы домашнего обихода, но и такие изделия, как кольчуга, состоящая из сцепленных между собой колечек, и до­ вольно сложные украшения. Не случайно среди кузнеч­ ных инструментов, описанных М. Н. Хангаловым, есть приспособление для вытягивания проволоки (cap), напо­ минающее по внешнему виду и назначению дощечку для


волочения серебряной нити у современных чекаииШков. В прежнее время кузницы представляли собой строе­ ния с отверстием в крыше. В это отверстие выходил дым из очага, расположенного в центре помещения на невы­ соком, толщиной в 8—10 см, глиняном фундаменте. Дрова могли подкладываться как через дверцу, так и сверху, в зависимости от того, какой силы огонь надо было по­

лучить в очаге.

Рядом с очагом было приспособлено место, куда сбрасывались потухшие угли, а также небольшой горн (хяЬа) для горящих углей из чугуна (шэрэм), имевший дно с дырочками, ниже которого находилось полое про­ странство. В это пространство через специальное отвер­ стие в стенке горна накачивался воздух при помощи кузнечного меха (хеергэ). Каркас для меха изготовлялся из легкого дерева, например кедра, и обтягивался кожей.

В кузнице было не меньше двух наковален — боль­ шая и маленькая (томо, бага душэ); несколько приспо­ соблений, которые вставлялись в наковальню, плоские (хабтагайд) и фигурные (гурьбатай). Среди фигурных были круглые (голэй), прямоугольные (тэбхэр), треуголь­

ные (гурбан), верхние

(дээд), нижние (доод), для

резьбы (шурэгэй), для

протягивания прутиков (таль-

хнбша), отрезные (сабшуур), толстые и тонкие (будуун, нарин).

Все кузнечные инструменты считались священными, а особенно такие, которыми пользовались в старину, и они передавались по наследству. У потомственных кузнецов их становилось все больше и больше, при этом некоторые из них превращались в реликвии.

Под рукою работающего мастера всегда находилось довольно большое количество молотов разного рода. Так, кузнечный молот— балта алха — был двух видов: боль­ шой и маленький. Кроме того, был и молоток для об­ рубания (сабшуур алха) и различной формы фигурные молотки— (гурьбатай алха), молоток для выбивания луночек, выпуклых и выемчатых (монсогор алха), моло­ ток, пробивающий насквозь (солуур алха) и т. д.

Клещи (абарга) были большие и малые, ручные (гарай) и клещи с ручкой (улирбэ). Изготовляя их, мастера часто придавали рукоятям замысловатую форму в виде различных дуг и спиралей.

Кроме клещей, были специальные щипцы для угля

23


ваниях. Так, среди легендарных «хожироевых семи куз­ нецов» был такой, который доставал угли, «сжигая на берегу черного моря большую красную лиственницу...»1.

0 том, что буряты умели' плавить железо, сообщают ученые и путешественники XVIII века Джон Белль, П. О. Паллас, И. Георги21. И еще раньше, в XVII столе­ тни «случалось, что русские «рудознатцы» ездили поку­ пать железо у забайкальских бурят»3. В известной степе­ ни подорвал местные промыслы императорский указ 1744 года, «запрещавший выплавку железа под угрозой смертной казни с целью поддержать железоделательный завод купца Ланина... Постепенно способ добычи желе­ за бурятами был забыт...»4. Только в народных старин­ ных преданиях осталась память о том, как «кипятили красное, черное и серое железо», отливали большие и малые котлы из него.

В XIX веке некоторые старинные способы приварки чугуна еще сохранялись отдельными мастерами.

Н. А. Бестужеву в его путешествии к Гусиному озеру довелось повстречать странствующего слесаря, который занимался починкой чугунных чаш. Способ приварки чугуна был очень простым и в то же время совершен­ ным по качеству исполнения. Старый мастер сначала «чашей же вывертел в земле совершенно соответствую­ щее ей углубление и на этом углублении установил пус­ тое место дна. К обломанным краям дна приставил нес­ колько чугунных кусочков, которые подходили своими краями, на эти сплоченные края поставил столбиками мелкие чугунные верешки, наложил на это место уголья и начал раздувать своими мехами, привязанными к по­ лену для неподвижности и вставленными в одно общее сопло. Мало-помалу жар углей размягчал чугунные верешки; тогда он железным гладилом размазал эту тестообразную размягченную массу по сложенным краям и, повторив операцию раза два, выровнял совер­ шенно спай»5. За полтора часа работы старая чаша, не

имевшая

дна, стала выглядеть, как новая.

 

 

1

См.:

М. Н. X а н г а л о в.

Собр. еоч., т. 1, стр. 441.

п пер­

2

Е. М. 3 а л к и н д. Общественный строй

бурят

XVIII

вой половины XIX

века. М., 1970, стр. 70.

 

 

 

3

Т а м

ж е, стр. 70.

Общественный

строй

бурят

XVIII

4

См.:

Е. Л4.

3 а л к и н д.

и первой половины

XIX века.

М., 1970, стр. 70.

 

 

5

«Декабристы в Бурятии».

Верхнеудинск,

1927, стр. 54.

 

28