Файл: Художественная обработка металла в Бурятии [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
своим молотком начинали его ковать. После не менее чем двукратной ковки старший брат «брал железо голыми руками, лизал его, проводил по нему пальцами и нагар разбрасывал во все стороны. У кого загоралась одежда, это считалось предвестием .большого несчастья. Матери
ибабушки наблюдали за своими детьми, внучатами, чтобы они не испугались и не отбросили упавшую на одежду искру»1.
Взаписи С. П. Балдаева текст шаманского кузнечного призывания отличается наибольшей полнотой. В нем перечисляются и все кузнечные инструменты, и предметы,
инекоторые процессы технологии. К тому же в нем хорошо выражены чаяния и надежды, с которым обра щался народ к «Божинтоевым девяти сыновьям».
Иступите острые зубы волкам, Волочащим спои хвосты, Укоротьте ворам Длинные шесты арканов,
Все черное и злое удалите от нас!
Все доброе и светлое направьте на пас!.. Данте нам счастье и богатство, Наделите чадородием и счастьем, Размножьте скот, табуны, Расплодите скот!..
Пошлите нам счастье От широкой необъятной земли!..21
Таким образом, в народном представлении древние кузнецы обладали могуществом и являлись добрыми покровителями людей: они способны были предотвратить зло и содействовать установлению на земле счастья, бо
гатства |
п плодородия. |
|
|
|
|
|
Все песнопения, обращенные к кузнечным богам, на |
||||||
сыщены |
конкретным жизненным содержанием. |
Точно |
||||
и образно в них |
раскрываются |
специфика |
и |
существо |
||
труда, связанного |
с обработкой |
металлов. |
И |
в |
этом |
смысле различные призывания представляются нам особенно интересными. Только потому, что в реальной жизни трудились искусные умельцы, творившие своими руками чудеса, делавшие твердые природные материалы послушными и гибкими, превращавшие их в разного рода
изделия, |
необходимые в быту, только поэтому могли |
1 С. П. |
Б а л д а е в, Избранное, стр. 192—193. |
2 Т а м |
ж е, стр. 196—197. |
20
появиться такие песни и гимны, в которых высоко подни
мается |
труд кузнецов, |
их замечательное |
искусство: |
|
|
.Мастер подобно белому небу... |
|
||
|
Ты нелик, как |
горы, как океан!.. |
|
|
|
Подобно |
храмам высоким |
|
|
|
Горнило с наковальней сделай!... |
|
||
|
Кузнечным мехом из бычьей шкуры |
|
||
|
Сталь и железо дыми! |
|
||
|
Кузнечным мехом нз шкуры лося |
|
||
|
Черное |
железо |
дыми! |
|
|
Гелый волос серебряный |
|
||
|
До луны дотяни |
|
||
|
Красный |
волос серебряный |
|
|
|
До высоких гор дотяни!1 |
|
||
1 В. |
А. М н х а и лов. |
(Пер. с бур. М. Н. |
Намжиловой) РО |
|
БФ СО АП СССР, ф. Л» 3, |
on. ЛЬ 1, д. ЛЬ 4, стр. |
33. |
И. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ
Ковка
Ковка — один из первых технических приемов обра ботки металлов, известных человеку с древнейших времен. Поскольку в готовом к обработке виде в природе встре чаются лишь драгоценные металлы, то именно с них
иначалось освоение кузнечного дела, прежде всего ковки, основанной на свойствах золота и серебра сплющиваться
ирастягиваться под ударами тяжелого молота.
До сих пор все чеканные и филигранные работы, выполняемые народными мастерами Бурятии, начинаются с выковывания серебряных пластин разнообразной фор мы и величины, вплоть до тончайших лепт, которые после предварительной ковки, произведенной тщательнейшим образом, подвергаются волочению и используются затем в узорах.
После длительной ковки металл становится упругим,
легче поддается дальнейшей |
обработке. |
В отличие от благородных |
металлов железо может |
коваться только в горячем виде. При этом накаливание его в огне и последующая ковка требуют большой сно ровки, физических усилий и наметанного глаза, чтобы по изменившемуся в огне цвету определить готовность раскаленного железа к обработке молотом на наковаль не.
Бурятские кузнецы изготовляли не только предметы домашнего обихода, но и такие изделия, как кольчуга, состоящая из сцепленных между собой колечек, и до вольно сложные украшения. Не случайно среди кузнеч ных инструментов, описанных М. Н. Хангаловым, есть приспособление для вытягивания проволоки (cap), напо минающее по внешнему виду и назначению дощечку для
волочения серебряной нити у современных чекаииШков. В прежнее время кузницы представляли собой строе ния с отверстием в крыше. В это отверстие выходил дым из очага, расположенного в центре помещения на невы соком, толщиной в 8—10 см, глиняном фундаменте. Дрова могли подкладываться как через дверцу, так и сверху, в зависимости от того, какой силы огонь надо было по
лучить в очаге.
Рядом с очагом было приспособлено место, куда сбрасывались потухшие угли, а также небольшой горн (хяЬа) для горящих углей из чугуна (шэрэм), имевший дно с дырочками, ниже которого находилось полое про странство. В это пространство через специальное отвер стие в стенке горна накачивался воздух при помощи кузнечного меха (хеергэ). Каркас для меха изготовлялся из легкого дерева, например кедра, и обтягивался кожей.
В кузнице было не меньше двух наковален — боль шая и маленькая (томо, бага душэ); несколько приспо соблений, которые вставлялись в наковальню, плоские (хабтагайд) и фигурные (гурьбатай). Среди фигурных были круглые (голэй), прямоугольные (тэбхэр), треуголь
ные (гурбан), верхние |
(дээд), нижние (доод), для |
резьбы (шурэгэй), для |
протягивания прутиков (таль- |
хнбша), отрезные (сабшуур), толстые и тонкие (будуун, нарин).
Все кузнечные инструменты считались священными, а особенно такие, которыми пользовались в старину, и они передавались по наследству. У потомственных кузнецов их становилось все больше и больше, при этом некоторые из них превращались в реликвии.
Под рукою работающего мастера всегда находилось довольно большое количество молотов разного рода. Так, кузнечный молот— балта алха — был двух видов: боль шой и маленький. Кроме того, был и молоток для об рубания (сабшуур алха) и различной формы фигурные молотки— (гурьбатай алха), молоток для выбивания луночек, выпуклых и выемчатых (монсогор алха), моло ток, пробивающий насквозь (солуур алха) и т. д.
Клещи (абарга) были большие и малые, ручные (гарай) и клещи с ручкой (улирбэ). Изготовляя их, мастера часто придавали рукоятям замысловатую форму в виде различных дуг и спиралей.
Кроме клещей, были специальные щипцы для угля
23
ваниях. Так, среди легендарных «хожироевых семи куз нецов» был такой, который доставал угли, «сжигая на берегу черного моря большую красную лиственницу...»1.
0 том, что буряты умели' плавить железо, сообщают ученые и путешественники XVIII века Джон Белль, П. О. Паллас, И. Георги21. И еще раньше, в XVII столе тни «случалось, что русские «рудознатцы» ездили поку пать железо у забайкальских бурят»3. В известной степе ни подорвал местные промыслы императорский указ 1744 года, «запрещавший выплавку железа под угрозой смертной казни с целью поддержать железоделательный завод купца Ланина... Постепенно способ добычи желе за бурятами был забыт...»4. Только в народных старин ных преданиях осталась память о том, как «кипятили красное, черное и серое железо», отливали большие и малые котлы из него.
В XIX веке некоторые старинные способы приварки чугуна еще сохранялись отдельными мастерами.
Н. А. Бестужеву в его путешествии к Гусиному озеру довелось повстречать странствующего слесаря, который занимался починкой чугунных чаш. Способ приварки чугуна был очень простым и в то же время совершен ным по качеству исполнения. Старый мастер сначала «чашей же вывертел в земле совершенно соответствую щее ей углубление и на этом углублении установил пус тое место дна. К обломанным краям дна приставил нес колько чугунных кусочков, которые подходили своими краями, на эти сплоченные края поставил столбиками мелкие чугунные верешки, наложил на это место уголья и начал раздувать своими мехами, привязанными к по лену для неподвижности и вставленными в одно общее сопло. Мало-помалу жар углей размягчал чугунные верешки; тогда он железным гладилом размазал эту тестообразную размягченную массу по сложенным краям и, повторив операцию раза два, выровнял совер шенно спай»5. За полтора часа работы старая чаша, не
имевшая |
дна, стала выглядеть, как новая. |
|
|
||||
1 |
См.: |
М. Н. X а н г а л о в. |
Собр. еоч., т. 1, стр. 441. |
п пер |
|||
2 |
Е. М. 3 а л к и н д. Общественный строй |
бурят |
XVIII |
||||
вой половины XIX |
века. М., 1970, стр. 70. |
|
|
|
|||
3 |
Т а м |
ж е, стр. 70. |
Общественный |
строй |
бурят |
XVIII |
|
4 |
См.: |
Е. Л4. |
3 а л к и н д. |
||||
и первой половины |
XIX века. |
М., 1970, стр. 70. |
|
|
|||
5 |
«Декабристы в Бурятии». |
Верхнеудинск, |
1927, стр. 54. |
|
28