Файл: Художественная обработка металла в Бурятии [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наделение черных кузнецов способностью к колдов­ ству — результат, очевидно, их происхождения от восточ­ ных тэнгэринов, олицетворявших в народном сознании темные, злые силы природы в отличие от добрых и свет­ лых западных тэнгэриновгЛюди очень боялись этих тем­ ных сил, поэтому все с ними связанное окружалось осо­ бой таинственностью, имело как бы сверхъестественные свойства. В одном призывании к «хожироевым кузне­ цам» есть и такие строки: «красное железо с острия глотали»1.

Однако за исключением отдельных подчеркнутых здесь моментов, между черными и белыми кузнецами в отношении технологии ремесла нет большого различия, по крайней мере, по тем материалам, которые представ­ лены в трудах М. Н. Хангалова, а они в настоящее время являются главным источником изучения данного вопроса.

Поэтому бытующее во многих поздних трудах разде­ ление кузнецов на белых и черных в зависимости от об­ рабатываемых ими материалов, то есть, серебра или железа, на наш взгляд, не совсем правомочно, так как при этом не учитывается характер исторически склады­ вавшихся воззрений народа, а также и особенностей развития бурятского художественного металла.

Специфика искусства обработки металла в Бурятии заключается как раз в том, что народные мастера умело обращались с самыми различными металлами: черными, цветными и благородными. Кроме того, они использова­ ли дерево, рог, кость и полудрагоценные камни — ко­ ралл, сердолик, лазурит.

Правда, в XVIII—XIX веках произошла довольно четкая специализация мастеров, работавших по железу, золоту или серебру. Но в более ранний период, когда кузнецы делились на черных и белых (харагш и сагаани дархан), больше придерживались шаманских обрядов и обычаев, основным материалом для всех них было же­ лезо, которое они умели варить и закаливать, отливать из него котлы:

1 М. Н. X а н г а л о в. Собр. соч., т. 1, стр. 444.

И

Хара томер халуулкач Хухэ темер херулЬэн Булак томэр бусалгайан

Божинтон ё1юн саган дархад..

Черное железо таяли, Синее железо кипятили, Железо булак кипятили Божпнтои девять белых

кузнецов...

Близка к тексту, записанному М. Н. Хангаловым у балаганских бурят, и запись С. П. Балдаева, сделанная им в Боханском районе:

Черное железо расплавив. Синее железо вскипятив. Серое железо расплавив. Вы делали котлы-булхан, Черное железо расплавив. Вы делали разные орудия! Божинтоевы девять сыновей. Преискусные кузнецы!12

Любопытно, что так называемое «кипячение» железа повторяется трижды, с троекратным изменением цвета железа. Известно, что железо под воздействием огня меняет окраску, и кузнецы на глаз определяли его со­ стояние. А вместе с тем, может быть, в этой троекратности повторения получили отражение какие-то конкретные действия в процессе изготовления железа для котлов. Ведь не всякий металл шел на посуду для варки пищи.

Подтверждением тому, что в кузнечных призываниях достаточно точно указываются приемы обработки метал­ лов, служат те строки, в которых упоминаются драго­ ценные металлы: «белое серебро распаривали, золото и серебро вырезывали»3, или «белое серебро расплавив, желтое золото вырезаете»4. Дело в том, что золото кует­ ся или режется только в холодном виде, а серебро лучше обрабатывается после подогрева.

Думается, не случайно в песнопениях акцентирован момент «кипячения» железа, его приготовления, то есть именно тот процесс в работе с металлами, который от­ личается известной сложностью и открытием которого ознаменован целый этап в истории человечества.

В этой связи следует вспомнить, что на территории, занимаемой бурятами, была широко распространена

1

М.

Н.

X а н г а л о в. Собр. соч.,

т.

1, стр. 441.

2

С.

П.

Б а л д а е в .

Избранное.

Улан-Удэ,

1961, стр. 196.

3

М.

Н.

Х а н г а л о в. Собр. соч., т.

1, стр.

441.

4

С.

П.

Б а л д а е в .

Избранное,

стр.

196.

 

15


железная металлургия еще в последние века до нашей эры. А в первом тысячелетии нашей эры здесь процвета­ ла культура «курумчинских кузнецов».

Есть немало сведений о том, что буряты до прихода русских умели добывать и обрабатывать железную руду.

ВXVIII веке И. Фишер писал: «У балаганского острога

ипо разным местам находились железные рудники, кои булагаты из древних времен хорошо в пользу употреб­ лять умели»1.

Можно предположить, что буряты в какой-то степени наследовали культуру древних курыканов. Поэтому, возможно, такое большое значение придавали они имен­ но накаливанию железа, которое у них имело разные эпитеты: было синим (хухэ), крепким красным (буха

улан), черно-красным (хара улан), черным и серым, которое нагревалось (халуулйан), кипело (херулЬэн), бурлило (бусалгайан). Работая с железом, кузнецы ос­ воили его сварку (Бун сагаан элЬэр ширэдхэ абалабди), научились закаливать мягкое железо и сталь (уян болот хоеро хаталгигин танилабди).

В одном из бурятских мифов рассказывается, как сын восточного неба Бохо-тэли «первый построил куз­ ницу и стал ковать руду, но железо выходило у него та­ кое хрупкое, что каждый раз, как накалит его докрасна в печи, оно под молотом разлеталось в куски...» И тогда западные тэнгэрины послали сына неба Заян-сагана Бохо-Муя узнать о причине шума и грома... Бохо-Муя предложил себя в товарищи Бохо-тэли и помог ему: «бросил в аечь горный песок (хадайн-хар), после чего железо сделалось ковким...»2. Но Бохо-Муя завладел кузницей, и после этого началась вражда между запад­ ными и восточными тэнгэринами3.

Таким образом, в народных преданиях зарождение искусства ковать железо уводится в глубокую древность. При этом в памяти кузнецов сохранились до наших дней и такие моменты, которые уже не были характерными в более поздние времена. Так, например, давно уже балаганскими бурятами не отливались большие котлы, о которых говорится в шаманских призываниях:

1 И. Фише р . Сибирская история.

СПб., 1774, стр. 542.

2 М. Н.

X а н г а л о в. Собр. соч.,

т. 1, стр. 303.

3 Т а м

ж е, стр. 291.

 

Ш.


Булан доро

Мод углом

Тала бэлэ

Простор был,

Ьулхан того

Кругленький котел

Шудхала биде.

Отливали мы.

Хаяа доро

Под стеноп

Тала бэлэ

Простор был.

Ханга того

Большой котел

Шудхала биде!

Отливали мы!1

В настоящее время самодельные котлы небольших размеров можно найти только в Окинском районе, са­ мом труднодоступном для внедрения промышленных товаров ввиду своего расположения в высокой гористой местности Саян. В этом районе широко известны имена мастеров, которые совсем недавно изготовляли такие котлы, а также своеобразные железные печки.

Основными инструментами кузнецов с древнейших времен были молот, клещи и мех. Именно эти инстру­ менты являются непременными атрибутами первых ле­ гендарных кузнецов, спустившихся, по преданию, с неба на вершину Мундарга в Тункинских горах: «...в правой руке держали молот, в левой руке держали клещи. Ве­ личиною с луг мех на спине повесив»*. Причем так же, как и в описаниях доспехов былинных героев, кузнечные предметы представляются опоэтизированными народной фантазией, в гиперболических сравнениях, особенно это касается меха, горна и наковальни:

Величиною с озеро горн, Величиною с бугор наковальня. Величиною со степь мех!3

В старину наковальни были каменными. Железные появились сравнительно недавно, в конце XVIII — нача­ ле XIX столетия4. Интересно, что легендарная сопка Ду­ ши, которую будто бы сыновья Божинтоя сделали своей наковальней, находится в отрогах Хамар-Дабана, где до недавнего времени совершали обряд посвящения в дарханы: в частности, там принимала посвящение изве­ стная закаменская чекашцица Долгор Логинова5.

Кузнечные мехи делались из шкур животных. В пес-

1 М. Н.

X а н г а л о в. Собр. соч.,

т. 1, стр. 442- •143.

2

Т а м

ж е, стр. 441.

стр. 444.

3

С. П.

Б а л д а е в. Избранное,

4

Т а м

же, стр. 192.

 

s По сообщению М. Б. Эрдынеева.

Гео. публичная

2. Художественная оПработкп металла в Бурятии

иьучно -

 

библиота*а1с СОР

ЭКЗЕМПЛЯР

Ч И Т Л Я Ь Н О Г О ЗАЛА


ниХ, посвящённых дархапам, упоминаются мехи из шкуры быка или лося, то есть крупных н сильных жи­ вотных, могущество которых хороню осознавалось улпгершинами.

В настоящее время мехи чаще всего изготавливаются из козьей брюшины, они небольшого размера, но работа с ними требует определенной затраты энергии. Тем не менее никто из старых мастеров никогда не соглашался па замену их какими-либо новейшими приспособления­ ми для накачивания воздуха в горне. По давней тради­ ции, мехи, как и все другие инструменты, мастера изго­ товляли для себя сами или пользовались полученными по наследству.

До сих пор главнейшими и наиболее почитаемыми инструментами народных кузнецов остаются наковальни, молот, клещи и мех. По глубокому убеждению многих дарханов, когда они берут в руки молот и ударяют им по наковальне, то уже с этого момента происходит, так сказать, «очищение» от всего дурного и враждебного че­ ловеку1.

Среди прочих инструментов, употреблявшихся бурят­ скими кузнецами в прошлом, следует отметить такие, как «сулмара» — шест для пробивания дыр*2 и «сар» — до­ щечка с пробитым на ней рядом дырочек для вытягнваиаппя проволоки3. Подобные инструменты и у современ­ ных мастеров, однако они называются иначе, в то время как все главные (упомянутые выше) инструменты, а также разного рода кузнечные изделия и предметы сохранили названия, восходящие к глубокой древности.

Все кузнечные работы производились во время дли­ тельных стоянок на одном месте. Инструменты были громоздкими. У Хангалова упоминаются железный молот (тумэр балта), клещи (улирбэ), мех (хеергэ). Постоян­ ных горнов (хяйи) в период облавных охот не было.

Кузнецы изготовляли в запас оружие, начиная с на­ конечников стрел, кончая ножами, рогатинами и мечами;

хозяйственные орудия, прежде всего,

стремена и удила,

а также

украшения

из золота

и

серебра — браслеты

(бугааг),

кольца (орёодоНон), серьги

(Ьиихэ). Кроме

того,

они

делали украшения

и

атрибуты

шаманского

’ Сообщил мастер из Кижинги.

т.

1, стр.

440,

542.

2

М. Н.

Х а н г а л о в.

Собр. соч.,

3

Т а м

ж е, стр. 541.

 

 

 

 

 

 

13 '


костюма: железные конные трости (темвр морини Ьорьбо), корону — головной убор (майхабши).

Были специалисты по изготовлению и украшению

седел

(эмээлгини) Интересны

в этой связи

сведения

о том,

что в недавнее время в

Кижингинском

аймаке

в селе Могсохон работали седельщики, они делали только седла и сбруи, украшали их железными посеребренными пластинами. В Окинском районе были мастера, изготов­ лявшие только стремена2*. Есть основания полагать, что такая узкая специализация мастеров идет с давних пор, возможно, как раз с того периода, который охарактери­ зован в трудах М. Н. Хангалова.

Именно в разгар сезонных работ кузнецам надо было изготовить как можно больше предметов, самых необхо­ димых в походной охотничьей жизни, и для ускорения этих работ определенная их профилизация была выгодна. Потом уже, когда появились кузницы и работать в них можно было круглый год, мастера стали изготовлять самые разные изделия, в зависимости от того, какие за­ казы к ним поступали.

Очевидно, и предметы шаманского культа выполня­ лись особыми кузнецами. Скорее всего к этой группе следует отнести братьев Хабтариевых, о которых собран интереснейший материал С. П. Балдаевым в Боханском районе. Хабтариевы «издавна славились как хорошие искусные кузнецы и выполняли самые тонкие работы: ковали шлемы шаманам, делали конные трости, всевоз­ можные украшения на шаманских плащах и пр.»3. Кроме трех кузниц (у каждого брата по кузнице) они имели еще четвертую «священную» кузницу; там, на каменной на­ ковальне, совершался обряд посвящения в кузнецы и устраивались каждую весну ритуальные ковки, в кото­ рых принимали участие все жители улуса. Этот старин­ ный обычай описан подробно, со множеством характерных деталей.

Старший брат стоял у наковальни с маленьким мо­ лотком, второй стоял у горна и раздувал мехи, третий брал железо клещами п клал в горн, а когда металл накалялся добела, вынимал и перекладывал на нако­ вальню. Тогда средний брат большим молотом, а старший

Сообщил мастер из Кижииги.

2

По сообщению Б. Д. Дугарова.

3

С. П. Б а л л а ев. Избранное, стр. 191.

2*

19