Файл: Художественная обработка металла в Бурятии [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
Наделение черных кузнецов способностью к колдов ству — результат, очевидно, их происхождения от восточ ных тэнгэринов, олицетворявших в народном сознании темные, злые силы природы в отличие от добрых и свет лых западных тэнгэриновгЛюди очень боялись этих тем ных сил, поэтому все с ними связанное окружалось осо бой таинственностью, имело как бы сверхъестественные свойства. В одном призывании к «хожироевым кузне цам» есть и такие строки: «красное железо с острия глотали»1.
Однако за исключением отдельных подчеркнутых здесь моментов, между черными и белыми кузнецами в отношении технологии ремесла нет большого различия, по крайней мере, по тем материалам, которые представ лены в трудах М. Н. Хангалова, а они в настоящее время являются главным источником изучения данного вопроса.
Поэтому бытующее во многих поздних трудах разде ление кузнецов на белых и черных в зависимости от об рабатываемых ими материалов, то есть, серебра или железа, на наш взгляд, не совсем правомочно, так как при этом не учитывается характер исторически склады вавшихся воззрений народа, а также и особенностей развития бурятского художественного металла.
Специфика искусства обработки металла в Бурятии заключается как раз в том, что народные мастера умело обращались с самыми различными металлами: черными, цветными и благородными. Кроме того, они использова ли дерево, рог, кость и полудрагоценные камни — ко ралл, сердолик, лазурит.
Правда, в XVIII—XIX веках произошла довольно четкая специализация мастеров, работавших по железу, золоту или серебру. Но в более ранний период, когда кузнецы делились на черных и белых (харагш и сагаани дархан), больше придерживались шаманских обрядов и обычаев, основным материалом для всех них было же лезо, которое они умели варить и закаливать, отливать из него котлы:
1 М. Н. X а н г а л о в. Собр. соч., т. 1, стр. 444.
И
Хара томер халуулкач Хухэ темер херулЬэн Булак томэр бусалгайан
Божинтон ё1юн саган дархад..
Черное железо таяли, Синее железо кипятили, Железо булак кипятили Божпнтои девять белых
кузнецов...
Близка к тексту, записанному М. Н. Хангаловым у балаганских бурят, и запись С. П. Балдаева, сделанная им в Боханском районе:
Черное железо расплавив. Синее железо вскипятив. Серое железо расплавив. Вы делали котлы-булхан, Черное железо расплавив. Вы делали разные орудия! Божинтоевы девять сыновей. Преискусные кузнецы!12
Любопытно, что так называемое «кипячение» железа повторяется трижды, с троекратным изменением цвета железа. Известно, что железо под воздействием огня меняет окраску, и кузнецы на глаз определяли его со стояние. А вместе с тем, может быть, в этой троекратности повторения получили отражение какие-то конкретные действия в процессе изготовления железа для котлов. Ведь не всякий металл шел на посуду для варки пищи.
Подтверждением тому, что в кузнечных призываниях достаточно точно указываются приемы обработки метал лов, служат те строки, в которых упоминаются драго ценные металлы: «белое серебро распаривали, золото и серебро вырезывали»3, или «белое серебро расплавив, желтое золото вырезаете»4. Дело в том, что золото кует ся или режется только в холодном виде, а серебро лучше обрабатывается после подогрева.
Думается, не случайно в песнопениях акцентирован момент «кипячения» железа, его приготовления, то есть именно тот процесс в работе с металлами, который от личается известной сложностью и открытием которого ознаменован целый этап в истории человечества.
В этой связи следует вспомнить, что на территории, занимаемой бурятами, была широко распространена
1 |
М. |
Н. |
X а н г а л о в. Собр. соч., |
т. |
1, стр. 441. |
||
2 |
С. |
П. |
Б а л д а е в . |
Избранное. |
Улан-Удэ, |
1961, стр. 196. |
|
3 |
М. |
Н. |
Х а н г а л о в. Собр. соч., т. |
1, стр. |
441. |
||
4 |
С. |
П. |
Б а л д а е в . |
Избранное, |
стр. |
196. |
|
15
железная металлургия еще в последние века до нашей эры. А в первом тысячелетии нашей эры здесь процвета ла культура «курумчинских кузнецов».
Есть немало сведений о том, что буряты до прихода русских умели добывать и обрабатывать железную руду.
ВXVIII веке И. Фишер писал: «У балаганского острога
ипо разным местам находились железные рудники, кои булагаты из древних времен хорошо в пользу употреб лять умели»1.
Можно предположить, что буряты в какой-то степени наследовали культуру древних курыканов. Поэтому, возможно, такое большое значение придавали они имен но накаливанию железа, которое у них имело разные эпитеты: было синим (хухэ), крепким красным (буха
улан), черно-красным (хара улан), черным и серым, которое нагревалось (халуулйан), кипело (херулЬэн), бурлило (бусалгайан). Работая с железом, кузнецы ос воили его сварку (Бун сагаан элЬэр ширэдхэ абалабди), научились закаливать мягкое железо и сталь (уян болот хоеро хаталгигин танилабди).
В одном из бурятских мифов рассказывается, как сын восточного неба Бохо-тэли «первый построил куз ницу и стал ковать руду, но железо выходило у него та кое хрупкое, что каждый раз, как накалит его докрасна в печи, оно под молотом разлеталось в куски...» И тогда западные тэнгэрины послали сына неба Заян-сагана Бохо-Муя узнать о причине шума и грома... Бохо-Муя предложил себя в товарищи Бохо-тэли и помог ему: «бросил в аечь горный песок (хадайн-хар), после чего железо сделалось ковким...»2. Но Бохо-Муя завладел кузницей, и после этого началась вражда между запад ными и восточными тэнгэринами3.
Таким образом, в народных преданиях зарождение искусства ковать железо уводится в глубокую древность. При этом в памяти кузнецов сохранились до наших дней и такие моменты, которые уже не были характерными в более поздние времена. Так, например, давно уже балаганскими бурятами не отливались большие котлы, о которых говорится в шаманских призываниях:
1 И. Фише р . Сибирская история. |
СПб., 1774, стр. 542. |
|
2 М. Н. |
X а н г а л о в. Собр. соч., |
т. 1, стр. 303. |
3 Т а м |
ж е, стр. 291. |
|
Ш.
Булан доро |
Мод углом |
Тала бэлэ |
Простор был, |
Ьулхан того |
Кругленький котел |
Шудхала биде. |
Отливали мы. |
Хаяа доро |
Под стеноп |
Тала бэлэ |
Простор был. |
Ханга того |
Большой котел |
Шудхала биде! |
Отливали мы!1 |
В настоящее время самодельные котлы небольших размеров можно найти только в Окинском районе, са мом труднодоступном для внедрения промышленных товаров ввиду своего расположения в высокой гористой местности Саян. В этом районе широко известны имена мастеров, которые совсем недавно изготовляли такие котлы, а также своеобразные железные печки.
Основными инструментами кузнецов с древнейших времен были молот, клещи и мех. Именно эти инстру менты являются непременными атрибутами первых ле гендарных кузнецов, спустившихся, по преданию, с неба на вершину Мундарга в Тункинских горах: «...в правой руке держали молот, в левой руке держали клещи. Ве личиною с луг мех на спине повесив»*. Причем так же, как и в описаниях доспехов былинных героев, кузнечные предметы представляются опоэтизированными народной фантазией, в гиперболических сравнениях, особенно это касается меха, горна и наковальни:
Величиною с озеро горн, Величиною с бугор наковальня. Величиною со степь мех!3
В старину наковальни были каменными. Железные появились сравнительно недавно, в конце XVIII — нача ле XIX столетия4. Интересно, что легендарная сопка Ду ши, которую будто бы сыновья Божинтоя сделали своей наковальней, находится в отрогах Хамар-Дабана, где до недавнего времени совершали обряд посвящения в дарханы: в частности, там принимала посвящение изве стная закаменская чекашцица Долгор Логинова5.
Кузнечные мехи делались из шкур животных. В пес-
1 М. Н. |
X а н г а л о в. Собр. соч., |
т. 1, стр. 442- •143. |
|
2 |
Т а м |
ж е, стр. 441. |
стр. 444. |
3 |
С. П. |
Б а л д а е в. Избранное, |
|
4 |
Т а м |
же, стр. 192. |
|
s По сообщению М. Б. Эрдынеева. |
Гео. публичная |
2. Художественная оПработкп металла в Бурятии |
иьучно - |
|
библиота*а1с СОР |
ЭКЗЕМПЛЯР
Ч И Т Л Я Ь Н О Г О ЗАЛА
ниХ, посвящённых дархапам, упоминаются мехи из шкуры быка или лося, то есть крупных н сильных жи вотных, могущество которых хороню осознавалось улпгершинами.
В настоящее время мехи чаще всего изготавливаются из козьей брюшины, они небольшого размера, но работа с ними требует определенной затраты энергии. Тем не менее никто из старых мастеров никогда не соглашался па замену их какими-либо новейшими приспособления ми для накачивания воздуха в горне. По давней тради ции, мехи, как и все другие инструменты, мастера изго товляли для себя сами или пользовались полученными по наследству.
До сих пор главнейшими и наиболее почитаемыми инструментами народных кузнецов остаются наковальни, молот, клещи и мех. По глубокому убеждению многих дарханов, когда они берут в руки молот и ударяют им по наковальне, то уже с этого момента происходит, так сказать, «очищение» от всего дурного и враждебного че ловеку1.
Среди прочих инструментов, употреблявшихся бурят скими кузнецами в прошлом, следует отметить такие, как «сулмара» — шест для пробивания дыр*2 и «сар» — до щечка с пробитым на ней рядом дырочек для вытягнваиаппя проволоки3. Подобные инструменты и у современ ных мастеров, однако они называются иначе, в то время как все главные (упомянутые выше) инструменты, а также разного рода кузнечные изделия и предметы сохранили названия, восходящие к глубокой древности.
Все кузнечные работы производились во время дли тельных стоянок на одном месте. Инструменты были громоздкими. У Хангалова упоминаются железный молот (тумэр балта), клещи (улирбэ), мех (хеергэ). Постоян ных горнов (хяйи) в период облавных охот не было.
Кузнецы изготовляли в запас оружие, начиная с на конечников стрел, кончая ножами, рогатинами и мечами;
хозяйственные орудия, прежде всего, |
стремена и удила, |
|||||||
а также |
украшения |
из золота |
и |
серебра — браслеты |
||||
(бугааг), |
кольца (орёодоНон), серьги |
(Ьиихэ). Кроме |
||||||
того, |
они |
делали украшения |
и |
атрибуты |
шаманского |
|||
’ Сообщил мастер из Кижинги. |
т. |
1, стр. |
440, |
542. |
||||
2 |
М. Н. |
Х а н г а л о в. |
Собр. соч., |
|||||
3 |
Т а м |
ж е, стр. 541. |
|
|
|
|
|
|
13 '
костюма: железные конные трости (темвр морини Ьорьбо), корону — головной убор (майхабши).
Были специалисты по изготовлению и украшению
седел |
(эмээлгини) Интересны |
в этой связи |
сведения |
о том, |
что в недавнее время в |
Кижингинском |
аймаке |
в селе Могсохон работали седельщики, они делали только седла и сбруи, украшали их железными посеребренными пластинами. В Окинском районе были мастера, изготов лявшие только стремена2*. Есть основания полагать, что такая узкая специализация мастеров идет с давних пор, возможно, как раз с того периода, который охарактери зован в трудах М. Н. Хангалова.
Именно в разгар сезонных работ кузнецам надо было изготовить как можно больше предметов, самых необхо димых в походной охотничьей жизни, и для ускорения этих работ определенная их профилизация была выгодна. Потом уже, когда появились кузницы и работать в них можно было круглый год, мастера стали изготовлять самые разные изделия, в зависимости от того, какие за казы к ним поступали.
Очевидно, и предметы шаманского культа выполня лись особыми кузнецами. Скорее всего к этой группе следует отнести братьев Хабтариевых, о которых собран интереснейший материал С. П. Балдаевым в Боханском районе. Хабтариевы «издавна славились как хорошие искусные кузнецы и выполняли самые тонкие работы: ковали шлемы шаманам, делали конные трости, всевоз можные украшения на шаманских плащах и пр.»3. Кроме трех кузниц (у каждого брата по кузнице) они имели еще четвертую «священную» кузницу; там, на каменной на ковальне, совершался обряд посвящения в кузнецы и устраивались каждую весну ритуальные ковки, в кото рых принимали участие все жители улуса. Этот старин ный обычай описан подробно, со множеством характерных деталей.
Старший брат стоял у наковальни с маленьким мо лотком, второй стоял у горна и раздувал мехи, третий брал железо клещами п клал в горн, а когда металл накалялся добела, вынимал и перекладывал на нако вальню. Тогда средний брат большим молотом, а старший
’ |
Сообщил мастер из Кижииги. |
2 |
По сообщению Б. Д. Дугарова. |
3 |
С. П. Б а л л а ев. Избранное, стр. 191. |
2* |
19 |