Файл: Художественная обработка металла в Бурятии [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ляются между собой в местах соединения, а также по краю общей композиции, как правило, окаймленной более толстой проволокой.
В отделке орнамента широко используются серебря ные шарики — зернь, по-бурятски «урил», которые полу чают следующим образом. Тонко откованный кусок се
ребра мелко нарезается, и |
обрезки опускаются на |
уголь — обычно обожженную |
березовую дощечку; здесь |
они под воздействием температуры плавятся и скатыва ются в виде шариков.
Паяние серебряных деталей производится при помо щи паяльной трубки «сорго», изготовленной из меди или латуни, имеющей изогнутый стержень и утонченный конец.
Для припоя используются сплавы металлоз, имею щих низкую температуру плавки. Так, к серебру обяза тельно добавляются латунь и медь (раньше использова ли старые медные тазы).
Как правило, филигрань сочетается с инкрустацией цветными камнями, главным образом кораллами.
Кораллы в Бурятии привозные; ввиду большого спро са на них у населения, их завезено сюда большое коли чество. По воспоминаниям стариков, чуть ли не за каждый камень раньше отдавали корову. Во всяком случае, ко раллы очень высоко ценились в пароде, и заезжие купцы и торговцы с большой выгодой для себя поставляли их в Забайкалье.
Кораллы иногда укрепляли па «спень», то есть про волочный стержень, для чего камни просверливались насквозь, но чаще их крепили в невысоких кастах гнезд, украшенных филигранью. Кроме того, кораллы, нанизы вались на нитку. Во всех случаях красный цвет кораллов контрастно выделялся на светлом фоне серебряных изде лий, обогащал красочную гамму национальной одежды.
Золочение
В настоящее время народные мастера знают два способа золочения. Один нз них аналогичен серебрению, описанному выше. Кусок золота превращается в тонкую пластину и набивается на шероховатую поверхность ка кого-либо черного или цветного металла.
39
Другой способ связан с растворением золота в ртути. Для этого самородок растирают сначала на бруске, точильном камне (булюу), затем превращенное в поро шок золото кладут в ртуть, используя для этого углубле ние в мягком камне или чугунную ступку (шэрэм уур) Теперь часто пользуются фарфоровой ступкой. Получен ную тягучую массу «ульчи», похожую на пластилин, растворяют в холодной воде, размешивают, после чего выливают воду, которая становится мутной и серой. Эту операцию повторяют четыре-пять раз, до тех пор, пока вода не станет прозрачной. Приготовленная таким образом эластичная масса может долго храниться завер нутой в бумагу и кусок марли. Так, например, В. Тубшинов хранил «ульчи», доставшееся ему в наследство от отца.
Прежде чем нанести «ульчи» на металл, его обраба
тывают |
«царской |
водкой», |
по-бурятски «хвор уйан» |
||
(ядовитая вода), |
в состав которой |
входили |
азотная и |
||
соляная |
кислоты. |
|
|
|
|
Палочкой пли |
кисточкой, |
часто |
конской |
щетиной |
(«мориной йуул») наносили золотую массу на очищен ное место и плавили при помощи медной трубки (сорго) или путем нагревания металла. Эту процедуру произво дили обычно в сарае, так как было известно, что испа ряющаяся ртуть вредна для здоровья.
Когда в прошлом медные заготовки для украшения буддийских храмов покрывались позолотой, то всегда в помощь мастерам приходили старики из числа верую щих, охотно бравшие на себя эту часть работы, так как считали, что они делают священное дело, за которое бу дут вознаграждены в будущем.
Бурятские мастера окрашивали золото путем прибав ления к нему различных металлов. Примесь серебра придавала ему зеленоватый оттенок, примесь меди — красноватый и т. д.
Приемами золочения владели нс все мастера-чекан щики и литейщики. Умение работать с золотом счита лось достижением мастерства и передавалось по нас
ледству. Если |
мастер не находил достойного наследника, |
||
то уже никто |
не мог воспользоваться секретами |
его ре |
|
месла. |
|
: ' |
|
Так |
оказались утерянными нногне старинные |
рецец- |
40
Успешность литья зависит от наличия хорошей ог неупорной глины. С давних времен у джидпнских, ссленгинских и оронгойских мастеров известна была кяхтинская глина (хягтын бор), у закамеискнх — мылииская и санагинская глины (мылын и санагын бор).
Кроме того,' необходима также формовочная земля — «шутхамалай шорой». Эта земля бралась с наносных слоев откосного берега по слоям в 2—3 см. Каждый слон просеивали до мельчайших песчинок, затем все тща тельно перемешивалось. Хорошая земля не требовала никаких добавлений. Такая земля известна в определен ном месте около села Долга. Вначале С. Санжнев при возил ее оттуда. Потом он нашел подобную землю неда леко от Улан-Удэ, где жил в последнее время.
Для отливки какого-либо изделия сначала делается его модель из глины или из дерева, и уже по ней изго товляется земляная форма — хэб.
Мастер-литейщик пользуется в своей работе двумя круглыми обручами, пятыо-шестыо трамбовочными па лочками с разными концами (тупыми, острыми), двумя маленькими лопаточками — деревянной и металлической.
В любом случае земля должна быть хорошо приготов лена. Ее растирают в ступке, соблюдая при этом тем пературный режн-м и определяя степень влажности на ощупь. Затем добавляют обожженную землю или мелко отсеянную золу, заливают теплой водой до 12% так, чтобы вода равномерно впиталась. После этого растира ют ладонью, определяя готовность земли для работы.
Полость обруча наполняется этой землей и в нее вкладывают образец; затем образец вынимают, для чего обруч опрокидывается и вновь приводится в перво начальное положение. Образовавшееся углубление очи щают металлической лопаткой, посыпают мелким углем, помещают на прежнее место образец и поверх него тоже сыплют углем. После этого накладывают второй обруч с наложенной в него землей, и земля трамбуется. Благодаря засыпанному между двух обручей и вокруг модели углю половинки формы можно раздвигать и складывать.
Полученную форму выдерживают несколько часов, затем делают обжиг на открытом огне, соблюдая при этом режим и равномерность температуры, чтобы земля не дала трещин, не деформировалась.
43
пенных короля и королевы изображены фигуры людей в бурятских национальных одеждах.
В чистом виде золото и серебро отливались только для мужских и женских украшений. Популярны были довольно массивные изображения львов, литых из се ребра и предназначавшихся для оформления подвески с туалетными принадлежностями.
N
(
III. НАРОДНЫЕ МАСТЕРА
Мастера Закамны
Долгор Логинова
Бурятское декоративно-прикладное искусство, совет ского периода трудно себе представить без творчества замечательной бурятской чеканщиды Долгор Логиновой, дочери Гожоглоо Лубсана из улуса Санага Закаменского района. Слава о дархане Гожоглоо до сих пор жи вет в народе, песни, сложенные о нем, поют и поныне по всей Закамне. Живы и произведения, созданные им, впечатляющие своей красотой.
Детство Долгор прошло в атмосфере напряженного вдохновенного труда. На ее глазах из раскаленного ме талла рождались прекрасные художественные творения, и она навсегда полюбила искусство чеканки. Наперекор воле отца, который поначалу говорил, что не допустит женщину к своему делу, Долгор все-таки многое почерп нула из его богатого опыта. После его смерти она учи лась у других чеканщиков, которыми был богат улус Санага.
Как и все бурятские умельцы, Логинова была масте ром на все руки: она трудилась на колхозных полях, жи вотноводческих фермах; когда требовалось, умела почи нить конскую сбрую, а также велосипеды и сепараторы и даже сложные сельскохозяйственные машины.
Остались позади годы коллективизации, при всех трудностях исполненные радости созидания новой жиз ни. Появилась возможность отдавать досуг любимому делу, выполняя заказы односельчан. Постепенно броши, кулоны, перстни, серьги, сделанные Логиновой, приоб рели известность в районе, а потом и по всей Бурятии, как когда-то произведения ее отца.
47
творческих исканий художника, желания придать им нарядный и торжественный вид.
Бурятское прикладное искусство многим обязано творчеству Логиновой. Скромная и простая труженица, она показала, какие прекрасные произведения можно создать в духе национальной традиции. Владея многими видами обработки металла— литьем, ковкой, чеканкой, филигранью и гравировкой, она охотно делилась своими
знаниями, опытом со всеми, |
кто интересовался ее трудом, |
с готовностью показывала |
начатые работы, заготовки, |
инструменты, доставшиеся ей в наследство. Немало цен ных сведений о бурятской чеканке почерпнул из ее рас сказов молодой народный мастер Максим Эрдынеев, тогда еще только осваивавший технологию художествен ного творчества в металле.
Лучшие работы Логиновой не раз показывались на республиканских выставках, а также на двух декадах бурятского искусства в Москве в 1940 и 1959 годах. Они
вошли |
в фонд национального |
художественного музея |
|||
и составляют его гордость. |
|
|
|
||
|
Дымбрыл |
Бадмаев |
|
||
В улусе Санага родился |
и жил Дымбрыл Садаевич |
||||
Бадмаев — чеканщик, |
творчество которого широко из |
||||
вестно и любимо в народе. |
|
|
наследству, |
||
Мастерство чеканки перешло к нему по |
|||||
от отца и деда. В улусе было |
много умельцев, которые |
||||
занимались чеканкой по серебру и золоту, |
резьбой по |
||||
дереву, |
тиснением по |
коже, |
плетением. |
Сверстницей |
Бадмаева была известная чеканщица Долгор Логинова. Не случайно в их творчестве много общего: сказывались их многолетняя дружба, совместная работа.
Отроческие и юношеские годы Дымбрыл Садаевич провел в батраках у местных богачей. Заниматься твор чеством в достаточной мере не удавалось — слишком изнурителен был подневольный труд. Но в памяти на долго сохранились дни, когда ему доводилось выполнять какой-либо заказ на художественное изделие. Нередко мастер изготовлял подставки для свечей, миниатюрные лампады, атрибуты культа для местного дацана. В этих изделиях невозможно было проявить творческую само стоятельность: работа выполнялась строго по образцам
4* 51