Файл: Художественная обработка металла в Бурятии [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ляются между собой в местах соединения, а также по краю общей композиции, как правило, окаймленной более толстой проволокой.

В отделке орнамента широко используются серебря­ ные шарики — зернь, по-бурятски «урил», которые полу­ чают следующим образом. Тонко откованный кусок се­

ребра мелко нарезается, и

обрезки опускаются на

уголь — обычно обожженную

березовую дощечку; здесь

они под воздействием температуры плавятся и скатыва­ ются в виде шариков.

Паяние серебряных деталей производится при помо­ щи паяльной трубки «сорго», изготовленной из меди или латуни, имеющей изогнутый стержень и утонченный конец.

Для припоя используются сплавы металлоз, имею­ щих низкую температуру плавки. Так, к серебру обяза­ тельно добавляются латунь и медь (раньше использова­ ли старые медные тазы).

Как правило, филигрань сочетается с инкрустацией цветными камнями, главным образом кораллами.

Кораллы в Бурятии привозные; ввиду большого спро­ са на них у населения, их завезено сюда большое коли­ чество. По воспоминаниям стариков, чуть ли не за каждый камень раньше отдавали корову. Во всяком случае, ко­ раллы очень высоко ценились в пароде, и заезжие купцы и торговцы с большой выгодой для себя поставляли их в Забайкалье.

Кораллы иногда укрепляли па «спень», то есть про­ волочный стержень, для чего камни просверливались насквозь, но чаще их крепили в невысоких кастах гнезд, украшенных филигранью. Кроме того, кораллы, нанизы­ вались на нитку. Во всех случаях красный цвет кораллов контрастно выделялся на светлом фоне серебряных изде­ лий, обогащал красочную гамму национальной одежды.

Золочение

В настоящее время народные мастера знают два способа золочения. Один нз них аналогичен серебрению, описанному выше. Кусок золота превращается в тонкую пластину и набивается на шероховатую поверхность ка­ кого-либо черного или цветного металла.

39


Другой способ связан с растворением золота в ртути. Для этого самородок растирают сначала на бруске, точильном камне (булюу), затем превращенное в поро­ шок золото кладут в ртуть, используя для этого углубле­ ние в мягком камне или чугунную ступку (шэрэм уур) Теперь часто пользуются фарфоровой ступкой. Получен­ ную тягучую массу «ульчи», похожую на пластилин, растворяют в холодной воде, размешивают, после чего выливают воду, которая становится мутной и серой. Эту операцию повторяют четыре-пять раз, до тех пор, пока вода не станет прозрачной. Приготовленная таким образом эластичная масса может долго храниться завер­ нутой в бумагу и кусок марли. Так, например, В. Тубшинов хранил «ульчи», доставшееся ему в наследство от отца.

Прежде чем нанести «ульчи» на металл, его обраба­

тывают

«царской

водкой»,

по-бурятски «хвор уйан»

(ядовитая вода),

в состав которой

входили

азотная и

соляная

кислоты.

 

 

 

 

Палочкой пли

кисточкой,

часто

конской

щетиной

(«мориной йуул») наносили золотую массу на очищен­ ное место и плавили при помощи медной трубки (сорго) или путем нагревания металла. Эту процедуру произво­ дили обычно в сарае, так как было известно, что испа­ ряющаяся ртуть вредна для здоровья.

Когда в прошлом медные заготовки для украшения буддийских храмов покрывались позолотой, то всегда в помощь мастерам приходили старики из числа верую­ щих, охотно бравшие на себя эту часть работы, так как считали, что они делают священное дело, за которое бу­ дут вознаграждены в будущем.

Бурятские мастера окрашивали золото путем прибав­ ления к нему различных металлов. Примесь серебра придавала ему зеленоватый оттенок, примесь меди — красноватый и т. д.

Приемами золочения владели нс все мастера-чекан­ щики и литейщики. Умение работать с золотом счита­ лось достижением мастерства и передавалось по нас­

ледству. Если

мастер не находил достойного наследника,

то уже никто

не мог воспользоваться секретами

его ре­

месла.

 

: '

 

Так

оказались утерянными нногне старинные

рецец-

40


Успешность литья зависит от наличия хорошей ог­ неупорной глины. С давних времен у джидпнских, ссленгинских и оронгойских мастеров известна была кяхтинская глина (хягтын бор), у закамеискнх — мылииская и санагинская глины (мылын и санагын бор).

Кроме того,' необходима также формовочная земля — «шутхамалай шорой». Эта земля бралась с наносных слоев откосного берега по слоям в 2—3 см. Каждый слон просеивали до мельчайших песчинок, затем все тща­ тельно перемешивалось. Хорошая земля не требовала никаких добавлений. Такая земля известна в определен­ ном месте около села Долга. Вначале С. Санжнев при­ возил ее оттуда. Потом он нашел подобную землю неда­ леко от Улан-Удэ, где жил в последнее время.

Для отливки какого-либо изделия сначала делается его модель из глины или из дерева, и уже по ней изго­ товляется земляная форма — хэб.

Мастер-литейщик пользуется в своей работе двумя круглыми обручами, пятыо-шестыо трамбовочными па­ лочками с разными концами (тупыми, острыми), двумя маленькими лопаточками — деревянной и металлической.

В любом случае земля должна быть хорошо приготов­ лена. Ее растирают в ступке, соблюдая при этом тем­ пературный режн-м и определяя степень влажности на ощупь. Затем добавляют обожженную землю или мелко отсеянную золу, заливают теплой водой до 12% так, чтобы вода равномерно впиталась. После этого растира­ ют ладонью, определяя готовность земли для работы.

Полость обруча наполняется этой землей и в нее вкладывают образец; затем образец вынимают, для чего обруч опрокидывается и вновь приводится в перво­ начальное положение. Образовавшееся углубление очи­ щают металлической лопаткой, посыпают мелким углем, помещают на прежнее место образец и поверх него тоже сыплют углем. После этого накладывают второй обруч с наложенной в него землей, и земля трамбуется. Благодаря засыпанному между двух обручей и вокруг модели углю половинки формы можно раздвигать и складывать.

Полученную форму выдерживают несколько часов, затем делают обжиг на открытом огне, соблюдая при этом режим и равномерность температуры, чтобы земля не дала трещин, не деформировалась.

43

пенных короля и королевы изображены фигуры людей в бурятских национальных одеждах.

В чистом виде золото и серебро отливались только для мужских и женских украшений. Популярны были довольно массивные изображения львов, литых из се­ ребра и предназначавшихся для оформления подвески с туалетными принадлежностями.

N

(


III. НАРОДНЫЕ МАСТЕРА

Мастера Закамны

Долгор Логинова

Бурятское декоративно-прикладное искусство, совет­ ского периода трудно себе представить без творчества замечательной бурятской чеканщиды Долгор Логиновой, дочери Гожоглоо Лубсана из улуса Санага Закаменского района. Слава о дархане Гожоглоо до сих пор жи­ вет в народе, песни, сложенные о нем, поют и поныне по всей Закамне. Живы и произведения, созданные им, впечатляющие своей красотой.

Детство Долгор прошло в атмосфере напряженного вдохновенного труда. На ее глазах из раскаленного ме­ талла рождались прекрасные художественные творения, и она навсегда полюбила искусство чеканки. Наперекор воле отца, который поначалу говорил, что не допустит женщину к своему делу, Долгор все-таки многое почерп­ нула из его богатого опыта. После его смерти она учи­ лась у других чеканщиков, которыми был богат улус Санага.

Как и все бурятские умельцы, Логинова была масте­ ром на все руки: она трудилась на колхозных полях, жи­ вотноводческих фермах; когда требовалось, умела почи­ нить конскую сбрую, а также велосипеды и сепараторы и даже сложные сельскохозяйственные машины.

Остались позади годы коллективизации, при всех трудностях исполненные радости созидания новой жиз­ ни. Появилась возможность отдавать досуг любимому делу, выполняя заказы односельчан. Постепенно броши, кулоны, перстни, серьги, сделанные Логиновой, приоб­ рели известность в районе, а потом и по всей Бурятии, как когда-то произведения ее отца.

47


творческих исканий художника, желания придать им нарядный и торжественный вид.

Бурятское прикладное искусство многим обязано творчеству Логиновой. Скромная и простая труженица, она показала, какие прекрасные произведения можно создать в духе национальной традиции. Владея многими видами обработки металла— литьем, ковкой, чеканкой, филигранью и гравировкой, она охотно делилась своими

знаниями, опытом со всеми,

кто интересовался ее трудом,

с готовностью показывала

начатые работы, заготовки,

инструменты, доставшиеся ей в наследство. Немало цен­ ных сведений о бурятской чеканке почерпнул из ее рас­ сказов молодой народный мастер Максим Эрдынеев, тогда еще только осваивавший технологию художествен­ ного творчества в металле.

Лучшие работы Логиновой не раз показывались на республиканских выставках, а также на двух декадах бурятского искусства в Москве в 1940 и 1959 годах. Они

вошли

в фонд национального

художественного музея

и составляют его гордость.

 

 

 

 

Дымбрыл

Бадмаев

 

В улусе Санага родился

и жил Дымбрыл Садаевич

Бадмаев — чеканщик,

творчество которого широко из­

вестно и любимо в народе.

 

 

наследству,

Мастерство чеканки перешло к нему по

от отца и деда. В улусе было

много умельцев, которые

занимались чеканкой по серебру и золоту,

резьбой по

дереву,

тиснением по

коже,

плетением.

Сверстницей

Бадмаева была известная чеканщица Долгор Логинова. Не случайно в их творчестве много общего: сказывались их многолетняя дружба, совместная работа.

Отроческие и юношеские годы Дымбрыл Садаевич провел в батраках у местных богачей. Заниматься твор­ чеством в достаточной мере не удавалось — слишком изнурителен был подневольный труд. Но в памяти на­ долго сохранились дни, когда ему доводилось выполнять какой-либо заказ на художественное изделие. Нередко мастер изготовлял подставки для свечей, миниатюрные лампады, атрибуты культа для местного дацана. В этих изделиях невозможно было проявить творческую само­ стоятельность: работа выполнялась строго по образцам

4* 51