Файл: Художественная обработка металла в Бурятии [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и не приносила полного удовлетворения. Заветной его мечтой в те годы было стать настоящим большим худож­ ником, создавать красивые вещи.

Пришло время, когда Д. Бадмаев смог целиком посвя­ тить себя творчеству. К первой декаде бурятского искус­ ства в Москве в 1940 году он представил произведения, которые характеризовали его как мастера растущего, интересного. Зрители оценили своеобразие манеры, вкус художника; многие работы с выставки были закуплены музеями Москвы и Ленинграда.

В годы войны Бадмаев работал в колхозе и после войны получил заслуженную награду — медаль «За доб­ лестный труд в Великой Отечественной войне».

Налаживалась жизнь, и Дымбрыл Садаевич все больше задумывался над своими творческими планами, которые в силу различных обстоятельств оставались не претворенными в жизнь. Все чаще приезжал он в столицу Бурятии, знакомился с художниками, делился с ними своими мечтами и планами. Общим для многих из них было желание возродить традицию народного творчества, поднять былую славу бурятских чеканщиков.

В период подготовки ко второй декаде литературы п искусства в Москве мастер был официально приглашен Союзом художников в Улан-Удэ. Здесь он получил не­ большую комнату для жилья и работы й здании художе­ ственно-производственных мастерских. Никто и никогда

не слышал от него никаких претензий

на неудобства

в жилье, на отсутствие материалов или

оборудования.

Обходился тем, что имел, и создавал прекрасные вещи. Его друзьями были художники Г. Е. Павлов, Ф. И. Балдаев. Ф. И. Балдаев помогал Бадмаеву в выборе темы, орнамента, делал эскизы. Содружество с художниками наложило отпечаток на все творчество Бадмаева. Если раньше в его работах преобладали орнаменты религиоз­ ного характера, то теперь появились' новые, современные узоры. Все, сделанное руками этого прекрасного мастера, умевшего оживлять металл, напоминает песню. Песня эта — о прошлой злой доле парода, о его теперешней

свободе, радостном труде.

Как и многие другие народные умельцы, он щедро вносил в орнаментацию изделий изображения пятико­ нечной звезды, серпа и молота. Мастер свободно моде­ лировал форму украшений, создавал удивительное раз-

52

пообразне фактуры материала. Несмотря на то, что ме­ талл нелегко поддается обработке, он добивался четко­ сти рисунка.

На художественной выставке в Москве в 1959 году экспонировались лучшие произведения Бадмаева. Среди них такие работы, как шкатулка из дерева в серебряном оформлении, богато орнаментированная; ножи, на ножнах которых красовались тонкие чеканные узоры; изящно исполненные женские украшения.

При создании той или иной вещи мастер всегда учи­ тывал возможности ее практического использования. Так, пиалы, трубки были не только красивы, но н удобны в употреблении; нарядно оформленные трости отличались прочностью. Ни одну вещь не перегружал он излишними деталями.

Бадмаев владел не только техникой чеканки, фили­ грани, инкрустации и точения, но и черни. Правда,этот вид техники не получил у него широкого применения. Помимо серебра, золота, стали, мельхиора и дерева мастер использовал и другие материалы: кораллы, цвет­ ные камни, янтарь, стекло, рог, а в последние годы и пластмассу, применяя ее в качестве вставок при изго­ товлении шкатулок, рукоятей ножей, серег, брошей и брас­ летов.

В последние годы жизни народного

умельца

рядом

с ним все время находился его ученик,

молодой

тогда

чеканщик Пурбо Намсараев, ныне член Союза художни­ ков Бурятской АССР, активный участник всех художе­ ственных выставок в республике и за ее пределами. Искусство Пурбо Намсараева используется в декоратив­ ном оформлении современной архитектуры.

Так продолжают жить в наши дни традиции народного художественного творчества, ярким представителем ко­ торого был Дымбрыл Бадмаев.'

Галдан и Батомунко Тубшиновы

В 1940 году на декадной выставке в Москве среди произведений талантливого живописца Дугар-Доржи Тудупова можно было видеть полотно, изображающее чеканщика за работой. Тудупову удалось показать пог­ лощенность мастера своим делом, самый процесс создания

53


чеканного ювелирного изделия. Как бы погружаются в незаметно надвигающиеся сумерки детали нехитрой обстановки, особенно по углам комнаты; на белеющем фоне фронтальной стены мягко вырисовываются очер­ тания фигуры, выделена отблесками света голова, низко склонившаяся к рукам, что-то мастерящим.

Художник изобразил на своей картине мастера из Закамны Галдана Тубшннова. На этой же выставке экспонировались работы самого Тубшинова, выполнен­ ные в чеканке по серебру.

В плеяде замечательных народных умельцев имя Галдана Тубшинова было особенно почитаемым. Безу­ пречная техника мастера до сих пор вызывает уважение у многих бурятских чеканщиков, стремящихся овладеть секретами старинного ремесла. Созданные им произве­ дения отличаются строгостью стиля, композиционной четкостью, выверенностыо линий и деталей рисунка и вместе с тем они исполнены трепетности поэтического чувства, художественно выразительны.

Галдан Тубшинов родился в улусе Цакир в 1877 году, в семье потомственного дархапа и по традиции наследо­ вал ремесло своих предков по отцовской линии. У него был брат, который работал в дацане художником и тоже умел чеканить по серебру. Как было принято в таких случаях, они соревновались друг с другом. По семейному преданию, Галдан одержал верх, когда из ячменного зернышка ему удалось вырезать изображение мыши. Зато брат его — хороший рисовальщик — делал для него рисунки на бумаге, сквозь которую они прокалывались па поверхность обрабатываемого металла.

На декадной выставке Тубшинов показал двенадцать работ, в том числе браслеты и перстни из серебра с че­ канкой и гравировкой, гребенку, инкрустированную зеле­ ными и красными камнями, железные печати для тиснения по коже. Среди традиционно оформленных изделий выде­ лялся портсигар, на крышке которого мастер вычеканил барельефную голову лошади в обрамлении подковы. Заметное место в экспозиции выставки занял бюст В. И. Ленина, выкованный из меди. Эта работа явилась выражением искренней любви бурятского мастера к ве­ ликому вождю пародов всего мира.

Всю свою жизнь Тубшинов прожил в небольших

54

дальон и пластинки для накосных украшений, которое были приобретены Художественным музеем им. Ц. Сампилова.

С той поры Тубшинов стал участником всех местных выставок, а также III зональной выставки «Советский Дальний Восток» и республиканской выставки «Совет­ ская Россия» 1970 года в Москве. На этих выставках экспонировались вычеканенные им по серебру трубка, табакерка и нож.

Всвоей работе Батомунко Тубшинов следовал прин­ ципам старинного ремесла в соответствии с которыми каждое изделие выполнялось неторопливо, вдумчиво, де­ тали тщательно подгонялись одна к другой. Поэтому такие различные материалы, как дерево, рог, серебро или какой-либо другой металл соединялись между собой накрепко, и в процессе обработки их декоративные ка­ чества выявлялись наилучшим образом: готовая вещь становилась уникальной, в своем роде единственной.

В1970 году правительство Бурятской АССР удостои­ ло Тубшинова высокого звания народного художника республики, и эту награду мастер воспринял с большим

чувством ответственности для себя. Свои богатые знания он стремился передать молодежи. К нему, на далекую колхозную ферму, расположенную в стороне от села Бургуй, приезжали многие начинающие мастера, худож­ ники разных поколений, и всем он терпеливо и основа­ тельно показывал приемы обработки металла, знакомые

ему с детства:

резьбу и чеканку, штамповку и литье,

паяние и т. д. К сожалению,

жизнь его оборвалась вне­

запно в расцвете творческих сил.

На вновь созданном предприятии — фабрике сувени­

ров — работают

ювелиры,

которым посчастливилось

приобщиться к опыту Тубшинова, насчитывавшего в своем роду не менее пяти поколений дарханов.

Дашинима Цыденов

В Бурятии много народных умельцев, у каждого из них по-разному складывалась жизнь, разными путями приходили они к осуществлению своих заветных жела­ ний. Немало изведал на своем веку и Дашинима ЦыдеJIOBH4 Цыденов, не раз менял место жительства, прежде чем обосновался в селе Дутулур Закаменского аймака.

57


Да и выбор именно этого села, за окраиной которого раскинулась грунтовая площадка аэродрома и поэтому здесь почти постоянно слышен гул взлетающих в небо или садящихся на землю самолетов, тоже свидетельству­ ет о некоторых особенностях характера уже немолодого в то время мастера. Но именно таким неугомонным, ищущим не покоя, а дела, он был всю жизнь, таким он

иостался в памяти знавших его людей.

Впоследние годы своей жизни Дашинима Цыденов ■трудился много и плодотворно. Если раньше ему прихо­ дилось больше плотничать и столярничать, а он одинако­ во хорошо владел всеми народными ремеслами, то в эту пору он стал одним из активных работников Предприятия

народных художественных промыслов. Стремясь к вы­ полнению заданий, которые давало ему предприятие, только еще начинавшее свою деятельность, мастер доб­ росовестно искал различные пути возрождения и разви­ тия традиционной художественной чеканки по серебру. Немало ножей, трубок, браслетов и кулонов его работы разошлись по республике и за ее пределами.

От многих умельцев своего возраста Цыденов отли­ чился тем, что более живо откликался на нужды произ­ водства, поставившего задачу тиражирования нацио­ нальных художественных изделий. Как ни хороши старинные украшения из серебра, в настоящее время их никто нс носит в полном комплекте. К тому же они тру­ доемки, не могут выполняться в большом количестве. А потребность в такого рода изделиях вновь стала возрас­ тать. Н вот решению этой сложной проблемы посвятил себя мастер, разрабатывая новые образцы украшений, изобретая новые приемы чеканки и штампа, технически осваивая недорогие и недефицитпые материалы.

В начинании большого и серьезного дела вклад Цыденова весьма существен. Его опыт представляет боль­ шую ценность еще и потому, что несмотря на свое тяго­ тение к современности, он является продолжателем народной художественной традиции, как и его отец — тцже мастер на все руки, от которого и перешло к нему увлечение ремеслом, как его мать — вышивальщица по камусу, как и дальние его предки.

Если рассматривать отдельные изделия, рассчитан­ ные ла массовый выпуск, то они могут показаться ие-

58


пой с этого дома, хозяин которого отличался радушием, улыбался как-то застенчиво и в то же время не без лу­ кавства. Он был разносторонен в своих интересах: умел читать ксилографы на старомоигольском языке, среди друзей имел знатоков тибетской письменности. В его за­ мыслах было создание панно в технике чеканки по ме­ таллу на сюжет легенды о богатырском подвиге монголь­ ского князя Дугар-Зайсана, задушившего в поединке тигра. В основу композиции он предполагал взять живо­ писную работу одного из своих родственников — уни­ кальное произведение бурятского художника в духе народного лубка, созданное в начале XX века и бережно сохраненное до наших дней.

Хранитель живой старины, Дашинима Цыденович Цыденов вместе с тем ни в чем не отставал от нового времени, и прежде всего в технической оснащенности ремесла. Он умел находить самые различные инструмен­ ты и приспосабливать их для своих нужд. А при необ­ ходимости заказывал прямо на заводе недостающие де­ тали, формы для отливки, штампы.

Цыденов часто приезжал в Улан-Удэ, и каждый его приезд был заметным событием для Предприятия на­ родных промыслов, куда он привозил свои изделия. Тех­ ника их изготовления наталкивала руководителей пред­ приятия на те или иные усовершенствования производ­ ства. В. П. Уризченко, занимавший тогда должность главного художника предприятия, часто работал рядом со старым мастером. И в том, что впоследствии произ­ ведения В. Уризченко (чеканка по серебру) получили признание зрителя, вошли в экспозицию больших выста­ вок, в частности, юбилейной Всероссийской1 выставки «По родной стране», посвященной 50-летию образования

СССР, есть и заслуга народного умельца.

В 1968 году секция народного искусства Комиссии по декоративному искусству Правления СХ СССР заку­ пила медальон и нож работы Цыденова в выставочный фонд СХ СССР. Цыденов представил свои работы на III зональную выставку в Улан-Удэ и выставку «Совет­ ская Россия» в Москве в 1970 году. В том же году ему было присвоено звание народного художника Бурят­ ской АССР.

В настоящее время мастерская Цыденова в хороших

61

руках: наследницей старого мастера является его дочь Татьяна Цыденова, за плечами которой уже есть неко­ торый опыт самостоятельной работы.

Лубсанжап и Раднажап Нохоровы

Улус Санага Закаменского аймака — родина многих известных по всей Бурятии и за ее пределами чеканщи­ ков. Здесь и сейчас живут и трудятся умельцы, продол­ жающие традиции народного ремесла в обработке дере­ ва и металла.

Не случайно именно в санагипской средней школе открылся первый в республике кружок юных чеканщи­ ков. В его организации большую роль сыграл бывший учитель физики Монгол Шагдурович Дыыпилов. В нас­ тоящее время занятия в кружке ведет потомственный мастер Нохоров Лубсанжап, или, как его называют односельчане, «дедушка Лубсаи».

В Великую Отечественную войну Лубсаи Нохоров участвовал в боях на Украине, в результате тяжелого ранения у него повреждены правая рука и глаз. Поэтому ему трудно работать по серебру, но все свои знания он бескорыстно отдает ученикам; у многих из них уже сей­ час проявляется подлинная увлеченность делом, стрем­ ление овладеть в совершенстве сложным ремеслом.

Ребята хорошо понимают, как много им надо рабо­ тать, чтобы добиться желанных успехов в творчестве. Немало трудностей приходится им испытать и в связи с нехваткой материалов и оборудования. Зато им повезло в главном: они выросли в окружении замечательных ху­ дожественных творений, гордятся экспонатами своего школьного музея; дети близко знают мастеров пли даже находятся в родстве с известными ювелирами. Бла­ готворное влияние оказывают на них и те энтузиасты народного художественного творчества, которые так много сделали за последние годы. Среди них и упоми­ навшийся выше Дымпилов, и учитель бурятского языка Аюша Жапович Доноев, по совместительству смотритель школьного музея, и многие другие.

В Санаге в настоящее время работает народный уме­ лец Раднажап Дымпилович Нохопов (1924), имевший в своем роду немало чеканщиков (Лубсан Нохоров прихо­ дится ему дядей). Тем не менее он до многого доходил своим умом, на собственном опыте. Как и некоторые дру­

62


гие мастера Бурятии, Нохоров еще и хороший столяр и плотник. Он сам выстроил себе просторный дом и мас­ терскую.

Очень пытливый и напористый, мастер пробует раз­ личные способы обработки металлов и других твердых материалов, осваивает ассортимент изделий^ пользую­ щихся спросом у населения. Он экспериментирует, ищет новые комбинации узоров, пытается открыть новые пути развития декоративного творчества. Ему хочется отклик­ нуться на важнейшие события современности. Так появи­ лась у него композиция на тему освоения космоса со­ ветскими людьми, выполненная из металла и различных пород камня. Композиция включает портретное изобра­ жение В. И. Ленина.

Много традиционных украшений сделано мастером. Серьги, браслеты, инкрустированные красным и зеленым камнем, с узорами накладной филиграни часто напоми­ нают работы старых чеканщиков. Они легки, изящны по форме и орнаментации.

Но на этом не останавливается Раднажап Нохоров. Женские украшения, созданные совсем недавно, свиде­ тельствуют о поиске несколько иных принципов декора, более современного по своему звучанию. Прежде всего изменился цвет металла, теперь он стал темнее, в отли­ чие от ^светлого, почти белого серебра, получавшегося при окончательной отделке изделий в старину или у ювелиров, придерживающихся прежних традиций.

Утяжеленность пластин подчеркнута их формой, слегка выпуклой посередине. Пластины декорированы крупными и рельефно выступающими кораллами, филиг­ ранной нитью различного сечения, шариками зерни, от­ четливо выделяющимися на фоне гладкого металла с бронзовыми переливами оттенков.

Впечатление нарядности еще более усиливается за­ тейливым ажуром витой проволоки, соединяющей плас­ тины в общую композицию.

Такого рода украшения хорошо смотрятся на плот­ ных однотонных тканях одежды современного покроя. Простыми экономными средствами здесь достигнута эф­ фектность декора, выразительность его пластики и ритмов.

Раднажап Нохоров всегда полон новых замыслов. Можно надеяться, что в дальнейшем развитии художест-

63

ценных промыслов Бурятии его вклад Судет весьма су­ щественным и тем более ценным, что он сам — носи­ тель многовековой народной традиции.

Мастер из Джиды Сосор Сапжнеп

Сосор Санжиевич Санжиев родился в 1900 г. в селе Алцак Джидинского аймака, в одном из живописных уголков Бурятии. Красота родной природы, горы, сосно­ вые леса, березовые перелески, хрустальный перезвон ру­ чейков и, главное, люди, которые окружали Санжиева с детства,— оказали на него благотворное влияние. За­ помнились ему зимние вечера, когда собирались у них дома охотники — друзья отца. Они могли часами расска­ зывать о своих путешествиях по дремучей тайге, которую знали до мельчайших подробностей, знали повадки всех ее обитателей. Среди гостей бывали и народные умельцы, впоследствии ставшие учителями Сосора в чеканке. Эго, в первую очередь, дядя, а также известные па селе че­

канщики Бадма-Цырен Бадмаев, Эрдэпи

Жамсуев —

молчаливые и мудрые труженики.

г

Сосор часто заглядывал в мастерские

чеканщиков,

любовался их изделиями, словно по волшебству возни­ кавшими из бесформенных кусков металла: изящными гуу, шэмхургэ, массивными хэтэ, хутага. Украшения эти стоили дорого. Сам материал — серебро в слитках «гамбуур мунгэн», «яншан мунгэн» — приобретали в обмен на скот. Серебро в слитках считалось самым чистым се­ ребром. Оно легко поддавалось обработке, имело прият­ ный теплый оттенок.

По установленным правилам никто из мастеров не делился секретами ремесла. Но это только подстегивало пытливого юношу, загоревшегося мечтой стать цеканщиком: ему уже виделись чудные серебряные украше­ ния, вышедшие из его рук. Увлеченные работой, масте­ ра не обращали внимания на притаившегося в углу под­ ростка. А он тем временем, затаив дыхание, следил за всеми их движениями, на подоле своего замшевого хала­ та нацарапывал основные рецепты. Выйдя, из мастер­ ской, переписывал все на клочок бумаги, специально припасенный для такого случая. Затем бесчисленное множество раз повторял приемы, стараясь добиться

66