Файл: Художественная обработка металла в Бурятии [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
и не приносила полного удовлетворения. Заветной его мечтой в те годы было стать настоящим большим худож ником, создавать красивые вещи.
Пришло время, когда Д. Бадмаев смог целиком посвя тить себя творчеству. К первой декаде бурятского искус ства в Москве в 1940 году он представил произведения, которые характеризовали его как мастера растущего, интересного. Зрители оценили своеобразие манеры, вкус художника; многие работы с выставки были закуплены музеями Москвы и Ленинграда.
В годы войны Бадмаев работал в колхозе и после войны получил заслуженную награду — медаль «За доб лестный труд в Великой Отечественной войне».
Налаживалась жизнь, и Дымбрыл Садаевич все больше задумывался над своими творческими планами, которые в силу различных обстоятельств оставались не претворенными в жизнь. Все чаще приезжал он в столицу Бурятии, знакомился с художниками, делился с ними своими мечтами и планами. Общим для многих из них было желание возродить традицию народного творчества, поднять былую славу бурятских чеканщиков.
В период подготовки ко второй декаде литературы п искусства в Москве мастер был официально приглашен Союзом художников в Улан-Удэ. Здесь он получил не большую комнату для жилья и работы й здании художе ственно-производственных мастерских. Никто и никогда
не слышал от него никаких претензий |
на неудобства |
в жилье, на отсутствие материалов или |
оборудования. |
Обходился тем, что имел, и создавал прекрасные вещи. Его друзьями были художники Г. Е. Павлов, Ф. И. Балдаев. Ф. И. Балдаев помогал Бадмаеву в выборе темы, орнамента, делал эскизы. Содружество с художниками наложило отпечаток на все творчество Бадмаева. Если раньше в его работах преобладали орнаменты религиоз ного характера, то теперь появились' новые, современные узоры. Все, сделанное руками этого прекрасного мастера, умевшего оживлять металл, напоминает песню. Песня эта — о прошлой злой доле парода, о его теперешней
свободе, радостном труде.
Как и многие другие народные умельцы, он щедро вносил в орнаментацию изделий изображения пятико нечной звезды, серпа и молота. Мастер свободно моде лировал форму украшений, создавал удивительное раз-
52
пообразне фактуры материала. Несмотря на то, что ме талл нелегко поддается обработке, он добивался четко сти рисунка.
На художественной выставке в Москве в 1959 году экспонировались лучшие произведения Бадмаева. Среди них такие работы, как шкатулка из дерева в серебряном оформлении, богато орнаментированная; ножи, на ножнах которых красовались тонкие чеканные узоры; изящно исполненные женские украшения.
При создании той или иной вещи мастер всегда учи тывал возможности ее практического использования. Так, пиалы, трубки были не только красивы, но н удобны в употреблении; нарядно оформленные трости отличались прочностью. Ни одну вещь не перегружал он излишними деталями.
Бадмаев владел не только техникой чеканки, фили грани, инкрустации и точения, но и черни. Правда,этот вид техники не получил у него широкого применения. Помимо серебра, золота, стали, мельхиора и дерева мастер использовал и другие материалы: кораллы, цвет ные камни, янтарь, стекло, рог, а в последние годы и пластмассу, применяя ее в качестве вставок при изго товлении шкатулок, рукоятей ножей, серег, брошей и брас летов.
В последние годы жизни народного |
умельца |
рядом |
с ним все время находился его ученик, |
молодой |
тогда |
чеканщик Пурбо Намсараев, ныне член Союза художни ков Бурятской АССР, активный участник всех художе ственных выставок в республике и за ее пределами. Искусство Пурбо Намсараева используется в декоратив ном оформлении современной архитектуры.
Так продолжают жить в наши дни традиции народного художественного творчества, ярким представителем ко торого был Дымбрыл Бадмаев.'
Галдан и Батомунко Тубшиновы
В 1940 году на декадной выставке в Москве среди произведений талантливого живописца Дугар-Доржи Тудупова можно было видеть полотно, изображающее чеканщика за работой. Тудупову удалось показать пог лощенность мастера своим делом, самый процесс создания
53
чеканного ювелирного изделия. Как бы погружаются в незаметно надвигающиеся сумерки детали нехитрой обстановки, особенно по углам комнаты; на белеющем фоне фронтальной стены мягко вырисовываются очер тания фигуры, выделена отблесками света голова, низко склонившаяся к рукам, что-то мастерящим.
Художник изобразил на своей картине мастера из Закамны Галдана Тубшннова. На этой же выставке экспонировались работы самого Тубшинова, выполнен ные в чеканке по серебру.
В плеяде замечательных народных умельцев имя Галдана Тубшинова было особенно почитаемым. Безу пречная техника мастера до сих пор вызывает уважение у многих бурятских чеканщиков, стремящихся овладеть секретами старинного ремесла. Созданные им произве дения отличаются строгостью стиля, композиционной четкостью, выверенностыо линий и деталей рисунка и вместе с тем они исполнены трепетности поэтического чувства, художественно выразительны.
Галдан Тубшинов родился в улусе Цакир в 1877 году, в семье потомственного дархапа и по традиции наследо вал ремесло своих предков по отцовской линии. У него был брат, который работал в дацане художником и тоже умел чеканить по серебру. Как было принято в таких случаях, они соревновались друг с другом. По семейному преданию, Галдан одержал верх, когда из ячменного зернышка ему удалось вырезать изображение мыши. Зато брат его — хороший рисовальщик — делал для него рисунки на бумаге, сквозь которую они прокалывались па поверхность обрабатываемого металла.
На декадной выставке Тубшинов показал двенадцать работ, в том числе браслеты и перстни из серебра с че канкой и гравировкой, гребенку, инкрустированную зеле ными и красными камнями, железные печати для тиснения по коже. Среди традиционно оформленных изделий выде лялся портсигар, на крышке которого мастер вычеканил барельефную голову лошади в обрамлении подковы. Заметное место в экспозиции выставки занял бюст В. И. Ленина, выкованный из меди. Эта работа явилась выражением искренней любви бурятского мастера к ве ликому вождю пародов всего мира.
Всю свою жизнь Тубшинов прожил в небольших
54
дальон и пластинки для накосных украшений, которое были приобретены Художественным музеем им. Ц. Сампилова.
С той поры Тубшинов стал участником всех местных выставок, а также III зональной выставки «Советский Дальний Восток» и республиканской выставки «Совет ская Россия» 1970 года в Москве. На этих выставках экспонировались вычеканенные им по серебру трубка, табакерка и нож.
Всвоей работе Батомунко Тубшинов следовал прин ципам старинного ремесла в соответствии с которыми каждое изделие выполнялось неторопливо, вдумчиво, де тали тщательно подгонялись одна к другой. Поэтому такие различные материалы, как дерево, рог, серебро или какой-либо другой металл соединялись между собой накрепко, и в процессе обработки их декоративные ка чества выявлялись наилучшим образом: готовая вещь становилась уникальной, в своем роде единственной.
В1970 году правительство Бурятской АССР удостои ло Тубшинова высокого звания народного художника республики, и эту награду мастер воспринял с большим
чувством ответственности для себя. Свои богатые знания он стремился передать молодежи. К нему, на далекую колхозную ферму, расположенную в стороне от села Бургуй, приезжали многие начинающие мастера, худож ники разных поколений, и всем он терпеливо и основа тельно показывал приемы обработки металла, знакомые
ему с детства: |
резьбу и чеканку, штамповку и литье, |
|
паяние и т. д. К сожалению, |
жизнь его оборвалась вне |
|
запно в расцвете творческих сил. |
||
На вновь созданном предприятии — фабрике сувени |
||
ров — работают |
ювелиры, |
которым посчастливилось |
приобщиться к опыту Тубшинова, насчитывавшего в своем роду не менее пяти поколений дарханов.
Дашинима Цыденов
В Бурятии много народных умельцев, у каждого из них по-разному складывалась жизнь, разными путями приходили они к осуществлению своих заветных жела ний. Немало изведал на своем веку и Дашинима ЦыдеJIOBH4 Цыденов, не раз менял место жительства, прежде чем обосновался в селе Дутулур Закаменского аймака.
57
Да и выбор именно этого села, за окраиной которого раскинулась грунтовая площадка аэродрома и поэтому здесь почти постоянно слышен гул взлетающих в небо или садящихся на землю самолетов, тоже свидетельству ет о некоторых особенностях характера уже немолодого в то время мастера. Но именно таким неугомонным, ищущим не покоя, а дела, он был всю жизнь, таким он
иостался в памяти знавших его людей.
Впоследние годы своей жизни Дашинима Цыденов ■трудился много и плодотворно. Если раньше ему прихо дилось больше плотничать и столярничать, а он одинако во хорошо владел всеми народными ремеслами, то в эту пору он стал одним из активных работников Предприятия
народных художественных промыслов. Стремясь к вы полнению заданий, которые давало ему предприятие, только еще начинавшее свою деятельность, мастер доб росовестно искал различные пути возрождения и разви тия традиционной художественной чеканки по серебру. Немало ножей, трубок, браслетов и кулонов его работы разошлись по республике и за ее пределами.
От многих умельцев своего возраста Цыденов отли чился тем, что более живо откликался на нужды произ водства, поставившего задачу тиражирования нацио нальных художественных изделий. Как ни хороши старинные украшения из серебра, в настоящее время их никто нс носит в полном комплекте. К тому же они тру доемки, не могут выполняться в большом количестве. А потребность в такого рода изделиях вновь стала возрас тать. Н вот решению этой сложной проблемы посвятил себя мастер, разрабатывая новые образцы украшений, изобретая новые приемы чеканки и штампа, технически осваивая недорогие и недефицитпые материалы.
В начинании большого и серьезного дела вклад Цыденова весьма существен. Его опыт представляет боль шую ценность еще и потому, что несмотря на свое тяго тение к современности, он является продолжателем народной художественной традиции, как и его отец — тцже мастер на все руки, от которого и перешло к нему увлечение ремеслом, как его мать — вышивальщица по камусу, как и дальние его предки.
Если рассматривать отдельные изделия, рассчитан ные ла массовый выпуск, то они могут показаться ие-
58
пой с этого дома, хозяин которого отличался радушием, улыбался как-то застенчиво и в то же время не без лу кавства. Он был разносторонен в своих интересах: умел читать ксилографы на старомоигольском языке, среди друзей имел знатоков тибетской письменности. В его за мыслах было создание панно в технике чеканки по ме таллу на сюжет легенды о богатырском подвиге монголь ского князя Дугар-Зайсана, задушившего в поединке тигра. В основу композиции он предполагал взять живо писную работу одного из своих родственников — уни кальное произведение бурятского художника в духе народного лубка, созданное в начале XX века и бережно сохраненное до наших дней.
Хранитель живой старины, Дашинима Цыденович Цыденов вместе с тем ни в чем не отставал от нового времени, и прежде всего в технической оснащенности ремесла. Он умел находить самые различные инструмен ты и приспосабливать их для своих нужд. А при необ ходимости заказывал прямо на заводе недостающие де тали, формы для отливки, штампы.
Цыденов часто приезжал в Улан-Удэ, и каждый его приезд был заметным событием для Предприятия на родных промыслов, куда он привозил свои изделия. Тех ника их изготовления наталкивала руководителей пред приятия на те или иные усовершенствования производ ства. В. П. Уризченко, занимавший тогда должность главного художника предприятия, часто работал рядом со старым мастером. И в том, что впоследствии произ ведения В. Уризченко (чеканка по серебру) получили признание зрителя, вошли в экспозицию больших выста вок, в частности, юбилейной Всероссийской1 выставки «По родной стране», посвященной 50-летию образования
СССР, есть и заслуга народного умельца.
В 1968 году секция народного искусства Комиссии по декоративному искусству Правления СХ СССР заку пила медальон и нож работы Цыденова в выставочный фонд СХ СССР. Цыденов представил свои работы на III зональную выставку в Улан-Удэ и выставку «Совет ская Россия» в Москве в 1970 году. В том же году ему было присвоено звание народного художника Бурят ской АССР.
В настоящее время мастерская Цыденова в хороших
61
руках: наследницей старого мастера является его дочь Татьяна Цыденова, за плечами которой уже есть неко торый опыт самостоятельной работы.
Лубсанжап и Раднажап Нохоровы
Улус Санага Закаменского аймака — родина многих известных по всей Бурятии и за ее пределами чеканщи ков. Здесь и сейчас живут и трудятся умельцы, продол жающие традиции народного ремесла в обработке дере ва и металла.
Не случайно именно в санагипской средней школе открылся первый в республике кружок юных чеканщи ков. В его организации большую роль сыграл бывший учитель физики Монгол Шагдурович Дыыпилов. В нас тоящее время занятия в кружке ведет потомственный мастер Нохоров Лубсанжап, или, как его называют односельчане, «дедушка Лубсаи».
В Великую Отечественную войну Лубсаи Нохоров участвовал в боях на Украине, в результате тяжелого ранения у него повреждены правая рука и глаз. Поэтому ему трудно работать по серебру, но все свои знания он бескорыстно отдает ученикам; у многих из них уже сей час проявляется подлинная увлеченность делом, стрем ление овладеть в совершенстве сложным ремеслом.
Ребята хорошо понимают, как много им надо рабо тать, чтобы добиться желанных успехов в творчестве. Немало трудностей приходится им испытать и в связи с нехваткой материалов и оборудования. Зато им повезло в главном: они выросли в окружении замечательных ху дожественных творений, гордятся экспонатами своего школьного музея; дети близко знают мастеров пли даже находятся в родстве с известными ювелирами. Бла готворное влияние оказывают на них и те энтузиасты народного художественного творчества, которые так много сделали за последние годы. Среди них и упоми навшийся выше Дымпилов, и учитель бурятского языка Аюша Жапович Доноев, по совместительству смотритель школьного музея, и многие другие.
В Санаге в настоящее время работает народный уме лец Раднажап Дымпилович Нохопов (1924), имевший в своем роду немало чеканщиков (Лубсан Нохоров прихо дится ему дядей). Тем не менее он до многого доходил своим умом, на собственном опыте. Как и некоторые дру
62
гие мастера Бурятии, Нохоров еще и хороший столяр и плотник. Он сам выстроил себе просторный дом и мас терскую.
Очень пытливый и напористый, мастер пробует раз личные способы обработки металлов и других твердых материалов, осваивает ассортимент изделий^ пользую щихся спросом у населения. Он экспериментирует, ищет новые комбинации узоров, пытается открыть новые пути развития декоративного творчества. Ему хочется отклик нуться на важнейшие события современности. Так появи лась у него композиция на тему освоения космоса со ветскими людьми, выполненная из металла и различных пород камня. Композиция включает портретное изобра жение В. И. Ленина.
Много традиционных украшений сделано мастером. Серьги, браслеты, инкрустированные красным и зеленым камнем, с узорами накладной филиграни часто напоми нают работы старых чеканщиков. Они легки, изящны по форме и орнаментации.
Но на этом не останавливается Раднажап Нохоров. Женские украшения, созданные совсем недавно, свиде тельствуют о поиске несколько иных принципов декора, более современного по своему звучанию. Прежде всего изменился цвет металла, теперь он стал темнее, в отли чие от ^светлого, почти белого серебра, получавшегося при окончательной отделке изделий в старину или у ювелиров, придерживающихся прежних традиций.
Утяжеленность пластин подчеркнута их формой, слегка выпуклой посередине. Пластины декорированы крупными и рельефно выступающими кораллами, филиг ранной нитью различного сечения, шариками зерни, от четливо выделяющимися на фоне гладкого металла с бронзовыми переливами оттенков.
Впечатление нарядности еще более усиливается за тейливым ажуром витой проволоки, соединяющей плас тины в общую композицию.
Такого рода украшения хорошо смотрятся на плот ных однотонных тканях одежды современного покроя. Простыми экономными средствами здесь достигнута эф фектность декора, выразительность его пластики и ритмов.
Раднажап Нохоров всегда полон новых замыслов. Можно надеяться, что в дальнейшем развитии художест-
63
ценных промыслов Бурятии его вклад Судет весьма су щественным и тем более ценным, что он сам — носи тель многовековой народной традиции.
Мастер из Джиды Сосор Сапжнеп
Сосор Санжиевич Санжиев родился в 1900 г. в селе Алцак Джидинского аймака, в одном из живописных уголков Бурятии. Красота родной природы, горы, сосно вые леса, березовые перелески, хрустальный перезвон ру чейков и, главное, люди, которые окружали Санжиева с детства,— оказали на него благотворное влияние. За помнились ему зимние вечера, когда собирались у них дома охотники — друзья отца. Они могли часами расска зывать о своих путешествиях по дремучей тайге, которую знали до мельчайших подробностей, знали повадки всех ее обитателей. Среди гостей бывали и народные умельцы, впоследствии ставшие учителями Сосора в чеканке. Эго, в первую очередь, дядя, а также известные па селе че
канщики Бадма-Цырен Бадмаев, Эрдэпи |
Жамсуев — |
молчаливые и мудрые труженики. |
г |
Сосор часто заглядывал в мастерские |
чеканщиков, |
любовался их изделиями, словно по волшебству возни кавшими из бесформенных кусков металла: изящными гуу, шэмхургэ, массивными хэтэ, хутага. Украшения эти стоили дорого. Сам материал — серебро в слитках «гамбуур мунгэн», «яншан мунгэн» — приобретали в обмен на скот. Серебро в слитках считалось самым чистым се ребром. Оно легко поддавалось обработке, имело прият ный теплый оттенок.
По установленным правилам никто из мастеров не делился секретами ремесла. Но это только подстегивало пытливого юношу, загоревшегося мечтой стать цеканщиком: ему уже виделись чудные серебряные украше ния, вышедшие из его рук. Увлеченные работой, масте ра не обращали внимания на притаившегося в углу под ростка. А он тем временем, затаив дыхание, следил за всеми их движениями, на подоле своего замшевого хала та нацарапывал основные рецепты. Выйдя, из мастер ской, переписывал все на клочок бумаги, специально припасенный для такого случая. Затем бесчисленное множество раз повторял приемы, стараясь добиться
66