Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
фессионально-технических училищ, планового переселения, плано вого трудоустройства населения райисполкомами.
Важно отметить и такой момент. В условиях современного научно-технического прогресса требования к профессиональнотехническому уровню рабочих резко возрастают. Это ведет к тому, что в поисках квалифицированных рабочих предприятия все чаще обращаются в среднетехнические учебные заведения. По мере же дальнейшего технического прогресса, с ростом механизации и ав томатизации производства потребность предприятий в рабочих со среднетехническим образованием будет непрестанно увеличи ваться.
Нужно сказать, что, хотя технический прогресс и приводит к высвобождению рабочих на многих предприятиях промышлен
ности и транспорта, все же |
в целом проблема |
кадров |
все еще |
не снята с повестки дня и |
даже становится |
намного |
острее, |
чем прежде. |
|
|
|
Из чего складывается эта дополнительная потребность? Она возникает, во-первых, в связи с необходимостью замены работ ников, выбывших по различным причинам — уход на пенсию по старости, на учебу, болезнь, призыв в Советскую Армию, естест венная убыль, различного рода переводы и, наконец, текучесть кадров, в том числе увольнения по собственному желанию. По следние приносят предприятиям промышленности и транспорта наибольший экономический и социальный ущерб, о чем мы ска жем подробней ниже. Дополнительная потребность предприятий в рабочей силе возникает, во-вторых, также и в связи с разви тием производства. Как уже говорилось, основная часть прироста промышленной продукции и транспортных перевозок планируется на предприятиях, как правило, за счет повышения производи тельности труда. Но в случаях, особенно связанных с введением дополнительных производственных площадей, новых мощностей, транспортных средств, этот фактор оказывается уже явно недо статочным. И тогда предприятие вынуждено изыскивать дополни тельную рабочую силу.
Резервы трудовых ресурсов, за счет которых промышленные и транспортные предприятия пополняют численность рабочих, включают в себя прежде всего вступившую в трудоспособный возраст и не продолжившую учебу в дневных учебных заведе ниях молодежь, а также пенсионеров трудоспособного возраста и лиц, ранее занятых в домашнем и личном подсобном хозяйствах.
Особенно большой резерв трудовых ресурсов составляют жен щины, которые при определенных условиях могут влиться в про мышленность, транспорт, но это уже совершенно особая проблема,
118
выходящая за рамки нашей книги. Наконец, предприятия полу чают рабочую силу в процессе перераспределения ее из других сфер и отраслей народного хозяйства и прежде всего сельского хозяйства, а также за счет перераспределения внутри данной отрасли промышленности или транспорта.
Источники и резервы увеличения численности рабочих в про мышленности и на транспорте определяют и формы обеспечепия предприятий рабочими. Это, во-первых, плановое направление на предприятия молодежи, окончившей школы, училища и средне технические учебные заведения. Это, во-вторых, направление мо лодежи на предприятия по путевкам комсомола. Это, в-третьих, государственная система организованного набора рабочих и орга низованное их переселение вместе с семьями. Это, наконец, наем рабочих самими предприятиями. В нашей стране большинство форм обеспечения предприятий рабочей силой носит плановый и организованный характер. Планы или балансы трудовых ресур сов составляются по областям, краям, республикам, в целом по стране, а в последнее время — даже по некоторым городам. Нас прежде всего интересует набор рабочей силы, осуществляемый самими предприятиями.
По мнению некоторых научных и практических работников, наем рабочей силы самими предприятиями также следует счи тать формой организованного набора, поскольку он предусмат ривается их планами по труду и отражается в балансе трудовых ресурсов. Однако этот вопрос не так прост, каким он кажется вначале.
Перераспределение рабочей силы между предприятиями через увольнение рабочих «по собственному желанию» включает в себя и определенные элементы стихийности, бесплановости. И мы встречаемся здесь, к сожалению, со случаями, когда рабочие «переманиваются» путем предоставления им незаслуженных ма териальных льгот, создания улучшенных бытовых условий, не обоснованного завышения квалификационных разрядов и т. и. Все это приводит к тому, что обеспечение рабочей силой одного предприятия осуществляется в ущерб другим. В такой ситуации, к сожалению, нередко ставятся под сомнение плановость и орга низованность — эти существеннейшие атрибуты экономической жизни социализма.
Для обеспечения набора рабочей силы в необходимом коли честве и с необходимыми профессионально-квалификационными параметрами предприятие должно, в первую очередь, подумать о методах привлечения местного незанятого трудоспособного на селения и способах привлечения трудовых ресурсов из других
119
районов и областей страны. В данном случае речь идет о наборе рабочей силы самим предприятием, в порядке вольного найма. В практике промышленности и транспорта уже накопился опре деленный опыт по привлечению рабочей силы из местного не занятого трудоспособного населения и трудоспособного населения других районов и областей страны. Сюда относятся, в частности, «дни открытых дверей предприятия», организация пунктов профконсультации по месту жительства незанятого трудоспособного населения (например, в жилищно-коммунальных управлениях, в поселковых советах, в воинских подразделениях, дислоциро ванных в близлежащих районах), беседы с рабочими других пред
приятий, высвобождающихся в связи |
с техническим прогрессом, |
а также направления уполномоченных |
(как это уже делают неко |
торые предприятия) в сельские районы с избыточным трудоспо собным населением. Наконец, большую роль в этом важном деле играет система профессионального оповещения и профконсультации через местную печать, радио, телевидение, путем соответст вующей рекламы, объявлений и т. и. Здесь мы вплотную подо шли к системе профессионального отбора, так как именно про фессиональное оповещение и профессиональные консультации являются одной из его первых стадий.
Под профессиональным отбором попимается прием на работу таких рабочих, которые могут быть использованы на определен ном производственном участке, для выполнения определенной ра боты производительно и высококачественно, в условиях полного проявления творческих способностей, с учетом личных склонно стей, способностей, призвания и индивидуальных качеств. Под профессиональными способностями следует, па наш взгляд, пони мать структуру достаточно стойких свойств личности, способных изменяться в процессе оказываемого на них паправленного воз действия и предопределяющих в осиовпом эффект обучения для данной, конкретной трудовой деятельности с учетом постоянного совершенствования последней.
Ныне становится все более и более очевидным, что правиль ный выбор профессии, в значительной степени зависящий от эф фективности действующей на предприятии системы профессио нального отбора, является важным условием успешной реализа ции множества и чисто экономических и социальных задач, в том числе основной задачи — формировапия всестоуюяне развитой лич ности. Другими словами, проблема подбора кадров имеет как бы две стороны. С одной стороны, предприятие заинтересовано при нимать на работу таких рабочих, которые бы работали по той или иной профессии наиболее эффективно с точки зрения повыше
н о
ния производительности труда и увеличения объема производст ва и трапспортных перевозок. С другой — оно же заинтересовано и в создании всех необходимых условий для формирования все сторонне развитой личности рабочих. Обе эти задачи для рабочего, для предприятия, для общества в условиях социализма являются равнозначными и имеют исключительно важное значение.
Правильный подбор предприятиями кадров рабочих следует рассматривать и как важное средство реализации основного прин ципа социалистического общества «от каждого по способностям». И в этом также заключается глубокое социальное содержание профессионального отбора. Непосредственно профессиональный отбор на предприятии можно подразделить па несколько этапов.
Первый этап предполагает тщательное изучение самой профес сии, специальности, ее особенностей и требований, которые она «предъявляет» к рабочему, а также конкретных условий произ водства и труда на данном производственном участке, где пред стоит трудиться рабочему по данной профессии или специаль ности. Наконец, немаловажное значение имеют н социальные, социально-психологические условия, микроклимат, установивший ся на дапном производственном участке, в первичной трудовой группе, коллективе. Материалы такого изучения используются при составлении профессиограмм.
Профессиограмма включает в себя описание требований по дай ной профессии, ее специфики, особенностей, организации произ водства и труда, его условий и экономической среды данного производственного участка. Сюда же входит описание требова ний к психофизиологическим качествам и способностям рабочего, оценка социально-экономических особенностей работы по той или иной профессии в конкретных производственных условиях. Обыч но профессиограммы составляются после тщательного изучения всех перечисленных вопросов, с помощью самых различных ме тодов, в лабораторных условиях или же непосредственно на рабочих местах, на основе данных изучения контрольных групп, представляющих определенные профессии. В процессе их разра ботки применяются также медицинские освидетельствования, интервью, анкетирование, метод включенного наблюдения, изуче ние различных статистических данных, школьных и других ха рактеристик и т. п. В последнее время делаются попытки ис пользовать и такой метод, как электрофизиология, т. е. наблю дение за биотоками мозга. Но пока что он не вышел из экспе риментальной стадии и не получил сколько-нибудь широкого рас пространения. Профессиограмма включает также перечень психо физиологических качеств, которыми должен обладать рабочий,
121