Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выполняющий работу по той или иной профессии. Наконец, в не­ которых профессиограммах требования к качествам и способно­ стям рабочего подразделяются на «необходимые и достаточные».

Профессиограммы завоевывают на предприятиях нашей про­ мышленности все большую популярность и становятся незамени­ мым инструментом в системе отбора рабочих кадров. В послед­ нее время они используются для профессиональной ориентации учащихся, прежде всего школьников, для определения способно­ стей и склонностей учащихся производственно-технических учи­ лищ, техникумов, вузов и совершенствования самого учебного процесса.

Второй этап профессионального отбора включает в себя уже непосредственное изучение работников, намеревающихся посту­ пить на данное предприятие. Здесь также применяются интвервью, тестирование, используются различного рода приборы, аппараты, установки. На основе материалов исследования для каждого кан­ дидата строится примерная модель его способностей, склонностей, психофизиологических качеств. Разумеется, во внимание прини­ маются только основные или остронеобходимые способности и качества для успешной работы по данной профессии, в данных производственных психофизиологических условиях.

На методе психологического тестирования следует остановить­ ся более подробно, поскольку этот метод пока еще применяется достаточно редко, хотя и является, на наш взгляд, весьма пер­ спективным для профессионального отбора рабочих при их найме на промышленные и особенно транспортные предприятия, в том числе и в автомобильные хозяйства.

Тест — это своего рода испытание человека — в сущности пред­ ставляет программу и метод выполнения определенных действий в определенной последовательности и в определенных условиях.

В ходе

профессионального отбора используются — в зависимости

от цели

изучения, свойств характера человека, его способностей

и от возможных видов их применения — самые различные тесты, в том числе аппаратурные (исследование свойств личности по­ средством различной аппаратуры, установок, приборов), бланко­ вые (или корректурные), смысловые, вербальные, ситуативные и, наконец, кинотесты. При этом иногда для выявления лишь од­ ного определенного качества или способностей человека прихо­ дится применять сразу несколько различных тестов, каждый из которых включает систему количественных и качественных оце­ нок (критериев) его действий.

Следует тут же отметить, что тестирование должно применять­ ся в комплексе с другими методами изучения качеств, способ­

122


ностей, стремлений человека. В противном случае могут быть допущены ошибки, так как этот метод не является еще доста­ точно совершенным и, что особенно важно, не учитывает лично­ стных особенностей в динамике, в развитии. В связи с этим хо­ чется сказать, что некоторые советские ученые вообще выступа­ ют против применения исихологических тестов для профессиона­ льного отбора на предприятии. На наш взгляд, они исходят из теоретически неправильных концепций, в основе которых лежит понимание способностей как отдельных, самостоятельных, невза­ имосвязанных свойств личностиП оэтому, мол, тесты можно применять лишь при определении подготовленности людей, их способностей к обучению. Нам кажется, что с этим согласиться нельзя. Речь, видимо, должна идти не об отказе от тестов для профессионального отбора, а об их совершенствовании, умении использовать в совокупности с другими методами и способами научной системы профессионального отбора.

Тестирование, на наш взгляд, является одним из перспектив­ ных методов качественной и количественной оценки социально­

психологических

качеств человека,

выявления его

способностей

и склонностей,

а соответственно

возможностей

их развития.

В настоящее время для исследования способностей и психофи­ зиологических качеств применяются и специальные приборы, ап­ параты, установки. В этой области в нашей стране также уже на­ коплен определенный опыт. Необходимо лишь подчеркнуть, что в условиях социалистического общества применение тестов, прибо­ ров, аппаратов и других методов изучения способностей, склон­ ностей и психофизиологических качеств людей на предприятиях, в учебных заведениях, в лабораториях научно-исследовательских институтов и т. д. требует чрезвычайно осторожного, гуманного применения. Нельзя забывать, что основная цель данных иссле­ дований — это оказание помощи советскому человеку в выборе профессии, в определении его места на производстве в соответ­ ствии с его способностями и здесь ни в коем случае недопусти­ мы любые тенденции к ущемлению человеческого достоинства, негуманного к нему отношения.

Третий этап является по своему существу аналитическим, так как в процессе его подвергаются анализу качества и способно­ сти кандидата и их соответствие модели, золоженной в требова­ ниях и условиях профессиограммы применительно к той или иной профессии. В результате такого анализа-сопоставления каждый1

1 Психофизиологические и эстетические основы НОТ. Изд. 2, доп. и перераб. M.,

«Экономика», 1971, с. 45,

123


претендент включается в список «пригодных к работе по данной профессии и в данных конкретных условиях», или в список «в оп­ ределенной степени пригодных», или в список «непригодных».

Четвертый этап — это профессиональная подготовка уже отоб­ ранных претендентов.

Значение профессионального отбора для наших промышленных предприятий трудно переоценить. Особенно сейчас, в условиях новой экономической системы планирования, управления и эконо­ мического стимулирования, в условиях бурного развития механи­ зации и автоматизации, когда нагрузка на органы чувств возраста­ ет и требования к психофизиологическим качествам рабочего увеличиваются, в условиях, когда прирост объема промыш­ ленного производства планируется в основном за счет роста про­ изводительности труда и когда многие предприятия и производ­ ственные объединения намереваются решать данную проблему без привлечения дополнительной рабочей силы. А если учесть, что перед промышленностью во весь рост встала задача обеспе­ чить бесперебойную работу системы человек — машина, в которой главная роль принадлежит человеку, то решение ее приобретает первостепенное значение, требует большой и напряженной работы.

Каждая профессия имеет свои особенности и предъявляет к человеку свои специфические требования, нуждается в людях, обладающих набором определенных способностей и качеств или хотя бы имеющих их в зачаточной форме. Правда, для выпол­ нения работ по отдельным профессиям от человека требуется лишь крепкое физическое здоровье. В то же время есть и про­ фессии особо сложные или особо опасные, когда человеку при­ ходится выполнять работу в наиболее сложных, экстремальных условиях. В этих случаях от рабочего требуются специфические качества, способности. Доказано, что несоответствие качеств, спо­ собностей требованиям профессии, как правило, отрицательно от­ ражается на показателях производительности труда, качестве и себестоимости работ, объеме перевезенных грузов и т. д.

Точность и быстрота реакции, тонкость ощущений, уровень со­ средоточенности и сообразительности — это далеко не полный пе­ речень качеств, которыми должен обладать человек для высоко­ производительного и качественного выполнения работы по неко­ торым из современных профессий. Например, для водителя авто­ мобиля необходимы, как показывают исследования, выполненные рижскими учеными, следующие качества: хорошее физическое здоровье и хорошая психика, сопротивляемость утомлению, хоро­ шее развитие органов чувств, наблюдательность, находчивость, решительность, рассудительность, уравновешенность, вниматель-


яость, способность следить за несколькими предметами, ловкость, хорошая зрительная память и т. и. Исследования рижских спе­ циалистов показали также, что водители, имеющие большое ко­ личество аварий, — это люди, как правило, эксцентричные, обла­ дающие повышенной возбудимостью, находившиеся ранее под дли­ тельным влиянием комплекса отрицательных воздействий — семей­ ных конфликтов, тяжелого детства, а впоследствии частой смены рода занятий. Для водителей такого рода характерно непри­ знание авторитетов, конфликтность во взаимоотношениях, посто­ янная или временная эмоциональная неустойчивость. Это и есть люди «профессионально непригодные», и допуск их к работе во­ дителя чреват серьезными последствиями. Перед нами — яркий при­ мер несоответствия психофизиологических качеств человека и тре­ бований, предъявляемых профессией. Избежать такого положе­ ния можно лишь путем создания при автобазах научно постав­ ленной системы профессионального отбора.

Другой пример. Исследования, проведенные группой ученых на поточных линиях ряда предприятий Москвы, показали, что рабо­ чие здесь должны обладать прежде всего способностью выпол­ нять однообразную, монотонную работу и не испытывать при этом чувства угнетения. Интересно, что есть немало таких ра­ бочих, которым работа на потоке нравится и они не хотели бы ее менять. Но на поточных линиях есть и такие рабочие, кото­ рым работа здесь не нравится, они ощущают подавленность, что в конечном счете рано или поздно приводит к износу человече­ ского организма. Причем такого рода психофизиологические от­ клонения дают о себе знать не сразу, а через несколько лет. Как видим, даже профессии, которые принято считать простыми, имеют свою специфику и нередко предъявляют достаточно высо­ кие требования к способностям и психофизиологическим каче­ ствам человека.

Еще один пример. Профессиограмма электросварщика на кон­ тактной сварке включает такие требования к качествам и спо­ собностям человека, как хорошо развитая координация рук, точ­ ность движений, ритмичность, пространственное представление и т. п. Профессиограмма сборщика матриц требует от работника остроты зрения, точности и устойчивости движений рук, паль­ цев и т. п. Это простые профессии, не входящие в перечень особо ответственных, работа по которым не связана с ликвида­ цией аварийных ситуаций, не требует от нервных клеток повы­ шенной работоспособности, экстраординарной сопротивляемости сильным раздражителям. А ведь есть профессии, требующие бы­ строй смены процессов возбуждения и торможения. Иногда ста-

125


ловится очень важным то, какой из этих процессов преоблада­ ет в спокойном состоянии, т. е. каковы подвижность и баланс нервной системы, не подведет ли нервная система в особых, экс­ тремальных производственных и трудовых ситуациях (опасность, дефицит времени, сильные и резкие шумы, аварийные ситуации типа пожар, взрыв и т. п.). Попадая в различные экстремаль­ ные условия, люди, профессионально непригодные к выполнению работ, связанных с возможностью такого рода ситуаций, теря­ ются, забывают все инструкции и положения, у них отказывает память, нарушается система координации движений, некоторые из них очень быстро устают или, наоборот, эмоционально «взры­ ваются» и т. д.

В книге Г. Армстронга «Авиационная медицина» приводятся данные американской статистики, в соответствии с которыми 80 % авиационных аварий и катастроф происходит за счет «личного фактора», в результате ошибок пилотов и диспетчеров. Если ве­ рить этим данным, то получается, что в системе человек—техни­ ка в авиации наиболее ненадежным элементом оказывается чело­ век. Исследования Г. Армстронга дали толчок работам в США по научному профессиональному отбору летчиков, диспетчеров и работников других авиационных специальностей еще до принятия их в авиационные колледжи. Подсчитано, что в результате этих мероприятий каждые 100 летчиков, принятые в колледжи по си­ стеме научного отбора, приносят за счет сокращения аварий, катастроф и т. п. экономию в 1 млн. долларов. Другие исследо­ вания, выполненные в США, показывают, что из среды рабочих, которым часто приходится трудиться в условиях аварийных си­ туаций, можно выделить несколько ярко выраженных групп, в том числе группу предрасположенных к авариям (в течение трех лет они имели 18—20 раз тяжелые повреждения в результате производственных аварий), группу страдающих от аварий эпизо­ дически (в течение трех лет — 1 случай), группу почти не име­ вших производственных травм в результате аварий. Исследования показывают прямую взаимосвязь между требованиями по про­ фессии и личными качествами, способностями рабочих.

Мы хотим в свою очередь привести пример из жизни Рамен­ ского прядильно-ткацкого комбината. Анализ профессиональных движений показывает, что у мотальщиц наиболее трудным эле­ ментом одной из операций является заводка нити в контрвы­ тяжной прибор. У лучших работниц количество повторных заводок нити составляет 3—5%, у других, даже работающих на ком­ бинате 8—12 лет, этот показатель в 7—8 раз больше. У пря­ дильщиц такая же картина наблюдается при выполнении при­

1 2 6