Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
выполняющий работу по той или иной профессии. Наконец, в не которых профессиограммах требования к качествам и способно стям рабочего подразделяются на «необходимые и достаточные».
Профессиограммы завоевывают на предприятиях нашей про мышленности все большую популярность и становятся незамени мым инструментом в системе отбора рабочих кадров. В послед нее время они используются для профессиональной ориентации учащихся, прежде всего школьников, для определения способно стей и склонностей учащихся производственно-технических учи лищ, техникумов, вузов и совершенствования самого учебного процесса.
Второй этап профессионального отбора включает в себя уже непосредственное изучение работников, намеревающихся посту пить на данное предприятие. Здесь также применяются интвервью, тестирование, используются различного рода приборы, аппараты, установки. На основе материалов исследования для каждого кан дидата строится примерная модель его способностей, склонностей, психофизиологических качеств. Разумеется, во внимание прини маются только основные или остронеобходимые способности и качества для успешной работы по данной профессии, в данных производственных психофизиологических условиях.
На методе психологического тестирования следует остановить ся более подробно, поскольку этот метод пока еще применяется достаточно редко, хотя и является, на наш взгляд, весьма пер спективным для профессионального отбора рабочих при их найме на промышленные и особенно транспортные предприятия, в том числе и в автомобильные хозяйства.
Тест — это своего рода испытание человека — в сущности пред ставляет программу и метод выполнения определенных действий в определенной последовательности и в определенных условиях.
В ходе |
профессионального отбора используются — в зависимости |
от цели |
изучения, свойств характера человека, его способностей |
и от возможных видов их применения — самые различные тесты, в том числе аппаратурные (исследование свойств личности по средством различной аппаратуры, установок, приборов), бланко вые (или корректурные), смысловые, вербальные, ситуативные и, наконец, кинотесты. При этом иногда для выявления лишь од ного определенного качества или способностей человека прихо дится применять сразу несколько различных тестов, каждый из которых включает систему количественных и качественных оце нок (критериев) его действий.
Следует тут же отметить, что тестирование должно применять ся в комплексе с другими методами изучения качеств, способ
122
ностей, стремлений человека. В противном случае могут быть допущены ошибки, так как этот метод не является еще доста точно совершенным и, что особенно важно, не учитывает лично стных особенностей в динамике, в развитии. В связи с этим хо чется сказать, что некоторые советские ученые вообще выступа ют против применения исихологических тестов для профессиона льного отбора на предприятии. На наш взгляд, они исходят из теоретически неправильных концепций, в основе которых лежит понимание способностей как отдельных, самостоятельных, невза имосвязанных свойств личностиП оэтому, мол, тесты можно применять лишь при определении подготовленности людей, их способностей к обучению. Нам кажется, что с этим согласиться нельзя. Речь, видимо, должна идти не об отказе от тестов для профессионального отбора, а об их совершенствовании, умении использовать в совокупности с другими методами и способами научной системы профессионального отбора.
Тестирование, на наш взгляд, является одним из перспектив ных методов качественной и количественной оценки социально
психологических |
качеств человека, |
выявления его |
способностей |
и склонностей, |
а соответственно |
возможностей |
их развития. |
В настоящее время для исследования способностей и психофи зиологических качеств применяются и специальные приборы, ап параты, установки. В этой области в нашей стране также уже на коплен определенный опыт. Необходимо лишь подчеркнуть, что в условиях социалистического общества применение тестов, прибо ров, аппаратов и других методов изучения способностей, склон ностей и психофизиологических качеств людей на предприятиях, в учебных заведениях, в лабораториях научно-исследовательских институтов и т. д. требует чрезвычайно осторожного, гуманного применения. Нельзя забывать, что основная цель данных иссле дований — это оказание помощи советскому человеку в выборе профессии, в определении его места на производстве в соответ ствии с его способностями и здесь ни в коем случае недопусти мы любые тенденции к ущемлению человеческого достоинства, негуманного к нему отношения.
Третий этап является по своему существу аналитическим, так как в процессе его подвергаются анализу качества и способно сти кандидата и их соответствие модели, золоженной в требова ниях и условиях профессиограммы применительно к той или иной профессии. В результате такого анализа-сопоставления каждый1
1 Психофизиологические и эстетические основы НОТ. Изд. 2, доп. и перераб. M.,
«Экономика», 1971, с. 45,
123
претендент включается в список «пригодных к работе по данной профессии и в данных конкретных условиях», или в список «в оп ределенной степени пригодных», или в список «непригодных».
Четвертый этап — это профессиональная подготовка уже отоб ранных претендентов.
Значение профессионального отбора для наших промышленных предприятий трудно переоценить. Особенно сейчас, в условиях новой экономической системы планирования, управления и эконо мического стимулирования, в условиях бурного развития механи зации и автоматизации, когда нагрузка на органы чувств возраста ет и требования к психофизиологическим качествам рабочего увеличиваются, в условиях, когда прирост объема промыш ленного производства планируется в основном за счет роста про изводительности труда и когда многие предприятия и производ ственные объединения намереваются решать данную проблему без привлечения дополнительной рабочей силы. А если учесть, что перед промышленностью во весь рост встала задача обеспе чить бесперебойную работу системы человек — машина, в которой главная роль принадлежит человеку, то решение ее приобретает первостепенное значение, требует большой и напряженной работы.
Каждая профессия имеет свои особенности и предъявляет к человеку свои специфические требования, нуждается в людях, обладающих набором определенных способностей и качеств или хотя бы имеющих их в зачаточной форме. Правда, для выпол нения работ по отдельным профессиям от человека требуется лишь крепкое физическое здоровье. В то же время есть и про фессии особо сложные или особо опасные, когда человеку при ходится выполнять работу в наиболее сложных, экстремальных условиях. В этих случаях от рабочего требуются специфические качества, способности. Доказано, что несоответствие качеств, спо собностей требованиям профессии, как правило, отрицательно от ражается на показателях производительности труда, качестве и себестоимости работ, объеме перевезенных грузов и т. д.
Точность и быстрота реакции, тонкость ощущений, уровень со средоточенности и сообразительности — это далеко не полный пе речень качеств, которыми должен обладать человек для высоко производительного и качественного выполнения работы по неко торым из современных профессий. Например, для водителя авто мобиля необходимы, как показывают исследования, выполненные рижскими учеными, следующие качества: хорошее физическое здоровье и хорошая психика, сопротивляемость утомлению, хоро шее развитие органов чувств, наблюдательность, находчивость, решительность, рассудительность, уравновешенность, вниматель-
яость, способность следить за несколькими предметами, ловкость, хорошая зрительная память и т. и. Исследования рижских спе циалистов показали также, что водители, имеющие большое ко личество аварий, — это люди, как правило, эксцентричные, обла дающие повышенной возбудимостью, находившиеся ранее под дли тельным влиянием комплекса отрицательных воздействий — семей ных конфликтов, тяжелого детства, а впоследствии частой смены рода занятий. Для водителей такого рода характерно непри знание авторитетов, конфликтность во взаимоотношениях, посто янная или временная эмоциональная неустойчивость. Это и есть люди «профессионально непригодные», и допуск их к работе во дителя чреват серьезными последствиями. Перед нами — яркий при мер несоответствия психофизиологических качеств человека и тре бований, предъявляемых профессией. Избежать такого положе ния можно лишь путем создания при автобазах научно постав ленной системы профессионального отбора.
Другой пример. Исследования, проведенные группой ученых на поточных линиях ряда предприятий Москвы, показали, что рабо чие здесь должны обладать прежде всего способностью выпол нять однообразную, монотонную работу и не испытывать при этом чувства угнетения. Интересно, что есть немало таких ра бочих, которым работа на потоке нравится и они не хотели бы ее менять. Но на поточных линиях есть и такие рабочие, кото рым работа здесь не нравится, они ощущают подавленность, что в конечном счете рано или поздно приводит к износу человече ского организма. Причем такого рода психофизиологические от клонения дают о себе знать не сразу, а через несколько лет. Как видим, даже профессии, которые принято считать простыми, имеют свою специфику и нередко предъявляют достаточно высо кие требования к способностям и психофизиологическим каче ствам человека.
Еще один пример. Профессиограмма электросварщика на кон тактной сварке включает такие требования к качествам и спо собностям человека, как хорошо развитая координация рук, точ ность движений, ритмичность, пространственное представление и т. п. Профессиограмма сборщика матриц требует от работника остроты зрения, точности и устойчивости движений рук, паль цев и т. п. Это простые профессии, не входящие в перечень особо ответственных, работа по которым не связана с ликвида цией аварийных ситуаций, не требует от нервных клеток повы шенной работоспособности, экстраординарной сопротивляемости сильным раздражителям. А ведь есть профессии, требующие бы строй смены процессов возбуждения и торможения. Иногда ста-
125
ловится очень важным то, какой из этих процессов преоблада ет в спокойном состоянии, т. е. каковы подвижность и баланс нервной системы, не подведет ли нервная система в особых, экс тремальных производственных и трудовых ситуациях (опасность, дефицит времени, сильные и резкие шумы, аварийные ситуации типа пожар, взрыв и т. п.). Попадая в различные экстремаль ные условия, люди, профессионально непригодные к выполнению работ, связанных с возможностью такого рода ситуаций, теря ются, забывают все инструкции и положения, у них отказывает память, нарушается система координации движений, некоторые из них очень быстро устают или, наоборот, эмоционально «взры ваются» и т. д.
В книге Г. Армстронга «Авиационная медицина» приводятся данные американской статистики, в соответствии с которыми 80 % авиационных аварий и катастроф происходит за счет «личного фактора», в результате ошибок пилотов и диспетчеров. Если ве рить этим данным, то получается, что в системе человек—техни ка в авиации наиболее ненадежным элементом оказывается чело век. Исследования Г. Армстронга дали толчок работам в США по научному профессиональному отбору летчиков, диспетчеров и работников других авиационных специальностей еще до принятия их в авиационные колледжи. Подсчитано, что в результате этих мероприятий каждые 100 летчиков, принятые в колледжи по си стеме научного отбора, приносят за счет сокращения аварий, катастроф и т. п. экономию в 1 млн. долларов. Другие исследо вания, выполненные в США, показывают, что из среды рабочих, которым часто приходится трудиться в условиях аварийных си туаций, можно выделить несколько ярко выраженных групп, в том числе группу предрасположенных к авариям (в течение трех лет они имели 18—20 раз тяжелые повреждения в результате производственных аварий), группу страдающих от аварий эпизо дически (в течение трех лет — 1 случай), группу почти не име вших производственных травм в результате аварий. Исследования показывают прямую взаимосвязь между требованиями по про фессии и личными качествами, способностями рабочих.
Мы хотим в свою очередь привести пример из жизни Рамен ского прядильно-ткацкого комбината. Анализ профессиональных движений показывает, что у мотальщиц наиболее трудным эле ментом одной из операций является заводка нити в контрвы тяжной прибор. У лучших работниц количество повторных заводок нити составляет 3—5%, у других, даже работающих на ком бинате 8—12 лет, этот показатель в 7—8 раз больше. У пря дильщиц такая же картина наблюдается при выполнении при
1 2 6