Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
П. М. Кержепцевым и А. К. Гастевым. По пашему мнению, все эти исследования по профессиональному отбору рабочих на предприя тиях заслуживают и в наше время самого пристального вни мания — равно как и наиболее позитивные элементы зарубежно го опыта, в частности американского. В США проблемами орга низации работы по профессиональному отбору кадров занимаются 32 постоянно действующих научных центра и целый ряд пра вительственных органов. Например, на американских предприя тиях используются разработанные министерством труда профессиограммы более чем по 4 тыс. профессий. И в настоящее вре мя продолжается разработка этим правительственным органом профессиограмм, которые используются не только в процессе про фессионального отбора при найме на работу, но и для работы по профессиональной ориентации. Заслуживают изучения также и сама методика, техника разработки и использования профессио грамм, их содержание. В эти профессиограммы включено шесть групп требований к кандидату на выполнение работ по той или иной профессии, в том числе время подготовки, способности, ха рактер нервного напряжения, склонности, физические и сенсор ные усилия, условия труда. Каждая из групп требований клас
сифицируется |
далее по степени сложности, по |
разновидностям |
и имеет свои |
показатели (индикаторы). Надо |
также иметь в |
виду, что в США профессиограммы разрабатываются не только министерством труда, но и многими компаниями, фирмами, от дельными предприятиями.
Можно было бы назвать и другие, представляющие для нас интерес методы, приемы, способы организации и разработки от дельных элементов профессионального отбора в США и в некото рых других капиталистических странах. Но это предмет особого рассмотрения, и здесь нет необходимости подробно на нем оста навливаться. Ясно одно — изучение зарубежного опыта имеет не маловажное значение для скорейшего создания и развития в на шей промышленности и на транспорте научной системы профес сионального отбора рабочих кадров.
Не менее важен и такой элемент организации труда на пред приятии, как подготовка рабочих кадров, одновременно являю щийся социально-экономическим фактором повышения произво дительности труда. По мере технического прогресса, механиза ции и автоматизации производства к рабочим предъявляются все новые и новые требования и значение этого фактора повышения производительности труда все более возрастает. «Современное производство, — говорил в докладе на XXIV съезде КПСС тов. Л. И, Брежнев, — предъявляет быстрорастущие требования не к
131 |
9* |
одним лишь машинам, технике, но и прежде всего к самим ра ботникам, к тем, кто эти машины создает и этой техникой уп равляет. Специальные знания, высокая профессиональная подго товка, общая культура человека превращаются в обязательное ус ловие успешного труда все более широких слоев работников»
Интенсификация технического прогресса создает такое положе ние, при котором подготовка квалифицированных рабочих стано вится важнейшим условием, объективной необходимостью даль нейшего развития и совершенствования всего народного хозяй ства. Это и понятно: технический прогресс не совершается сам по себе, его с начала и до конца осуществляют люди. Требова ния же к их общей и специальной профессиональной подготовке постоянно возрастают, так как удельный вес ручных операций с каждым годом снижается, а, напротив, удельный вес таких ра бот, как наладка, подготовка и уход за сложными механизмами и автоматами, контроль за ходом высокомеханизированного и авто матизированного производства, обеспечение бесперебойного его функционирования и т. д., неуклонно растет. Так, только в тече ние предыдущей пятилетки (1966—1970 гг.) доля рабочих, заня тых наблюдением за автоматизированными машинами, механизма ми, аппаратами и установками, увеличилась более чем в три раза. Современное производство и транспорт постоянно развива ются: внедряется новая техника, технология, службы промышлен ных и транспортных предприятий оснащаются электроникой и ав томатикой и т. п. В связи с сокращением операций, требующих тяжелого физического труда, работа человека на производстве становится физически более легкой. В то же время от него тре буется большой объем технических знаний в области электротех ники, механики, автоматики, электропики, химии, физики. Здесь уже одних только трудовых навыков недостаточно — нужна серь езная теоретическая подготовка.
Технический прогресс в промышленности оказывает революцио низирующее влияние на профессионально-квалификационную структуру рабочих, которая непрерывно трансформируется: появ ляются новые профессии, некоторые старые исчезают, меняется содержание труда, возрастает число профессий широкого профи ля, формируются новые профессиональные группы с высоким об щеобразовательным и профессиональным уровнем. Достаточно сказать, что в настоящее время около 90% в черной металлур гии и около 80% профессий и специальностей рабочих в сфере машиностроения требуют уже общего среднего или среднего спе-1
1Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с, 41,
132
циального образования. Исследования показывают, что уровень общего и специального образования выше у тех групп рабочих, которые в соответствии с профессиональными требованиями и производственными условиями имеют дело с внедрением, обслу живанием, ремонтом, наладкой повой техники и технологии. В не которых наиболее технически оснащенных отраслях промышлен ности и транспорта функции рабочих выполняют люди, имеющие
высшее |
инженерное образование. |
И |
это связано прежде |
все |
||
го с тем, что в структуре |
затрат |
труда |
рабочих постоянно |
воз |
||
растает |
доля умственного |
труда, |
в |
процессе которого требуется |
значительный объем теоретических знаний.
Под влиянием технического прогресса в профессиональной структуре промышленности и транспорта интенсивно вытесняют ся профессии тяжелого и малоквалифицированного труда, появ ляются новые, сложные профессии, растет удельный вес высоко квалифицированных рабочих, занимающихся обслуживанием, наладкой и контролем высокомеханизированного и автоматизиро ванного производства, соотношение между основными и вспомо
гательными рабочими кадрами изменяется в пользу |
последних, |
да и сама классификация такого рода в некоторых |
случаях ут |
рачивает смысл, поскольку постепенно стираются различия в со держании труда этих категорий.
Наконец, технический прогресс, механизация и автоматизация производства приводят к тому, что в профессиональной структу ре промышленности, транспорта количество профессий вообще сокращается. Это связано прежде всего с унификацией, стандар тизацией техники и технологии, с возникновением сквозных про фессий, обеспечивающих выполнение работ по наладке, ремонту, обслуживанию, контролю машин, аппаратов и механизмов. В то же время этот процесс вовсе не беспределен, как утверждают некоторые авторы, по мнению которых со временем возникнет какая-то единая, универсальная профессия по обслуживанию тех ники и исчезнет профессиональное разделение труда как тако вое '. Известно, что наряду с этой тенденцией имеет место и процесс возникновения новых профессий и специальностей, обу словленный внедрением в производство новых уникальных ма шин, механизмов и аппаратов. Есть основания полагать, что
профессиональное разделение |
труда2 |
сохранится и при комму-1 |
|||
1 |
См., например, материалы дискуссии |
по этим |
вопросам |
в журнале «Вопросы |
фи |
|
лософии» за 1962—1964 гг. |
|
|
|
|
1 |
Под профессиональным разделением |
труда понимается |
распределение работников |
||
|
в пределах бригады, участка, цеха, |
предприятия или отрасли, по профессиям |
и |
||
|
специальностям. Оно включает в себя как специализацию работников, так и спе |
||||
|
циализацию производства,. |
|
|
|
|
133
низме, в условиях еще более высокого развития техники и тех нологии, так как процесс возникновения новых, отмирания или объединения уже имеющихся профессий будет протекать и в ус ловиях высшей социально-экономической общественной форма ции. Это связано с тем, что сам по себе технический прогресс, развитие техники и технологии — процессы бесконечные. Значит, и специализация производства, детерминируемые ею профессио нальное разделение, специализация профессии не имеют преде
ла. |
Напомним, что, по словам В. И. Ленина, |
специализация |
«по |
самому существу своему, бесконечная точно |
так же, как и |
развитие техники» Важно отметить, что изменение профессиональной структуры
происходит не только под влиянием технического прогресса, по стоянно развивающегося технического базиса производства. Ха рактер, формы, методы, темпы изменений, сдвигов в профессио нальной структуре зависят также и от того, в условиях какой социально-экономической формации, в условиях какого типа про изводственных отношений осуществляется этот процесс. И в этом отношении различия между капиталистической и социалистиче ской промышленностью и транспортом огромны, особенно когда речь идет о социальной сути последствий и характере трансфор мации профессиональной структуры.
В условиях социалистического народного хозяйства она пред определяется также и быстрым ростом культурно-технического уровня работников, зависит от многих социальных процессов, развертывающихся в нашем обществе в период строительства коммунизма. Профессиональная же структура в свою очередь определяет изменения в занятости населения, квалификационную структуру, квалификационный состав рабочих, влияет на харак тер, формы и методы их профессионального обучения, на процесс формирования человека как гармонической личности, на характер
и содержание |
социалистических производственных отношений |
и т. д. |
теперь на социальных аспектах профессиональ |
Остановимся |
ной структуры, профессиональной подготовки рабочих кадров в нашем народном хозяйстве, в том числе в промышленности и на транспорте. Здесь прежде всего необходимо отметить следующий момент. Технический прогресс, профессиональное разделение обусловливают неуклонное повышение культурно-технического уровня рабочих. Это и понятно, так как появляется необходимость1
1Ленин В. И. Поли, собр. соч. Т. 1, с. 95.
134
в рабочих другого, более высокого культурно-технического уровня и, по словам К. Маркса, промышленность «постоянно производит перевороты в техническом базисе производства, а вместе с тем и в функциях рабочих и в общественных комбина циях процесса труда» Являясь таким образом важнейшим из элементов в структуре личностных качеств, культурно-техниче ский уровень становится одним из условий всестороннего, гар моничного развития советского рабочего. А это уже явственно социальная проблема.
С другой стороны, рабочие, имеющие высокий культурно-тех нический уровень уже по-иному относятся к самой технике, технологии, они добиваются их дальнейшего совершенствования, их уже не устраивает тяжелый, слишком нервный или монотон ный, ручной и маломеханизированный труд. Иными словами, они требуют дальнейшего технического прогресса, являются одной из его движущих сил. Это также социальная проблема.
Социалистические производственные отношения, технический прогресс, в том числе унификация и стандартизация машин, аппаратов и механизмов, приводят, как уже говорилось, к появ лению сквозных профессий, к объединению и совмещению неко торых из них, к появлению профессий широкого профиля. Все это с учетом постоянно возрастающего культурно-технического уровня и благоприятных условий профессионального обучения способствует постепенному превращению многих рабочих во «все сторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей,
которые умеют все делать» 1.2 Здесь уже решается проблема пре одоления профессиональной ограниченности, профессиональной узости. Это еще одна большая социальная проблема, решение которой возможно лишь в условиях социализма и коммунизма. Рабочие перестают быть, как это органически свойственно ка питалистическому производству, прикованными к одной единст
венной узкоспециализированной работе, |
когда, |
как писал |
К. Маркс, «пожизненная специальность — управлять |
частичным |
|
орудием, превращается в пожизненную же |
специальность — слу |
жить частичной машине» 3. В условиях социалистической промыш ленности и транспорта рабочие уже сейчас имеют возможность свободного выбора профессии, специальности, места и условий
работы. Их |
профессиональный |
диапазон резко возрастает, |
||
возможности |
перемены |
труда |
значительно |
увеличивают |
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23, С. |
498. |
|
|
|
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 4J1, с. 33. |
|
|
||
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23, с. |
433. |
|
|
135