Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П. М. Кержепцевым и А. К. Гастевым. По пашему мнению, все эти исследования по профессиональному отбору рабочих на предприя­ тиях заслуживают и в наше время самого пристального вни­ мания — равно как и наиболее позитивные элементы зарубежно­ го опыта, в частности американского. В США проблемами орга­ низации работы по профессиональному отбору кадров занимаются 32 постоянно действующих научных центра и целый ряд пра­ вительственных органов. Например, на американских предприя­ тиях используются разработанные министерством труда профессиограммы более чем по 4 тыс. профессий. И в настоящее вре­ мя продолжается разработка этим правительственным органом профессиограмм, которые используются не только в процессе про­ фессионального отбора при найме на работу, но и для работы по профессиональной ориентации. Заслуживают изучения также и сама методика, техника разработки и использования профессио­ грамм, их содержание. В эти профессиограммы включено шесть групп требований к кандидату на выполнение работ по той или иной профессии, в том числе время подготовки, способности, ха­ рактер нервного напряжения, склонности, физические и сенсор­ ные усилия, условия труда. Каждая из групп требований клас­

сифицируется

далее по степени сложности, по

разновидностям

и имеет свои

показатели (индикаторы). Надо

также иметь в

виду, что в США профессиограммы разрабатываются не только министерством труда, но и многими компаниями, фирмами, от­ дельными предприятиями.

Можно было бы назвать и другие, представляющие для нас интерес методы, приемы, способы организации и разработки от­ дельных элементов профессионального отбора в США и в некото­ рых других капиталистических странах. Но это предмет особого рассмотрения, и здесь нет необходимости подробно на нем оста­ навливаться. Ясно одно — изучение зарубежного опыта имеет не­ маловажное значение для скорейшего создания и развития в на­ шей промышленности и на транспорте научной системы профес­ сионального отбора рабочих кадров.

Не менее важен и такой элемент организации труда на пред­ приятии, как подготовка рабочих кадров, одновременно являю­ щийся социально-экономическим фактором повышения произво­ дительности труда. По мере технического прогресса, механиза­ ции и автоматизации производства к рабочим предъявляются все новые и новые требования и значение этого фактора повышения производительности труда все более возрастает. «Современное производство, — говорил в докладе на XXIV съезде КПСС тов. Л. И, Брежнев, — предъявляет быстрорастущие требования не к

131

9*


одним лишь машинам, технике, но и прежде всего к самим ра­ ботникам, к тем, кто эти машины создает и этой техникой уп­ равляет. Специальные знания, высокая профессиональная подго­ товка, общая культура человека превращаются в обязательное ус­ ловие успешного труда все более широких слоев работников»

Интенсификация технического прогресса создает такое положе­ ние, при котором подготовка квалифицированных рабочих стано­ вится важнейшим условием, объективной необходимостью даль­ нейшего развития и совершенствования всего народного хозяй­ ства. Это и понятно: технический прогресс не совершается сам по себе, его с начала и до конца осуществляют люди. Требова­ ния же к их общей и специальной профессиональной подготовке постоянно возрастают, так как удельный вес ручных операций с каждым годом снижается, а, напротив, удельный вес таких ра­ бот, как наладка, подготовка и уход за сложными механизмами и автоматами, контроль за ходом высокомеханизированного и авто­ матизированного производства, обеспечение бесперебойного его функционирования и т. д., неуклонно растет. Так, только в тече­ ние предыдущей пятилетки (1966—1970 гг.) доля рабочих, заня­ тых наблюдением за автоматизированными машинами, механизма­ ми, аппаратами и установками, увеличилась более чем в три раза. Современное производство и транспорт постоянно развива­ ются: внедряется новая техника, технология, службы промышлен­ ных и транспортных предприятий оснащаются электроникой и ав­ томатикой и т. п. В связи с сокращением операций, требующих тяжелого физического труда, работа человека на производстве становится физически более легкой. В то же время от него тре­ буется большой объем технических знаний в области электротех­ ники, механики, автоматики, электропики, химии, физики. Здесь уже одних только трудовых навыков недостаточно — нужна серь­ езная теоретическая подготовка.

Технический прогресс в промышленности оказывает революцио­ низирующее влияние на профессионально-квалификационную структуру рабочих, которая непрерывно трансформируется: появ­ ляются новые профессии, некоторые старые исчезают, меняется содержание труда, возрастает число профессий широкого профи­ ля, формируются новые профессиональные группы с высоким об­ щеобразовательным и профессиональным уровнем. Достаточно сказать, что в настоящее время около 90% в черной металлур­ гии и около 80% профессий и специальностей рабочих в сфере машиностроения требуют уже общего среднего или среднего спе-1

1Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с, 41,

132


циального образования. Исследования показывают, что уровень общего и специального образования выше у тех групп рабочих, которые в соответствии с профессиональными требованиями и производственными условиями имеют дело с внедрением, обслу­ живанием, ремонтом, наладкой повой техники и технологии. В не­ которых наиболее технически оснащенных отраслях промышлен­ ности и транспорта функции рабочих выполняют люди, имеющие

высшее

инженерное образование.

И

это связано прежде

все­

го с тем, что в структуре

затрат

труда

рабочих постоянно

воз­

растает

доля умственного

труда,

в

процессе которого требуется

значительный объем теоретических знаний.

Под влиянием технического прогресса в профессиональной структуре промышленности и транспорта интенсивно вытесняют­ ся профессии тяжелого и малоквалифицированного труда, появ­ ляются новые, сложные профессии, растет удельный вес высоко­ квалифицированных рабочих, занимающихся обслуживанием, наладкой и контролем высокомеханизированного и автоматизиро­ ванного производства, соотношение между основными и вспомо­

гательными рабочими кадрами изменяется в пользу

последних,

да и сама классификация такого рода в некоторых

случаях ут­

рачивает смысл, поскольку постепенно стираются различия в со­ держании труда этих категорий.

Наконец, технический прогресс, механизация и автоматизация производства приводят к тому, что в профессиональной структу­ ре промышленности, транспорта количество профессий вообще сокращается. Это связано прежде всего с унификацией, стандар­ тизацией техники и технологии, с возникновением сквозных про­ фессий, обеспечивающих выполнение работ по наладке, ремонту, обслуживанию, контролю машин, аппаратов и механизмов. В то же время этот процесс вовсе не беспределен, как утверждают некоторые авторы, по мнению которых со временем возникнет какая-то единая, универсальная профессия по обслуживанию тех­ ники и исчезнет профессиональное разделение труда как тако­ вое '. Известно, что наряду с этой тенденцией имеет место и процесс возникновения новых профессий и специальностей, обу­ словленный внедрением в производство новых уникальных ма­ шин, механизмов и аппаратов. Есть основания полагать, что

профессиональное разделение

труда2

сохранится и при комму-1

1

См., например, материалы дискуссии

по этим

вопросам

в журнале «Вопросы

фи­

 

лософии» за 1962—1964 гг.

 

 

 

 

1

Под профессиональным разделением

труда понимается

распределение работников

 

в пределах бригады, участка, цеха,

предприятия или отрасли, по профессиям

и

 

специальностям. Оно включает в себя как специализацию работников, так и спе­

 

циализацию производства,.

 

 

 

 

133


низме, в условиях еще более высокого развития техники и тех­ нологии, так как процесс возникновения новых, отмирания или объединения уже имеющихся профессий будет протекать и в ус­ ловиях высшей социально-экономической общественной форма­ ции. Это связано с тем, что сам по себе технический прогресс, развитие техники и технологии — процессы бесконечные. Значит, и специализация производства, детерминируемые ею профессио­ нальное разделение, специализация профессии не имеют преде­

ла.

Напомним, что, по словам В. И. Ленина,

специализация

«по

самому существу своему, бесконечная точно

так же, как и

развитие техники» Важно отметить, что изменение профессиональной структуры

происходит не только под влиянием технического прогресса, по­ стоянно развивающегося технического базиса производства. Ха­ рактер, формы, методы, темпы изменений, сдвигов в профессио­ нальной структуре зависят также и от того, в условиях какой социально-экономической формации, в условиях какого типа про­ изводственных отношений осуществляется этот процесс. И в этом отношении различия между капиталистической и социалистиче­ ской промышленностью и транспортом огромны, особенно когда речь идет о социальной сути последствий и характере трансфор­ мации профессиональной структуры.

В условиях социалистического народного хозяйства она пред­ определяется также и быстрым ростом культурно-технического уровня работников, зависит от многих социальных процессов, развертывающихся в нашем обществе в период строительства коммунизма. Профессиональная же структура в свою очередь определяет изменения в занятости населения, квалификационную структуру, квалификационный состав рабочих, влияет на харак­ тер, формы и методы их профессионального обучения, на процесс формирования человека как гармонической личности, на характер

и содержание

социалистических производственных отношений

и т. д.

теперь на социальных аспектах профессиональ­

Остановимся

ной структуры, профессиональной подготовки рабочих кадров в нашем народном хозяйстве, в том числе в промышленности и на транспорте. Здесь прежде всего необходимо отметить следующий момент. Технический прогресс, профессиональное разделение обусловливают неуклонное повышение культурно-технического уровня рабочих. Это и понятно, так как появляется необходимость1

1Ленин В. И. Поли, собр. соч. Т. 1, с. 95.

134


в рабочих другого, более высокого культурно-технического уровня и, по словам К. Маркса, промышленность «постоянно производит перевороты в техническом базисе производства, а вместе с тем и в функциях рабочих и в общественных комбина­ циях процесса труда» Являясь таким образом важнейшим из элементов в структуре личностных качеств, культурно-техниче­ ский уровень становится одним из условий всестороннего, гар­ моничного развития советского рабочего. А это уже явственно социальная проблема.

С другой стороны, рабочие, имеющие высокий культурно-тех­ нический уровень уже по-иному относятся к самой технике, технологии, они добиваются их дальнейшего совершенствования, их уже не устраивает тяжелый, слишком нервный или монотон­ ный, ручной и маломеханизированный труд. Иными словами, они требуют дальнейшего технического прогресса, являются одной из его движущих сил. Это также социальная проблема.

Социалистические производственные отношения, технический прогресс, в том числе унификация и стандартизация машин, аппаратов и механизмов, приводят, как уже говорилось, к появ­ лению сквозных профессий, к объединению и совмещению неко­ торых из них, к появлению профессий широкого профиля. Все это с учетом постоянно возрастающего культурно-технического уровня и благоприятных условий профессионального обучения способствует постепенному превращению многих рабочих во «все­ сторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей,

которые умеют все делать» 1.2 Здесь уже решается проблема пре­ одоления профессиональной ограниченности, профессиональной узости. Это еще одна большая социальная проблема, решение которой возможно лишь в условиях социализма и коммунизма. Рабочие перестают быть, как это органически свойственно ка­ питалистическому производству, прикованными к одной единст­

венной узкоспециализированной работе,

когда,

как писал

К. Маркс, «пожизненная специальность — управлять

частичным

орудием, превращается в пожизненную же

специальность — слу­

жить частичной машине» 3. В условиях социалистической промыш­ ленности и транспорта рабочие уже сейчас имеют возможность свободного выбора профессии, специальности, места и условий

работы. Их

профессиональный

диапазон резко возрастает,

возможности

перемены

труда

значительно

увеличивают­

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23, С.

498.

 

 

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 4J1, с. 33.

 

 

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23, с.

433.

 

 

135