Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
ся. Разумеется, здесь еще пока что нет полного свободного вы бора профессии — это будет, видимо, лишь при коммунизме. Но это объективный процесс, проявление и развитие которого в условиях социалистического производства детерминируется также и действием закона перемены труда. Он уже стал реальностью и с каждым годом в нашей промышленности и на транспорте про сматривается все более отчетливо. И ограничения этого процесса на современном этапе связаны прежде всего с недостаточным еще у части рабочих культурно-техническим уровнем, в том числе
снедостатком общих, специальных и профессиональных знаний.
Вкакой-то мере свободному выбору профессий в условиях социа лизма мешают также и предъявляемые в промышленности и на
транспорте специфические требования к людям даже по одина ковым профессиям, а также некоторые другие условия и факторы: например, состояние здоровья, социально-демографические дан ные и т. п. Но важно при этом подчеркнуть, что сами цели, задачи социалистического предприятия исключают положение, при котором, как это опять-таки имеет место при капитализме, «машиной злоупотребляют для того, чтобы самого рабочего превра тить с детского возраста в часть частичной машины» *.
Вообще же если говорить о профессиональной ограниченности, то она в принципе целиком и полностью присуща капиталистиче скому способу производства, в условиях которого противополож ность между умственным и физическим трудом постоянно обо стряется, широкие слои трудящихся практически не имеют воз можности получить высокую общеобразовательную подготовку, а профессиональное обучение — особенно для получения сложных профессий — обходится дорого и поэтому доступно далеко не каждому желающему.
В социалистическую промышленность и транспорт профессио нальная ограниченность пришла как наследие ликвидированного Великой Октябрьской социалистической революцией капиталисти ческого способа производства. В условиях социализма проводи лась и проводится огромная работа по обеспечению всесторон него развития способности «всех членов общества путем устра
нения прежнего разделения труда, |
путем |
производственного |
Eoi итания, смены родов деятельности...»12 |
рабочих в СССР |
|
Высокий культурно-технический |
уровень |
обу ловливает существенное изменение их кругозора, жизненных планов и интересов, способностей и склонностей. Рабочие уже
1 Маркс К., |
Энгельс Ф. |
Соч. Т. 23, с. 433. |
2 Маркс К., |
Энгельс Ф. |
Соч. Т. 4, с. 336. |
136
по-другому относятся к самому трудовому процессу, формам и методам обучения, изменяются структура и формы их свобод ного времени, в том числе и досуга. Данные социологических исследований, выполненных в различных областях страны, на различных предприятиях, убедительно это подтверждают. Насту пит время, когда каждый рабочий должеп будет часть бюджета своего недельного свободного времени использовать для повыше ния общеобразовательных, специальных и профессиональных зна ний, т. е. все явственней будет развертываться такой атрибут научно-технической революции, как так называемое перманентное образование, в котором основное внимание будет уделяться все стороннему самообразованию. Это еще одна социальная проблема, которая вызывается к жизни техническим прогрессом и сопут ствующей ему необходимостью повышения уровня профессиональ ной подготовки, общего образования.
У рабочих с высоким культурно-техническим уровнем изме няется отношение к труду, к профессии, растет интерес к изоб ретательству и рационализации. Их уже не устраивает выполне ние только лишь исполнительских функций при машинах, меха низмах и аппаратах. Они стремятся подчинить себе современную технику и технологию, грамотно и эффективно управлять ею. Все это подтверждается данными социологических исследований, так же как и то, что наибольший удельный вес рационализато ров и изобретателей приходится на группы рабочих с высоким культурно-техническим уровнем. В свою очередь изменение отно шения к труду, к профессии, к предприятию способствует реше нию и другой важнейшей социальной проблемы — сближению фи зического и умственного труда, превращению труда в первую жизненную потребность. Росту культурно-технического уровня рабочих, углублению их знаний способствует общедоступность профессионального обучения в СССР. Каждый молодой человек
или рабочий, уже занятый на |
производстве, имеет |
возможность |
в большинстве случаев бесплатно (а нередко еще |
и с выплатой |
|
за время обучения стипендии) |
обучиться практически любой про |
|
фессии. |
|
|
Таковы осповные социальные аспекты профессионального обу чения в промышленности СССР.
Остановимся теперь на вопросах непосредственно профессиональ ной подготовки рабочих. Если исходить из предложенной К. Марксом классификации разделения труда на общее, частное И единичное, то само понятие «профессия» возникло в связи с частным, а специальность — в связи с единичным разделением труда.
137
Под «профессией» понимается род трудовой деятельности, тре бующей определенной общей и специальной подготовки рабочего, тогда как «специальность» — это разновидность профессии. Спе циальность — это более узкий, но в то же время и менее устой чивый род деятельности. Здесь требуется уже значительно мень ший объем как теоретических, так и практических знаний. На пример, слесарь — это профессия, а слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-сборщик — это специальности. Таким образом, специальность — это более узкое понятие, чем профессия, это более конкретный род или вид деятельности в пределах про фессии. Каждая профессия включает в себя несколько специаль ностей или, другими словами, подразделяется на несколько специ альностей. По мере технического прогресса и дальнейшего про фессионального разделения труда многие профессии все более дробятся на отдельные специальности. Между тем на практи ке — да нередко и в науке — понятия «профессия» и «специа льность» часто смешивают. Там, где речь идет о специальности, нередко употребляют слово профессия и наоборот. С научной точки зрения такое смешение недопустимо.
Некоторые ученые, в частности Г. М. Кочетов, придерживаются более пространного определения профессии, включающего в себя в какой-то мере и элементы социального содержания. Профессия по Г. М. Кочетову, это социально-технический механизм, санкци онированный обществом как уникальный способ получения про дуктов, заказываемых определенной культурой. Сущность меха низма профессии, по мнению Г. М. Кочетова, состоит в том, что согласно более или менее строгому алгоритму, определяющему вид и последовательность операций, совершаемых человеком или управляемыми им машинами, происходит преобразование исход ного сырья и «складывание» из него в соответствии с заданными эталонами неких реалий, отчуждаемых в общественное и личное пользование как потребительские ценности («товары»), за кото рые производящий их человек вознаграждается обществом. Дан ное определение, как нам кажется, содержит в себе ряд неточно стей и ошибочных положений. На самом деле профессия не определяет алгоритм, т. е. конкретные пути, виды и особенно последовательность операций для превращения сырья в готовую продукцию — это функция технологии. Кроме того, имеются про фессии, работа по которым не представляет из себя «уникально го» способа получения продуктов. Наконец, в нашем обществе работа по целому ряду профессий (например, общественные про фессии) вообще никак не оплачивается, не рассчитана на возна граждение. Здесь перед нами как раз то самое смешение понятий
138
«профессия» и «специальность», о котором шла речь выше.
В зависимости от конкретного вида деятельности, от характера
испецифики труда в той или иной сфере производства каждая
профессия имеет свое особое содержание. Так, каждая отрасль промышленности и транспорта имеет свои технологиче ские особенности, свой уровень технической оснащенности, свои специфические формы организации производства, труда и управ ления, свои условия, в которых реализуется тот или иной род трудовой деятельности. Все это отражается на содержании про фессий, иногда почти полностью его изменяя. Причем содержа ние профессии не является чем-то раз и навсегда данным, а под влиянием технического прогресса, по мере разделения и объеди нения различных видов труда оно постоянно изменяется. Вслед ствие этого и профессиональная подготовка рабочих должна строиться с учетом специфики отдельных отраслей промышлен ности, транспорта, а внутри них — с учетом специфических особенностей отдельных предприятий, производственных и ремонт ных участков.
В ходе научно-технической революции некоторые профессии меняют свое содержание и объединяются в одну, другие же, напротив, все более дробятся, а третьи, утрачивая свое основное содержание, отмирают. В условиях социализма сокращение уста ревших профессий приводит к тому, что рабочие после переобу
чения |
переходят на другую, более |
квалифицированную |
рабо |
|
ту, — чаще всего на том же предприятии. К такого |
рода |
пере |
||
ходам |
рабочие социалистических |
предприятий |
относятся |
положительно, так как это обычно профессии тяжелого, ма локвалифицированного или неквалифицированного труда, а материальное положение в результате смены профессии не толь ко не ухудшается, а, наоборот, улучшается. В условиях же капи тализма ликвидация устаревших вследствие технического прог ресса профессий приводит к переходу миллионов людей в ряды безработных или на еще более малоквалифицированную и низко оплачиваемую работу.
На смену старым профессиям приходят новые, отвечающие требованиям технического прогресса, современного производства и профессионального разделения труда.
Новые профессии появляются или в результате интеграции ря да старых, или под влиянием новых производственных требова ний. Однако в этом, на первый взгляд стихийном, процессе пре обладают все же тенденции к объединению, интеграции профес сий. Не случайно Государственный комитет Совета Министров
СССР по вопросам труда и заработной платы еще в 1959 г.
139