Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ся. Разумеется, здесь еще пока что нет полного свободного вы­ бора профессии — это будет, видимо, лишь при коммунизме. Но это объективный процесс, проявление и развитие которого в условиях социалистического производства детерминируется также и действием закона перемены труда. Он уже стал реальностью и с каждым годом в нашей промышленности и на транспорте про­ сматривается все более отчетливо. И ограничения этого процесса на современном этапе связаны прежде всего с недостаточным еще у части рабочих культурно-техническим уровнем, в том числе

снедостатком общих, специальных и профессиональных знаний.

Вкакой-то мере свободному выбору профессий в условиях социа­ лизма мешают также и предъявляемые в промышленности и на

транспорте специфические требования к людям даже по одина­ ковым профессиям, а также некоторые другие условия и факторы: например, состояние здоровья, социально-демографические дан­ ные и т. п. Но важно при этом подчеркнуть, что сами цели, задачи социалистического предприятия исключают положение, при котором, как это опять-таки имеет место при капитализме, «машиной злоупотребляют для того, чтобы самого рабочего превра­ тить с детского возраста в часть частичной машины» *.

Вообще же если говорить о профессиональной ограниченности, то она в принципе целиком и полностью присуща капиталистиче­ скому способу производства, в условиях которого противополож­ ность между умственным и физическим трудом постоянно обо­ стряется, широкие слои трудящихся практически не имеют воз­ можности получить высокую общеобразовательную подготовку, а профессиональное обучение — особенно для получения сложных профессий — обходится дорого и поэтому доступно далеко не каждому желающему.

В социалистическую промышленность и транспорт профессио­ нальная ограниченность пришла как наследие ликвидированного Великой Октябрьской социалистической революцией капиталисти­ ческого способа производства. В условиях социализма проводи­ лась и проводится огромная работа по обеспечению всесторон­ него развития способности «всех членов общества путем устра­

нения прежнего разделения труда,

путем

производственного

Eoi итания, смены родов деятельности...»12

рабочих в СССР

Высокий культурно-технический

уровень

обу ловливает существенное изменение их кругозора, жизненных планов и интересов, способностей и склонностей. Рабочие уже

1 Маркс К.,

Энгельс Ф.

Соч. Т. 23, с. 433.

2 Маркс К.,

Энгельс Ф.

Соч. Т. 4, с. 336.

136


по-другому относятся к самому трудовому процессу, формам и методам обучения, изменяются структура и формы их свобод­ ного времени, в том числе и досуга. Данные социологических исследований, выполненных в различных областях страны, на различных предприятиях, убедительно это подтверждают. Насту­ пит время, когда каждый рабочий должеп будет часть бюджета своего недельного свободного времени использовать для повыше­ ния общеобразовательных, специальных и профессиональных зна­ ний, т. е. все явственней будет развертываться такой атрибут научно-технической революции, как так называемое перманентное образование, в котором основное внимание будет уделяться все­ стороннему самообразованию. Это еще одна социальная проблема, которая вызывается к жизни техническим прогрессом и сопут­ ствующей ему необходимостью повышения уровня профессиональ­ ной подготовки, общего образования.

У рабочих с высоким культурно-техническим уровнем изме­ няется отношение к труду, к профессии, растет интерес к изоб­ ретательству и рационализации. Их уже не устраивает выполне­ ние только лишь исполнительских функций при машинах, меха­ низмах и аппаратах. Они стремятся подчинить себе современную технику и технологию, грамотно и эффективно управлять ею. Все это подтверждается данными социологических исследований, так же как и то, что наибольший удельный вес рационализато­ ров и изобретателей приходится на группы рабочих с высоким культурно-техническим уровнем. В свою очередь изменение отно­ шения к труду, к профессии, к предприятию способствует реше­ нию и другой важнейшей социальной проблемы — сближению фи­ зического и умственного труда, превращению труда в первую жизненную потребность. Росту культурно-технического уровня рабочих, углублению их знаний способствует общедоступность профессионального обучения в СССР. Каждый молодой человек

или рабочий, уже занятый на

производстве, имеет

возможность

в большинстве случаев бесплатно (а нередко еще

и с выплатой

за время обучения стипендии)

обучиться практически любой про­

фессии.

 

 

Таковы осповные социальные аспекты профессионального обу­ чения в промышленности СССР.

Остановимся теперь на вопросах непосредственно профессиональ­ ной подготовки рабочих. Если исходить из предложенной К. Марксом классификации разделения труда на общее, частное И единичное, то само понятие «профессия» возникло в связи с частным, а специальность — в связи с единичным разделением труда.

137


Под «профессией» понимается род трудовой деятельности, тре­ бующей определенной общей и специальной подготовки рабочего, тогда как «специальность» — это разновидность профессии. Спе­ циальность — это более узкий, но в то же время и менее устой­ чивый род деятельности. Здесь требуется уже значительно мень­ ший объем как теоретических, так и практических знаний. На­ пример, слесарь — это профессия, а слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-сборщик — это специальности. Таким образом, специальность — это более узкое понятие, чем профессия, это более конкретный род или вид деятельности в пределах про­ фессии. Каждая профессия включает в себя несколько специаль­ ностей или, другими словами, подразделяется на несколько специ­ альностей. По мере технического прогресса и дальнейшего про­ фессионального разделения труда многие профессии все более дробятся на отдельные специальности. Между тем на практи­ ке — да нередко и в науке — понятия «профессия» и «специа­ льность» часто смешивают. Там, где речь идет о специальности, нередко употребляют слово профессия и наоборот. С научной точки зрения такое смешение недопустимо.

Некоторые ученые, в частности Г. М. Кочетов, придерживаются более пространного определения профессии, включающего в себя в какой-то мере и элементы социального содержания. Профессия по Г. М. Кочетову, это социально-технический механизм, санкци­ онированный обществом как уникальный способ получения про­ дуктов, заказываемых определенной культурой. Сущность меха­ низма профессии, по мнению Г. М. Кочетова, состоит в том, что согласно более или менее строгому алгоритму, определяющему вид и последовательность операций, совершаемых человеком или управляемыми им машинами, происходит преобразование исход­ ного сырья и «складывание» из него в соответствии с заданными эталонами неких реалий, отчуждаемых в общественное и личное пользование как потребительские ценности («товары»), за кото­ рые производящий их человек вознаграждается обществом. Дан­ ное определение, как нам кажется, содержит в себе ряд неточно­ стей и ошибочных положений. На самом деле профессия не определяет алгоритм, т. е. конкретные пути, виды и особенно последовательность операций для превращения сырья в готовую продукцию — это функция технологии. Кроме того, имеются про­ фессии, работа по которым не представляет из себя «уникально­ го» способа получения продуктов. Наконец, в нашем обществе работа по целому ряду профессий (например, общественные про­ фессии) вообще никак не оплачивается, не рассчитана на возна­ граждение. Здесь перед нами как раз то самое смешение понятий

138


«профессия» и «специальность», о котором шла речь выше.

В зависимости от конкретного вида деятельности, от характера

испецифики труда в той или иной сфере производства каждая

профессия имеет свое особое содержание. Так, каждая отрасль промышленности и транспорта имеет свои технологиче­ ские особенности, свой уровень технической оснащенности, свои специфические формы организации производства, труда и управ­ ления, свои условия, в которых реализуется тот или иной род трудовой деятельности. Все это отражается на содержании про­ фессий, иногда почти полностью его изменяя. Причем содержа­ ние профессии не является чем-то раз и навсегда данным, а под влиянием технического прогресса, по мере разделения и объеди­ нения различных видов труда оно постоянно изменяется. Вслед­ ствие этого и профессиональная подготовка рабочих должна строиться с учетом специфики отдельных отраслей промышлен­ ности, транспорта, а внутри них — с учетом специфических особенностей отдельных предприятий, производственных и ремонт­ ных участков.

В ходе научно-технической революции некоторые профессии меняют свое содержание и объединяются в одну, другие же, напротив, все более дробятся, а третьи, утрачивая свое основное содержание, отмирают. В условиях социализма сокращение уста­ ревших профессий приводит к тому, что рабочие после переобу­

чения

переходят на другую, более

квалифицированную

рабо­

ту, — чаще всего на том же предприятии. К такого

рода

пере­

ходам

рабочие социалистических

предприятий

относятся

положительно, так как это обычно профессии тяжелого, ма­ локвалифицированного или неквалифицированного труда, а материальное положение в результате смены профессии не толь­ ко не ухудшается, а, наоборот, улучшается. В условиях же капи­ тализма ликвидация устаревших вследствие технического прог­ ресса профессий приводит к переходу миллионов людей в ряды безработных или на еще более малоквалифицированную и низко­ оплачиваемую работу.

На смену старым профессиям приходят новые, отвечающие требованиям технического прогресса, современного производства и профессионального разделения труда.

Новые профессии появляются или в результате интеграции ря­ да старых, или под влиянием новых производственных требова­ ний. Однако в этом, на первый взгляд стихийном, процессе пре­ обладают все же тенденции к объединению, интеграции профес­ сий. Не случайно Государственный комитет Совета Министров

СССР по вопросам труда и заработной платы еще в 1959 г.

139