Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
утвердил своим решением, обусловленным объективными фактора ми технического прогресса, вместо 2888 ранее существовавших профессий 318 укрупненных, интегрировавших многие прежние, но ставшие слишком узкими и уже наполнившиеся новым содер жанием профессии.
Как мы уже фиксировали выше, процесс интеграции профес сий не исключает процесса их дальнейшей дифференциации, на
оборот, профессии дополняют друг друга, |
взаимопереплетаются. |
И это обусловливается законом перемены |
труда, в соответствии |
с которым развитие технического базиса производства предопре деляет и постоянное изменение требований к профессиональным знаниям и умениям. Развитие в этой области осуществляется в форме преодоления постоянно возникающего противоречия между техническим уровнем производства и уровнем профессио нальной подготовки рабочих, содержанием профессий и специа льностей. Закон неремены труда содержит целый ряд других не менее важных требований, но нас интересует в данном случае лишь названный выше аспект.
Изменение содержания некоторых профессий привело к появле нию в промышленности н на транспорте профессий так называе мого широкого профиля. Разумеется, в данном случае их содержа ние изменилось под влиянием технического прогресса, в частно сти под влиянием унификации и стандартизации техники и тех нологии, определенных изменений в области профессионального разделения и организации труда.
Под профессиональной подготовкой понимается теоретическое и практическое обучение рабочих, в процессе которого они при обретают новую профессию или новую специальность. От профес сиональной подготовки следует отличать понятия профессиональ ной переподготовки и повышения квалификации. Если рабочий приобретает новую профессию, то это является профессиональной подготовкой. Если же рабочий после профессионального обучения продолжает работать по прежней профессии или специальности, то это — повышение квалификации. Под квалификацией пони мается степень овладения теоретическими и практическими зна ниями по данной профессии и специальности. К повышению ква лификации относится также профессиональное обучение рабочих для получения ими второй, смежной профессии или специальности.
Нужно отметить, что профессиональное обучение не является
единственным направлением |
формирования |
квалифицированных |
||||
рабочих по |
профессиям |
и |
специальностям. |
Структура знаний |
||
и умений рабочего |
как |
бы |
состоит из |
трех |
компонентов. Это, |
|
во-первых, |
уровень |
профессиональной, |
специальной и общеобра- |
140
Зовательной подготовки; во-вторых, наличие опыта, навыков рабо ты по дайной профессии и специальности в данных конкретных производственных условиях; в-третьих, уровень квалификации, характеризующий одновременно и наличие опыта, стажа работы по профессии и специальности, специфических умений и навыков. Однако в современных условиях развития промышленного произ водства профессиональному обучению принадлежит несомненный приоритет в общем процессе формирования квалифицированных кадров, обладающих высоким культурно-техническим уровнем. Известно, например, что рабочие, получившие профессию в про фессионально-технических училищах, где уровень обучения зна чительно выше, чем при обучении на предприятии, затрачивают на получение очередного тарифно-квалификационного разряда в 2—2,5 раза меньше времени по сравнению с рабочими, получив шими профессию непосредственно на предприятии, через систему школ и курсов. Более того, производительность труда, себесто имость продукции, ее качество — все эти показатели при их сравнении далеко не в пользу рабочих, получивших знания не в профессионально-техническом училище, а непосредственно па предприятии.
Среди научных и практических работников еще до сих пор не выработано единого мнения относительно продолжительности обучения в профессионально-технических училищах. Пока что преобладает тенденция к увеличению сроков обучения, хотя есть немало сторонников и ограничения сроков обучения в ПТУ: для
лиц, |
имеющих |
общее среднее образование, — до 1,5 лет и |
для |
лиц, |
имеющих |
неполное среднее образование, — до 2,5 лет. |
По |
следнее мотивируется тем, что при условии применения новей ших методов и технических средств обучения можно резко ин тенсифицировать учебный процесс.
В отдельных отраслях промышленности и на транспорте дела ются попытки научного обоснования продолжительности профес сионального обучения применительно к различным группам про фессий. Например, в машиностроении в зависимости от сроков профессионального обучения все профессии рабочих объединяют ся в четыре крупные группы 1:
первая группа — профессии и специальности, требующие обу чения сроком не свыше года (токари, фрезеровщики и др.); вторая группа — главным образом универсальные профессии и специальности, требующие обучения сроком до двух лет; тре
тья группа — профессии широкого профиля |
(наладчики, ремонт- |
1 Марков Н. В. Научно-техническая революция: анализ, |
перспективы, последствия. |
M.. Политиздат, 1971, с. 141. |
|
141
нйки и др.), требующие обучения сроком до Двух с половиной лет; четвертая группа — несложные вспомогательные профессии и специальности, требующие обучения от 6 до 10 месяцев.
Важно отметить, что в машиностроении и в некоторых отрас лях транспорта предусматривается определенное сокращение сро ков профессионального обучения в случае, если учащийся имеет среднее или среднетехническое образование.
Перечень профессий и сроки обучения рабочих непосредствен но на производстве по профессиям и специальностям разраба тываются и утверждаются Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.
Профессиональное обучение рабочих для промышленности и транспорта осуществляется в нашей стране в основном по двум каналам — непосредственно на производстве и в школах и учи лищах системы трудовых резервов. Определенную роль в профес сиональном обучении играют средние образовательные школы. Правда, здесь осуществляется профессиональная подготовка срав нительно небольшого количества рабочих. Основная цель средней школы в этой области состоит в политехническом обучении и тру довом воспитании школьников, что является необходимой предпо сылкой дальнейшего профессионального обучения. Каждый из на званных каналов имеет свои, только ему присущие формы и методы профессионального обучения, свои преимущества и недо статки. Однако в последние годы каждое из направлении про фессиональной подготовки ориентируется на то, чтобы учащиеся вместе с определенными теоретическими и практическими знани ями вырабатывали вкус, привычку, потребность, способность к постоянному профессиональному самообразованию и самосовер шенствованию. Это положение имеет исключительно важное зна чение.
В настоящее время основная часть — более 70% новых рабо чих приобретает профессию и специальность в результате про фессионального обучения непосредственно на производстве. Си стема школ и училищ профессионально-технического обучения готовит по профессиям пока что только около одной трети всех новых рабочих. Об этом говорят данные табл. 3.
Только в 1970 г. на промышленных предприятиях было под готовлено 2312,7 тыс. новых рабочих (это более 10% от общего контингента рабочих, занятых в промышленности) и на предпри ятиях транспорта — 520 тыс. человек. В текущей пятилетке число рабочих, которые получат новую профессию непосредствен но на предприятиях, значительно возрастет; в промышленно сти — на 16%, на транспорте — на 12%.
142
|
Т а б л и ц а |
3 |
|
|
Подготовка рабочих кадров |
(тысяч человек) ' |
|||
Обучение |
1950 г. |
I960 г. |
1963 г. |
1964 г. 1965 г. 1966 г. 1970 г. |
В училищах, школах п т. п. |
493,0 |
689,0 |
915,0 |
943,0 1042,0 1121,7 1638,2 |
системах профтехобразова |
|
|
|
|
ния |
|
|
|
|
Непосредственно па пред |
2326,0 2807,0 |
3169,0 |
3332,0 3507,0 3713,0 4527,0 |
|
приятиях |
|
|
|
|
В настоящее время в пашей стране функционирует более 5350 профессионально-технических училищ. В 1971 г. в них обуча
лось 2 млн. 380 тыс. 400 |
человек более чем по 1200 профес |
сиям и специальностям. За |
пятилетие (1966—1970 гг.) количе |
ство профессионально-технических училищ в нашей стране воз росло на 1033 и число учащихся в них на 782,1 тыс. человек. Училища и школы системы профессионально-технического обра зования выпускают ежегодно 2,2 млн. квалифицированных рабо чих. Только за 5 лет — с 1965 по 1970 г.— в училищах и шко лах профессионально-технического образования было подготовле но более 7 млн. квалифицированных рабочих, в том числе в 1970 г. 1365,7 тыс. человек. Только на промышленные предпри ятия в 1970 г. было направлено после окончания ПТУ 409,6 тыс. молодых рабочих, на 161,6 тыс. человек (или на 65%) больше, чем в 1966 г. На предприятия транспорта в 1970 г. было распре делено 58,3 тыс. выпускников ПТУ — на 38 % больше, чем в 1966 г. В целом по народному хозяйству в 1970 г. на предприя тия (включая колхозы и совхозы) паправлеио 1365,7 тыс. выпускников ПТУ — на 49% больше, чем в 1966 г. Подчеркнем, все эти данные учитывают выпускников только дневных профес сионально-технических училищ. А ведь кроме этого только в 1970 г. вечерними профтехучилищами и отделениями было выпу щено 160,9 тыс обученных молодых рабочих.
Подготовка кадров в профессионально-технических училищах для автомобильного транспорта характеризуется следующими данными: только в 1970 г. было подготовлено 44,7 тыс. чело
век — в 3,7 |
раза больше, чем в 1966 г. |
Подготовка шоферов |
за1 |
||
1 Таблица составлена по данным |
статистического |
ежегодника |
«Народное хозяйство |
||
СССР в 1965 |
году», по данным |
сборника «СССР в цифрах |
в 1970 году» и |
по |
другим государственным статистическим источникам.
ИЗ
эти годы возросла с 4,1 тыс. человек в 1966 г. до 23,5 тыс. че ловек в 1970 г., а слесарей по ремонту автомобилей соответ ственно с 7,6 тыс. до 18,6 тыс. человек. Продолжительность обу чения в профессионально-технических училищах колеблется в пределах от одного года до трех лет. Для лиц, поступающих в училища со средним образованием, продолжительность обучения соответственно сокращается.
В процессе обучения в профессионально-технических училищах учащиеся получают достаточно большой объем теоретических зна ний. Многие училища одновременно дают и общеобразовательную подготовку в объеме средней школы. Помимо этого учащиеся по лучают в своих мастерских или непосредственно на предприяти ях также и практические навыки по профессиям. Нужно отме тить, что именно в профессионально-технических училищах имеет место наиболее удачное сочетание теоретического и практического обучения. Здесь же сконцентрированы наиболее квалифицирован ные, уже имеющие определенный опыт педагогической работы преподаватели.
Особо следует остановиться на вечерних профессионально-тех нических училищах и на вечерних отделениях при дневных ПТУ, в которых в 1971 г. обучалось 224 тыс. юношей и девушек. Только за годы предыдущего пятилетия их количество увеличи лось на 179, а число учащихся — на 61,8 тыс. человек. В 1970 г. вечерние профтехучилища и отделения приняли на учебу 175,4 тыс. человек и выпустили 160,9 тыс. квалифицированных рабочих, в том числе шоферов 4313 человек (18% от выпуска дневными ПТУ) и 4313 слесарей-ремонтников (12,2% от выпуска дневными ПТУ). Это говорит о том, что вечерние профтехучи лища и отделения играют большую роль в подготовке для про мышленности и транспорта квалифицированных рабочих.
Материалы исследования свидетельствуют, что в вечерних ПТУ обучаются рабочие, желающие повысить свою профессиональную квалификацию и общеобразовательный уровень, выпускники об щеобразовательных школ, а также рабочие, по различным при чинам намеревающиеся сменить свою профессию, специальность.
В то же время обучение в этой системе имеет свои недостатки. Прежде всего, у поступающей в ПТУ молодежи отсутствуют ка кие-либо производственные навыки, приобрести которые, как по казывает практика, можно только непосредственно на предприя тии, в копкретных производственных условиях. Кроме того, профессионально-технические училища подготавливают рабочих, как правило, по традиционным, уже давно сложившимся, широко распространенным, а также по массовым профессиям (токари,
144