Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

утвердил своим решением, обусловленным объективными фактора­ ми технического прогресса, вместо 2888 ранее существовавших профессий 318 укрупненных, интегрировавших многие прежние, но ставшие слишком узкими и уже наполнившиеся новым содер­ жанием профессии.

Как мы уже фиксировали выше, процесс интеграции профес­ сий не исключает процесса их дальнейшей дифференциации, на­

оборот, профессии дополняют друг друга,

взаимопереплетаются.

И это обусловливается законом перемены

труда, в соответствии

с которым развитие технического базиса производства предопре­ деляет и постоянное изменение требований к профессиональным знаниям и умениям. Развитие в этой области осуществляется в форме преодоления постоянно возникающего противоречия между техническим уровнем производства и уровнем профессио­ нальной подготовки рабочих, содержанием профессий и специа­ льностей. Закон неремены труда содержит целый ряд других не менее важных требований, но нас интересует в данном случае лишь названный выше аспект.

Изменение содержания некоторых профессий привело к появле­ нию в промышленности н на транспорте профессий так называе­ мого широкого профиля. Разумеется, в данном случае их содержа­ ние изменилось под влиянием технического прогресса, в частно­ сти под влиянием унификации и стандартизации техники и тех­ нологии, определенных изменений в области профессионального разделения и организации труда.

Под профессиональной подготовкой понимается теоретическое и практическое обучение рабочих, в процессе которого они при­ обретают новую профессию или новую специальность. От профес­ сиональной подготовки следует отличать понятия профессиональ­ ной переподготовки и повышения квалификации. Если рабочий приобретает новую профессию, то это является профессиональной подготовкой. Если же рабочий после профессионального обучения продолжает работать по прежней профессии или специальности, то это — повышение квалификации. Под квалификацией пони­ мается степень овладения теоретическими и практическими зна­ ниями по данной профессии и специальности. К повышению ква­ лификации относится также профессиональное обучение рабочих для получения ими второй, смежной профессии или специальности.

Нужно отметить, что профессиональное обучение не является

единственным направлением

формирования

квалифицированных

рабочих по

профессиям

и

специальностям.

Структура знаний

и умений рабочего

как

бы

состоит из

трех

компонентов. Это,

во-первых,

уровень

профессиональной,

специальной и общеобра-

140


Зовательной подготовки; во-вторых, наличие опыта, навыков рабо­ ты по дайной профессии и специальности в данных конкретных производственных условиях; в-третьих, уровень квалификации, характеризующий одновременно и наличие опыта, стажа работы по профессии и специальности, специфических умений и навыков. Однако в современных условиях развития промышленного произ­ водства профессиональному обучению принадлежит несомненный приоритет в общем процессе формирования квалифицированных кадров, обладающих высоким культурно-техническим уровнем. Известно, например, что рабочие, получившие профессию в про­ фессионально-технических училищах, где уровень обучения зна­ чительно выше, чем при обучении на предприятии, затрачивают на получение очередного тарифно-квалификационного разряда в 2—2,5 раза меньше времени по сравнению с рабочими, получив­ шими профессию непосредственно на предприятии, через систему школ и курсов. Более того, производительность труда, себесто­ имость продукции, ее качество — все эти показатели при их сравнении далеко не в пользу рабочих, получивших знания не в профессионально-техническом училище, а непосредственно па предприятии.

Среди научных и практических работников еще до сих пор не выработано единого мнения относительно продолжительности обучения в профессионально-технических училищах. Пока что преобладает тенденция к увеличению сроков обучения, хотя есть немало сторонников и ограничения сроков обучения в ПТУ: для

лиц,

имеющих

общее среднее образование, — до 1,5 лет и

для

лиц,

имеющих

неполное среднее образование, — до 2,5 лет.

По­

следнее мотивируется тем, что при условии применения новей­ ших методов и технических средств обучения можно резко ин­ тенсифицировать учебный процесс.

В отдельных отраслях промышленности и на транспорте дела­ ются попытки научного обоснования продолжительности профес­ сионального обучения применительно к различным группам про­ фессий. Например, в машиностроении в зависимости от сроков профессионального обучения все профессии рабочих объединяют­ ся в четыре крупные группы 1:

первая группа — профессии и специальности, требующие обу­ чения сроком не свыше года (токари, фрезеровщики и др.); вторая группа — главным образом универсальные профессии и специальности, требующие обучения сроком до двух лет; тре­

тья группа — профессии широкого профиля

(наладчики, ремонт-

1 Марков Н. В. Научно-техническая революция: анализ,

перспективы, последствия.

M.. Политиздат, 1971, с. 141.

 

141


нйки и др.), требующие обучения сроком до Двух с половиной лет; четвертая группа — несложные вспомогательные профессии и специальности, требующие обучения от 6 до 10 месяцев.

Важно отметить, что в машиностроении и в некоторых отрас­ лях транспорта предусматривается определенное сокращение сро­ ков профессионального обучения в случае, если учащийся имеет среднее или среднетехническое образование.

Перечень профессий и сроки обучения рабочих непосредствен­ но на производстве по профессиям и специальностям разраба­ тываются и утверждаются Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

Профессиональное обучение рабочих для промышленности и транспорта осуществляется в нашей стране в основном по двум каналам — непосредственно на производстве и в школах и учи­ лищах системы трудовых резервов. Определенную роль в профес­ сиональном обучении играют средние образовательные школы. Правда, здесь осуществляется профессиональная подготовка срав­ нительно небольшого количества рабочих. Основная цель средней школы в этой области состоит в политехническом обучении и тру­ довом воспитании школьников, что является необходимой предпо­ сылкой дальнейшего профессионального обучения. Каждый из на­ званных каналов имеет свои, только ему присущие формы и методы профессионального обучения, свои преимущества и недо­ статки. Однако в последние годы каждое из направлении про­ фессиональной подготовки ориентируется на то, чтобы учащиеся вместе с определенными теоретическими и практическими знани­ ями вырабатывали вкус, привычку, потребность, способность к постоянному профессиональному самообразованию и самосовер­ шенствованию. Это положение имеет исключительно важное зна­ чение.

В настоящее время основная часть — более 70% новых рабо­ чих приобретает профессию и специальность в результате про­ фессионального обучения непосредственно на производстве. Си­ стема школ и училищ профессионально-технического обучения готовит по профессиям пока что только около одной трети всех новых рабочих. Об этом говорят данные табл. 3.

Только в 1970 г. на промышленных предприятиях было под­ готовлено 2312,7 тыс. новых рабочих (это более 10% от общего контингента рабочих, занятых в промышленности) и на предпри­ ятиях транспорта — 520 тыс. человек. В текущей пятилетке число рабочих, которые получат новую профессию непосредствен­ но на предприятиях, значительно возрастет; в промышленно­ сти — на 16%, на транспорте — на 12%.

142


 

Т а б л и ц а

3

 

Подготовка рабочих кадров

(тысяч человек) '

Обучение

1950 г.

I960 г.

1963 г.

1964 г. 1965 г. 1966 г. 1970 г.

В училищах, школах п т. п.

493,0

689,0

915,0

943,0 1042,0 1121,7 1638,2

системах профтехобразова­

 

 

 

 

ния

 

 

 

 

Непосредственно па пред­

2326,0 2807,0

3169,0

3332,0 3507,0 3713,0 4527,0

приятиях

 

 

 

 

В настоящее время в пашей стране функционирует более 5350 профессионально-технических училищ. В 1971 г. в них обуча­

лось 2 млн. 380 тыс. 400

человек более чем по 1200 профес­

сиям и специальностям. За

пятилетие (1966—1970 гг.) количе­

ство профессионально-технических училищ в нашей стране воз­ росло на 1033 и число учащихся в них на 782,1 тыс. человек. Училища и школы системы профессионально-технического обра­ зования выпускают ежегодно 2,2 млн. квалифицированных рабо­ чих. Только за 5 лет — с 1965 по 1970 г.— в училищах и шко­ лах профессионально-технического образования было подготовле­ но более 7 млн. квалифицированных рабочих, в том числе в 1970 г. 1365,7 тыс. человек. Только на промышленные предпри­ ятия в 1970 г. было направлено после окончания ПТУ 409,6 тыс. молодых рабочих, на 161,6 тыс. человек (или на 65%) больше, чем в 1966 г. На предприятия транспорта в 1970 г. было распре­ делено 58,3 тыс. выпускников ПТУ — на 38 % больше, чем в 1966 г. В целом по народному хозяйству в 1970 г. на предприя­ тия (включая колхозы и совхозы) паправлеио 1365,7 тыс. выпускников ПТУ — на 49% больше, чем в 1966 г. Подчеркнем, все эти данные учитывают выпускников только дневных профес­ сионально-технических училищ. А ведь кроме этого только в 1970 г. вечерними профтехучилищами и отделениями было выпу­ щено 160,9 тыс обученных молодых рабочих.

Подготовка кадров в профессионально-технических училищах для автомобильного транспорта характеризуется следующими данными: только в 1970 г. было подготовлено 44,7 тыс. чело­

век — в 3,7

раза больше, чем в 1966 г.

Подготовка шоферов

за1

1 Таблица составлена по данным

статистического

ежегодника

«Народное хозяйство

СССР в 1965

году», по данным

сборника «СССР в цифрах

в 1970 году» и

по

другим государственным статистическим источникам.

ИЗ


эти годы возросла с 4,1 тыс. человек в 1966 г. до 23,5 тыс. че­ ловек в 1970 г., а слесарей по ремонту автомобилей соответ­ ственно с 7,6 тыс. до 18,6 тыс. человек. Продолжительность обу­ чения в профессионально-технических училищах колеблется в пределах от одного года до трех лет. Для лиц, поступающих в училища со средним образованием, продолжительность обучения соответственно сокращается.

В процессе обучения в профессионально-технических училищах учащиеся получают достаточно большой объем теоретических зна­ ний. Многие училища одновременно дают и общеобразовательную подготовку в объеме средней школы. Помимо этого учащиеся по­ лучают в своих мастерских или непосредственно на предприяти­ ях также и практические навыки по профессиям. Нужно отме­ тить, что именно в профессионально-технических училищах имеет место наиболее удачное сочетание теоретического и практического обучения. Здесь же сконцентрированы наиболее квалифицирован­ ные, уже имеющие определенный опыт педагогической работы преподаватели.

Особо следует остановиться на вечерних профессионально-тех­ нических училищах и на вечерних отделениях при дневных ПТУ, в которых в 1971 г. обучалось 224 тыс. юношей и девушек. Только за годы предыдущего пятилетия их количество увеличи­ лось на 179, а число учащихся — на 61,8 тыс. человек. В 1970 г. вечерние профтехучилища и отделения приняли на учебу 175,4 тыс. человек и выпустили 160,9 тыс. квалифицированных рабочих, в том числе шоферов 4313 человек (18% от выпуска дневными ПТУ) и 4313 слесарей-ремонтников (12,2% от выпуска дневными ПТУ). Это говорит о том, что вечерние профтехучи­ лища и отделения играют большую роль в подготовке для про­ мышленности и транспорта квалифицированных рабочих.

Материалы исследования свидетельствуют, что в вечерних ПТУ обучаются рабочие, желающие повысить свою профессиональную квалификацию и общеобразовательный уровень, выпускники об­ щеобразовательных школ, а также рабочие, по различным при­ чинам намеревающиеся сменить свою профессию, специальность.

В то же время обучение в этой системе имеет свои недостатки. Прежде всего, у поступающей в ПТУ молодежи отсутствуют ка­ кие-либо производственные навыки, приобрести которые, как по­ казывает практика, можно только непосредственно на предприя­ тии, в копкретных производственных условиях. Кроме того, профессионально-технические училища подготавливают рабочих, как правило, по традиционным, уже давно сложившимся, широко распространенным, а также по массовым профессиям (токари,

144