Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

слесари, ремонтники и т. и.), но не обеспечивают подготовку рабочих по таким профессиям, как наладчики и ремонтники ав­ томатических линий, автоматов и полуавтоматов, аппаратчики сложных технологических линий, рабочие по обслуживанию ЭВМ, коптрольпо-измерительной аппаратуры и по другим пока уникаль­ ным, по особенно привлекающим интерес молодежи професси­ ям. Последнее объясняется прежде всего известным консерватиз­ мом сети профессионально-технического образования. Здесь не научились еще быстро и оперативно вносить в систему обучения поправки и дополнения, вызванные производственной необходи­ мостью, требованиями технического прогресса, как это делается при подготовке рабочих непосредственно на предприятии. Изме­ нение профиля подготовки в ЙТУ — это довольно сложный, дли­ тельный по времени и болезненный процесс. Что же касается технической оснащенности, то примерно около 40% оборудования ПТУ в РСФСР находится в эксплуатации до 10 лет, 28% — от 10 до 20 лет, около 30% — свыше 20 лет. Только в РСФСР при­ мерно четверть всех ПТУ вообще лишена учебно-производствен­ ной базы. В целом по стране положение в этой области примерно

такое же.

Нужно также сказать и о том, что многие профессионально-тех­ нические училища обладают хорошо оснащенной технической ба­ зой, но далеко не все преподаватели имеют необходимую педа­ гогическую и профессиональную подготовку. Достаточно сказать, что в настоящее время около половины их не имеет высшего образования и более 40% мастеров производственного обучения

вПТУ не имеют даже общего среднего образования. Кроме того,

вПТУ слишком медленно внедряются и получают распростране­ ние новые методы, новые технические средства обучения, такие, как радио, телевидение, элоктроппые обучающие машины, про­ граммированное обучение и т. п. Все эти недостатки, естественно, значительно снижают эффективность профессионально-техниче­ ского обучения в профессионально-технических училищах. Нако­ нец, стоимость профессиональной подготовки рабочих в ПТУ все еще слишком высока, значительно выше, чем профессиональное обучение рабочих непосредственно на производстве. •

Говоря о профессиональной подготовке рабочих через систему профессионально-технического образования, необходимо остано­ виться еще па одной проблеме — проблеме целесообразности вве­ дения в ПТУ общеобразовательного обучения в объеме средней школы. Дело в том, что имеется немало сторонников введения общего среднего образования во всех без исключения профес­ сионально-технических училищах. Другаяне менее авторитетная

14Я


группа научных и практических работников считает, что этого целать не следует, так как могут повторяться ошибки тех лет, когда был взят курс на повсеместную профессионализацию сред­ них школ, что необходим осторожный подход в решении тако­ го важного вопроса и следует прежде изучить экономическую и социальную эффективность введения среднего общего образова­ ния в тех ПТУ, в которых эта система уже функционирует. Нужно отметить, что в настоящее время в нашей стране на­ считывается 924 профессионально-технических училища, дающих одновременно и общее среднее образование (средние профтехучи­ лища). В 1970 г. их было еще только 660, но уже тогда в них училось 190,4 тыс. юношей и девушек. В том же году ими было выпущено 11,4 тыс. квалифицированных рабочих.

В развитии сети школ и училищ профессионально-техническо­ го образования, в совершенствовании деятельности этой системы по профессиональной подготовке новых рабочих большую роль сыграло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принятое в апреле 1969 г., «О мерах по дальнейшему улучше­ нию подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведе­ ниях системы профессионально-технического образования». По­ становлением, в частности, предусмотрена постепенная реоргани­ зация всех профессионально-технических учебпых заведений в училища с общим средним образованием с 3—4-летним сроком обучения, ориентированных на подготовку из среды молодежи, окончившей восьмилетние общеобразовательные школы, квалифи­ цированных рабочих с общим средним образованием — и в пер­ вую очередь по сложным профессиям. Нужно сказать, что на­ званное постановление успешно реализуется. В соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану разви­ тия народного хозяйства СССР на 1971 —1975 гг. к 1975 г. прием учащихся в такого рода профессионально-технические училища должен быть доведеп до 300—400 тыс. человек.

Решение Коммунистической партии и Советского правительст­ ва о постепенном преобразовании всех учебных заведений си­ стемы профессионально-технического образования в профессио­ нально-технические училища, дающие молодым людям одновре­ менно и общее среднее образование, имеет большое социальное значение, в немалой мере способствуя решению поставленной XXIV съездом КПСС задачи о завершении перехода ко всеоб­ щему среднему образованию молодежи. Коммунистическая пар­ тия и Советское правительство всегда уделяли и уделяют этому особое внимание. Если, например, в прошедшем пятилетии через систему профессионально-технического образования было подго­

146


товленО, как уже говорилось выше, 7 млн. новых квалифици­ рованных рабочих, то в 1971—1975 гг. здесь должно пройти профессиональную подготовку уже 9 млн. молодых рабочих. И все же и эта мера не в состоянии привести к тому, чтобы сеть профессионально-технического образования полностью обеспечи­ ла потребности народного хозяйства нашей страны, в том числе промышленности и транспорта, в квалифицированных рабочих. Вот почему проблема подготовки новых рабочих непосредственно на производстве отнюдь не утрачивает своего значения.

Что касается средней общеобразовательной школы, то ныне ос­ новной курс взят не на ее профессионализацию, т. с. на под­ готовку школьников для работы по какой-либо узкой профессии или специальности, а па политехнизацию и воспитание у уча­ щихся коммунистического отношения к труду. Под политехни­ зацией — или под политехническим обучением — в общеобразова­ тельной школе понимается ознакомлеиие учащихся с основами знаний в области современной техники и технологии различных отраслей производства, с основами организации производства, труда и управления, с ведущими направлениями механизации, автоматизации, химизации, электрификации производства и т. н. Кардинальная цель политехнического обучения — дать юношам и девушкам энциклопедический диапазон знаний, который бы помог им и в дальнейшем легче ориентироваться в сложностях совре­ менного знания и после окончания школы правильно, в соответ­ ствии со своими интересами и склонностями, выбрать профессию и специальность. Воспитание коммунистического отношения к труду осуществляется в общеобразовательной школе прежде все­ го путем соединения обучения с производительным трудом.

Как известно, начиная с 30-х годов и вплоть до 1958 г. наша средняя школа пренебрегала принципами политехнизации и дол­ гое время ориентировала школьников на поступление в высшие и средние учебные заведения. Это сыграло свою отрицательную роль в деле привлечения юношей и девушек к труду в качест­ ве рабочих на предприятиях. Принятый в 1958 г. специальный закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» изменил по­ ложение в этой области. Общеобразовательная школа стала ори­ ентировать молодежь прежде всего не на дальнейшую учебу в вузе или техникуме, а на подготовку к участию в обществен­ ном производстве. Помимо политехнического обучения школа ста­ ла одновременно давать школьникам профессиональную подго­ товку по узким профессиям и специальностям. Однако жизнь от­ вергла и такую ориентацию школы, ибо школьники нередко осва-

147


йвали профессии, не отвечающие Их жизненным планам й интересам, и не имели свободы в выборе профессии и специ­ альности. Это положение, а также низкий уровень профессио­ нальной подготовки в школе и поступление примерно 1/з юно­ шей и девушек после окончания школы в вузы и техникумы обусловили крайне низкую отдачу знаний по приобретенной в школе профессии. Экономическая и социальная неэффективность профессиональной подготовки в школах стала все больше и боль­ ше казаться вредным анахронизмом. Практика показала, что даже те юноши и девушки, которые приходили после оконча­ ния школы па предприятия, в подавляющем большинстве слу­ чаев не работали по профессии и специальности, приобретенной ими в школе, а переучивались заново и работали затем по дру­ гим профессиям.

Во многих школах еще сохранилась профессиональная подго­ товка для работы по узкой профессии или специальности. Одна­ ко это рассматривается сейчас в большинстве случаев лишь как начальная ступень для приобретения в дальнейшем профессии в соответствии с индивидуальными стремлениями юношей и деву­ шек, как элемент политехнического обучения, как одна из форм воспитания у учащихся любви к труду и даже как своеобраз­ ная форма проведения досуга. Очень образно и понятно разъяс­ няла в свое время Н. К. Крупская отличие политехнического от профессионального обучения на примере подготовки рабочих-

химиков:

«Вот развивается у нас химическая промышленность,

и надо,

чтобы все рабочие-химики поголовно — что бы они ни

делали, хотя бы бутылки мыли,— проходили определенный про­ изводственный курс, который показывал бы им, какую роль иг­ рает химия в сельском хозяйстве, в промышленности, показать всю романтику химии, рассказать о положении нашей промыш­ ленности, о перспективах ее развития, о том, какие рабочие для нее требуются» *.

Политехническое обучение направлено на максимальное расши­ рение сферы действия закона перемены труда, преодоление про­ фессиональной ограниченности и формирование всесторонне раз­ витой личности. И вот почему В. И. Ленин рассматривал поли­

техническое образование в тесной

связи с общим образованием,

а в умении применять полученные

знания иа практике и в при­

влечении юношей и девушек к участию в производительном тру­

де видел важный момент формирования личности нового

типа.

1 Крупская Н. К. Педагогические сочинения, Т. 4. М., Изд-во Акад. пед. наук

СССР,

1959, с. 215.

 

148


По словам В. Й. Ленина, «нельзя себе представить идеала бу­ дущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без про­ изводительного труда, ни производительный труд без параллель­ ного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания»

Политехническое обучение и формирование коммунистического отношения к труду в значительной мере предопределяют эко­ номическую и социальную эффективность профессионального от­ бора и, главное, профессиональной подготовки молодых рабочих. Тем более недопустимы еще недостатки, имеющиеся в области политехнизации школы и воспитания правильного отношения учащихся к труду. В частности, до сих пор продолжаются дис­ куссии о предмете и содержании политехнизации в школе, о ее основных целях и задачах. При этом споры научных и практи­ ческих работников нередко носят поверхностный, схоластический характер. Много споров идет также и о том, целесообразно или нет выделять политехническое обучение в специальный предмет. Кстати, по этому поводу очень правильно отметила в свое время Н. К. Крупская: «Политехнизм не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дис­ циплины, отразиться на подборе материалов и в физике, и в хи­ мии, и в естествознании, и в обществоведении. Нужна взаимная увязка их с практической деятельностью, и особенно увязка их с обучением труду. Только такая увязка может преподаванию труда придать политехнический характер» 2.

В некоторых школах все еще недооценивается роль изучения основных положений общественных наук, а также наиболее важ­ ных, имеющих народнохозяйственное значение экономических и социальных проблем нашего общества в процессе политехниче­ ского обучения. Нередко еще политехническое обучение слабо увязывается с трудовым обучением, с работой по профессио­ нальной ориентации юношей и девушек. Не получил еще широ­ кого распространения производительный труд во внеурочное вре­ мя, не учитывается огромное значение работы по формированию у учащихся привычки и навыков к коллективному труду. Мно­ гие школы в процессе политехнического обучения не используют новейших средств и методов преподавания, которые уже широко1

1Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 2, с. 485.

■Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 4. М., Изд-во Акад. пед. наук СССР, 1959, с. 195.

149