Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
слесари, ремонтники и т. и.), но не обеспечивают подготовку рабочих по таким профессиям, как наладчики и ремонтники ав томатических линий, автоматов и полуавтоматов, аппаратчики сложных технологических линий, рабочие по обслуживанию ЭВМ, коптрольпо-измерительной аппаратуры и по другим пока уникаль ным, по особенно привлекающим интерес молодежи професси ям. Последнее объясняется прежде всего известным консерватиз мом сети профессионально-технического образования. Здесь не научились еще быстро и оперативно вносить в систему обучения поправки и дополнения, вызванные производственной необходи мостью, требованиями технического прогресса, как это делается при подготовке рабочих непосредственно на предприятии. Изме нение профиля подготовки в ЙТУ — это довольно сложный, дли тельный по времени и болезненный процесс. Что же касается технической оснащенности, то примерно около 40% оборудования ПТУ в РСФСР находится в эксплуатации до 10 лет, 28% — от 10 до 20 лет, около 30% — свыше 20 лет. Только в РСФСР при мерно четверть всех ПТУ вообще лишена учебно-производствен ной базы. В целом по стране положение в этой области примерно
такое же.
Нужно также сказать и о том, что многие профессионально-тех нические училища обладают хорошо оснащенной технической ба зой, но далеко не все преподаватели имеют необходимую педа гогическую и профессиональную подготовку. Достаточно сказать, что в настоящее время около половины их не имеет высшего образования и более 40% мастеров производственного обучения
вПТУ не имеют даже общего среднего образования. Кроме того,
вПТУ слишком медленно внедряются и получают распростране ние новые методы, новые технические средства обучения, такие, как радио, телевидение, элоктроппые обучающие машины, про граммированное обучение и т. п. Все эти недостатки, естественно, значительно снижают эффективность профессионально-техниче ского обучения в профессионально-технических училищах. Нако нец, стоимость профессиональной подготовки рабочих в ПТУ все еще слишком высока, значительно выше, чем профессиональное обучение рабочих непосредственно на производстве. •
Говоря о профессиональной подготовке рабочих через систему профессионально-технического образования, необходимо остано виться еще па одной проблеме — проблеме целесообразности вве дения в ПТУ общеобразовательного обучения в объеме средней школы. Дело в том, что имеется немало сторонников введения общего среднего образования во всех без исключения профес сионально-технических училищах. Другаяне менее авторитетная
14Я
группа научных и практических работников считает, что этого целать не следует, так как могут повторяться ошибки тех лет, когда был взят курс на повсеместную профессионализацию сред них школ, что необходим осторожный подход в решении тако го важного вопроса и следует прежде изучить экономическую и социальную эффективность введения среднего общего образова ния в тех ПТУ, в которых эта система уже функционирует. Нужно отметить, что в настоящее время в нашей стране на считывается 924 профессионально-технических училища, дающих одновременно и общее среднее образование (средние профтехучи лища). В 1970 г. их было еще только 660, но уже тогда в них училось 190,4 тыс. юношей и девушек. В том же году ими было выпущено 11,4 тыс. квалифицированных рабочих.
В развитии сети школ и училищ профессионально-техническо го образования, в совершенствовании деятельности этой системы по профессиональной подготовке новых рабочих большую роль сыграло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принятое в апреле 1969 г., «О мерах по дальнейшему улучше нию подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведе ниях системы профессионально-технического образования». По становлением, в частности, предусмотрена постепенная реоргани зация всех профессионально-технических учебпых заведений в училища с общим средним образованием с 3—4-летним сроком обучения, ориентированных на подготовку из среды молодежи, окончившей восьмилетние общеобразовательные школы, квалифи цированных рабочих с общим средним образованием — и в пер вую очередь по сложным профессиям. Нужно сказать, что на званное постановление успешно реализуется. В соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану разви тия народного хозяйства СССР на 1971 —1975 гг. к 1975 г. прием учащихся в такого рода профессионально-технические училища должен быть доведеп до 300—400 тыс. человек.
Решение Коммунистической партии и Советского правительст ва о постепенном преобразовании всех учебных заведений си стемы профессионально-технического образования в профессио нально-технические училища, дающие молодым людям одновре менно и общее среднее образование, имеет большое социальное значение, в немалой мере способствуя решению поставленной XXIV съездом КПСС задачи о завершении перехода ко всеоб щему среднему образованию молодежи. Коммунистическая пар тия и Советское правительство всегда уделяли и уделяют этому особое внимание. Если, например, в прошедшем пятилетии через систему профессионально-технического образования было подго
146
товленО, как уже говорилось выше, 7 млн. новых квалифици рованных рабочих, то в 1971—1975 гг. здесь должно пройти профессиональную подготовку уже 9 млн. молодых рабочих. И все же и эта мера не в состоянии привести к тому, чтобы сеть профессионально-технического образования полностью обеспечи ла потребности народного хозяйства нашей страны, в том числе промышленности и транспорта, в квалифицированных рабочих. Вот почему проблема подготовки новых рабочих непосредственно на производстве отнюдь не утрачивает своего значения.
Что касается средней общеобразовательной школы, то ныне ос новной курс взят не на ее профессионализацию, т. с. на под готовку школьников для работы по какой-либо узкой профессии или специальности, а па политехнизацию и воспитание у уча щихся коммунистического отношения к труду. Под политехни зацией — или под политехническим обучением — в общеобразова тельной школе понимается ознакомлеиие учащихся с основами знаний в области современной техники и технологии различных отраслей производства, с основами организации производства, труда и управления, с ведущими направлениями механизации, автоматизации, химизации, электрификации производства и т. н. Кардинальная цель политехнического обучения — дать юношам и девушкам энциклопедический диапазон знаний, который бы помог им и в дальнейшем легче ориентироваться в сложностях совре менного знания и после окончания школы правильно, в соответ ствии со своими интересами и склонностями, выбрать профессию и специальность. Воспитание коммунистического отношения к труду осуществляется в общеобразовательной школе прежде все го путем соединения обучения с производительным трудом.
Как известно, начиная с 30-х годов и вплоть до 1958 г. наша средняя школа пренебрегала принципами политехнизации и дол гое время ориентировала школьников на поступление в высшие и средние учебные заведения. Это сыграло свою отрицательную роль в деле привлечения юношей и девушек к труду в качест ве рабочих на предприятиях. Принятый в 1958 г. специальный закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» изменил по ложение в этой области. Общеобразовательная школа стала ори ентировать молодежь прежде всего не на дальнейшую учебу в вузе или техникуме, а на подготовку к участию в обществен ном производстве. Помимо политехнического обучения школа ста ла одновременно давать школьникам профессиональную подго товку по узким профессиям и специальностям. Однако жизнь от вергла и такую ориентацию школы, ибо школьники нередко осва-
147
йвали профессии, не отвечающие Их жизненным планам й интересам, и не имели свободы в выборе профессии и специ альности. Это положение, а также низкий уровень профессио нальной подготовки в школе и поступление примерно 1/з юно шей и девушек после окончания школы в вузы и техникумы обусловили крайне низкую отдачу знаний по приобретенной в школе профессии. Экономическая и социальная неэффективность профессиональной подготовки в школах стала все больше и боль ше казаться вредным анахронизмом. Практика показала, что даже те юноши и девушки, которые приходили после оконча ния школы па предприятия, в подавляющем большинстве слу чаев не работали по профессии и специальности, приобретенной ими в школе, а переучивались заново и работали затем по дру гим профессиям.
Во многих школах еще сохранилась профессиональная подго товка для работы по узкой профессии или специальности. Одна ко это рассматривается сейчас в большинстве случаев лишь как начальная ступень для приобретения в дальнейшем профессии в соответствии с индивидуальными стремлениями юношей и деву шек, как элемент политехнического обучения, как одна из форм воспитания у учащихся любви к труду и даже как своеобраз ная форма проведения досуга. Очень образно и понятно разъяс няла в свое время Н. К. Крупская отличие политехнического от профессионального обучения на примере подготовки рабочих-
химиков: |
«Вот развивается у нас химическая промышленность, |
и надо, |
чтобы все рабочие-химики поголовно — что бы они ни |
делали, хотя бы бутылки мыли,— проходили определенный про изводственный курс, который показывал бы им, какую роль иг рает химия в сельском хозяйстве, в промышленности, показать всю романтику химии, рассказать о положении нашей промыш ленности, о перспективах ее развития, о том, какие рабочие для нее требуются» *.
Политехническое обучение направлено на максимальное расши рение сферы действия закона перемены труда, преодоление про фессиональной ограниченности и формирование всесторонне раз витой личности. И вот почему В. И. Ленин рассматривал поли
техническое образование в тесной |
связи с общим образованием, |
а в умении применять полученные |
знания иа практике и в при |
влечении юношей и девушек к участию в производительном тру
де видел важный момент формирования личности нового |
типа. |
1 Крупская Н. К. Педагогические сочинения, Т. 4. М., Изд-во Акад. пед. наук |
СССР, |
1959, с. 215. |
|
148
По словам В. Й. Ленина, «нельзя себе представить идеала бу дущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без про изводительного труда, ни производительный труд без параллель ного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания»
Политехническое обучение и формирование коммунистического отношения к труду в значительной мере предопределяют эко номическую и социальную эффективность профессионального от бора и, главное, профессиональной подготовки молодых рабочих. Тем более недопустимы еще недостатки, имеющиеся в области политехнизации школы и воспитания правильного отношения учащихся к труду. В частности, до сих пор продолжаются дис куссии о предмете и содержании политехнизации в школе, о ее основных целях и задачах. При этом споры научных и практи ческих работников нередко носят поверхностный, схоластический характер. Много споров идет также и о том, целесообразно или нет выделять политехническое обучение в специальный предмет. Кстати, по этому поводу очень правильно отметила в свое время Н. К. Крупская: «Политехнизм не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дис циплины, отразиться на подборе материалов и в физике, и в хи мии, и в естествознании, и в обществоведении. Нужна взаимная увязка их с практической деятельностью, и особенно увязка их с обучением труду. Только такая увязка может преподаванию труда придать политехнический характер» 2.
В некоторых школах все еще недооценивается роль изучения основных положений общественных наук, а также наиболее важ ных, имеющих народнохозяйственное значение экономических и социальных проблем нашего общества в процессе политехниче ского обучения. Нередко еще политехническое обучение слабо увязывается с трудовым обучением, с работой по профессио нальной ориентации юношей и девушек. Не получил еще широ кого распространения производительный труд во внеурочное вре мя, не учитывается огромное значение работы по формированию у учащихся привычки и навыков к коллективному труду. Мно гие школы в процессе политехнического обучения не используют новейших средств и методов преподавания, которые уже широко1
1Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 2, с. 485.
■Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 4. М., Изд-во Акад. пед. наук СССР, 1959, с. 195.
149