Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применяются в техникумах, в вузах, в профессионально-техни­ ческих училищах, да и оборудование учебных мастерских остав­ ляет желать много лучшего.

Практика показывает, что все названные, да и многие дру­ гие недостатки вполне устранимы силами работников самих же школ. Это позволит более тщательпо готовить учащихся к пра­ вильному выбору профессии, дать им уже в школе необходимые политехнические знания, воспитать у них коммунистическое отно­ шение к труду, а значит, и поднять уровень эффективности профессионального подбора и дальнейшего профессионального обучения в техникуме, в профессионально-техническом училище или непосредственно на производстве.

Как уже отмечалось, примерно 3Д рабочих приобретают про­ фессию в результате профессионального обучения непосредствен­ но на производстве. По-видимому, такое положение сохранится еще длительное время. Темпы роста численности рабочих, полу­ чивших профессию на предприятии, в последние годы все более возрастают. Это видно из данных табл. 4.

Т а б л и ц а 4

Темпы роста численности рабочих, получивших профессию на предприятии (тысяч человек),

Обучение

1950 г. 1960 г. 1963 г. 1964 г. 1965 г. 1966 г. 1970 г.

Непосредственно на пред­ 2326 2807 3159 3332 3407 3713 4527

приятии

Это направление подготовки кадров рабочих имеет свои пре­ имущества и свои недостатки. К преимуществам профессиональ­ ной подготовки рабочих непосредственно на производстве по сравнению, например, с подготовкой рабочих в профессиональнотехнических училищах относятся, в частности, сжатые сроки, массовость, широта охвата обучением, возможность конкретного, постоянного, точного учета изменяющихся условий производства и, наконец, сравнительно низкая стоимость обучения. Кроме того, профессиональное обучение на предприятии осуществляет­ ся в конкретных производственных условиях, что позволяет юно­ шам и девушкам уже в процессе учебы адаптироваться к про­ изводству, к коллективу, к условиям организации производства и труда. Именно краткосрочность, массовость и отсутствие необ­

150

ходимости в специальной учебно-производственной базе позволи­ ли в условиях индустриализации прямо в процессе производства подготовить огромное количество квалифицированных рабочих для промышленности, для транспорта.

Еще одним веским преимуществом профессиональной подго­ товки рабочих непосредственно на предприятии является то, что, как показывают материалы исследований, определенные профес­ сиональные навыки и приемы можно освоить только в условиях конкретной производственной обстановки. Лишь в условиях про­ изводства учащиеся могут проверить или глубоко освоить даже и некоторые полученные ими теоретические знания. В стацио­ нарных учебных заведениях, например в профессионально-техни­ ческих училищах, такую производственную обстановку создать очень сложно, часто невозможно.

К недостаткам профессиональной подготовки па производстве следует отнести прежде всего краткосрочность обучения, что ме­ шает глубокому изучению профессий, особенно если они сложны и требуют определенного объема теоретических знаний. Кроме того, на производстве, как правило, подготавливаются рабочие узкого профиля, в процессе обучения усваивающие лишь эле­ ментарные трудовые и производственные навыки, без глубокого изучения сущности и технологии выполняемой работы.

Существует много различных форм и методов профессиональ­ ной подготовки рабочих непосредственно на производстве. Мы рассмотрим лишь три осповных метода ее: индивидуальный, бригадный и курсовой. До настоящего времени наиболее распро­ странен индивидуальный метод, сущность которого заключается

вследующем: ученик закрепляется за мастером, бригадиром или высококвалифицированным рабочим, одновременно выступающих

вкачестве инструкторов производственного обучения. Последние должны иметь опыт обучения рабочих и обладать умением пе­ редавать свои знания и практические навыки ученикам. Про­ должительность индивидуального обучения составляет от одного

до шести месяцев (преобладает трехмесячный срок обучения)

изависит от сложности профессии, от способностей инструктора

исамого ученика. При индивидуальной подготовке процесс обу­ чения состоит из двух частей — теоретической и практической.

Теорию преподает обычно сам инструктор, а чаще кто-либо из инженерно-технических работников производственного участка, цеха, предприятия. Практические знания, навыки, умение пере­ даются инструктором ученику непосредственно на рабочем месте, в процессе поручения последнему постепенно усложняющихся ра­ бот и операций, В конце подготовки ученик сдает экзамен по

151


теории специально созданной комиссии и выполняет практиче­ скую работу на разряд.

Индивидуальное обучение позволяет вести одновременно быст­ рую профессиональную подготовку сразу большого количества рабочих по самым различным профессиям и дает возможность использовать для обучения имеющееся на предприятии оборудо­ вание, технику, вследствие чего и отпадает необходимость в за­ тратах на приобретение учебного оборудования, техники и т. п. При индивидуальном методе обучение рабочего осуществляется в процессе выполнения им производственной программы и уче­ ник непосредственно участвует в производственном процессе, т. е. принимает участие в создании материальных благ. Правда, это иногда приводит к тому, что рабочие-инструкторы умышленно затягивают срок обучения для того, чтобы продукцию, изготов­ ленную учеником, включать как можно дольше в объем выпол­ ненной ими самими работы, т. е. явно используют ученика в своих материальных интересах. Но наряду с необоснованным за­ вышением сроков обучения имеет место и обратная тенденция — необоснованное сокращение продолжительности обучения, причем прежде всего за счет времени, предусматриваемого на теорети­ ческую подготовку. Это положение не может не вызывать трево­ гу, так как в результате снижается уровень квалификации, что вынуждает предприятие неоднократно переучивать рабочих. Сто­ имость обучения рабочих (с учетом неоднократного переобуче­ ния) значительно возрастает, тем более что в этом заинтересо­ вана и сама администрация предприятий, поскольку ученики до недавнего времени в состав рабочих не включались и выпуск продукции на них не планировался. Кроме того, сами руково­ дители производственных участков, цехов нередко используют учеников пе по назначению, поручая им выполнение работ, ко­ торые к обучению по данной профессии не имеют никакого отно­ шения (особенпо в периоды так называемой штурмовщины, ав­ ралов и т. п., а также для замены заболевших неквалифици­ рованных рабочих и др.).

Индивидуальное обучение имеет свои недостатки. Во-первых, пет последовательности в подготовке рабочих, во-вторых, теоре­ тическая подготовка сравнительно слаба и, в-третьих, рабочийинструктор вместе с положительным опытом передает ученику и вошедшие у него самого в привычку, но уже явно устаревшие приемы и методы труда. Кроме того, теоретическая часть про­ фессиональной подготовки преподается ученику не параллельно с овладением практическими навыками и приемами работы, а в конце обучения, что также имеет свое отрицательное значение.

152


Положением об индивидуальном обучений предусматривается, чтобы обучение осуществлялось в соответствии с программой, в основе которой должны лежать требования тарифно-квалифи­

кационного справочника по

данной профессии и квалификации.

К сожалению, это далеко

не всегда и не везде соблюдается.

Впрочем, даже ориентация и на тарифно-квалификационный справочник не совсем правильна, так как последний отражает уже достигнутый уровень развития техники, технологии, орга­ низации производства и труда, да и теории здесь уделяется ми­ зерное внимание. Порядок обучения, объем знаний и практиче­ ских навыков, их последовательность — все это обычно опреде­ ляется самими рабочими-инструкторами и никак не контроли­ руется администрацией цеха, предприятия. Это также приносит определенный вред. Да и сами рабочие-инструкторы не освобож­ даются от основной производственной работы и у них нередко не хватает времени на серьезное обучение людей, на продумы­ вание и реализацию программы обучения. Они чаще просто по­ казывают ученику в процессе самой работы, как нужно выпол­ нять ту или иную операцию. Отметим, наконец, что многие ра­ бочие-инструктора не имеют необходимого педагогического опыта, плохо знают методику обучения.

На предприятиях накоплен большой опыт индивидуального профессионального обучения, разумное использование которого позволяет преодолеть многие из названных выше недостатков этого метода обучения. В частности, сейчас широко популяри­ зируются специальные совещания с рабочими-ипструкторами, в ходе которых анализируется передовой опыт в области произ­ водственного обучения, обсуждаются последние достижения в об­ ласти техники, технологии, организации производства и труда родственных предприятий. На некоторых предприятиях индиви­ дуальное обучение сочетается с групповыми теоретическими за­ нятиями, нередко с использованием учебных баз и преподавате­ лей, расположенных в близлежащих районах профессиональнотехнических училищ. С этой целью предприятия заключают с ПТУ специальные договоры о производственно-техническом со­ трудничестве. На некоторых предприятиях даже организуют спе­ циальные краткосрочные, без отрыва от производства курсы для рабочих-инструкторов по изучению методики профессионального обучения, передовых методов и приемов учебы и т. п.

В заключение следует отметить, что на предприятиях промыш­ ленности и транспорта индивидуальный метод профессионально­ го обучения наиболее распространен. С его помощью в настоя­ щее время на производстве готовится 40—45% новых рабочих.

153


Бригадный метод обучения применяется на предприятиях про­ мышленности и транспорта в двух формах. Первая из них со­ стоит в том, что группа из 3—5 учеников вливается в бригаду рабочих, один из которых назначается ответственным за обуче­ ние; вторая же сводится к тому, что из 3—10 учеников со­ здается бригада во главе с бригадиром-инструктором, осущест­ вляющим процесс обучения. Срок обучения при бригадном методе колеблется в пределах от 2 до 6 месяцев. Примерно 10% вре­ мени используется на изучение теории, как правило, после окон­

чания

рабочей смены, во внеурочное время. Основное внимание

и при

этом методе обучения также уделяется практике (инст­

руктаж и практический показ приемов и методов работы непо­ средственно на рабочем месте), хотя теоретическая подготовка осуществляется здесь уже в специально оборудованных на пред­ приятии учебных кабинетах или в помещениях профессионалы но-технических училищ. На некоторых, -особенно крупных предприятиях, где контингент учащихся достаточно велик, орга­ низуются даже специальные учебно-производственные участки и цехи, а иногда даже и учебно-курсовые комбинаты. В конце бри­ гадного метода обучения ученики проходят стажировку в тех цехах и на производственных участках, где им предстоит рабо­ тать после окончания учебы.

Бригадному методу производственного обучения практически присущи те же достоинства и недостатки, которые были названы в процессе анализа индивидуального метода обучения. Поэтому в практике их нередко объединяют и называют индивидуально­ бригадным методом профессиональной или производственной под­ готовки рабочих. На наш взгляд, это вполне правомерно, тем более что объем и последовательность получения теоретических знаний и практических навыков для обоих методов мало чем от­ личаются.

Впрочем, на одном недостатке бригадного обучения следует остановиться. При этом методе рабочие, из которых составляется учебная бригада или которые вливаются в какую-либо производ­ ственную бригаду, обучаются одной и той же профессии или специальности, тогда как при индивидуальном обучении диапазон профессий, которыми овладевают рабочие даже в пределах одно­ го производственного участка, может быть очень велик.

Индивидуально-бригадным методом обучения готовится в на­ стоящее время основная масса новых рабочих. Так, из 2312,7 тыс. рабочих, подготовленных только на промышленных предприятиях в 1970 г., 2222 тыс. человек (или 88%) было подго­ товлено по профессиям именно этим методом. В целом по на­

154