Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

родному хозяйству (включая промышленность и транспорт) в 1970 г. индивидуально-бригадным методом было подготовлено 3247 тыс. человек (или 72% от всех подготовленных рабочих на предприятиях).

Курсовой метод профессионального обучения на предприятиях применяется в том случае, если рабочие данной профессии долж­ ны обладать помимо практических навыков и повышенным объ­ емом теоретических знаний (например, при подготовке таких про­ фессий и специальностей, как электрик, радист, аппаратчик, на­ ладчик, оператор и др.), т. е. когда нужно подготовить рабочих сложного и в то же время широкого производственного профиля. Для обучения рабочих таким профессиям нужна серьезная и по­ следовательная теоретическая подготовка и условия для практи­ ки, максимально приближенные к конкретному производству. Курсовой метод позволяет в определенной мере соблюсти оба эти условия и в то же время осуществить подготовку рабочего в значительно меньшие сроки и при значительно меньших затра­ тах, чем, например, при обучении по этой же профессии в про­ фессионально-техническом училище.

Курсовой метод обучения требует несколько более сложной организации, чем индивидуально-бригадный: сроки учебы здесь продолжительнее (до 6 месяцев), стоимость выше. В то же время он позволяет осуществлять обучение по профессиям, которые нельзя или очень трудно подготовить индивидуально-бригадным методом или в профессионально-технических училищах. По неко­ торым из этих профессий подготовка рабочих, правда, осущест­ вляется и в профессионально-технических училищах, но они не могут полностью удовлетворить существующие потребности промышленных предприятий. Курсовое обучение проводится в специальных кабинетах и лабораториях с отрывом и без отрыва от производства, в группах постоянного состава (от 10 до 30 че­ ловек). Обучение с отрывом от производства организуется обыч­ но при учебно-курсовых комбинатах или в школах, без отрыва от производства — непосредственно на самом предприятии, сила­ ми его же работников или с привлечением специалистов со сто­ роны. Продолжительность занятий на курсах производственного обучения колеблется в зависимости от сложности профессии, объема необходимой профессиональной, общеобразовательной под­ готовки и практического стажа курсантов. Здесь уже изучению теории уделяется больше внимания, чем при индивидуально­ бригадном методе профессиональной подготовки, а к ее препо­ даванию привлекаются более квалифицированные специалисты. Теоретические занятия проводятся уже не после окончания ра­

155


бочей смены (разумеется, если это курсы не с отрывом от про­ изводства), а в процессе рабочего дня, в «урочное время», в со­ ставе постоянных учебных групп. После окончания курсов уча­ щиеся сдают устные экзамены, выполняют контрольную практи­ ческую работу (пробу) и проходят производственную практику или стажировку непосредственно в производственных условиях, максимально приближенных к их работе после окончания учебы. Практика осуществляется или в составе производственных бригад, или индивидуально.

Изучение системы профессионального обучения непосредствен­ но на производстве показывает, что наиболее эффективным яв­ ляется именно курсовой метод производственного обучения, осо­ бенно если обучение осуществляется не на единовременных, а на постоянно действующих курсах, которые на многих крупных пред­ приятиях организуются в постоянно действующих школах и на комбинатах. Кроме того, сам процесс обучения осуществляется здесь по программам профессионально-технических училищ, но используются также и все основные преимущества индивидуаль­ но-бригадного метода обучения. Изучение курсовой системы пока­ зывает, наконец, что в программы профессиональной подготовки рабочих все чаще стали теперь включаться вопросы изучения основ физики, математики, черчения, химии, экономики, органи­ зации и даже вопросы социальных проблем труда. Это уже эле­ менты инженерных знаний, что имеет, несомненно, положитель­ ное значение и с точки зрения формирования специалиста-ра- бочего, и с точки зрения формирования всесторонне развитой личности. Популярность курсов профессионального обучения с каждым годом растет, и в настоящее время при помощи этого метода в нашей промышленности и на транспорте подготавли­ вается примерно 10—12% новых промышленных и транспортных рабочих.

Эффективность профессиональной подготовки рабочих непо­ средственно на производстве во многом зависит от правильной ее организации, которая включает в себя несколько этапов. Преж­ де всего необходимо определить потребность предприятия в ра­ бочих по профессиям и специальностям как на текущий, так и на предстоящий период (ближайший и отдаленный). Изучение этого вопроса осуществляется по отчетным данным отдела кад­

ров или там, где они есть, по данным отдела

подготовки кад­

ров, отдела технического обучения. Необходимо

также

интервью

с начальниками цехов и крупных производственных

участков,

сдиректором и главными специалистами предприятия.

Исследования показывают, что посредством интервьюирования

156


может быть собрана ценная информация о фактической потреб­ ности в рабочей силе по профессиям и специальностям (на мно­ гих предприятиях специального учета такого рода не ведется)

и потребности предприятия в рабочих на перспективный период

всвязи с расширением предприятия, его реконструкцией, вне­ дрением и модернизацией техники, изменением или совершенст­ вованием технологии и т. и. Между тем нередко текущие планы подготовки кадров рабочих на предприятиях составляются без учета основных производственных показателей предприятия, без взаимоувязки с планами по труду, исходя лишь из сложившейся уже профессиональной структуры рабочей силы. Более того, на

одних производственных участках, в цехах планы подготовки ра­ бочих резко перевыполняются, на других — не выполняются. Все это приводит к диспропорциям между наличием рабочих и пот­ ребностью в квалифицированных рабочих на предприятии. В 1968 г. Институтом экономики АН СССР были обследованы по этому поводу три предприятия, и полученные данные ярко подт­ верждают наличие такого несоответствия (табл. 5).

Т а б л и ц а 5

Несоответствие наличия рабочих и потребности в них

 

Московский завод

Опытно-механиче­

 

им. Ленинского

ский завод (механи­

 

комсомола (цех

ческий цех)

Профессии

шасси)

 

 

 

 

 

 

 

потреб­

наличие

потреб­

наличие

 

ность

ность

Завод «Трактородеталь» в Душанбе (механический цех)

потреб­ ность наличие

Токари

26,5

31,9

32,0

47,8

23,9

35,0

Фрезеровщики

12,5

6,5

14,0

6,3

19,7

7,5

Сверловщики

7,4

9,4

18,0

4,2

23,9

15,0

Шлифовщики

19,8

13,8

2,0

4,2

1,6

Рабочие прочих

33,8

38,4

37,5

34,0

30,9

42,5

профессий

 

 

 

 

 

 

В процессе изучения потребностей предприятия в рабочей силе можно методом экстраполяции определить также возможную есте­ ственную убыль работников, количество уходящих на учебу в вузы и техникумы, в Советскую Армию, увольнений по собст­ венному желанию и по другим причинам, связанным с текуче­ стью. Представляют интерес в этом отношении и данные по сме­ няемости профессий, размеры текучести среди учеников на пред­

157


приятии. Наконец, в связи с изучением потребностей предприятия в рабочей силе важно также учитывать и такие моменты, как многостаночное обслуживание, совмещение профессий и функций.

На основании полученных данных разрабатываются баланс квалифицированных рабочих предприятия, план-прогноз, пер­ спективный и текущий планы. В балансе квалифицированных рабочих учитываются фактическая численность рабочих на конец планового и на конец следующего года по профессиям и спе­ циальностям, дополнительная потребность рабочих на прирост численности, на возмещение убыли и памечаемые формы удовлет­ ворения потребностей предприятия в квалифицированных рабо­ чих за счет выпускников профессионально-технических училищ, за счет собственных средств профессиональной подготовки (мето­ дами индивидуально-бригадного и курсового обучения). Пока что балансы квалифицированных рабочих разрабатываются, к сожа­ лению, в основном в пределах областей и крупных промышлен­ ных центров. Эта работа также выполняется лишь на отдель­ ных предприятиях.

Отсутствие баланса квалифицированных рабочих часто приво­ дит к тому, что предприятия не имеют даже точной информации о своих потребностях в рабочей силе по цехам и производст­ венным участкам в профессионально-квалификационном разрезе и даже не ведут в этой области никакого учета. Более того, на многих предприятиях не разрабатываются даже перспектив­ ные планы подготовки квалифицированных рабочих по профес­ сиям и квалификациям. Планирование в этой области осущест­ вляется только через текущие планы, которые не учитывают — да и не могут учесть — вызванное техническим прогрессом изме­ нение требований к содержанпю профессий и специальностей. Последпее отрицательно сказывается па количестве, качестве и своевременности подготовки рабочих нужных профессий и спе­ циальностей, на определении форм и методов профессиональной подготовки рабочих непосредственно на производстве, приводит к тому, что подготовка осуществляется по профессиям устаре­ вающим и слишком узким. Другим негативным следствием яв­ ляется то, что еще в процессе подготовки или сразу же после нее рабочие теряют к получаемой или уже получепной ими про­ фессии всякий интерес и затем вынуждены переучиваться для ра­ боты по другой профессии.

Баланс квалифицированных рабочих предприятия является ос­ новой для разработки прогнозов, текущих и перспективных пла­ нов профессиональной подготовки рабочих на предприятии. В ча­ стности, текущий план профессиональной подготовки рабочих на

158


предприятии разрабатывается по профессионально-квалифика­ ционным группам, с классификацией рабочих по возрасту и обра­ зованию. Перспективный план учитывает, кроме того, формы и методы, а также каналы подготовки новых рабочих, где все это разбивается по годам. Анализ планов целого ряда предприятий промышленности и транспорта показывает, что в структуре прог­ нозов и планов каждого из предприятий имеются свои особен­ ности.

На некоторых наиболее передовых предприятиях разрабаты­ ваются так называемые перспективные планы повышения куль­ турно-технического уровня работников предприятия, наряду с по­ вышением общеобразовательного и культурного уровня включаю­ щие также и профессиональную подготовку рабочих. Эти планы имеют, на наш взгляд, большое будущее. Уже несколько лет они разрабатываются на ряде предприятии Свердловска. Кстати, в этом же крупнейшем промышленном центре родилось и начи­ нание по разработке перспективных планов подготовки и пере­ подготовки кадров в соответствии с требованиями новой техни­ ки, технологии, организации производства, управления и труда. Эти планы рассматриваются как дополнения к планам развития новой техники. Такая же работа выполняется и на некоторых ленинградских предприятиях.

Профессиональная подготовка кадров на предприятии — это не только экономическая, но и, как уже говорилось, серьезная со­ циальная задача. В этой связи важно помимо производствен­ ных нужд в квалифицированных рабочих определенных профес­ сий и специальностей учитывать при планировании производст­ венного обучения и профессиональные склонности рабочих, при­ влекаемых к профессиональной подготовке на предприятии. Нужно отметить, что, как показывают данные соответствующих исследований, этими вопросами интересуются лишь отдельные предприятия промышленности и транспорта. Правда, в процессе разработки планов социального развития коллективов изучаются профессиональные склонности рабочих, но это касается в первую очередь уже занятых рабочих, с целью определения мер по их профессиональной переподготовке и повышению квалификации. Со вновь поступающими рабочими работа по выяснению их про­ фессиональных склонностей пока что проводится неудовлетвори­ тельно, что наносит немалый социальный и экономический ущерб. Часть учеников уже в процессе обучения на предприятии — а за­ частую сразу же после окончания учебы — увольняется или стремится сменить приобретенную профессию, поскольку она не отвечает их профессиональным склонностям. Все это отрицатель-

159