Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

но сказывается и на процессе формирования у молодого рабоче­ го коммунистического отношения к труду, его адаптации на про­ изводстве и в коллективе, становлению его как личности.

После разработки соответствующих планов и прогнозов, т. е. после уяснения потребности предприятия в рабочих по профес­ сиям и специальностям и определения численности учащихся, форм и методов их подготовки в системе индивидуально-бригадно­ го н курсового обучения, намечается потребность в инструкторах производственного обучения и преподавателях теоретических дис­ циплин. Что касается инструкторов производственного обучения, то, как свидетельствуют данные исследований, их целесообразно комплектовать посредством тщательного отбора из мастеров, бри­ гадиров, опытных высококвалифицированных рабочих. Еще до на­ чала занятий на некоторых предприятиях проводятся специаль­ ные семинары по методике и технике обучения. Сложнее с инди­ видуальным обучением, когда каждый рабочий занимается лишь с одним инструктором. Однако и для такого рода инструкторов организуются специальные семинары. Основную трудность в про­ цессе формирования инструкторско-преподавательского состава представляет подбор преподавателей теоретической части профес­ сионального обучения па производстве. К сожалению, у нас еще слишком мало таких вузов и техникумов, которые готовили бы преподавателей для системы производственного обучения на пред­ приятии, да, впрочем, и для профссионально-технических учи­ лищ, которые, кстати говоря, высшие учебные заведения обеспе­ чивают преподавателями теоретических дисциплин лишь на 25 %

В свое время только в Москве функционировали специальный институт и несколько вузов при министерствах, которые готови­ ли преподавателей такого рода. Эти учебные заведения были за­ тем закрыты.

На предприятиях преподавание теории обычно возлагается на

инженерно-технических работников, т. е. на людей, загруженных

основной производственной работой и к тому же не имеющих

опыта педагогической деятельности. Совершенно очевидно, как от

этого проигрывает качество теоретической подготовки

рабочих.

В последнее время начинают популяризировать обучение ИТР,

преподающих одновременно теоретические дисциплины у себя на

предприятиях, на курсах повышения квалификации при мини­

стерствах, главках и т. п. Но это полезное дело пока

что еще

не получило необходимого признания и распространения.

Серьез­

ным недостатком

следует считать и отсутствие на многих пред-1

1 «Правда», 27 января

1968 г.

160


приятиях необходимого количества полноценной учебно-методиче­ ской литературы.

Не менее серьезным недостатком является и отсутствие четкой, продуманной, эффективной системы материального и морального стимулирования преподавателей и инструкторов производственно­ го обучения предприятий. Оплата, например, преподавателей тео­ ретических дисциплин (а это в основном инженерно-технические работники предприятий) производится за академический час. Поэтому многие инженеры и техники отказываются от чтения лекций и проведения семинаров. Исследования, кстати, показы­ вают, что на подготовку к чтению двухчасовой лекции инженер­ но-технические работники затрачивают от 3 до 6 часов. Еще хуже с оплатой инструкторов производственного обучения, кото­ рые подбираются из мастеров, бригадиров и высококвалифици­ рованных рабочих и выполняют обязанности инструкторов по совместительству. За обучение одного ученика они получают до 7 руб. в месяц, причем с увеличением числа учеников эта сумма снижается. Такая оплата явно недостаточна, тем более что рабо­ та с учениками отнимает у инструктора достаточно много време­ ни. Словом, оплата преподавателей теоретических дисциплин и инструкторов производственного обучения не компенсирует их фактических затрат времени и поэтому малоэффективна, не по­ рождает у них стремления ни к улучшению этого вида деятель­ ности, ни к овладению педагогическими знаниями и навыками, ни к освоению и применению на практике новых и новейших средств обучения. К тому же и моральная система стимулиро­ вания преподавателей и инструкторов производственного обуче­ ния на предприятиях практически отсутствует пли же функцио­ нирует лишь в самом примитивном виде.

Следующим этапом организации профессиональной подготовки рабочих на предприятии — при курсовом и бригадном методах обучения — комплектование учебных групп. Сюда же относятся разработка и утверждение учебных планов и программ профес­ сиональной учебы по профессиям и специальностям. В послед­ нее время из рабочих, обучающихся индивидуальным методом, на некоторых предприятиях также стали комплектовать группы,

вкоторых в конце подготовки читаются лекции по теории пред­ мета. Это начинание заслуживает всяческой поддержки, так как

вкакой-то мере позволяет нейтрализовать один из самых серь­ езных недостатков индивидуального обучения — слабую теорети­ ческую подготовку.

Комплектование групп — очень важный этап, так как от пра­ вильного подбора их состава, от наличия качественных учебных

6 В. Г. Васильев

161


планов и программ во многом зависит не только качество обу­ чения, но и его продолжительность.

Необходимо прежде всего объединять в одни группы рабочих, обучающихся по одним и тем же профессиям и специальностям. Нельзя игнорировать и некоторые социально-демографические данные учащихся: возраст, стаж работы, иногда национальность и т. п. В национальных республиках, областях подбор учебных групп, нуждающихся в обучении на родном языке, нередко является одним из условий качественного профессионального обу­ чения. Исследования показывают также, что объединение в одну учебную группу на предприятии выпускников школ и людей по­ жилого возраста, имеющих к тому же большой стаж работы в об­ щественном производстве, нецелесообразно ни с экономической, ни с социальной точек зрения.

Как показывает изучение этого вопроса на большом количест­ ве предприятий, при комплектовании учебных групп особое внимание должно уделяться общеобразовательному уровню уча­ щихся. На передовых предприятиях он учитывается не только для определения продолжительности производственного обучения, но и для выбора наиболее рациональных его методов и форм. Более того, на некоторых предприятиях для многих профессий прямо устанавливают необходимый уровень образования, из кото­ рого исходят при приеме учеников для профессионального обу­ чения.

Интересен в этом отношении опыт передовых предприятий Свердловской области. На Нижне-Тагильском металлургическом комбинате для 250 профессий рабочих установлен обязательный образовательный минимум. Обязательный образовательный мини­ мум в объеме 7—8 классов средней школы установлен для та­ ких профессий, как горновой доменной печи, плавильщик пла­ вильной машины, резчик слитков, травильщик и т. п.; в объеме 10 классов для профессий: оператор главного поста по управле­ нию прокатным станом, вальцовщик прокатного стана, сварщик нагревательных печей, машинист пресса и т. п. И это вполне разумно, так как современный технический процесс все уверен­ ней ведет к тому, чтобы в основе множества сложных профес­ сий лежала общеобразовательная подготовка. По поводу обяза­ тельного общеобразовательного уровня между различными груп­ пами научных и практических работников до сих пор идут споры о том, следует или нет вводить его во всей промышленности, на транспорте, не является ли это антигуманным актом, наси­ лием над личностью и т. п. Нам кажется, что эти споры бес­ почвенны, так как предприятия уже сами, независимо от отсут­

162


ствия в этой области четких научных разработок и рекоменда­ ций, определяют в своих границах обязательный общеобразова­ тельный уровень применительно к различным профессиям и специальностям. По нашему мнению, это ценное начинание це­ лесообразно поддержать по большинству профессий и специаль­ ностей, путем разработки научно обоснованных нормативов. При комплектовании групп целесообразно учитывать уровень общеоб­ разовательной подготовки. Очевидно, что 7—8-летнее образова­ ние, полученное 20 лет назад и в настоящее время, по своему содержанию несравнимо, что и следует иметь в виду при комп­ лектовании групп.

Учет общеобразовательной подготовки при комплектовании учебных групп производственного обучения на предприятии име­ ет также и важное социальное значение. Здесь решаются за­ дачи по сближению технического и общеобразовательного уров­ ней рабочих, но формированию всесторонне развитой личности, по ликвидации имеющегося еще в промышленности, на транспор­ те различия между техническим прогрессом и культурно-техниче­ ским уровнем рабочих. В то же время имеет место и обратная связь: рабочие с более высоким общеобразовательным уровнем предъявляют и более высокие требования к организации труда, производства и управления, к технической и технологической оснащенности предприятия, к самой, наконец, системе профес­ сиональной подготовки, быстрее и глубже осваивают теорию и практику по профессии. В то же время эти рабочие нуждаются в большем внимании при выборе профессии, при комплектова­ нии учебных групп, при разработке для них учебных планов и программ.

Таким образом, уже в настоящее время уровень общего обра­ зования является своего рода фундаментом подготовки рабочих по многим профессиям и специальностям. Рабочие с недостаточ­ ным общеобразовательным уровнем сейчас не могут овладеть мно­ гими сложными профессиями, что и необходимо иметь в виду при комплектовании на предприятии групп производственного обучения.

Следующий этап организации профессионального обучения на предприятии — создание необходимой материально-техниче­ ской базы для нормального функционирования учебного процес­ са. Сюда, в частности, входят подготовка необходимых учебных помещений, технических кабинетов и лабораторий, оснащение их необходимой техникой, оборудованием, наглядными и учебными пособиями, научно-методической и учебной литературой и посо­ биями. К сожалению, на многих предприятиях промышленности

163

6*