Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
но сказывается и на процессе формирования у молодого рабоче го коммунистического отношения к труду, его адаптации на про изводстве и в коллективе, становлению его как личности.
После разработки соответствующих планов и прогнозов, т. е. после уяснения потребности предприятия в рабочих по профес сиям и специальностям и определения численности учащихся, форм и методов их подготовки в системе индивидуально-бригадно го н курсового обучения, намечается потребность в инструкторах производственного обучения и преподавателях теоретических дис циплин. Что касается инструкторов производственного обучения, то, как свидетельствуют данные исследований, их целесообразно комплектовать посредством тщательного отбора из мастеров, бри гадиров, опытных высококвалифицированных рабочих. Еще до на чала занятий на некоторых предприятиях проводятся специаль ные семинары по методике и технике обучения. Сложнее с инди видуальным обучением, когда каждый рабочий занимается лишь с одним инструктором. Однако и для такого рода инструкторов организуются специальные семинары. Основную трудность в про цессе формирования инструкторско-преподавательского состава представляет подбор преподавателей теоретической части профес сионального обучения па производстве. К сожалению, у нас еще слишком мало таких вузов и техникумов, которые готовили бы преподавателей для системы производственного обучения на пред приятии, да, впрочем, и для профссионально-технических учи лищ, которые, кстати говоря, высшие учебные заведения обеспе чивают преподавателями теоретических дисциплин лишь на 25 %
В свое время только в Москве функционировали специальный институт и несколько вузов при министерствах, которые готови ли преподавателей такого рода. Эти учебные заведения были за тем закрыты.
На предприятиях преподавание теории обычно возлагается на |
|
инженерно-технических работников, т. е. на людей, загруженных |
|
основной производственной работой и к тому же не имеющих |
|
опыта педагогической деятельности. Совершенно очевидно, как от |
|
этого проигрывает качество теоретической подготовки |
рабочих. |
В последнее время начинают популяризировать обучение ИТР, |
|
преподающих одновременно теоретические дисциплины у себя на |
|
предприятиях, на курсах повышения квалификации при мини |
|
стерствах, главках и т. п. Но это полезное дело пока |
что еще |
не получило необходимого признания и распространения. |
Серьез |
ным недостатком |
следует считать и отсутствие на многих пред-1 |
1 «Правда», 27 января |
1968 г. |
160
приятиях необходимого количества полноценной учебно-методиче ской литературы.
Не менее серьезным недостатком является и отсутствие четкой, продуманной, эффективной системы материального и морального стимулирования преподавателей и инструкторов производственно го обучения предприятий. Оплата, например, преподавателей тео ретических дисциплин (а это в основном инженерно-технические работники предприятий) производится за академический час. Поэтому многие инженеры и техники отказываются от чтения лекций и проведения семинаров. Исследования, кстати, показы вают, что на подготовку к чтению двухчасовой лекции инженер но-технические работники затрачивают от 3 до 6 часов. Еще хуже с оплатой инструкторов производственного обучения, кото рые подбираются из мастеров, бригадиров и высококвалифици рованных рабочих и выполняют обязанности инструкторов по совместительству. За обучение одного ученика они получают до 7 руб. в месяц, причем с увеличением числа учеников эта сумма снижается. Такая оплата явно недостаточна, тем более что рабо та с учениками отнимает у инструктора достаточно много време ни. Словом, оплата преподавателей теоретических дисциплин и инструкторов производственного обучения не компенсирует их фактических затрат времени и поэтому малоэффективна, не по рождает у них стремления ни к улучшению этого вида деятель ности, ни к овладению педагогическими знаниями и навыками, ни к освоению и применению на практике новых и новейших средств обучения. К тому же и моральная система стимулиро вания преподавателей и инструкторов производственного обуче ния на предприятиях практически отсутствует пли же функцио нирует лишь в самом примитивном виде.
Следующим этапом организации профессиональной подготовки рабочих на предприятии — при курсовом и бригадном методах обучения — комплектование учебных групп. Сюда же относятся разработка и утверждение учебных планов и программ профес сиональной учебы по профессиям и специальностям. В послед нее время из рабочих, обучающихся индивидуальным методом, на некоторых предприятиях также стали комплектовать группы,
вкоторых в конце подготовки читаются лекции по теории пред мета. Это начинание заслуживает всяческой поддержки, так как
вкакой-то мере позволяет нейтрализовать один из самых серь езных недостатков индивидуального обучения — слабую теорети ческую подготовку.
Комплектование групп — очень важный этап, так как от пра вильного подбора их состава, от наличия качественных учебных
6 В. Г. Васильев |
161 |
планов и программ во многом зависит не только качество обу чения, но и его продолжительность.
Необходимо прежде всего объединять в одни группы рабочих, обучающихся по одним и тем же профессиям и специальностям. Нельзя игнорировать и некоторые социально-демографические данные учащихся: возраст, стаж работы, иногда национальность и т. п. В национальных республиках, областях подбор учебных групп, нуждающихся в обучении на родном языке, нередко является одним из условий качественного профессионального обу чения. Исследования показывают также, что объединение в одну учебную группу на предприятии выпускников школ и людей по жилого возраста, имеющих к тому же большой стаж работы в об щественном производстве, нецелесообразно ни с экономической, ни с социальной точек зрения.
Как показывает изучение этого вопроса на большом количест ве предприятий, при комплектовании учебных групп особое внимание должно уделяться общеобразовательному уровню уча щихся. На передовых предприятиях он учитывается не только для определения продолжительности производственного обучения, но и для выбора наиболее рациональных его методов и форм. Более того, на некоторых предприятиях для многих профессий прямо устанавливают необходимый уровень образования, из кото рого исходят при приеме учеников для профессионального обу чения.
Интересен в этом отношении опыт передовых предприятий Свердловской области. На Нижне-Тагильском металлургическом комбинате для 250 профессий рабочих установлен обязательный образовательный минимум. Обязательный образовательный мини мум в объеме 7—8 классов средней школы установлен для та ких профессий, как горновой доменной печи, плавильщик пла вильной машины, резчик слитков, травильщик и т. п.; в объеме 10 классов для профессий: оператор главного поста по управле нию прокатным станом, вальцовщик прокатного стана, сварщик нагревательных печей, машинист пресса и т. п. И это вполне разумно, так как современный технический процесс все уверен ней ведет к тому, чтобы в основе множества сложных профес сий лежала общеобразовательная подготовка. По поводу обяза тельного общеобразовательного уровня между различными груп пами научных и практических работников до сих пор идут споры о том, следует или нет вводить его во всей промышленности, на транспорте, не является ли это антигуманным актом, наси лием над личностью и т. п. Нам кажется, что эти споры бес почвенны, так как предприятия уже сами, независимо от отсут
162
ствия в этой области четких научных разработок и рекоменда ций, определяют в своих границах обязательный общеобразова тельный уровень применительно к различным профессиям и специальностям. По нашему мнению, это ценное начинание це лесообразно поддержать по большинству профессий и специаль ностей, путем разработки научно обоснованных нормативов. При комплектовании групп целесообразно учитывать уровень общеоб разовательной подготовки. Очевидно, что 7—8-летнее образова ние, полученное 20 лет назад и в настоящее время, по своему содержанию несравнимо, что и следует иметь в виду при комп лектовании групп.
Учет общеобразовательной подготовки при комплектовании учебных групп производственного обучения на предприятии име ет также и важное социальное значение. Здесь решаются за дачи по сближению технического и общеобразовательного уров ней рабочих, но формированию всесторонне развитой личности, по ликвидации имеющегося еще в промышленности, на транспор те различия между техническим прогрессом и культурно-техниче ским уровнем рабочих. В то же время имеет место и обратная связь: рабочие с более высоким общеобразовательным уровнем предъявляют и более высокие требования к организации труда, производства и управления, к технической и технологической оснащенности предприятия, к самой, наконец, системе профес сиональной подготовки, быстрее и глубже осваивают теорию и практику по профессии. В то же время эти рабочие нуждаются в большем внимании при выборе профессии, при комплектова нии учебных групп, при разработке для них учебных планов и программ.
Таким образом, уже в настоящее время уровень общего обра зования является своего рода фундаментом подготовки рабочих по многим профессиям и специальностям. Рабочие с недостаточ ным общеобразовательным уровнем сейчас не могут овладеть мно гими сложными профессиями, что и необходимо иметь в виду при комплектовании на предприятии групп производственного обучения.
Следующий этап организации профессионального обучения на предприятии — создание необходимой материально-техниче ской базы для нормального функционирования учебного процес са. Сюда, в частности, входят подготовка необходимых учебных помещений, технических кабинетов и лабораторий, оснащение их необходимой техникой, оборудованием, наглядными и учебными пособиями, научно-методической и учебной литературой и посо биями. К сожалению, на многих предприятиях промышленности
163 |
6* |