Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и транспорта отсутствует необходимая материально-техническая база производственного обучения. Ощущается острый недостаток

в наглядных и учебных пособиях,

не хватает (а нередко и во­

все отсутствуют) различного рода

макетов, учебной техники и

оборудования, в процессе обучения не используются диафильмы, кинофильмы и другие современные демонстрационные средства. Нередко в качестве учебного оборудования применяются уста­ ревшие станки и механизмы, новейшую же технику учащиеся не всегда видят даже на рисунках, фотографиях. Плохо на мно­ гих предприятиях и с учебными помещениями для теоретиче­ ских, лабораторных и некоторых практических занятий, нередко занятия проводятся в не приспособленных для этого помещениях и т. д.

Следующий этап профессионального обучения на предприя­ тии — организация самого учебного процесса. Здесь целесообраз­ но для удобства анализа разграничить теоретическое и практи­ ческое обучение на производстве. Прежде всего остановимся на теоретической части обучения, хотя она и занимает по своему объему на предприятии второе (после практического обучения) место при любых методах профессиональной подготовки. Теорети­ ческое обучение — это передача определенной информации от пре­ подавателя к ученикам. Но даже самые способные преподаватели не в состоянии добиться того, чтобы все слушатели одинаково глубоко и быстро усваивали передаваемые им знания. Примерно 15—20% из них попадают в отстающие и преподаватель не имеет возможности постоянно контролировать уровень освоения мате­ риалов всеми учащимися. Он узнает об этом, как правило, лишь в процессе экзаменов, да и то не всегда, поскольку сам экзамен включает элементы случайности. Невозможность установить по­ стоянный, ежедневный контроль за глубоким усвоением каждым учащимся всего объема теоретических знаний объясняется преж­ де всего наличием лишь прямой связи: преподаватель — ученик. Почти — а иногда и совсем — отсутствует обратная связь: уче­ ник — преподаватель. Поэтому учебный процесс практически осу­ ществляется бесконтрольно, преподаватель надеется лишь на свою интуицию, опыт и т. п. Отсюда и мечта любого учителя — преподавать теоретические знания каждому ученику отдельно, индивидуально — практически нереализуема в условиях произ­ водственного обучения на предприятии. В этом отношении вы­ годно отличается система индивидуального обучения, когда с каждым учеником ведется индивидуальная работа, с учетом его личных способностей и система обратной связи от ученика к преподавателю функционирует нормально. Однако и при инди­

164


видуальном обучении для чтения теоретических курсов в на­ стоящее время на предприятиях создаются учебные группы и названное преимущество утрачивает свою силу. Все это говорит о необходимости усилить проверку усвоения учениками теоре­ тических знаний в процессе производственного обучения на пред­ приятии. В данной связи возникает насущная потребность в ор­ ганизации обмена опытом в области методики и техники пре­ подавания теоретических дисциплин между преподавателями производственного обучения предприятий, профессионально-тех­ нических училищ, техникумов и вузов.

Совершенствование педагогики и преподавания в системе про­ фессионального обучения на предприятиях прямо связано с ис­ пользованием достижений таких наук, как социология, психоло­ гия, физиология. Эта проблема включает два аспекта: с одной стороны, сам преподаватель должен освоить психологические и физиологические основы учебного процесса для более эффектив­ ной его организации, с другой — и учащиеся должны получить необходимую психологическую и физиологическую подготовку для успешной работы в условиях современного производства. Вы­ ше констатировалось, что работа по каждой профессии, специаль­ ности имеет свои психологические особенности. Говоря о психо­ логии производственного обучения, советские психологи выделяют в этой области три тесно взаимосвязанные группы вопросов: фор­ мирование мастерства обучаемых; формирование мастерства пре­ подавателей и инструкторов; психологическая рационализация учебного процесса'. Наконец, процесс обучения по профессии практически неотделим от процесса трудового воспитания рабо­ чего. Поэтому каждый педагог и инструктор производственного обучения должен знать психофизиологические основы формирова­ ния коммунистической личности, так как фактически он одно­ временно выступает и в роли воспитателя. Дело еще и в том, что, как это убедительно доказали советские психологи, между психологической структурой личности и профессиональной дея­ тельностью рабочего существует глубокая взаимосвязь. В процес­ се обучения по профессии, при умелых действиях преподавате­ ля, инструктора производственного обучения человек уже изме­ няет в какой-то мере свои качества в положительную сто­ рону.

Исследования показывают, что многие опытные, с большим ста­ жем производственной и преподавательской работы, но не имею-1

1 Психофизиологические и эстетические основы НОТ. Изд. 2, доп. и перераб. М., «Экономика», 1971, с. 39.

165


щие никакой психофизиологической подготовки в области педа­ гогики, преподаватели и инструкторы производственного обуче­ ния стихийно, самостоятельно, «собственным умом» научились понимать своих учеников в процессе обучения, определять и учи­ тывать их индивидуальные способности и качества в процессе профессиональной подготовки. Но такой путь слишком неэффек­ тивен, так как на приобретение определенных навыков в этой области некоторые преподаватели затрачивают многие годы и даже десятилетия. Ждать, пока все преподаватели, инструкто­ ры стихийно освоят психофизиологические основы педагогики, было бы по меньшей мере неразумно, их нужно специально это­ му обучать. Надо сказать, что на некоторых предприятиях та­ кая работа уже делается. Так, с 1964 г. в Курске на 15 пред­ приятиях периодически организуются школы теории и методики воспитания для мастеров. В программу занятий входят, в част­ ности, и психофизиологические основы действий мастера как вос­ питателя рабочих. Правда, здесь уделяется слишком мало вни­ мания -психофизиологическим аспектам преподавания, но это. дело Поправимое, и само по себе Начинание курских предприятии за­ служивает поддержки и распространения.

Исключительно важное значение в процессе производственно­ го обучения имеет учет психологических особенностей, способно­ стей. Один из советских психологов, А. Фридрих, еще в 1925 г. писал, что даже в основе овладения учеником того или иного рабочего приема лежит определенная изолированная человеческая способность. «Предположим,— писал он,— что для выполнения какого-либо рабочего процесса надо произвести шесть различ­ ных приемов, требующих шести различных способностей (напри­ мер, меткости, мускульной памяти, глазомера и т. д.). У лица, приступающего к этой работе, эти способности развиты неоди­ наково: некоторые можно оценить почти в 100%, другие будут развиты менее. Предположим, что развитие этих шести спо­ собностей в процентах будет: 90, 80, 70, 50, 30. При обычном обучении... все шесть приемов повторяются до тех пор, пока наименее развитая способность не дойдет от 30 до 100%... Тут совершается значительная непроизводительная работа. При обу­ чении надо разлагать процесс на его составные части и повто­ рять каждый отдельный прием лишь столько раз, сколько это действительно необходимо» '. С этим суждением нельзя не со­ гласиться, благо оно в равной мере относится и к теоретиче­

' Фридрих А. Хозяйственная организация рабочей силы. М., Изд-во ВЦСПС, 1925.

166


скому обучению, и к освоению практических приемов и методов

вработе.

Впроцессе профессионального обучения происходит развитие физических и психических способностей человека, тренировка его трудовых приемов и навыков. Преподавателю, инструктору важ­ но хорошо знать психологию применяемых им методов препо­ давания, воспитания у учеников трудовых навыков и формиро­ вания их личностных качеств, знать закономерности, механизм этих процессов. Существуют как общие, характерные для всех учеников, так и строго индивидуальные психологические законо­

мерности и особенности восприятия знаний, что требует от пре­ подавателя индивидуального подхода к каждому учащемуся, уче­ та его психологических особенностей и особенностей восприятия учебного материала в данной конкретной производственной или учебной обстановке. Такой подход позволяет преподавателю или инструктору психологически более успешно готовить ученика к трудовой деятельности по осваиваемой профессии, применять наи­ более оптимальные для нее методы профессионального обучения и воспитания. Особенно важное значение имеют психологические элементы подготовки при обучении рабочих таким профессиям, работа по которым является опасной как для самого рабочего, так и для окружающих, нередко выполняемая притом в стрессо­ вых, аварийных ситуациях.

Преподавателям и инструкторам необходимо также знание фи­ зиологических основ рационализации процесса производственно­ го обучения, в частности знание режимов труда и отдыха в про­ цессе освоения теоретических и практических знаний примени­ тельно к различным социально-демографическим группам уча­ щихся. Известно, что человеческий организм очень чутко реаги­ рует на нервную и физическую перегрузку, которая имеет место в условиях, когда физиологические особенности различных людей игнорируются, и режимы учебы (или труда в процессе учебы), а также режимы отдыха устанавливаются без физиологического обоснования. В этом случае у учащихся наступает преждевре­ менная усталость, сокращается количество нормальных реакций зрительного и слухового анализаторов, снижаются показатели возбудимости, падает работоспособность, ухудшаются физиологи­ ческие реакции организма, в том числе сенсомоторные реакции, реакции сердечно-сосудистой и мышечной систем. Все это отри­ цательно сказывается не только на сроках и качестве освоения учащимися профессии, но и нередко вызывает у них, особенно у молодежи, разочарование в профессии, обусловливает неудов­ летворительное отношение к труду, а значит, и мешает форми­

167


рованию личности рабочего. Эти положения имеют отношение в равной мере как к теоретическому, так и к практическому производственному обучению на предприятии.

В процессе практического обучения на производстве важное значение придается успешному освоению учащимися производст­ венных и трудовых умений и навыков. Здесь имеются свои физио­ логические закономерности и правила. Кстати, нередко практи­ ческие, да, впрочем, и некоторые научные работники смешивают понятия «навыки» и «умения». Между тем с психофизиологи­ ческой точки зрения эти понятия неидентичны. Под навыками, следует понимать лишь отдельные умения, имеющие автомати­ ческий характер. Функционирование или реализация навыка осу­ ществляется без серьезного участия процессов сознания. Навыки вырабатываются прежде всего за счет многократного упраж­ нения, путем механической тренировки. У психологов и физио­ логов бытует еще и определение навыка как действия, представ­ ленного в организме в виде нервных связей. Под умениями по­ нимаются свойства личности, выработанные в результате специ­ ального обучения или практического опыта, которые позволяют выполнять сложные трудовые операции своевременно, при высо­ ком их качестве, с минимальными затратами физической и нерв­ ной энергии. Реализация «умения» обязательно осуществляется с участием процессов сознания, мыслительных процессов. Следо­ вательно, «навыки» и «умения» — это разные психофизиоло­ гические категории, и если все «навыки» являются в то же вре­ мя и «умениями», то далеко не каждое «умение» может быть одновременно и «навыком».

На предприятиях в основном применяется традиционная си­ стема формирования производственных и трудовых навыков и умений, которая заключается в следующем: во-первых, ученику устно излагается инструкция и показываются правильные трудо­ вые действия; во-вторых, ему же предлагается выполнить рабо­ ту самостоятельно; в-третьих, инструктор производственного обу­ чения проверяет выполненную работу и оценивает ее; в-чет­ вертых, инструктор еще раз разъясняет ученику инструкцию и опять показывает, как нужно правильно выполнять порученную работу. И так повторяется до тех пор, пока ученик не выра­ ботает умения и навыки, необходимые ему для правильного вы­ полнения работы. Физиологи предлагают усовершенствовать эту традиционную систему «проб, ошибок и их исправлений» и дают свою физиологически обоснованную систему формирования тру­ довых навыков и умений. Например, первый этап традиционно­ го формирования трудовых навыков и умений — инструктаж и

168