Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
и транспорта отсутствует необходимая материально-техническая база производственного обучения. Ощущается острый недостаток
в наглядных и учебных пособиях, |
не хватает (а нередко и во |
все отсутствуют) различного рода |
макетов, учебной техники и |
оборудования, в процессе обучения не используются диафильмы, кинофильмы и другие современные демонстрационные средства. Нередко в качестве учебного оборудования применяются уста ревшие станки и механизмы, новейшую же технику учащиеся не всегда видят даже на рисунках, фотографиях. Плохо на мно гих предприятиях и с учебными помещениями для теоретиче ских, лабораторных и некоторых практических занятий, нередко занятия проводятся в не приспособленных для этого помещениях и т. д.
Следующий этап профессионального обучения на предприя тии — организация самого учебного процесса. Здесь целесообраз но для удобства анализа разграничить теоретическое и практи ческое обучение на производстве. Прежде всего остановимся на теоретической части обучения, хотя она и занимает по своему объему на предприятии второе (после практического обучения) место при любых методах профессиональной подготовки. Теорети ческое обучение — это передача определенной информации от пре подавателя к ученикам. Но даже самые способные преподаватели не в состоянии добиться того, чтобы все слушатели одинаково глубоко и быстро усваивали передаваемые им знания. Примерно 15—20% из них попадают в отстающие и преподаватель не имеет возможности постоянно контролировать уровень освоения мате риалов всеми учащимися. Он узнает об этом, как правило, лишь в процессе экзаменов, да и то не всегда, поскольку сам экзамен включает элементы случайности. Невозможность установить по стоянный, ежедневный контроль за глубоким усвоением каждым учащимся всего объема теоретических знаний объясняется преж де всего наличием лишь прямой связи: преподаватель — ученик. Почти — а иногда и совсем — отсутствует обратная связь: уче ник — преподаватель. Поэтому учебный процесс практически осу ществляется бесконтрольно, преподаватель надеется лишь на свою интуицию, опыт и т. п. Отсюда и мечта любого учителя — преподавать теоретические знания каждому ученику отдельно, индивидуально — практически нереализуема в условиях произ водственного обучения на предприятии. В этом отношении вы годно отличается система индивидуального обучения, когда с каждым учеником ведется индивидуальная работа, с учетом его личных способностей и система обратной связи от ученика к преподавателю функционирует нормально. Однако и при инди
164
видуальном обучении для чтения теоретических курсов в на стоящее время на предприятиях создаются учебные группы и названное преимущество утрачивает свою силу. Все это говорит о необходимости усилить проверку усвоения учениками теоре тических знаний в процессе производственного обучения на пред приятии. В данной связи возникает насущная потребность в ор ганизации обмена опытом в области методики и техники пре подавания теоретических дисциплин между преподавателями производственного обучения предприятий, профессионально-тех нических училищ, техникумов и вузов.
Совершенствование педагогики и преподавания в системе про фессионального обучения на предприятиях прямо связано с ис пользованием достижений таких наук, как социология, психоло гия, физиология. Эта проблема включает два аспекта: с одной стороны, сам преподаватель должен освоить психологические и физиологические основы учебного процесса для более эффектив ной его организации, с другой — и учащиеся должны получить необходимую психологическую и физиологическую подготовку для успешной работы в условиях современного производства. Вы ше констатировалось, что работа по каждой профессии, специаль ности имеет свои психологические особенности. Говоря о психо логии производственного обучения, советские психологи выделяют в этой области три тесно взаимосвязанные группы вопросов: фор мирование мастерства обучаемых; формирование мастерства пре подавателей и инструкторов; психологическая рационализация учебного процесса'. Наконец, процесс обучения по профессии практически неотделим от процесса трудового воспитания рабо чего. Поэтому каждый педагог и инструктор производственного обучения должен знать психофизиологические основы формирова ния коммунистической личности, так как фактически он одно временно выступает и в роли воспитателя. Дело еще и в том, что, как это убедительно доказали советские психологи, между психологической структурой личности и профессиональной дея тельностью рабочего существует глубокая взаимосвязь. В процес се обучения по профессии, при умелых действиях преподавате ля, инструктора производственного обучения человек уже изме няет в какой-то мере свои качества в положительную сто рону.
Исследования показывают, что многие опытные, с большим ста жем производственной и преподавательской работы, но не имею-1
1 Психофизиологические и эстетические основы НОТ. Изд. 2, доп. и перераб. М., «Экономика», 1971, с. 39.
165
щие никакой психофизиологической подготовки в области педа гогики, преподаватели и инструкторы производственного обуче ния стихийно, самостоятельно, «собственным умом» научились понимать своих учеников в процессе обучения, определять и учи тывать их индивидуальные способности и качества в процессе профессиональной подготовки. Но такой путь слишком неэффек тивен, так как на приобретение определенных навыков в этой области некоторые преподаватели затрачивают многие годы и даже десятилетия. Ждать, пока все преподаватели, инструкто ры стихийно освоят психофизиологические основы педагогики, было бы по меньшей мере неразумно, их нужно специально это му обучать. Надо сказать, что на некоторых предприятиях та кая работа уже делается. Так, с 1964 г. в Курске на 15 пред приятиях периодически организуются школы теории и методики воспитания для мастеров. В программу занятий входят, в част ности, и психофизиологические основы действий мастера как вос питателя рабочих. Правда, здесь уделяется слишком мало вни мания -психофизиологическим аспектам преподавания, но это. дело Поправимое, и само по себе Начинание курских предприятии за служивает поддержки и распространения.
Исключительно важное значение в процессе производственно го обучения имеет учет психологических особенностей, способно стей. Один из советских психологов, А. Фридрих, еще в 1925 г. писал, что даже в основе овладения учеником того или иного рабочего приема лежит определенная изолированная человеческая способность. «Предположим,— писал он,— что для выполнения какого-либо рабочего процесса надо произвести шесть различ ных приемов, требующих шести различных способностей (напри мер, меткости, мускульной памяти, глазомера и т. д.). У лица, приступающего к этой работе, эти способности развиты неоди наково: некоторые можно оценить почти в 100%, другие будут развиты менее. Предположим, что развитие этих шести спо собностей в процентах будет: 90, 80, 70, 50, 30. При обычном обучении... все шесть приемов повторяются до тех пор, пока наименее развитая способность не дойдет от 30 до 100%... Тут совершается значительная непроизводительная работа. При обу чении надо разлагать процесс на его составные части и повто рять каждый отдельный прием лишь столько раз, сколько это действительно необходимо» '. С этим суждением нельзя не со гласиться, благо оно в равной мере относится и к теоретиче
' Фридрих А. Хозяйственная организация рабочей силы. М., Изд-во ВЦСПС, 1925.
166
скому обучению, и к освоению практических приемов и методов
вработе.
Впроцессе профессионального обучения происходит развитие физических и психических способностей человека, тренировка его трудовых приемов и навыков. Преподавателю, инструктору важ но хорошо знать психологию применяемых им методов препо давания, воспитания у учеников трудовых навыков и формиро вания их личностных качеств, знать закономерности, механизм этих процессов. Существуют как общие, характерные для всех учеников, так и строго индивидуальные психологические законо
мерности и особенности восприятия знаний, что требует от пре подавателя индивидуального подхода к каждому учащемуся, уче та его психологических особенностей и особенностей восприятия учебного материала в данной конкретной производственной или учебной обстановке. Такой подход позволяет преподавателю или инструктору психологически более успешно готовить ученика к трудовой деятельности по осваиваемой профессии, применять наи более оптимальные для нее методы профессионального обучения и воспитания. Особенно важное значение имеют психологические элементы подготовки при обучении рабочих таким профессиям, работа по которым является опасной как для самого рабочего, так и для окружающих, нередко выполняемая притом в стрессо вых, аварийных ситуациях.
Преподавателям и инструкторам необходимо также знание фи зиологических основ рационализации процесса производственно го обучения, в частности знание режимов труда и отдыха в про цессе освоения теоретических и практических знаний примени тельно к различным социально-демографическим группам уча щихся. Известно, что человеческий организм очень чутко реаги рует на нервную и физическую перегрузку, которая имеет место в условиях, когда физиологические особенности различных людей игнорируются, и режимы учебы (или труда в процессе учебы), а также режимы отдыха устанавливаются без физиологического обоснования. В этом случае у учащихся наступает преждевре менная усталость, сокращается количество нормальных реакций зрительного и слухового анализаторов, снижаются показатели возбудимости, падает работоспособность, ухудшаются физиологи ческие реакции организма, в том числе сенсомоторные реакции, реакции сердечно-сосудистой и мышечной систем. Все это отри цательно сказывается не только на сроках и качестве освоения учащимися профессии, но и нередко вызывает у них, особенно у молодежи, разочарование в профессии, обусловливает неудов летворительное отношение к труду, а значит, и мешает форми
167
рованию личности рабочего. Эти положения имеют отношение в равной мере как к теоретическому, так и к практическому производственному обучению на предприятии.
В процессе практического обучения на производстве важное значение придается успешному освоению учащимися производст венных и трудовых умений и навыков. Здесь имеются свои физио логические закономерности и правила. Кстати, нередко практи ческие, да, впрочем, и некоторые научные работники смешивают понятия «навыки» и «умения». Между тем с психофизиологи ческой точки зрения эти понятия неидентичны. Под навыками, следует понимать лишь отдельные умения, имеющие автомати ческий характер. Функционирование или реализация навыка осу ществляется без серьезного участия процессов сознания. Навыки вырабатываются прежде всего за счет многократного упраж нения, путем механической тренировки. У психологов и физио логов бытует еще и определение навыка как действия, представ ленного в организме в виде нервных связей. Под умениями по нимаются свойства личности, выработанные в результате специ ального обучения или практического опыта, которые позволяют выполнять сложные трудовые операции своевременно, при высо ком их качестве, с минимальными затратами физической и нерв ной энергии. Реализация «умения» обязательно осуществляется с участием процессов сознания, мыслительных процессов. Следо вательно, «навыки» и «умения» — это разные психофизиоло гические категории, и если все «навыки» являются в то же вре мя и «умениями», то далеко не каждое «умение» может быть одновременно и «навыком».
На предприятиях в основном применяется традиционная си стема формирования производственных и трудовых навыков и умений, которая заключается в следующем: во-первых, ученику устно излагается инструкция и показываются правильные трудо вые действия; во-вторых, ему же предлагается выполнить рабо ту самостоятельно; в-третьих, инструктор производственного обу чения проверяет выполненную работу и оценивает ее; в-чет вертых, инструктор еще раз разъясняет ученику инструкцию и опять показывает, как нужно правильно выполнять порученную работу. И так повторяется до тех пор, пока ученик не выра ботает умения и навыки, необходимые ему для правильного вы полнения работы. Физиологи предлагают усовершенствовать эту традиционную систему «проб, ошибок и их исправлений» и дают свою физиологически обоснованную систему формирования тру довых навыков и умений. Например, первый этап традиционно го формирования трудовых навыков и умений — инструктаж и
168