Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
практический показ учебной работы — они предлагают построить следующим образом: ученику излагается устный инструктаж и показываются правильные трудовые действия при выполнении учебной работы. Затем осуществляется проверка, понял ли и за помнил ли ученик все изложенное ему. После этого он должен рассказать своими словами содержание инструктажа, описать за данные действия, план их выполнения и показать, как нужно выполнять эти трудовые действия. Это приводит к тому, что сле ды возбуждения, лежащие в физиологической основе представле ний, и следы, сохранившиеся после действия зрительных и ки нестетических раздражений, проявляются, действуют одновремен но, в органическом синтезе.
Как показывают данные анализа, применение физиологически обоснованной системы формирования трудовых и производствен ных навыков и умений способствует сокращению сроков и по вышению качества производственного обучения на предприятии, стимулирует формирование у рабочих чувства уверенности в своих способностях. Физиология в данном случае дает правиль ные рекомендации по управлению процессами формирования и совершенствования трудовых и производственных навыков и уме ний обучающихся.
Одним из способов формирования трудовых навыков и умений являются с точки зрения физиологии труда специальные упраж нения и тренировки. Но это уже большой, сложный вопрос, тре бующий специального рассмотрения, и, хотя он и имеет большое значение для правильной организации обучения, мы на нем ос танавливаться не будем.
Среди некоторых практических и научных работников бытует представление о том, что понятие «умения» равнозначно поня тию «способности». По нашему мнению, это ошибочное пред ставление, корни которого, видимо, кроются в том, что «уме ния» в конечном счете действительно делают человека способ ным выполнять ту или иную работу. Но «способности», несмот ря на их тесную взаимосвязь с «умениями», все же в корне от них отличаются. Умения всегда конкретны, их реализация огра ничивается всегда какой-либо конкретной трудовой операцией. Целый ряд «умений» является необходимым условием формиро вания у человека способности выполнять определенную работу. Способность — это как бы обобщенный продукт обучения. В то же время сами способности человека детерминируют формиро вание «умений». Здесь имеется ярко выраженная взаимосвязь и взаимообусловленность. Что касается определения категории «способности», то с точки зрения психологии под ними пони
169
мается уровень развития и индивидуальные особенности психи ческих процессов человека.
Таким образом, в процессе производственного обучения у уче ника при помощи тренировки и упражнения вырабатываются тру довые навыки и умения. В свою очередь умения лежат в осно
ве |
формирования |
и совершенствования способностей. |
Последнее |
и |
есть основная |
задача производственного обучения |
рабочего, |
одно из важных условий формирования его как всесторонне развитой личности.
Наконец, очень важно, чтобы каждый учащийся сознательно и активно воспринимал процесс обучения, формировал в себе трудовые и производственные навыки и умения, выполнял тре нировку и упражнения. Это возможно лишь при условии, если учащийся понимает цель, задачи, характер и содержание каждо го из элементов теоретического или практического обучения. Ог ромная роль здесь принадлежит преподавателю и инструктору производственного обучения. Именно от их умелых действий за висит степень сознательности и активности участия учеников в производственном обучении. Многочисленные исследования пока зывают, что именно этим прежде всего обусловлена эффектив ность профессионального обучения на предприятии.
Следующим |
этапом организации производственного |
обучения |
по профессии |
на предприятии является организация |
контроля |
за ходом учебного процесса, за качеством теоретического и прак тического обучения. Ряд соответствующих изысканий показал, в частности, что отсутствие необходимого контроля за процессом профессиональной подготовки (как теоретической, так и практи ческой) является одной из основных причин необоснованного уве личения или сокращения сроков обучения, снижения его каче ства, эффективности и, кроме того, приводит к некоторым отри цательным социальным последствиям с точки зрения интересов коммунистического воспитания. На передовых предприятиях кон троль за качеством профессиональной подготовки осуществляет ся путем взаимопосещения преподавателями теоретических заня тий, а также организации для них специальных учебных семи наров. Кое-где для учеников даже устраиваются промежуточные зачеты по теории и практические пробы. Контроль за сроками обучения по профессии осуществляется обычно отделом подготов ки и повышения квалификации кадров предприятия, а если его нет, то отделом кадров. Такого рода контроль особенно необ ходим при индивидуальном методе обучения, когда сроки и ка чество профессиональной подготовки полностью зависят от од ного инструктора.
170
Наконец, завершающим этапом организации профессионально го обучения на предприятии является прием экзаменов и вы полнение учениками практической пробы на разряд.
На промышленных предприятиях СССР накопился достаточно большой опыт производственного обучения, который с каждым го дом все более обогащается. Большую роль в совершенствовании системы профессиональной подготовки сыграло утвержденное Го сударственным комитетом Совета Министров СССР по профес сионально-техническому образованию и ВЦСПС «Типовое поло жение о подготовке и повышении квалификации рабочих непо средственно на производстве». Это положение учитывает прогрес сивный опыт в области профессиональной подготовки, в том чист ле и опыт применения различных методов и форм обучения. В соответствии с положением все рабочие, поступающие на предприятия и не имеющие профессии, специальности или ме няющие ее, должны пройти профессиональную подготовку в объ еме требований квалификационной характеристики начального уровня квалификации по избранной профессии или специаль ности.
Важным направлением работы по профессиональному обуче нию является профессиональная переподготовка рабочих на пред приятиях. Первоначально она возникла для обучения рабочих, высвобождающихся внутри предприятий в связи с техническим прогрессом и повышением производительности труда. В дальней шем эта система в какой-то мере стала использоваться с целью приспособления профессионального уровня рабочих к требова ниям производства, для преодоления постоянно возникающего противоречия между техническим уровнем производства и уров нем профессиональной подготовки рабочих. Последнее объясняет ся недостаточной гибкостью системы производственного обучения на предприятиях, которая все еще не успевает быстро, эффектив но и гибко реагировать на непрерывно изменяющиеся производ ственные нужды. Несколько позже система профессиональной пе реподготовки на предприятиях стала использоваться также в ка честве дополнения системы профессиональной ориентации и кон сультации. Все сказанное выше позволяет сделать заключение о том, что система профессиональной переподготовки рабочих вы полняет и социальные функции.
Профессиональная переподготовка рабочих обусловливается также территориальным перемещением производства, целых пред приятий в другие районы в связи с истощением, например, сырье вых ресурсов. Рабочие, которые не желают или не могут ме нять одновременно и свое место жительства, вынуждены менять
171
свою профессию, потребность в которой в данном районе исче зает, и с этой целью проходят профессиональную переподготовку. Нужно отметить, что смена профессии, специальности обычно имеет место и в связи с обычным переходом рабочих с одних предприятий на другие. Исследования, выполненные лаборато рией трудовых ресурсов МГУ на 129 предприятиях Москвы по проблемам текучести кадров, показали, что из 3954 рабочих, при нятых только в течение одного месяца, 2672 человека, или 67,5%, одновременно сменили свою профессию. Для этого они вынужде ны были пройти на новом месте работы профессиональную пе реподготовку. Согласно результатам тех же исследований все эти рабочие, которые уволились с предыдущих предприятий по при чинам текучести кадров, не сменили бы профессию, если бы ра ботали на прежнем месте. И только переход на другое пред приятие явился своего рода социальным толчком к одновремен ной смене профессии, чем-либо не устраивавшей ранее рабочего.
Еще одной причиной необходимости профессиональной пере подготовки рабочих является то, что профессионально-техниче ские училища не успевают готовить кадры по целому ряду слож ных профессий. Учтем здесь же и то, что готовить на предприя тиях рабочих по сложным профессиям из молодых, впервые при шедших на производство юношей и девушек нельзя — для этого нужен определенный производственный опыт и определенный за пас профессиональных знаний. Предприятия вынуждены направ лять на профессиональную переподготовку своих же рабочих, имеющих родственную профессию. Например, строгальщики или фрезеровщики на машиностроительных предприятиях переобуча ются на шлицошлифовщиков, слесари-инструментальщики — на слесарей-лекалыциков и т. п.
В промышленности и на транспорте имеются еще несложные профессии, по которым строго ограничен рост профессиональной квалификации рабочих. В машиностроении, например, станочникоперационник тарифицируется только до IV разряда. Таков ква лификационный потолок, и рабочие, стремящиеся повысить свой квалификационный уровень, могут это сделать только за счет сме ны профессии. Это еще одна причина, обусловливающая необхо димость профессиональной переподготовки рабочих.
Некоторые научные и практические работники связывают про блему профессиональной переподготовки не с профессиональной подготовкой, а с повышением квалификации рабочих. По наше му мнению, это не совсем правильно. И в процессе профессио нальной подготовки, и в процессе профессиональной переподго товки рабочий осваивает новую профессию или специальность.
172