Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

практический показ учебной работы — они предлагают построить следующим образом: ученику излагается устный инструктаж и показываются правильные трудовые действия при выполнении учебной работы. Затем осуществляется проверка, понял ли и за­ помнил ли ученик все изложенное ему. После этого он должен рассказать своими словами содержание инструктажа, описать за­ данные действия, план их выполнения и показать, как нужно выполнять эти трудовые действия. Это приводит к тому, что сле­ ды возбуждения, лежащие в физиологической основе представле­ ний, и следы, сохранившиеся после действия зрительных и ки­ нестетических раздражений, проявляются, действуют одновремен­ но, в органическом синтезе.

Как показывают данные анализа, применение физиологически обоснованной системы формирования трудовых и производствен­ ных навыков и умений способствует сокращению сроков и по­ вышению качества производственного обучения на предприятии, стимулирует формирование у рабочих чувства уверенности в своих способностях. Физиология в данном случае дает правиль­ ные рекомендации по управлению процессами формирования и совершенствования трудовых и производственных навыков и уме­ ний обучающихся.

Одним из способов формирования трудовых навыков и умений являются с точки зрения физиологии труда специальные упраж­ нения и тренировки. Но это уже большой, сложный вопрос, тре­ бующий специального рассмотрения, и, хотя он и имеет большое значение для правильной организации обучения, мы на нем ос­ танавливаться не будем.

Среди некоторых практических и научных работников бытует представление о том, что понятие «умения» равнозначно поня­ тию «способности». По нашему мнению, это ошибочное пред­ ставление, корни которого, видимо, кроются в том, что «уме­ ния» в конечном счете действительно делают человека способ­ ным выполнять ту или иную работу. Но «способности», несмот­ ря на их тесную взаимосвязь с «умениями», все же в корне от них отличаются. Умения всегда конкретны, их реализация огра­ ничивается всегда какой-либо конкретной трудовой операцией. Целый ряд «умений» является необходимым условием формиро­ вания у человека способности выполнять определенную работу. Способность — это как бы обобщенный продукт обучения. В то же время сами способности человека детерминируют формиро­ вание «умений». Здесь имеется ярко выраженная взаимосвязь и взаимообусловленность. Что касается определения категории «способности», то с точки зрения психологии под ними пони­

169



мается уровень развития и индивидуальные особенности психи­ ческих процессов человека.

Таким образом, в процессе производственного обучения у уче­ ника при помощи тренировки и упражнения вырабатываются тру­ довые навыки и умения. В свою очередь умения лежат в осно­

ве

формирования

и совершенствования способностей.

Последнее

и

есть основная

задача производственного обучения

рабочего,

одно из важных условий формирования его как всесторонне развитой личности.

Наконец, очень важно, чтобы каждый учащийся сознательно и активно воспринимал процесс обучения, формировал в себе трудовые и производственные навыки и умения, выполнял тре­ нировку и упражнения. Это возможно лишь при условии, если учащийся понимает цель, задачи, характер и содержание каждо­ го из элементов теоретического или практического обучения. Ог­ ромная роль здесь принадлежит преподавателю и инструктору производственного обучения. Именно от их умелых действий за­ висит степень сознательности и активности участия учеников в производственном обучении. Многочисленные исследования пока­ зывают, что именно этим прежде всего обусловлена эффектив­ ность профессионального обучения на предприятии.

Следующим

этапом организации производственного

обучения

по профессии

на предприятии является организация

контроля

за ходом учебного процесса, за качеством теоретического и прак­ тического обучения. Ряд соответствующих изысканий показал, в частности, что отсутствие необходимого контроля за процессом профессиональной подготовки (как теоретической, так и практи­ ческой) является одной из основных причин необоснованного уве­ личения или сокращения сроков обучения, снижения его каче­ ства, эффективности и, кроме того, приводит к некоторым отри­ цательным социальным последствиям с точки зрения интересов коммунистического воспитания. На передовых предприятиях кон­ троль за качеством профессиональной подготовки осуществляет­ ся путем взаимопосещения преподавателями теоретических заня­ тий, а также организации для них специальных учебных семи­ наров. Кое-где для учеников даже устраиваются промежуточные зачеты по теории и практические пробы. Контроль за сроками обучения по профессии осуществляется обычно отделом подготов­ ки и повышения квалификации кадров предприятия, а если его нет, то отделом кадров. Такого рода контроль особенно необ­ ходим при индивидуальном методе обучения, когда сроки и ка­ чество профессиональной подготовки полностью зависят от од­ ного инструктора.

170


Наконец, завершающим этапом организации профессионально­ го обучения на предприятии является прием экзаменов и вы­ полнение учениками практической пробы на разряд.

На промышленных предприятиях СССР накопился достаточно большой опыт производственного обучения, который с каждым го­ дом все более обогащается. Большую роль в совершенствовании системы профессиональной подготовки сыграло утвержденное Го­ сударственным комитетом Совета Министров СССР по профес­ сионально-техническому образованию и ВЦСПС «Типовое поло­ жение о подготовке и повышении квалификации рабочих непо­ средственно на производстве». Это положение учитывает прогрес­ сивный опыт в области профессиональной подготовки, в том чист ле и опыт применения различных методов и форм обучения. В соответствии с положением все рабочие, поступающие на предприятия и не имеющие профессии, специальности или ме­ няющие ее, должны пройти профессиональную подготовку в объ­ еме требований квалификационной характеристики начального уровня квалификации по избранной профессии или специаль­ ности.

Важным направлением работы по профессиональному обуче­ нию является профессиональная переподготовка рабочих на пред­ приятиях. Первоначально она возникла для обучения рабочих, высвобождающихся внутри предприятий в связи с техническим прогрессом и повышением производительности труда. В дальней­ шем эта система в какой-то мере стала использоваться с целью приспособления профессионального уровня рабочих к требова­ ниям производства, для преодоления постоянно возникающего противоречия между техническим уровнем производства и уров­ нем профессиональной подготовки рабочих. Последнее объясняет­ ся недостаточной гибкостью системы производственного обучения на предприятиях, которая все еще не успевает быстро, эффектив­ но и гибко реагировать на непрерывно изменяющиеся производ­ ственные нужды. Несколько позже система профессиональной пе­ реподготовки на предприятиях стала использоваться также в ка­ честве дополнения системы профессиональной ориентации и кон­ сультации. Все сказанное выше позволяет сделать заключение о том, что система профессиональной переподготовки рабочих вы­ полняет и социальные функции.

Профессиональная переподготовка рабочих обусловливается также территориальным перемещением производства, целых пред­ приятий в другие районы в связи с истощением, например, сырье­ вых ресурсов. Рабочие, которые не желают или не могут ме­ нять одновременно и свое место жительства, вынуждены менять

171


свою профессию, потребность в которой в данном районе исче­ зает, и с этой целью проходят профессиональную переподготовку. Нужно отметить, что смена профессии, специальности обычно имеет место и в связи с обычным переходом рабочих с одних предприятий на другие. Исследования, выполненные лаборато­ рией трудовых ресурсов МГУ на 129 предприятиях Москвы по проблемам текучести кадров, показали, что из 3954 рабочих, при­ нятых только в течение одного месяца, 2672 человека, или 67,5%, одновременно сменили свою профессию. Для этого они вынужде­ ны были пройти на новом месте работы профессиональную пе­ реподготовку. Согласно результатам тех же исследований все эти рабочие, которые уволились с предыдущих предприятий по при­ чинам текучести кадров, не сменили бы профессию, если бы ра­ ботали на прежнем месте. И только переход на другое пред­ приятие явился своего рода социальным толчком к одновремен­ ной смене профессии, чем-либо не устраивавшей ранее рабочего.

Еще одной причиной необходимости профессиональной пере­ подготовки рабочих является то, что профессионально-техниче­ ские училища не успевают готовить кадры по целому ряду слож­ ных профессий. Учтем здесь же и то, что готовить на предприя­ тиях рабочих по сложным профессиям из молодых, впервые при­ шедших на производство юношей и девушек нельзя — для этого нужен определенный производственный опыт и определенный за­ пас профессиональных знаний. Предприятия вынуждены направ­ лять на профессиональную переподготовку своих же рабочих, имеющих родственную профессию. Например, строгальщики или фрезеровщики на машиностроительных предприятиях переобуча­ ются на шлицошлифовщиков, слесари-инструментальщики — на слесарей-лекалыциков и т. п.

В промышленности и на транспорте имеются еще несложные профессии, по которым строго ограничен рост профессиональной квалификации рабочих. В машиностроении, например, станочникоперационник тарифицируется только до IV разряда. Таков ква­ лификационный потолок, и рабочие, стремящиеся повысить свой квалификационный уровень, могут это сделать только за счет сме­ ны профессии. Это еще одна причина, обусловливающая необхо­ димость профессиональной переподготовки рабочих.

Некоторые научные и практические работники связывают про­ блему профессиональной переподготовки не с профессиональной подготовкой, а с повышением квалификации рабочих. По наше­ му мнению, это не совсем правильно. И в процессе профессио­ нальной подготовки, и в процессе профессиональной переподго­ товки рабочий осваивает новую профессию или специальность.

172