Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 2
Что касается повышения квалификации, то здесь рабочий лишь совершенствуется по той же самой профессии или специально сти, не меняя ее. С повышением квалификации более тесно свя зано освоение рабочими вторых и смежных профессий, но этот вопрос будет рассмотрен нами особо.
Таким образом, под профессиональной переподготовкой пони мается профессиональное обучение таких рабочих, в прежних профессиях которых отпадает производственная необходимость или к которым у них пропал интерес. Следовательно, основная цель профессиональной переподготовки — обучение рабочих но вым профессиям. В процессе ее рабочие расширяют, углубляют свои профессиональные знания и, как правило, повышают свою квалификацию. Систему профессиональной переподготовки прохо дит также большое количество рабочих, которые были заняты ранее тяжелым физическим трудом. В данной ситуации реали зуются личностные интересы рабочих, решается серьезная про блема формирования личности. Профессиональная переподготовка рабочих в этом случае способствует также и повышению мате риального и культурного благосостояния, выступает фактором укрепления основного принципа социализма: от каждого — по спо собности, каждому — по труду. Это важная социальная проблема.
Профессиональная переподготовка — так же как и профессио нальная подготовка — осуществляется на предприятиях промыш ленности и транспорта индивидуальным, бригадным и курсовым методами. Одни предприятия организуют переподготовку рабочих по профессиям на базе профессионально-технических училищ, другие же для профессиональной переподготовки используют кур сы целевого назначения, курсы обучения вторым и смежным про фессиям, школы по изучению передового производственного опы та. Курсы целевого назначения организуются на предприятиях в связи с внедрением в производство новой техники и техноло гии. Высвобождающиеся в результате этого рабочие переподго тавливаются для работы по новой, более сложной профессии или специальности. В этом, кстати, содержится свой социаль ный смысл, так как рабочие повышают свой культурно-техниче ский уровень, что в свою очередь является важным фактором формирования личности нового типа.
Рабочие, производственная потребность в прежних профессиях которых на данном предприятии отпадает, нередко направляют ся для профессиональной переподготовки на предприятия, из готавливающие новую технику или новое технологическое обору дование и организующие курсы целевого назначения для обуче ния рабочих предприятий — потребителей их продукции, с прави
173
лами эксплуатации этой техники или применением технологий. Что касается сроков профессиональной переподготовки рабочих, то они определяются в основном самими предприятиями. Продолжительность сроков примерно такая же, как и при профес сиональной подготовке, с некоторой поправкой в сторону сокра щения за счет имеющегося у переучивающихся рабочих произ
водственного опыта и производственного стажа.
Если говорить вообще о методах профессиональной перепод готовки рабочих иа предприятиях промышленности и транспорта, то все же основная их часть. (около 70%) переобучивается еже годно индивидуальным и бригадным методами. Надо учесть и возрастающий объем профессиональной переподготовки рабочих на предприятиях, что подтверждается материалами выборочных социальных исследований, выполненных в различных городах и районах нашей страны.
Профессиональная переподготовка рабочих по мере техническо го прогресса приобретает все большее и большее значение и в связи с этим нуждается в постоянном развитии и совершенство вании. Нам кажется, в частности, что есть смысл сконцентри ровать всю профессиональную переподготовку в учебно-курсовых комбинатах, в производственных объединениях, суть которых должна быть соответственно расширена, а также на специальных курсах по переподготовке рабочих при профессионально-техниче ских училищах. Необходимо, видимо, разработать, применительно к отраслям промышленности и транспорта, и единые программы переподготовки рабочих, учитывающие имеющийся у переучиваю щихся рабочих уровень общей и профессиональной подготовки, стаж их работы. Координацию этой большой и важной работы и методическое руководство ею мог бы взять на себя Государ ственный комитет по профессионально-техническому образо ванию.
В заключение этого раздела хотелось бы еще раз подчерк нуть мысль о необходимости дальнейшего совершенствования всей системы профессиональной подготовки и переподготовки ра бочих. Технический прогресс осуществляется в нашей стране бур ными темпами, и он предъявляет к рабочим кадрам все более высокие требования. Все более высокие требования предъявляют ся к профессионально-квалификационному уровню рабочих также и постоянно совершенствующейся системой организации труда на предприятиях, а также в связи с необходимостью повышения его производительности. Исследования, выполненные на ряде маши ностроительных предприятий Москвы, Ленинграда, Киева, Мин ска, показали, что недостаточная профессиональная подготовка
174
рабочих является причиной 70% случаев брака, 30% случаев по ломок инструмента и оборудования.
Исследования также показывают, что система профессиональ ного обучения, профессиональной переподготовки пока что не обеспечивает квалифицированными рабочими быстро внедряе мые на предприятиях промышленности и транспорта автомати ческие и новейшие технологические линии. Это говорит о неко тором техническом отставании системы профессиональной подго товки, об отсутствии необходимой гибкости, несовершенстве от дельных ее форм и методов. Все это в какой-то мере отрица тельно сказывается на использовании новой техники, технологии, вызывает неудовлетворенность организацией производства и тру да у рабочих, занятых па таких предприятиях, в цехах, на произ водственных участках.
Система профессиональной подготовки и переподготовки все еще недостаточно учитывает специфику различных отраслей про мышленности, транспорта. В машиностроении, например, все большее значение приобретают профессии рабочих широкого про филя. Требования к профессиональной подготовке здесь несколь ко иные, так как в процессе обучения возникает необходимость основное внимание уделять не практическому, а теоретическому обучению. Игнорирование этого требования приводит к сниже нию производительности труда, к неправильной эксплуатации и поломкам оборудования, техники, инструментов, к снижению ка чества продукции и увеличению размеров брака, к производ ственным травмам.
Профессионально-техническое образование пока еще не покры вает и в ближайшие годы не покроет потребности промышлен ности и транспорта в квалифицированных рабочих. Тем более что система ПТУ имеет свои трудности в деле привлечения мо лодежи: не все производственно-технические училища дают за конченное общее среднее образование, слишком длительны сроки обучения, в общежитиях не хватает мест, училища неравномер но размещены по районам страны и т. и. Поэтому необходима их перестройка и приближение к системе стационарной профес сиональной подготовки непосредственно на производстве. Нам ка жется, что целесообразно расширить сеть учебно-курсовых комби натов при производственных объединениях, улучшить их техни ческое оснащение. Там, где учебно-курсовых комбинатов нет, их следует по мере возможности создавать, обеспечивая необходи мыми программами, современными средствами обучения.
Социологические исследования показывают, что у рабочих, по лучивших профессии в стационарных условиях (ПТУ, ФЗУ>
175
учебно-курсовые комбинаты производственных объединений), выше производительность труда, они более активны в рациона лизации и изобретательстве, реже оставляют предприятия по при чинам текучести кадров и, что особенно важно с социальной точ ки зрения, достаточно быстро адаптируются на производстве, в трудовом коллективе. Такие рабочие не только показывают бо лее высокую производительность труда, но и быстрее, по срав нению с рабочими, подготовленными методами индивидуально бригадного обучения непосредственно на производстве, повышают свою квалификацию (табл. 6).
|
Т а б л и ц а О |
|
|
Данные социологических исследований на |
машиностроительных предприятиях |
||
Снердловской области |
|
||
После 1года работы |
Выпускники |
Рабочие, обучавшиеся ин |
|
дивидуально или в брига |
|||
|
стационар |
дах непосредственно на |
|
|
ных училищ |
производстве |
|
Средний рабочий разряд |
|
3,5 |
2,1 |
Средний уровень выполнения |
зада- |
113,6 |
104,5 |
ния |
|
|
|
Исследования, проведенные научно-исследовательской лабо раторией Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, среди машинистов угольных комбайнов показывают, что у рабочих, получивших про фессию в стационарных условиях, среднее выполнение норм вы работки составляет 105,1%, участие в рационализаторской рабо те (количество предложений на одного рабочего) 0,286 против соответственно 103,1 % и 0,073 у рабочих, прошедших профессио нальное обучение непосредственно на производстве методами инди видуального и бригадного обучения. Для получения V тарифно квалификационного разряда, при семилетием образовании, рабо чим (машинистам комбайнов и слесарям), окончившим ПТУ, нужно проработать по своей профессии в среднем 2 года и с образованием 10 классов — 1 год. Рабочим этих же профессий, обучавшихся не в стационарных условиях, нужно соответствен но 3,8 года н 2,8 года ’. Эти данные показывают более высокую1
1Актуальные вопросы экономики народного образования. М., «Просвещение», 196!),
С. 123,
176
экономическую эффективность профессиональной подготовки ра бочих в условиях стационарного обучения. Под экономической эф фективностью профессионального обучения в данном случае по нимается совокупность стоимости и сроков подготовки и пере подготовки рабочих, обученных в стационарных условиях и не посредственно на производстве по аналогичным профессиям, с учетом экономической отдачи. В свою очередь экономическая отдача также определяется путем сравнения показателей произ водственной деятельности рабочих, соответственно подготовлен ных в стационаре и на производстве, в том числе показателей выполнения норм выработки, использования оборудования и вре мени его освоения, использования рабочего времени, показателей брака в работе, сортности выпускаемой продукции и т. д. Здесь должны также учитываться и социально-экономические показа тели, в том числе темпы роста квалификации рабочих после по лучения ими профессии или специальности, текучесть кадров, наличие поощрений и наказаний, участие в движении за ком мунистический труд и в других формах социалистического со ревнования, участие рабочих в рационализаторской и изобрета тельской деятельности, показатели уровня их трудовой и обще ственно-политической активности.
Экономическая и социальная эффективность профессиональной подготовки и профессиональной переподготовки рабочих в про мышленности и на транспорте не может быть выражена одним каким-либо показателем, а должна представляться лишь группой их. Только при этом условии можно разрабатывать практиче ские мероприятия по совершенствованию этого важного элемен та организации труда и одновременно социально-экономического фактора повышения его производительности. Работа по совершен ствованию профессионального обучения должна носить не разо вый, спорадический, кампанейский, а постоянный, систематиче ский характер, так как изменения профессионально-квалифика ционной структуры являются непременным требованием научнотехнического прогресса. И такие изменения ничего общего не имеют с якобы надвигающимся процессом депрофессионализации, о котором так много говорят буржуазные экономисты и социо логи.
У. Повышение профессиональной квалификации рабочих
на предприятии
Повышение квалификации рабочих на промышленном и транс портном предприятии — это не только элемент организации труда, но и одновременно важный социально-экономический фактор по вышения его производительности. Эта его роль постоянно воз растает по мере технического прогресса, так как технический прогресс постоянно предъявляет все более высокие требования к уровню квалификационной подготовки, к содержанию квали фикации рабочих.
Под профессиональной квалификацией понимается степень или уровень подготовленности, пригодности рабочего к какому-либо труду, для выполнения той или иной работы, степень профес сиональной пригодности человека для ее выполнения, наличие у него необходимых для этого физических и психологических качеств. Некоторые социологи определяют понятие квалификация рабочего 1 как качественную характеристику рабочей силы, сово купность физических и умственных способностей человека к тру ду той или иной степени сложности. В понятие квалификации рабочей силы, по их мнению, входят два элемента: «объектив ный (труд с точки зрения сложности его выполнения) и субъ ективный (способность человека к труду)» 2.
Известно и более конкретизированное определение, в соответ ствии с которым под квалификацией рабочих или рабочей силы понимается определенная совокупность субъективных факторов, знаний, опыта, мастерства и сноровки, составляющих характер
1 См. Количественные методы в социологии. М., «Наука», 1966, с. 281. ! Там же.
178