Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что касается повышения квалификации, то здесь рабочий лишь совершенствуется по той же самой профессии или специально­ сти, не меняя ее. С повышением квалификации более тесно свя­ зано освоение рабочими вторых и смежных профессий, но этот вопрос будет рассмотрен нами особо.

Таким образом, под профессиональной переподготовкой пони­ мается профессиональное обучение таких рабочих, в прежних профессиях которых отпадает производственная необходимость или к которым у них пропал интерес. Следовательно, основная цель профессиональной переподготовки — обучение рабочих но­ вым профессиям. В процессе ее рабочие расширяют, углубляют свои профессиональные знания и, как правило, повышают свою квалификацию. Систему профессиональной переподготовки прохо­ дит также большое количество рабочих, которые были заняты ранее тяжелым физическим трудом. В данной ситуации реали­ зуются личностные интересы рабочих, решается серьезная про­ блема формирования личности. Профессиональная переподготовка рабочих в этом случае способствует также и повышению мате­ риального и культурного благосостояния, выступает фактором укрепления основного принципа социализма: от каждого — по спо­ собности, каждому — по труду. Это важная социальная проблема.

Профессиональная переподготовка — так же как и профессио­ нальная подготовка — осуществляется на предприятиях промыш­ ленности и транспорта индивидуальным, бригадным и курсовым методами. Одни предприятия организуют переподготовку рабочих по профессиям на базе профессионально-технических училищ, другие же для профессиональной переподготовки используют кур­ сы целевого назначения, курсы обучения вторым и смежным про­ фессиям, школы по изучению передового производственного опы­ та. Курсы целевого назначения организуются на предприятиях в связи с внедрением в производство новой техники и техноло­ гии. Высвобождающиеся в результате этого рабочие переподго­ тавливаются для работы по новой, более сложной профессии или специальности. В этом, кстати, содержится свой социаль­ ный смысл, так как рабочие повышают свой культурно-техниче­ ский уровень, что в свою очередь является важным фактором формирования личности нового типа.

Рабочие, производственная потребность в прежних профессиях которых на данном предприятии отпадает, нередко направляют­ ся для профессиональной переподготовки на предприятия, из­ готавливающие новую технику или новое технологическое обору­ дование и организующие курсы целевого назначения для обуче­ ния рабочих предприятий — потребителей их продукции, с прави­

173


лами эксплуатации этой техники или применением технологий. Что касается сроков профессиональной переподготовки рабочих, то они определяются в основном самими предприятиями. Продолжительность сроков примерно такая же, как и при профес­ сиональной подготовке, с некоторой поправкой в сторону сокра­ щения за счет имеющегося у переучивающихся рабочих произ­

водственного опыта и производственного стажа.

Если говорить вообще о методах профессиональной перепод­ готовки рабочих иа предприятиях промышленности и транспорта, то все же основная их часть. (около 70%) переобучивается еже­ годно индивидуальным и бригадным методами. Надо учесть и возрастающий объем профессиональной переподготовки рабочих на предприятиях, что подтверждается материалами выборочных социальных исследований, выполненных в различных городах и районах нашей страны.

Профессиональная переподготовка рабочих по мере техническо­ го прогресса приобретает все большее и большее значение и в связи с этим нуждается в постоянном развитии и совершенство­ вании. Нам кажется, в частности, что есть смысл сконцентри­ ровать всю профессиональную переподготовку в учебно-курсовых комбинатах, в производственных объединениях, суть которых должна быть соответственно расширена, а также на специальных курсах по переподготовке рабочих при профессионально-техниче­ ских училищах. Необходимо, видимо, разработать, применительно к отраслям промышленности и транспорта, и единые программы переподготовки рабочих, учитывающие имеющийся у переучиваю­ щихся рабочих уровень общей и профессиональной подготовки, стаж их работы. Координацию этой большой и важной работы и методическое руководство ею мог бы взять на себя Государ­ ственный комитет по профессионально-техническому образо­ ванию.

В заключение этого раздела хотелось бы еще раз подчерк­ нуть мысль о необходимости дальнейшего совершенствования всей системы профессиональной подготовки и переподготовки ра­ бочих. Технический прогресс осуществляется в нашей стране бур­ ными темпами, и он предъявляет к рабочим кадрам все более высокие требования. Все более высокие требования предъявляют­ ся к профессионально-квалификационному уровню рабочих также и постоянно совершенствующейся системой организации труда на предприятиях, а также в связи с необходимостью повышения его производительности. Исследования, выполненные на ряде маши­ ностроительных предприятий Москвы, Ленинграда, Киева, Мин­ ска, показали, что недостаточная профессиональная подготовка

174


рабочих является причиной 70% случаев брака, 30% случаев по­ ломок инструмента и оборудования.

Исследования также показывают, что система профессиональ­ ного обучения, профессиональной переподготовки пока что не обеспечивает квалифицированными рабочими быстро внедряе­ мые на предприятиях промышленности и транспорта автомати­ ческие и новейшие технологические линии. Это говорит о неко­ тором техническом отставании системы профессиональной подго­ товки, об отсутствии необходимой гибкости, несовершенстве от­ дельных ее форм и методов. Все это в какой-то мере отрица­ тельно сказывается на использовании новой техники, технологии, вызывает неудовлетворенность организацией производства и тру­ да у рабочих, занятых па таких предприятиях, в цехах, на произ­ водственных участках.

Система профессиональной подготовки и переподготовки все еще недостаточно учитывает специфику различных отраслей про­ мышленности, транспорта. В машиностроении, например, все большее значение приобретают профессии рабочих широкого про­ филя. Требования к профессиональной подготовке здесь несколь­ ко иные, так как в процессе обучения возникает необходимость основное внимание уделять не практическому, а теоретическому обучению. Игнорирование этого требования приводит к сниже­ нию производительности труда, к неправильной эксплуатации и поломкам оборудования, техники, инструментов, к снижению ка­ чества продукции и увеличению размеров брака, к производ­ ственным травмам.

Профессионально-техническое образование пока еще не покры­ вает и в ближайшие годы не покроет потребности промышлен­ ности и транспорта в квалифицированных рабочих. Тем более что система ПТУ имеет свои трудности в деле привлечения мо­ лодежи: не все производственно-технические училища дают за­ конченное общее среднее образование, слишком длительны сроки обучения, в общежитиях не хватает мест, училища неравномер­ но размещены по районам страны и т. и. Поэтому необходима их перестройка и приближение к системе стационарной профес­ сиональной подготовки непосредственно на производстве. Нам ка­ жется, что целесообразно расширить сеть учебно-курсовых комби­ натов при производственных объединениях, улучшить их техни­ ческое оснащение. Там, где учебно-курсовых комбинатов нет, их следует по мере возможности создавать, обеспечивая необходи­ мыми программами, современными средствами обучения.

Социологические исследования показывают, что у рабочих, по­ лучивших профессии в стационарных условиях (ПТУ, ФЗУ>

175


учебно-курсовые комбинаты производственных объединений), выше производительность труда, они более активны в рациона­ лизации и изобретательстве, реже оставляют предприятия по при­ чинам текучести кадров и, что особенно важно с социальной точ­ ки зрения, достаточно быстро адаптируются на производстве, в трудовом коллективе. Такие рабочие не только показывают бо­ лее высокую производительность труда, но и быстрее, по срав­ нению с рабочими, подготовленными методами индивидуально­ бригадного обучения непосредственно на производстве, повышают свою квалификацию (табл. 6).

 

Т а б л и ц а О

 

Данные социологических исследований на

машиностроительных предприятиях

Снердловской области

 

После 1года работы

Выпускники

Рабочие, обучавшиеся ин­

дивидуально или в брига­

 

стационар­

дах непосредственно на

 

ных училищ

производстве

Средний рабочий разряд

 

3,5

2,1

Средний уровень выполнения

зада-

113,6

104,5

ния

 

 

 

Исследования, проведенные научно-исследовательской лабо­ раторией Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, среди машинистов угольных комбайнов показывают, что у рабочих, получивших про­ фессию в стационарных условиях, среднее выполнение норм вы­ работки составляет 105,1%, участие в рационализаторской рабо­ те (количество предложений на одного рабочего) 0,286 против соответственно 103,1 % и 0,073 у рабочих, прошедших профессио­ нальное обучение непосредственно на производстве методами инди­ видуального и бригадного обучения. Для получения V тарифно­ квалификационного разряда, при семилетием образовании, рабо­ чим (машинистам комбайнов и слесарям), окончившим ПТУ, нужно проработать по своей профессии в среднем 2 года и с образованием 10 классов — 1 год. Рабочим этих же профессий, обучавшихся не в стационарных условиях, нужно соответствен­ но 3,8 года н 2,8 года ’. Эти данные показывают более высокую1

1Актуальные вопросы экономики народного образования. М., «Просвещение», 196!),

С. 123,

176


экономическую эффективность профессиональной подготовки ра­ бочих в условиях стационарного обучения. Под экономической эф­ фективностью профессионального обучения в данном случае по­ нимается совокупность стоимости и сроков подготовки и пере­ подготовки рабочих, обученных в стационарных условиях и не­ посредственно на производстве по аналогичным профессиям, с учетом экономической отдачи. В свою очередь экономическая отдача также определяется путем сравнения показателей произ­ водственной деятельности рабочих, соответственно подготовлен­ ных в стационаре и на производстве, в том числе показателей выполнения норм выработки, использования оборудования и вре­ мени его освоения, использования рабочего времени, показателей брака в работе, сортности выпускаемой продукции и т. д. Здесь должны также учитываться и социально-экономические показа­ тели, в том числе темпы роста квалификации рабочих после по­ лучения ими профессии или специальности, текучесть кадров, наличие поощрений и наказаний, участие в движении за ком­ мунистический труд и в других формах социалистического со­ ревнования, участие рабочих в рационализаторской и изобрета­ тельской деятельности, показатели уровня их трудовой и обще­ ственно-политической активности.

Экономическая и социальная эффективность профессиональной подготовки и профессиональной переподготовки рабочих в про­ мышленности и на транспорте не может быть выражена одним каким-либо показателем, а должна представляться лишь группой их. Только при этом условии можно разрабатывать практиче­ ские мероприятия по совершенствованию этого важного элемен­ та организации труда и одновременно социально-экономического фактора повышения его производительности. Работа по совершен­ ствованию профессионального обучения должна носить не разо­ вый, спорадический, кампанейский, а постоянный, систематиче­ ский характер, так как изменения профессионально-квалифика­ ционной структуры являются непременным требованием научнотехнического прогресса. И такие изменения ничего общего не имеют с якобы надвигающимся процессом депрофессионализации, о котором так много говорят буржуазные экономисты и социо­ логи.

У. Повышение профессиональной квалификации рабочих

на предприятии

Повышение квалификации рабочих на промышленном и транс­ портном предприятии — это не только элемент организации труда, но и одновременно важный социально-экономический фактор по­ вышения его производительности. Эта его роль постоянно воз­ растает по мере технического прогресса, так как технический прогресс постоянно предъявляет все более высокие требования к уровню квалификационной подготовки, к содержанию квали­ фикации рабочих.

Под профессиональной квалификацией понимается степень или уровень подготовленности, пригодности рабочего к какому-либо труду, для выполнения той или иной работы, степень профес­ сиональной пригодности человека для ее выполнения, наличие у него необходимых для этого физических и психологических качеств. Некоторые социологи определяют понятие квалификация рабочего 1 как качественную характеристику рабочей силы, сово­ купность физических и умственных способностей человека к тру­ ду той или иной степени сложности. В понятие квалификации рабочей силы, по их мнению, входят два элемента: «объектив­ ный (труд с точки зрения сложности его выполнения) и субъ­ ективный (способность человека к труду)» 2.

Известно и более конкретизированное определение, в соответ­ ствии с которым под квалификацией рабочих или рабочей силы понимается определенная совокупность субъективных факторов, знаний, опыта, мастерства и сноровки, составляющих характер­

1 См. Количественные методы в социологии. М., «Наука», 1966, с. 281. ! Там же.

178