Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ные особенности рабочей силы. Здесь под квалификацией ра­ бочего или рабочей силы понимается определенное сочетание качеств его рабочей силы, определяющее его способность выпол­ нить ту или иную конкретную работу.

Существуют и другие формулировки этих понятий. Все они в сущности отличаются лишь степенью детализации и тем, под ка­ ким углом зрения рассматривается эта социально-экономическая категория. Не вдаваясь в тонкости приведенных определений, от­ метим лишь, что квалификация — категория сама по себе субъек­ тивная. В то же время повышение квалификации зависит от це­ лого ряда субъективных и объективных факторов. Технический прогресс, развитие техники и технологии — это объективные фак­ торы повышения квалификации, так как они предъявляют новые, повышенные требования к квалификации рабочих, делают их труд более сложным. Поэтому социолог В. А. Калмык, опреде­ ление квалификации которого приводилось выше, по нашему мне­ нию, не совсем прав, так как в какой-то степени смешивает по­ нятие «квалификация» с понятием «рабочая сила».

Некоторые научные и практические работники также смеши­ вают понятия «квалификация рабочего» и «квалификация рабо­ ты». Нужно иметь в виду, что под «квалификацией работы» по­ нимается определенный объем требований, предъявляемый к зна­ ниям, умениям, навыкам, мастерству рабочего данной профессии, для выполнения данной конкретной работы. «Квалификацию ра­ бочего» следует толковать как уровень имеющихся у рабочего знаний, умений, навыков, мастерства, необходимых для выполне­ ния данной, конкретной работы по данной профессии. Путаница в понятиях связана прежде всего с тем, что категория «квали­ фикация» измеряется чисто количественными показателями (та­ рифный разряд работы, тарифный разряд рабочего), без учета всей сложности ее качественного содержания.

Под повышением квалификации понимается приобретение рабо­ чим самостоятельно или путем специального обучения дополни­ тельных профессиональных знаний, умений, навыков, мастер­ ства, позволяющих ему выполнять новую, более сложную или прежнюю работу, но с более высокой производительностью, вы­ соким качеством, с более низкой себестоимостью, при более ра­ циональном использовании техники и оборудования и т. п., т. е. с более высокими производственными и трудовыми показателями. «Труд более квалифицированный — это труд более высокого ка­ чества по сравнению с другими, т. е. более сложный или тре­ бующий большей точности и тонкости в работе, большего уме­ ния, а стало быть, предполагающий и более продолжи-

179



Дельйую профессйональную выучку рабочего» *,— пишет акаде­ мик С. Г. Струмилин, очень точно выражая этим сущность про­ цесса повышения квалификации рабочих.

Содержание понятия «квалификация рабочих» изменяется по мере развития производительных сил, производственных отноше­ ний, по мере технического прогресса. При этом темпы и масшта­ бы технического прогресса, уровень развития производитель­ ных сил несколько опережают темпы изменения содержания про­ фессиональной квалификации рабочих. Между ними постоянно возникает определенное несоответствие, которое в то же время постоянно и сознательно преодолевается путем повышения ква­ лификации рабочих, и хотя производственные отношения прямо­ го, непосредственного влияния на уровень и содержание квали­ фикации не оказывают, однако их характер во многом опреде­ ляет благоприятные и неблагоприятные условия изменения со­ держания квалификации.

Производительные силы, производственные отношения прямо или косвенно определяют не только содержание, но и уровень квалификации рабочих. Причем «содержание» и «уровень» квали­ фикации рабочих — это не идентичные понятия, как считают от­

дельные научные

и

практические работники. Уровень квалифика­

ции рабочего, в

частности, измеряется чисто количественно, через

тарифный

разряд,

что далеко еще не раскрывает содержания это­

го понятия.

Содержание — это структура, объем знаний, умений,

навыков, мастерства рабочего, которые очень трудно — а в неко­ торых случаях почти невозможно — измерить через количествен­ ные показатели. В тарифно-квалификационных справочниках де­ лаются лишь первые попытки количественного измерения каче­ ственного содержания квалификации. Однако совершенные мето­ ды такого измерения пока что отсутствуют.

Если говорить о показателях квалификации, то здесь имеется в виду прежде всего тарифный разряд рабочего, который чисто формально определяет, какими знаниями, навыками, приемами, мастерством обладает рабочий. Мы подчеркиваем — чисто фор­ мально, ибо между тарифным разрядом, якобы показывающим уровень знаний, навыков, умений, мастерства рабочего той или иной профессии и реальным их уровнем, зачастую существует, как показывают исследования, немалый разрыв. Сплошь и рядом непосредственно на производстве рабочие, имеющие, допустим, четвертый тарифный разряд, достаточно квалифицированно вы­

полняют работу, тарифицируемую

шестым разрядом. Наоборот,1

1 Струмилин С. Г. Избр. произв. в пяти томах.

Т. 3. М., «Наука», 1964, с. 55.

180


нередко рабочие, имеющие высокий тарифный разряд, не могу* или недостаточно квалифицированно выполняют даже работу, та­ рифицируемую ниже присвоенного им тарифного разряда. Не случайно на некоторых предприятиях промышленности и транс порта рабочие принимаются на работу с испытательным сро­ ком, в течение которого выясняется соответствие тарифного раз­ ряда рабочего (формальный уровень квалификации) и его факти­ ческих знаний, умений, навыков, мастерства. И если уровень квалификации рабочего ниже уровня выполняемой работы, то здесь налицо его недостаточная квалификация и требуется до­ полнительное обучение для ее повышения. Если же тарифный разряд рабочего выше тарифного разряда выполняемой работы, то здесь у рабочего имеется квалификационный резерв, что долж­ но расцениваться как положительное явление. С точки зрения чисто экономической рабочий в этом случае не нуждается в обу­ чении для повышения квалификации. Поэтому при разработке предприятием плана повышения квалификации учитывается сред­ ний тарифный разряд рабочих и средний тарифный разряд работ.

В то же время оптимальным вариантом соотношения между уровнем квалификации и уровнем выполняемых работ и являет­ ся такой вариант, при котором на каждом предприятии, в цехе, на производственном участке, по каждой профессии и квалифи­ кации у рабочих имеется резерв квалификации.

Как показывают исследования, отсутствие такого резерва ме­ шает эффективному использованию и совершенствованию техни­ ки, технологии, модернизации, организации производства и труда, повышению его производительности. Рабочие, не имеющие резер­ ва квалификации, чаще допускают брак, выполняют работу с бо­ лее высокой себестоимостью, менее активно участвуют в рацио­ нализаторской и изобретательской деятельности и вообще имеют более низкие трудовые и производственные показатели по срав­ нению с теми, у кого есть резерв квалификации, значительно труднее осваивают вторые, смежные профессии, да и, как прави­ ло, отрицательно к этому относятся. Таким образом, на пред­ приятиях существует определенное несоответствие между уров­ нем квалификации работы и уровнем квалификации рабочих, между требуемой и фактической квалификацией работников, а также противоречие между уровнем требований к школам, кур­ сам по повышению квалификации и фактическим уровнем обу­

чения рабочих в области теории и практики.

Л. Фишер,

Некоторые зарубежные

специалисты,

в частности

3. Заичек и другие, также

обращают внимание на

такого рода

несоответствие. Чешские

специалисты

различают:

требуемую

181


квалификацию (требования к результатам работы); приобретен­ ную квалификацию (квалификация, полученная работником в процессе выполнения данной работы); нормативную квалифика­ цию (нормативы, определяющие качества работника, необходи­ мые для выполнения определенной работы); первоначальную ква­ лификацию (нолученная профессиональная подготовка). Поль­ зуясь приведенной классификацией, эти ученые утверждают, что между «требуемой» и «действительной», между «желаемой» и «фактической» квалификацией рабочих существует разрыв, что учебная система профессионального обучения всегда отстает от фактического уровня теории и практики.

Ликвидация этого несоответствия осуществляется прежде всего за счет повышения квалификации рабочих непосредственно на производстве, или вне его путем специального обучения, или же самостоятельно. В результате на каждом предприятии, в цехе, на производственном участке по каждой профессии и специаль­ ности создается квалификационный резерв. Преодоление разрыва между требуемым уровнем профессионального обучения в обла­

сти теории и практики и

фактическим уровнем знаний, ко­

торые получают рабочие в

процессе обучения

для повышения

квалификации, идет путем

совершенствования

системы обуче­

ния.

 

 

Созданию на промышленных предприятиях резерва квалифи­ кации серьезно мешает сложившаяся система тарификации, а также неправильная, как нам кажется, позиция некоторых ми­ нистерств и ведомств, согласно которой средний тарифный раз­ ряд рабочих дифференцированно — по профессиям и специально­ стям — не должен превышать средний тарифный разряд работ. Это противоречит требованиям технического прогресса, препят­ ствует совершенствованию организации производства и труда, мешает повышению его производительности и ведет к другим отри­ цательным экономическим и социальным последствиям. Доказа­ но, например, что по мерс комплексной механизации и автомати­ зации производства, с ростом удельного веса машинного време­ ни предприятия вынуждены создавать среди операторов, техни­ ков и инженеров, обслуживающих аппараты, механизмы и автоматы, резерв квалификации. Дело в том, что время вмешатель­ ства человека в производственный процесс по мере роста надеж­ ности аппаратов, механизмов, автоматов сокращается, но человек должен быть всегда готов достаточно квалифицированно вмешать­ ся в действия аппаратов, механизмов, автоматов в случае их неисправности, в аварийных ситуациях, при нарушениях режи­ мов работы и т. п. Фактическая квалификация в данном слу­

182