Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
ные особенности рабочей силы. Здесь под квалификацией ра бочего или рабочей силы понимается определенное сочетание качеств его рабочей силы, определяющее его способность выпол нить ту или иную конкретную работу.
Существуют и другие формулировки этих понятий. Все они в сущности отличаются лишь степенью детализации и тем, под ка ким углом зрения рассматривается эта социально-экономическая категория. Не вдаваясь в тонкости приведенных определений, от метим лишь, что квалификация — категория сама по себе субъек тивная. В то же время повышение квалификации зависит от це лого ряда субъективных и объективных факторов. Технический прогресс, развитие техники и технологии — это объективные фак торы повышения квалификации, так как они предъявляют новые, повышенные требования к квалификации рабочих, делают их труд более сложным. Поэтому социолог В. А. Калмык, опреде ление квалификации которого приводилось выше, по нашему мне нию, не совсем прав, так как в какой-то степени смешивает по нятие «квалификация» с понятием «рабочая сила».
Некоторые научные и практические работники также смеши вают понятия «квалификация рабочего» и «квалификация рабо ты». Нужно иметь в виду, что под «квалификацией работы» по нимается определенный объем требований, предъявляемый к зна ниям, умениям, навыкам, мастерству рабочего данной профессии, для выполнения данной конкретной работы. «Квалификацию ра бочего» следует толковать как уровень имеющихся у рабочего знаний, умений, навыков, мастерства, необходимых для выполне ния данной, конкретной работы по данной профессии. Путаница в понятиях связана прежде всего с тем, что категория «квали фикация» измеряется чисто количественными показателями (та рифный разряд работы, тарифный разряд рабочего), без учета всей сложности ее качественного содержания.
Под повышением квалификации понимается приобретение рабо чим самостоятельно или путем специального обучения дополни тельных профессиональных знаний, умений, навыков, мастер ства, позволяющих ему выполнять новую, более сложную или прежнюю работу, но с более высокой производительностью, вы соким качеством, с более низкой себестоимостью, при более ра циональном использовании техники и оборудования и т. п., т. е. с более высокими производственными и трудовыми показателями. «Труд более квалифицированный — это труд более высокого ка чества по сравнению с другими, т. е. более сложный или тре бующий большей точности и тонкости в работе, большего уме ния, а стало быть, предполагающий и более продолжи-
179
Дельйую профессйональную выучку рабочего» *,— пишет акаде мик С. Г. Струмилин, очень точно выражая этим сущность про цесса повышения квалификации рабочих.
Содержание понятия «квалификация рабочих» изменяется по мере развития производительных сил, производственных отноше ний, по мере технического прогресса. При этом темпы и масшта бы технического прогресса, уровень развития производитель ных сил несколько опережают темпы изменения содержания про фессиональной квалификации рабочих. Между ними постоянно возникает определенное несоответствие, которое в то же время постоянно и сознательно преодолевается путем повышения ква лификации рабочих, и хотя производственные отношения прямо го, непосредственного влияния на уровень и содержание квали фикации не оказывают, однако их характер во многом опреде ляет благоприятные и неблагоприятные условия изменения со держания квалификации.
Производительные силы, производственные отношения прямо или косвенно определяют не только содержание, но и уровень квалификации рабочих. Причем «содержание» и «уровень» квали фикации рабочих — это не идентичные понятия, как считают от
дельные научные |
и |
практические работники. Уровень квалифика |
|
ции рабочего, в |
частности, измеряется чисто количественно, через |
||
тарифный |
разряд, |
что далеко еще не раскрывает содержания это |
|
го понятия. |
Содержание — это структура, объем знаний, умений, |
навыков, мастерства рабочего, которые очень трудно — а в неко торых случаях почти невозможно — измерить через количествен ные показатели. В тарифно-квалификационных справочниках де лаются лишь первые попытки количественного измерения каче ственного содержания квалификации. Однако совершенные мето ды такого измерения пока что отсутствуют.
Если говорить о показателях квалификации, то здесь имеется в виду прежде всего тарифный разряд рабочего, который чисто формально определяет, какими знаниями, навыками, приемами, мастерством обладает рабочий. Мы подчеркиваем — чисто фор мально, ибо между тарифным разрядом, якобы показывающим уровень знаний, навыков, умений, мастерства рабочего той или иной профессии и реальным их уровнем, зачастую существует, как показывают исследования, немалый разрыв. Сплошь и рядом непосредственно на производстве рабочие, имеющие, допустим, четвертый тарифный разряд, достаточно квалифицированно вы
полняют работу, тарифицируемую |
шестым разрядом. Наоборот,1 |
1 Струмилин С. Г. Избр. произв. в пяти томах. |
Т. 3. М., «Наука», 1964, с. 55. |
180
нередко рабочие, имеющие высокий тарифный разряд, не могу* или недостаточно квалифицированно выполняют даже работу, та рифицируемую ниже присвоенного им тарифного разряда. Не случайно на некоторых предприятиях промышленности и транс порта рабочие принимаются на работу с испытательным сро ком, в течение которого выясняется соответствие тарифного раз ряда рабочего (формальный уровень квалификации) и его факти ческих знаний, умений, навыков, мастерства. И если уровень квалификации рабочего ниже уровня выполняемой работы, то здесь налицо его недостаточная квалификация и требуется до полнительное обучение для ее повышения. Если же тарифный разряд рабочего выше тарифного разряда выполняемой работы, то здесь у рабочего имеется квалификационный резерв, что долж но расцениваться как положительное явление. С точки зрения чисто экономической рабочий в этом случае не нуждается в обу чении для повышения квалификации. Поэтому при разработке предприятием плана повышения квалификации учитывается сред ний тарифный разряд рабочих и средний тарифный разряд работ.
В то же время оптимальным вариантом соотношения между уровнем квалификации и уровнем выполняемых работ и являет ся такой вариант, при котором на каждом предприятии, в цехе, на производственном участке, по каждой профессии и квалифи кации у рабочих имеется резерв квалификации.
Как показывают исследования, отсутствие такого резерва ме шает эффективному использованию и совершенствованию техни ки, технологии, модернизации, организации производства и труда, повышению его производительности. Рабочие, не имеющие резер ва квалификации, чаще допускают брак, выполняют работу с бо лее высокой себестоимостью, менее активно участвуют в рацио нализаторской и изобретательской деятельности и вообще имеют более низкие трудовые и производственные показатели по срав нению с теми, у кого есть резерв квалификации, значительно труднее осваивают вторые, смежные профессии, да и, как прави ло, отрицательно к этому относятся. Таким образом, на пред приятиях существует определенное несоответствие между уров нем квалификации работы и уровнем квалификации рабочих, между требуемой и фактической квалификацией работников, а также противоречие между уровнем требований к школам, кур сам по повышению квалификации и фактическим уровнем обу
чения рабочих в области теории и практики. |
Л. Фишер, |
||
Некоторые зарубежные |
специалисты, |
в частности |
|
3. Заичек и другие, также |
обращают внимание на |
такого рода |
|
несоответствие. Чешские |
специалисты |
различают: |
требуемую |
181
квалификацию (требования к результатам работы); приобретен ную квалификацию (квалификация, полученная работником в процессе выполнения данной работы); нормативную квалифика цию (нормативы, определяющие качества работника, необходи мые для выполнения определенной работы); первоначальную ква лификацию (нолученная профессиональная подготовка). Поль зуясь приведенной классификацией, эти ученые утверждают, что между «требуемой» и «действительной», между «желаемой» и «фактической» квалификацией рабочих существует разрыв, что учебная система профессионального обучения всегда отстает от фактического уровня теории и практики.
Ликвидация этого несоответствия осуществляется прежде всего за счет повышения квалификации рабочих непосредственно на производстве, или вне его путем специального обучения, или же самостоятельно. В результате на каждом предприятии, в цехе, на производственном участке по каждой профессии и специаль ности создается квалификационный резерв. Преодоление разрыва между требуемым уровнем профессионального обучения в обла
сти теории и практики и |
фактическим уровнем знаний, ко |
|
торые получают рабочие в |
процессе обучения |
для повышения |
квалификации, идет путем |
совершенствования |
системы обуче |
ния. |
|
|
Созданию на промышленных предприятиях резерва квалифи кации серьезно мешает сложившаяся система тарификации, а также неправильная, как нам кажется, позиция некоторых ми нистерств и ведомств, согласно которой средний тарифный раз ряд рабочих дифференцированно — по профессиям и специально стям — не должен превышать средний тарифный разряд работ. Это противоречит требованиям технического прогресса, препят ствует совершенствованию организации производства и труда, мешает повышению его производительности и ведет к другим отри цательным экономическим и социальным последствиям. Доказа но, например, что по мерс комплексной механизации и автомати зации производства, с ростом удельного веса машинного време ни предприятия вынуждены создавать среди операторов, техни ков и инженеров, обслуживающих аппараты, механизмы и автоматы, резерв квалификации. Дело в том, что время вмешатель ства человека в производственный процесс по мере роста надеж ности аппаратов, механизмов, автоматов сокращается, но человек должен быть всегда готов достаточно квалифицированно вмешать ся в действия аппаратов, механизмов, автоматов в случае их неисправности, в аварийных ситуациях, при нарушениях режи мов работы и т. п. Фактическая квалификация в данном слу
182