Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
чае как бы превышает требуемую при условии, что производ ственны]! процесс протекает нормально. В соответствии же с толь ко что отмеченной ошибочной позицией некоторых министерств и ведомств количество рабочих мест на предприятиях по тариф ным разрядам, профессиям и специальностям строго регламенти руется. И администрация предприятий бессильна что-либо сде лать, так как нарушения в этой области приводят к перерасхо ду фонда заработной платы, который находится под контролем министерств и ведомств. Специальных же фондов для создания резерва квалификации предприятия не имеют.
Некоторые ученые связывают отсутствие на предприятии ре зерва квалификации рабочих с ростом мобильности и, в частно сти, с ростом текучести кадров. В какой-то мере это правильно, так как повышение квалификации, ее уровня искусственно сдер живается и часть рабочих действительно увольняется с пред приятий в связи с отсутствием перспектив для повышения ква лификации. И это относится прежде всего к молодым, со срав нительно высоким общеобразовательным уровнем рабочим, а так же к рабочим, пришедшим на предприятия после окончания школ и училищ системы профессионально-технического образования. Много увольнений в связи с отсутствием перспектив для повы шения квалификации и среди рабочих-операционников, прошед ших профессиональное обучение непосредственно на предприя тии и ежедневно из месяца в месяц выполняющих одну не сложную работу (операцию). Нельзя в то же время не отметить, что «сдерживание» повышения квалификации относится к фор мальному уровню квалификации, к тарифному разряду рабочих. Ничто не мешает советскому рабочему самостоятельно повышать свое мастерство, накапливать знания и умения, совершенство вать трудовые и производственные навыки. Но дело не только в этом. По данным целого ряда исследований видно, что и нали чие на предприятии резерва квалификации является причиной роста текучести рабочих. Это связано с тем, что наличие резер ва квалификации рабочих ни материально, ни морально не ком пенсируется. Действующая же на предприятиях система оплаты межразрядной разницы устарела и не учитывает сложность сов ременного производства. В конечном счете предприятия несут экономический и социальный ущерб.
В этой связи заслуживает внимания опыт некоторых пред приятий, на которых устанавливается и утверждается на рабо чих собраниях очередность направления на обучение по повыше нию квалификации, разрядности, на перевод на другую, более квалифицированную работу. Списки очередников вывешиваются
183
в цехах, на производственных участках. Все это помогает пре одолевать текучесть рабочих в связи с отсутствием возможности повышения квалификации, а также наличием на предприятии, в цехе, на производственном участке резерва квалификаций.
Анализ динамики содержания понятия квалификации рабочих показывает, что здесь имеются свои закономерности. Так, в усло виях ремесленного производства оно включало в основном про фессиональные навыки, умения, профессиональное мастерство. На добность в глубоких профессиональных теоретических знаниях в условиях домашнего производства отсутствовала. В дальнейшем, по мере машинизации и механизации промышленного производ ства, содержание квалификации, соотношение навыков, умений, мастерства, знаний под влиянием технического прогресса изме няется в пользу профессиональных теоретических знаний. К. Маркс писал, что «в качестве машины средство труда приобретает такую материальную форму существования, которая обусловливает замену человеческой силы силами природы и эмпи рических рутинных приемов — сознательным применением естест вознания» ‘.
Однако и в этих условиях в содержании понятия квалифи кации все еще преобладают профессиональные навыки и умения. С внедрением в производство комплексной механизации и авто матизации в содержании понятия квалификации рабочих прежде всего тех профессий, которые необходимы для обслуживания ма шин, механизмов, аппаратов, начинает преобладать потребность в теоретических профессиональных знаниях. Это, однако, не озна чает, что надобность в профессиональных навыках, умениях отпа ла. Последние лишь уступили в содержании квалификации гла венствующую роль теоретическим знаниям. Квалифицированному рабочему теперь уже нужны не только узкопрофессиональные, но и общеобразовательные знания, притом высокого уровня. И это закономерно. Как показывает практика, в современных условиях комплексной механизации и автоматизации производства сущ ность, содержание многих профессий, профессиональной квали фикации существенным образом отличаются от сущности, содер жания профессий, профессиональной квалификации, имевшей место в условиях ремесленного, мануфактурного крупного механи зированного и даже автоматизированного производства. Рабочий-
ремесленник |
знал и |
мог выполнять всю работу полностью и |
являлся для |
своего |
времени высококвалифицированным специа-1 |
1 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. |
Т. 23, с. 397. |
1 8 4
Листом. Ё условиях мануфактурного производства содержание про фессии и квалификации рабочего в связи с разделением труда изменилось. Однако кооперация и разделение труда внедрялись на базе ручного производства. «Именно потому,— отмечал К. Маркс,— что ремесленное искусство остается таким образом основой процесса производства, каждый рабочий приспособляет ся исключительно к отправлению одной частичной функции, и ра бочая сила его на всю его жизнь превращается в орган этой ча стичной функции» ‘.
Крупное механизированное производство обеспечивает дальней шее разделение труда, которое принимает в условиях капитализ ма уродливые формы. Рабочий в этих условиях превращается в винтик, в простой придаток к машине, а содержание профессии и профессиональной квалификации до предела обедняется. Здесь уже нужны лишь элементарные трудовые навыки и практиче ски не требуется даже умения, мастерства и тем более теоре тических знаний.
При социализме же разделение труда никогда не принимало таких уродливых форм. Однако в условиях частичной механи зации труда, роста и специализации производства, широкого при менения на предприятиях узкоспециализированных станков, ме ханизмов, оборудования и приспособлений, нередко предназна ченных для выполнения только одной операции, конвейеризации производства и т. п., также имел место активный процесс раз деления труда и в этой связи процесс некоторого, если так мож но выразиться, обеднения содержания профессиональной квали фикации. Достаточно сказать, что в конце 30-х годов только у металлистов насчитывалось более 2 тыс. профессий и специаль ностей. Профессия слесаря, например, подразделялась более чем на 150 различных специальностей. В содержании квалификации здесь по удельному весу преобладали профессиональные навыки. Нужно при этом иметь в виду, что изменения в содержании профессии немедленно отражаются на содержании связанной с ней же квалификации.
В условиях крупного машинного производства, по мере комп лексной механизации и автоматизации, когда рабочий переходит к обслуживанию и управлению машинами, механизмами, аппара тами, автоматами, содержание профессии и квалификации опять изменяются — они обогащаются, возрастает потребность в теоре тических знаниях.1
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23, с. 351.
185
Нельзя не отметить, что и здесь еще сохраняется определен ное количество рабочих профессий, например операторы, у кото рых содержание квалификации нельзя назвать богатым. Выпол нение работы по таким профессиям требует прежде всего не теоретических знаний, а элементарных профессиональных навыков.
Если развитие производительных сил, производственных отно шений, технический прогресс предопределяют изменение содер жания квалификации рабочего, обусловливают повышение про фессиональной квалификации, то в свою очередь наличие высо коквалифицированной рабочей силы является важным условием их динамики. Здесь имеет место тесная взаимосвязь и взаимоза висимость. Процесс вовлечения рабочих в систему обучения для повышения квалификации и само по себе повышение квалифи кации рабочей силы — это в социалистическом обществе непре менное условие, можно даже сказать, необходимая база, не толь ко научно-технического прогресса, но и развертывающейся на учно-технической революции. Процесс внедрения современных достижений науки и техники и эффективность их использова ния на предприятиях промышленности и транспорта во многом зависят от наличия высококвалифицированной рабочей силы.
В современных условиях одной из существенных предпосылок повышения профессиональной квалификации является культурнотехнический уровень рабочих, включающий в себя производст венно-технический уровень и уровень общей культуры, в том числе профессиональную и специальную техническую, а также общеобразовательную подготовку, диапазон и глубину культур ных знаний. Целый ряд исследований, выполненных в различ ных районах страны, показывает, что чем выше культурно-тех нический уровень рабочего, тем выше у него (при прочих рав ных условиях) профессиональная квалификация, тем сильнее стремление к повышению квалификации. Несколько исследова ний, посвященных изучению факторов 1 повышения квалифика ции рабочих было проведено еще в 20-е годы С. Г. Струмилиным. В частности, им была изучена зависимость уровня квали фикации от уровня общего образования, практического стажа работы, возраста, количественного состава семьи и продолжитель ности профессионального обучения. На первое место С. Г. Струмилин уже в то время поставил такие факторы повышения уровня квалификации, как уровень общего образования (образователь ный ценз) и практический стаж работы по данной профессии.
'• Нам кажется, что точнее было бы сказать: «условия или предпосылки квалифи кации рабочих». В данном случае мы лишь применяем терминологию С. Г. Струмилина.
186
Высоко оценивает ученый также продолжительность профессио нального обучения (выучка рабочих) и его качество. Возраст рабочего и размеры его семьи (семейное обременение) — это, по мнению С. Г. Струмилипа, прямого влияния на уровень квалифи кации не оказывает. По поводу влияния общего образования (школьной выучки) на квалификацию С. Г. Струмилин, в частно сти, писал, что: «год школьного образования дает примерно в 2,6 раза большую прибавку квалификации, чем год заводского стажа» .
Изучением условий и предпосылок повышения квалификации занимались и другие советские ученые. В частности, В. А. Кал мык, выполнивший в этой области ряд интересных исследова ний, утверждает, что «10 лет работы по специальности дают прирост квалификации в 1,05 разряда, а 10 классов — 0,49 раз ряда, то есть в два раза меньше» 1.2 Как видим, выводы В. А. Калмыка резко отличаются от выводов С. Г. Струмилина. И это вполне закономерно. В одном случае прав С. Г. Струмилин, так как содержание квалификации — что и было показано выше — серьез но изменилось и рабочие некоторых профессий с высокой об-, щеобразовательной подготовкой, но не имеющие возможности в условиях данного производства исцользовать запас своих обще образовательных знаний, переходят на другую работу, соответ ствующую их культурно-техническому уровню. Кстати, такого же мнения но этому вопросу придерживается и В. А. Ядов, который, в частности, пишет, что «в тех случаях, когда рабочим со средним образованием предоставляется работа, почти не требующая для своего выполнения применения знаний, полученных в школе, то такие рабочие недолго задерживаются на производстве»3. Вы воды же В. А. Калмыка правильны по отношению к профессиям рабочих, в содержании которых по своему удельному весу пре обладают не профессиональные, общетехнические, общеобразова тельные знания, а прежде всего узкопрофессиональные навыки. Наличие же профессиональных навыков, их уровень зависят прежде всего от стажа работы по данной профессии и специаль
ности.
Одним из важнейших условий повышения квалификации явля ется отношение к этому самих рабочих промышленных, транс портных предприятий. Подавляющее большинство опрошенных рабочих считает, что они имеют все необходимые условия и ши рокие возможности для повышения производственной квалифика
1 Струмилин С. Г. Избр. произв. в пяти томах. Т. 1. М., «Наука», 1964, с. 110. ! Количественные методы в социологии, с. 312.
3 Ядов В. А. Человек и его работа. M., «Мысль», 1967, с. 136.
187
ции. Исследования, в частности, выполненные на 12 предприя тиях промышленности Московской области, показали, что только 14% опрошенных рабочих высказали сомнения о наличии необ ходимых условий и возможностей на предприятии для повыше ния профессиональной квалификации. Это подтверждается и дан ными других исследований. Оптимистическое отношение рабочих к возможностям повышения их профессиональной квалификации не подвергается сомнению. Однако это совсем не означает, что все рабочие повышают свою профессиональную квалификацию. Здесь имеет место своего рода «вилка» между потенциальными возможностями и реальным желанием рабочих повышать свою квалификацию. Так, по данным социологического исследования, выполненного под руководством автора на ряде предприятий в Ростове-на-Дону, 87% рабочих высказали желание повышать свою профессиональную квалификацию. На самом же деле работает над повышением своей квалификации только 51% опрошенных рабо чих. Это показывает, что даже при наличии различного отноше ния рабочих к повышению квалификации нужна серьезная ра бота в данном направлении администрации, партийной и проф союзной организаций. Наличие «вилки» между возможностью и действительностью в повышении квалификации у рабочих пока зывает, что на предприятии имеются большие резервы, которые можно и необходимо использовать.
Исследования показывают, что на предприятиях промышленно сти и транспорта имеется целый ряд способов привлечения ра бочих к повышению профессиональной квалификации. Одним из наиболее эффективных можно считать систематическую инфор мацию рабочих о задачах технического прогресса вообще и о задачах данного предприятия, производства в частности. Рабочие должны знать перспективы развития предприятия, его техниче ского переоснащения, представлять основные направления техни ческого прогресса применительно к своему предприятию, быть осведомленными о возможных сдвигах в профессионально-ква лификационной структуре, о предполагаемых изменениях в орга низации производства и труда, о важнейших условиях и факто рах повышения производительности труда и т. п.
Однако знание общих перспектив развития предприятия еще недостаточно для убеждения рабочих в необходимости повыше ния квалификации: нужна еще и обстоятельная информация о конкретных производственных делах применительно к цехам, производственным участкам предприятия, к профессиям и специ альностям рабочих, к различным социально-демографическим груп пам и т. п. Необходимо использовать также и другие способы
188