Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чае как бы превышает требуемую при условии, что производ­ ственны]! процесс протекает нормально. В соответствии же с толь­ ко что отмеченной ошибочной позицией некоторых министерств и ведомств количество рабочих мест на предприятиях по тариф­ ным разрядам, профессиям и специальностям строго регламенти­ руется. И администрация предприятий бессильна что-либо сде­ лать, так как нарушения в этой области приводят к перерасхо­ ду фонда заработной платы, который находится под контролем министерств и ведомств. Специальных же фондов для создания резерва квалификации предприятия не имеют.

Некоторые ученые связывают отсутствие на предприятии ре­ зерва квалификации рабочих с ростом мобильности и, в частно­ сти, с ростом текучести кадров. В какой-то мере это правильно, так как повышение квалификации, ее уровня искусственно сдер­ живается и часть рабочих действительно увольняется с пред­ приятий в связи с отсутствием перспектив для повышения ква­ лификации. И это относится прежде всего к молодым, со срав­ нительно высоким общеобразовательным уровнем рабочим, а так­ же к рабочим, пришедшим на предприятия после окончания школ и училищ системы профессионально-технического образования. Много увольнений в связи с отсутствием перспектив для повы­ шения квалификации и среди рабочих-операционников, прошед­ ших профессиональное обучение непосредственно на предприя­ тии и ежедневно из месяца в месяц выполняющих одну не­ сложную работу (операцию). Нельзя в то же время не отметить, что «сдерживание» повышения квалификации относится к фор­ мальному уровню квалификации, к тарифному разряду рабочих. Ничто не мешает советскому рабочему самостоятельно повышать свое мастерство, накапливать знания и умения, совершенство­ вать трудовые и производственные навыки. Но дело не только в этом. По данным целого ряда исследований видно, что и нали­ чие на предприятии резерва квалификации является причиной роста текучести рабочих. Это связано с тем, что наличие резер­ ва квалификации рабочих ни материально, ни морально не ком­ пенсируется. Действующая же на предприятиях система оплаты межразрядной разницы устарела и не учитывает сложность сов­ ременного производства. В конечном счете предприятия несут экономический и социальный ущерб.

В этой связи заслуживает внимания опыт некоторых пред­ приятий, на которых устанавливается и утверждается на рабо­ чих собраниях очередность направления на обучение по повыше­ нию квалификации, разрядности, на перевод на другую, более квалифицированную работу. Списки очередников вывешиваются

183


в цехах, на производственных участках. Все это помогает пре­ одолевать текучесть рабочих в связи с отсутствием возможности повышения квалификации, а также наличием на предприятии, в цехе, на производственном участке резерва квалификаций.

Анализ динамики содержания понятия квалификации рабочих показывает, что здесь имеются свои закономерности. Так, в усло­ виях ремесленного производства оно включало в основном про­ фессиональные навыки, умения, профессиональное мастерство. На­ добность в глубоких профессиональных теоретических знаниях в условиях домашнего производства отсутствовала. В дальнейшем, по мере машинизации и механизации промышленного производ­ ства, содержание квалификации, соотношение навыков, умений, мастерства, знаний под влиянием технического прогресса изме­ няется в пользу профессиональных теоретических знаний. К. Маркс писал, что «в качестве машины средство труда приобретает такую материальную форму существования, которая обусловливает замену человеческой силы силами природы и эмпи­ рических рутинных приемов — сознательным применением естест­ вознания» ‘.

Однако и в этих условиях в содержании понятия квалифи­ кации все еще преобладают профессиональные навыки и умения. С внедрением в производство комплексной механизации и авто­ матизации в содержании понятия квалификации рабочих прежде всего тех профессий, которые необходимы для обслуживания ма­ шин, механизмов, аппаратов, начинает преобладать потребность в теоретических профессиональных знаниях. Это, однако, не озна­ чает, что надобность в профессиональных навыках, умениях отпа­ ла. Последние лишь уступили в содержании квалификации гла­ венствующую роль теоретическим знаниям. Квалифицированному рабочему теперь уже нужны не только узкопрофессиональные, но и общеобразовательные знания, притом высокого уровня. И это закономерно. Как показывает практика, в современных условиях комплексной механизации и автоматизации производства сущ­ ность, содержание многих профессий, профессиональной квали­ фикации существенным образом отличаются от сущности, содер­ жания профессий, профессиональной квалификации, имевшей место в условиях ремесленного, мануфактурного крупного механи­ зированного и даже автоматизированного производства. Рабочий-

ремесленник

знал и

мог выполнять всю работу полностью и

являлся для

своего

времени высококвалифицированным специа-1

1 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч.

Т. 23, с. 397.

1 8 4


Листом. Ё условиях мануфактурного производства содержание про­ фессии и квалификации рабочего в связи с разделением труда изменилось. Однако кооперация и разделение труда внедрялись на базе ручного производства. «Именно потому,— отмечал К. Маркс,— что ремесленное искусство остается таким образом основой процесса производства, каждый рабочий приспособляет­ ся исключительно к отправлению одной частичной функции, и ра­ бочая сила его на всю его жизнь превращается в орган этой ча­ стичной функции» ‘.

Крупное механизированное производство обеспечивает дальней­ шее разделение труда, которое принимает в условиях капитализ­ ма уродливые формы. Рабочий в этих условиях превращается в винтик, в простой придаток к машине, а содержание профессии и профессиональной квалификации до предела обедняется. Здесь уже нужны лишь элементарные трудовые навыки и практиче­ ски не требуется даже умения, мастерства и тем более теоре­ тических знаний.

При социализме же разделение труда никогда не принимало таких уродливых форм. Однако в условиях частичной механи­ зации труда, роста и специализации производства, широкого при­ менения на предприятиях узкоспециализированных станков, ме­ ханизмов, оборудования и приспособлений, нередко предназна­ ченных для выполнения только одной операции, конвейеризации производства и т. п., также имел место активный процесс раз­ деления труда и в этой связи процесс некоторого, если так мож­ но выразиться, обеднения содержания профессиональной квали­ фикации. Достаточно сказать, что в конце 30-х годов только у металлистов насчитывалось более 2 тыс. профессий и специаль­ ностей. Профессия слесаря, например, подразделялась более чем на 150 различных специальностей. В содержании квалификации здесь по удельному весу преобладали профессиональные навыки. Нужно при этом иметь в виду, что изменения в содержании профессии немедленно отражаются на содержании связанной с ней же квалификации.

В условиях крупного машинного производства, по мере комп­ лексной механизации и автоматизации, когда рабочий переходит к обслуживанию и управлению машинами, механизмами, аппара­ тами, автоматами, содержание профессии и квалификации опять изменяются — они обогащаются, возрастает потребность в теоре­ тических знаниях.1

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23, с. 351.

185

Нельзя не отметить, что и здесь еще сохраняется определен­ ное количество рабочих профессий, например операторы, у кото­ рых содержание квалификации нельзя назвать богатым. Выпол­ нение работы по таким профессиям требует прежде всего не теоретических знаний, а элементарных профессиональных навыков.

Если развитие производительных сил, производственных отно­ шений, технический прогресс предопределяют изменение содер­ жания квалификации рабочего, обусловливают повышение про­ фессиональной квалификации, то в свою очередь наличие высо­ коквалифицированной рабочей силы является важным условием их динамики. Здесь имеет место тесная взаимосвязь и взаимоза­ висимость. Процесс вовлечения рабочих в систему обучения для повышения квалификации и само по себе повышение квалифи­ кации рабочей силы — это в социалистическом обществе непре­ менное условие, можно даже сказать, необходимая база, не толь­ ко научно-технического прогресса, но и развертывающейся на­ учно-технической революции. Процесс внедрения современных достижений науки и техники и эффективность их использова­ ния на предприятиях промышленности и транспорта во многом зависят от наличия высококвалифицированной рабочей силы.

В современных условиях одной из существенных предпосылок повышения профессиональной квалификации является культурнотехнический уровень рабочих, включающий в себя производст­ венно-технический уровень и уровень общей культуры, в том числе профессиональную и специальную техническую, а также общеобразовательную подготовку, диапазон и глубину культур­ ных знаний. Целый ряд исследований, выполненных в различ­ ных районах страны, показывает, что чем выше культурно-тех­ нический уровень рабочего, тем выше у него (при прочих рав­ ных условиях) профессиональная квалификация, тем сильнее стремление к повышению квалификации. Несколько исследова­ ний, посвященных изучению факторов 1 повышения квалифика­ ции рабочих было проведено еще в 20-е годы С. Г. Струмилиным. В частности, им была изучена зависимость уровня квали­ фикации от уровня общего образования, практического стажа работы, возраста, количественного состава семьи и продолжитель­ ности профессионального обучения. На первое место С. Г. Струмилин уже в то время поставил такие факторы повышения уровня квалификации, как уровень общего образования (образователь­ ный ценз) и практический стаж работы по данной профессии.

'• Нам кажется, что точнее было бы сказать: «условия или предпосылки квалифи­ кации рабочих». В данном случае мы лишь применяем терминологию С. Г. Струмилина.

186


Высоко оценивает ученый также продолжительность профессио­ нального обучения (выучка рабочих) и его качество. Возраст рабочего и размеры его семьи (семейное обременение) — это, по мнению С. Г. Струмилипа, прямого влияния на уровень квалифи­ кации не оказывает. По поводу влияния общего образования (школьной выучки) на квалификацию С. Г. Струмилин, в частно­ сти, писал, что: «год школьного образования дает примерно в 2,6 раза большую прибавку квалификации, чем год заводского стажа» .

Изучением условий и предпосылок повышения квалификации занимались и другие советские ученые. В частности, В. А. Кал­ мык, выполнивший в этой области ряд интересных исследова­ ний, утверждает, что «10 лет работы по специальности дают прирост квалификации в 1,05 разряда, а 10 классов — 0,49 раз­ ряда, то есть в два раза меньше» 1.2 Как видим, выводы В. А. Калмыка резко отличаются от выводов С. Г. Струмилина. И это вполне закономерно. В одном случае прав С. Г. Струмилин, так как содержание квалификации — что и было показано выше — серьез­ но изменилось и рабочие некоторых профессий с высокой об-, щеобразовательной подготовкой, но не имеющие возможности в условиях данного производства исцользовать запас своих обще­ образовательных знаний, переходят на другую работу, соответ­ ствующую их культурно-техническому уровню. Кстати, такого же мнения но этому вопросу придерживается и В. А. Ядов, который, в частности, пишет, что «в тех случаях, когда рабочим со средним образованием предоставляется работа, почти не требующая для своего выполнения применения знаний, полученных в школе, то такие рабочие недолго задерживаются на производстве»3. Вы­ воды же В. А. Калмыка правильны по отношению к профессиям рабочих, в содержании которых по своему удельному весу пре­ обладают не профессиональные, общетехнические, общеобразова­ тельные знания, а прежде всего узкопрофессиональные навыки. Наличие же профессиональных навыков, их уровень зависят прежде всего от стажа работы по данной профессии и специаль­

ности.

Одним из важнейших условий повышения квалификации явля­ ется отношение к этому самих рабочих промышленных, транс­ портных предприятий. Подавляющее большинство опрошенных рабочих считает, что они имеют все необходимые условия и ши­ рокие возможности для повышения производственной квалифика­

1 Струмилин С. Г. Избр. произв. в пяти томах. Т. 1. М., «Наука», 1964, с. 110. ! Количественные методы в социологии, с. 312.

3 Ядов В. А. Человек и его работа. M., «Мысль», 1967, с. 136.

187


ции. Исследования, в частности, выполненные на 12 предприя­ тиях промышленности Московской области, показали, что только 14% опрошенных рабочих высказали сомнения о наличии необ­ ходимых условий и возможностей на предприятии для повыше­ ния профессиональной квалификации. Это подтверждается и дан­ ными других исследований. Оптимистическое отношение рабочих к возможностям повышения их профессиональной квалификации не подвергается сомнению. Однако это совсем не означает, что все рабочие повышают свою профессиональную квалификацию. Здесь имеет место своего рода «вилка» между потенциальными возможностями и реальным желанием рабочих повышать свою квалификацию. Так, по данным социологического исследования, выполненного под руководством автора на ряде предприятий в Ростове-на-Дону, 87% рабочих высказали желание повышать свою профессиональную квалификацию. На самом же деле работает над повышением своей квалификации только 51% опрошенных рабо­ чих. Это показывает, что даже при наличии различного отноше­ ния рабочих к повышению квалификации нужна серьезная ра­ бота в данном направлении администрации, партийной и проф­ союзной организаций. Наличие «вилки» между возможностью и действительностью в повышении квалификации у рабочих пока­ зывает, что на предприятии имеются большие резервы, которые можно и необходимо использовать.

Исследования показывают, что на предприятиях промышленно­ сти и транспорта имеется целый ряд способов привлечения ра­ бочих к повышению профессиональной квалификации. Одним из наиболее эффективных можно считать систематическую инфор­ мацию рабочих о задачах технического прогресса вообще и о задачах данного предприятия, производства в частности. Рабочие должны знать перспективы развития предприятия, его техниче­ ского переоснащения, представлять основные направления техни­ ческого прогресса применительно к своему предприятию, быть осведомленными о возможных сдвигах в профессионально-ква­ лификационной структуре, о предполагаемых изменениях в орга­ низации производства и труда, о важнейших условиях и факто­ рах повышения производительности труда и т. п.

Однако знание общих перспектив развития предприятия еще недостаточно для убеждения рабочих в необходимости повыше­ ния квалификации: нужна еще и обстоятельная информация о конкретных производственных делах применительно к цехам, производственным участкам предприятия, к профессиям и специ­ альностям рабочих, к различным социально-демографическим груп­ пам и т. п. Необходимо использовать также и другие способы

188