Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

для вовлечения рабочих в систему повышения квалификации. Каждого рабочего следует убедить в том, что без повышения квалификации он не сможет стать активным участником техни­ ческого прогресса. На передовых предприятиях, помимо личных и коллективных бесед руководителей с рабочими, используются стенная и многотиражная печать, радио и т. п. Эти средства информации также способствуют формированию у рабочих уста­ новки на повышение своей профессиональной квалификации. В этой связи интересно отметить, что в процессе упомянутого исследования в Ростове-на-Дону 19% опрошенных рабочих зая­ вили, что с ними никто на предприятии даже и не разговари­ вал об их планах в области повышения квалификации. Это го­ ворит о недостаточном внимании — прежде всего непосредствен­

ных

руководителей — к их профессиональной карьере. Кстати,

54%

опрошенных рабочих, повышающих свою квалификацию, за­

явили, что они стали повышать свою квалификацию после бесе­ ды с ними мастеров, начальников цехов, секретарей первичных партийных и председателей профсоюзных организаций. Около 13% опрошенных повышают квалификацию по собственной инициати­ ве и 12% опрошенных — под влиянием своего трудового кол­ лектива.

На некоторых предприятиях промышленности и транспорта среди рабочих ежегодно проводится специальный опрос — интер­ вью об отношении к повышению квалификации, о реальных пла­ нах в этой области. Кстати, такого рода опросы получили в по­ следнее время в промышленности и на транспорте широкое рас­ пространение в связи с разработкой планов социального разви тия коллектива.

В процессе опроса рабочие называют различные мотивы по­ вышения квалификации, в том числе желание более активно участвовать в реализации достижений технического прогресса, в совершенствовании организации производства и труда, доби­ ваться соответствия своей профессиональной квалификации с ква­ лификационными требованиями выполняемой работы, желание ра­ ботать более высокопроизводительно и на более высоком каче­ ственном уровне и т. д. Называются и такие мотивы повышения квалификации, как желание получить более высокую заработную плату, выполнять более сложную и ответственную работу, жела­ ние участвовать в освоении новой, более сложной и современной техники, стремление перейти на более интересную работу, до­ стичь профессионально-квалификационного уровня товарищей по бригаде, участку и др. Характерно, что все опрошенные рабочие назвали не один, а несколько мотивов повышения квалифика­

189



ции. В частности, такой мотив повышения квалификации, как стремление получать более высокую заработную плату, как пра­ вило, называется рабочими вместе с двумя-тремя другими моти­ вами: стремление привести в соответствие свою квалификацию с квалификационными требованиями выполняемой работы, жела­ ние переменить выполняемую работу на более интересную, срав­ ниться по уровню квалификации с товарищами по бригаде, уча­ стку. В этом просматривается глубокий социальный смысл, ко­ ренное отличие психологии советских рабочих от рабочих капи­ талистических предприятий. При социализме желание повышать свою квалификацию обусловливается не только материальными интересами, как это имеет место в условиях капитализма. У со­ ветских рабочих материальная заинтересованность в повышении квалификации тесно связывается с другими, так сказать, нема­ териального происхождения мотивами.

Каждой социально-демографической и профессиональной группе на предприятии присущи, как правило, свои мотивы повышения квалификации. Наряду с этим, как показывают исследования, имеются отдельные мотивы, обусловливающие повышение квали­ фикации подавляющего большинства рабочих безотносительно от принадлежности к той или иной социально-демографической или профессиональной группе. Это связано с тем, что по мере по­ вышения культурно-технического уровня мотивы повышения ква­ лификации рабочих постепенно претерпевают изменения, стано­ вятся по своему духу более близкими коммунистическим идеа­ лам нашего общества, все более отвечают интересам коллектив­ ным и все менее — только узкоиндивидуальным.

В заключение необходимо отметить, что изучение мотивов по­ вышения квалификации дает возможность получать необходимые данные для организации работы по повышению квалификации, для разработки плана социального развития коллектива. Эти дан­ ные могут также быть использованы при изучении жизненных планов, интересов, стремлений рабочих, для определения соот­ ветствия личных, коллективных и общественных интересов, для организации на предприятии системы профессиональной консуль­ тации и ориентации.

На предприятиях промышленности и транспорта существует много различных форм повышения квалификации. Это прежде всего производственно-технические курсы, которые возникли в 1951 г., заменив существовавшие ранее техминимумы по повы­ шению квалификации и курсы повышения квалификации. Обу­

чение здесь

осуществляется непосредственно на рабочем месте

и состоит в

том, что рабочему поручается выполнять постепен­

190


но усложняющиеся операции. Продолжительность обучения около 3 месяцев, теория (150 часов) преподается отдельно. Процесс практического обучения проводится обычно по трем разделам: выполнение отдельных операций, выполнение комплекса опера­ ций, выполнение всей работы в целом. Эта форма повышения квалификации рабочих наиболее распространена в промышленно­ сти и на транспорте СССР. Основная цель обучения — подго­ товка рабочего к выполнению более квалифицированной работы, которая предусмотрена в планах технического развития или вы­ звана чисто производственной необходимостью.

Обучение на производственно-технических курсах проводится по специальным программам и учебным планам, в основу которых положены требования тарифно-квалификационных справочников, а также некоторые специфические требования конкретного про­ изводства. После окончания обучения рабочие проходят стажи­ ровку, сдают экзамены и выполняют практическую работу (про­ бу на разряд). Экзамены принимает специальная комиссия, ко­ торая присваивает рабочему соответствующий тарифный разряд.

Нужно отметить, что по мере технического прогресса и изме­ нения содержания квалификации в учебных планах и програм­ мах производственно-технических курсов уделяется все большее внимание изучению теории. Передовые предприятия нередко на­ правляют на производственно-технические курсы уже опытных, имеющих большой производственный стаж, но слабо знающих тео­ рию рабочих.

Следует отметить, что значение производственно-технических курсов в системе повышения квалификации рабочих в нашем

народном

хозяйстве исключительно велико. В одном лишь 1970 г.

только в

промышленности

на таких

курсах прошли

обучение

и повысили квалификацию

2 млн. 56

тыс. рабочих, или

39% от

всех рабочих, прошедших обучение в этом же году для повыше­ ния квалификации. Это на 400 тыс. рабочих больше по сравне­ нию с 1966 г.

В целом по народному хозяйству окончили производственно­

технические курсы

и повысили свою квалификацию в

1970 г.

3 млн. 255 тыс. человек.

когда

Курсы целевого

назначения создаются в тех случаях,

на предприятии вводится или должна вводиться новая техника, технология, а также когда сырье, материалы, полуфабрикаты, энергию, топливо и т. п. предлагается использовать по-новому. Это еще одна форма повышения квалификации. Руководят обыч­ но такими курсами инженерно-технические работники, новаторы, рационализаторы или изобретатели предприятия, т. е. те работ-

191


ники, которые несут ответственность за внедрение и правильное использование, применение новой техники, технологии и т. п., или те, по предложению которых это новшество появилось, или кто уже имеет в этой области достаточный опыт.

В последние годы в нашей промышленности и на транспорте входит в практику такая акция: завод-изготовитель какой-либо сложной уникальной техники, аппаратов, оборудования не отпу­ скает продукцию предприятиям-потребителям до тех пор, пока необходимое количество рабочих последнего не пройдут на кур­ сах целевого назначения на заводе-изготовителе специального обучения и стажировки и не сдадут специальных экзаменов. Так, например, поступают все заводы по изготовлению электронновычислительной техники и многие другие предприятия. В этом случае курсы целевого назначения организуются не на предприя­ тии, которому предстоит эксплуатировать новую технику, обору­ дование и т. п., а на заводе, где они были изготовлены.

Занятия на курсах целевого назначения при заводе-изготови­ теле проводятся в рабочее время. Обычно же при этой форме обучения занятия по повышению квалификации организуются во внерабочее время. Продолжительность обучения 1—2 месяца. На курсы целевого назначения направляются, как правило, опытные рабочие, имеющие большой стаж работы по профессии или же молодежь с высокой общеобразовательной подготовкой.

В 1970 г. только в сфере промышленности через курсы целе­

вого

назначения

прошли

обучение

и

повысили квалификацию

2 млн. 281 тыс. рабочих,

или 25%

от

всех

рабочих, прошед­

ших

в этом году

обучение для повышения

квалификации. Это

на 272 тыс. рабочих больше, чем было обучено на курсах целе­ вого назначения в 1966 г. В целом по народному хозяйству ь 1970 г. эти курсы окончило 1 млн. 815 тыс. человек.

Школы изучения передового производственного опыта еще одна форма повышения квалификации рабочих. Основная их цель — распространение передового опыта для достижения всеми рабо­ тающими показателей новаторов и передовиков, а также для под­ тягивания отстающих, не выполняющих норм выработки рабо­ чих. Для повышения профессиональной квалификации на пред­ приятиях промышленности и транспорта в настоящее время действует несколько типов школ изучения передового производ­ ственного опыта. Прежде всего эти школы высокой производи­ тельности труда *. Задача их — оказание молодым и прежде всего малоквалифицированным рабочим помощи в повышении

'На некоторых предприятиях такие школы называют рабочими техническими школами.

192