Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

квалификации до такого

уровня, который

бы позволил им ра­

ботать с выполнением и

перевыполнением

норм времени (выра­

ботки), без брака и высококачественно.

Обучение проводится

непосредственно на рабочих местах, путем консультаций, прак­ тического показа и стажировки. Процесс обучения продолжается до тех пор, пока все участники школы не освоят рациональ­ ных приемов и методов труда и не научатся работать высоко­ производительно, высококачественно и без брака.

Другой тип обучения — это заводские

школы передового опы­

та ‘, рассчитанные на распространение

производственного опыта

передовиков и новаторов среди основной массы рабочих данной профессии или специальности. Повышение квалификации рабочих осуществляется в этих школах путем инструктажа и практиче­ ского показа передовых приемов и методов труда. В качестве инструкторов здесь выступают сами передовики и новаторы, не­ посредственно на рабочих местах которых и осуществляется про­ цесс обучения рабочих. На некоторых предприятиях заводские школы передового опыта строят свою работу несколько иначе. Один из инженеров или техников тщательно анализирует работу нескольких новаторов и передовиков производства по какой-либо одной профессии или специальности. Изучение и анализ осуще­ ствляется с применением фотографии, хронометража, а иногда даже и киносъемки операций и рабочих приемов. Результаты анализа описываются в специальной инструкционной карте пере­ дового опыта. Материалы нескольких таких карт обобщаются, анализируются и на этой основе составляется новая, объединяю­ щая в себе наиболее рациональные приемы и методы работы нескольких передовиков и новаторов производства инструкцион­ ная карта передового опыта. Затем этот же инженер или тех­ ник уже в качестве инструктора проводит специальный инструк­ таж рабочих данной профессии непосредственно на их рабочих местах. Иногда в качестве инструктора выступает сам передо­ вик или новатор производства. В данном случае ему оказывает­ ся помощь лишь в составлении инструкционной карты. При этом передовик или новатор производства дает лишь практический инструктаж, т. е. показывает приемы и методы работы, а пред­ варительное ознакомление с последовательностью выполнения ра­ боты осуществляется самими обучающимися рабочими по инст­ рукционной карте. Процесс обучения продолжается до тех пор, пока каждый из участников заводской школы передового опыта

не

освоит передовых,

новаторских методов и приемов работы.

1 Раньше такого рода школы назывались школами новаторов производства.

7 В.

Г. Васильев

193


Школы взаимного обучения рабочих комплексу передовых дви­ жений еще один тип школы изучения передового производствен­ ного опыта. Повышение квалификации рабочих в этих школах организуется для наиболее квалифицированных рабочих. Они об­ мениваются здесь опытом и таким путем вырабатывают целые комплексы новых или наиболее рациональных приемов работы. Затем уже эти комплексы новых рациональных приемов работы распространяются обученными рабочими среди всех рабочих этой же профессии или специальности.

Еще одним типом школ изучения передового производственного опыта являются межзаводские школы передового опыта *, пред­ назначенные изучать и распространять передовой опыт рабочих применительно к профессиям и специальностям на родственных предприятиях промышленности, транспорта. С этой целью при главных управлениях министерств создаются специальные группы из научных сотрудников, инженерно-технических работников, пе­ редовиков и новаторов производства, которые изучают, анализи­ руют, обобщают передовой опыт группы родственных предприя­ тий и разрабатывают программу обучения. Сам процесс его в межзаводских школах передового опыта строится следующим об­ разом: участники школы прослушивают во внерабочее время тео­ ретический курс. Затем с ними проводится практический инст­ руктаж с показом передовых приемов и методов труда. Наконец, участники школы на 4—5 дней освобождаются от работы и на специально оборудованных рабочих местах, в учебных цехах или на производственных участках какого-нибудь базового предприя­ тия проходят стажировку. Занятия с рабочими межзаводских школ передового опыта проводят инженеры или рабочие спе­ циальных групп передового опыта главков. После окончания уче бы эти рабочие уже сами выступают инструкторами-преподава- телями передового опыта на своих предприятиях. Для этого они в процессе занятий знакомятся с методикой обучения рабочих передовому производственному опыту.

В последние годы в качестве формы повышения квалифика­ ции стали довольно интенсивно применять обучение в школах научной организации труда. Представляет интерес, в частности, организация такой учебы на Свердловском инструментальном за­ воде и рижском заводе ВЭФ. На этих предприятиях в процессе обучения используется метод временного самоконтроля и програм-1

1 Нередко межзаводские школы передового опыта называют применительно к про­ фессии: межзаводская школа передового опыта лекальщиков, межзаводская школа передового опыта наладчиков и т. д.

194


мирования, сущность которого заключается в следующем. Из уча­ стников школы прямо на производственном участке или в цехе создаются две экспериментальные группы, которым поручается выполнение одинаковой работы. Но одна группа работает как обычно, а участники школы второй экспериментальной группы проходят специальный инструктаж и работают по специальной часовой программе. В процессе работы каждый рабочий ежечас­ но контролирует заданное время выполнения операции и вносит необходимые коррективы в свои трудовые действия. В конце ра­ бочей смены результаты обеих экспериментальных групп сравни­ ваются и в присутствии всех рабочих цеха этой профессии ана­ лизируются. В основе здесь лежит гипотеза о том, что низкая производительность труда многих малоквалифицированных рабо­ чих связана с неумением правильно распределять свои трудо­ вые действия, приемы во времени. При этом предполагается, что на протяжении рабочего дня рабочий работает с различной интенсивностью, с разным ритмом и темпом. Рабочие, прошед­ шие обучение в школе с применением самоконтроля и програм­ мирования, усваивают оптимальный темп и ритм и в результате сокращаются затраты времени, например, на настройку станка, на «врабатывание», на вспомогательные действия, у них сокра­ щаются потери рабочего времени. Исследования показывают, что хотя эти рабочие и работают в более высоком ритме и темпе, но они меньше устают и сохраняют в процессе труда хорошее психологическое состояние. Квалификация рабочих, прошедших обучение в школе по этой системе, растет, улучшается органи­ зация труда непосредственно на рабочем месте и в конечном итоге повышается производительность труда.

Значение и роль школ по изучению передовых методов труда с каждым годом усиливаются. Достаточно сказать, что только в 1970 г. в одной лишь сфере промышленности в них было обуче­ но 756 тыс. рабочих, или 14% от всех рабочих, прошедших обу­ чение для повышения квалификации. Это свыше, чем на 90 тыс. больше по сравнению с 1966 г. В целом же по народному хо­ зяйству школы по изучению передовых методов труда в 1970 г. окончили 1 млн. 367 тыс. человек.

Нередко на предприятиях школы передового производственно­ го опыта называют университетами, институтами повышения ква­ лификации, изучения и освоения передового производственного опыта, а также семинарами или кружками. Однако все они по своей сущности так или иначе сводятся к описанным выше ти­ пам школ и служат делу повышения квалификации рабочих предприятий промышленности и транспорта.

185

7 *


Материалы исследований показывают, что многие рабочие, осо­ бенно имеющие достаточно высокую общеобразовательную под­ готовку, повышают свою квалификацию самостоятельно, путем изучения специальной технической литературы и затем освоения рекомендуемых приемов и методов работы непосредственно на своем рабочем месте. На некоторых предприятиях таким рабо­ чим, имеющим, кроме того, достаточный практический стаж ра­ боты по своей профессии и специальности, разрешается даже сда­ вать экзамены и пробу на высший разряд — своеобразный экстер­ нат, получивший уже достаточно широкое распространение в промышленности и на транспорте.

Своеобразными формами повышения квалификации рабочих яв­ ляется их участие в комиссиях по проверке выполнения социа­ листических обязательств в межзаводском соревновании, а также различного рода командировки передовиков и новаторов произ­ водства на родственные предприятия, участие в смотрах-конкур­ сах по профессиям и др.

Предприятие само выбирает формы и методы повышения ква­ лификации, с учетом конкретных производственных условий и в зависимости от тех частных задач, которые ему нужно решать

вданпое время в области повышения квалификации рабочих. Большую роль в изучении и распространении передового про­

изводственного опыта играют профессиональные союзы и их науч­ но-технические общества, всесоюзная, республиканские и област­ ные выставки достижений народного хозяйства, всесоюзное обще­ ство «Знание» и другие общественные и государственные орга­ низации.

Заслуживает внимания ступенчатая система повышения ква­ лификации рабочих, применяемая на некоторых предприятиях промышленности и транспорта. Сущность ее заключается в том, что на протяжении ряда лет рабочий проходит несколько сту­ пеней обучения для повышения квалификации. После каждой ступени обучения и сдачи соответствующего экзамена по теории и практической пробы ему присваивается очередной тарифный разряд. Исследования показывают, что система повышения ква­ лификации рабочих, от первого к более высоким тарифным раз­ рядам, приносит ожидаемый эффект лишь в том случае, если она применяется дифференцированно, с учетом уровня образо­ вания рабочих, стажа работы по профессии и стажа работы на данном предприятии. Для повышения квалификации с первого на второй разряд, со второго на третий и так далее, т. е. на каждой ступени повышения квалификации, применяются свои формы обучения. Ступенчатая система повышения квалификации

196


рабочих в известной мере воспроизводит, но уже на более высо­ ком уровне некогда широко распространенную систему техми­ нимума. Обе формы обучения обеспечивают определенную преем­ ственность, постоянство и строго определенный порядок повыше­ ния квалификации от первого до высшего тарифного разряда.

Еще одной из форм повышения квалификации рабочих явля­ ются школы и курсы по обучению рабочих вторым и смежным профессиям и специальностям. По своей значимости они занима­ ют в настоящее время второе место. Здесь в процессе обуче­ ния рабочий получает знания, необходимые для лучшего освое­ ния своей специальности (например, токарь изучает профессию наладчика), для работы по двум специальностям, для более пол­ ного и рационального использования бюджета рабочего времени, для более эффективного использования техники, оборудования, производственных площадей и т. д. Обучение в такого рода шко­ лах и на курсах как бы преследует цель расширять производ­ ственно-квалификационный профиль рабочего.

Особенно большое значение имеет освоение рабочими вторых и смежных профессий при работе в комплексных и специализи­ рованных бригадах, на конвейерных и поточных линиях. При бригадной организации труда, на конвейере и потоке каждый рабочий должен быть готовым к замене своего товарища по ра­ боте. Не меньшее значение овладение вторыми, смежными про­ фессиями имеет и для рабочих, занятых на автоматизирован­ ных и автоматических линиях. Умение оператора не только уп­ равлять автоматами и контролировать их бесперебойную работу, но и переналадить их, устранить возникающие неисправности — все это приносит большой экономический эффект. Более того, как показывают исследования, рабочий, имеющий дело с авто­ матикой и владеющий одновременно специальностями оператора, наладчика, ремонтника, электрика и, кроме того, разбирающийся в основах автоматики, как правило, полностью удовлетворен сво­ ей работой и получает от ее выполнения глубокое удовлетворе­ ние. Здесь уже можно говорить о явственном социальном эффекте.

Продолжительность обучения в школах и на курсах по обуче­ нию вторым и смежным профессиям и специальностям состав­ ляет 2—3 месяца. Обучение по этой форме повышения квалифи­ кации также осуществляется по специальным программам и учеб­ ным планам, в процессе составления которых тщательно проду­ мываются и на основе детального анализа производственных условий и условий труда на каждом конкретном рабочем месте подбираются наиболее эффективные формы совмещения профес­ сий, специальностей, рационального их сочетания. Здесь также

197