Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

после окончания обучения (правда, не на всех предприятиях) рабочие сдают экзамены и проходят определенную стажировку.

В школы и на курсы обучения вторым и смежным профес­ сиям на предприятиях направляются наиболее опытные, передо­ вые и, как правило, имеющие большой производственный стаж рабочие.

Форма повышения квалификации путем овладения вторыми и смежными профессиями — это именно форма повышения квали­ фикации, а не профессиональной подготовки рабочих. Здесь имеет место не просто механическое добавление к уже имею­ щейся еще одной, новой профессии, а происходит процесс овла­ дения знаниями, умениями, навыками, мастерством, которые яв­ ляются общими для обеих профессий или специальностей.

В связи с этим овладение второй профессией или специаль­ ностью не представляет для рабочего особых трудностей. Напри­ мер, оператор автоматической линии, хорошо изучивший свою технику и получивший к тому же серьезные общетехнические знания, относительно легко может освоить профессию ремонтни­ ка и наладчика. То же самое можно сказать о вальцовщике, осваивающем профессию наладчика и ремонтника, или электро­ сварщике, осваивающем профессию моториста автосварочного аг­ регата или автогенщика и т. п. В этом случае осваиваются вто­ рые, смежные специальности в рамках одной профессии широ­ кого профиля.

Как уже отмечалось, количество профессий широкого профи­ ля в промышленности и на транспорте все более растет, что обусловливает ускорение процесса их совмещения. Эта же тенден­ ция к профессиональной интеграции связана с научно-техниче­ ским прогрессом, с глубокими качественными изменениями в со­ держании труда рабочих, в организации производства и труда. Еще в недалеком прошлом, когда в промышленности и на транс­ порте преобладала тенденция дифференциации профессий, ни о каком совмещении профессий не могло идти и речи. Это стало возможным лишь на более высоком, т. е. современном, уровне промышленного развития, особенно после возникновения такой формы кооперации труда, как комплексные бригады. Необходи­ мость взаимозамены, умения выполнять любые работы, по лю­ бой профессии на рабочем месте бригады обусловила для боль­ шинства рабочих возможность овладеть несколькими профессия­

ми '. Выполненные на

пяти машиностроительных заводах иссле-1

1Городецкий В. Эффективное

использование рабочего времени — важнейший фак­

тор роста производительности труда,— «Социалистический труд», 1963, JN5 1,

1 9 8


дования показали, что у операторов и рабочих по техническому уходу время непосредственного обслуживания автоматических

линий

составляет лишь

28,6% от сменного бюджета вре­

мени.

Остальное рабочее

время в течение смены рабочий

(если,

конечно, он не совмещает профессии или рабочие функции)

оста­

ется незанятым. Кстати

говоря, в специализированных бригадах

совмещение профессий широкого распространения не получило. По мере комплексной механизации и автоматизации, совершен­ ствования техники и технологии возрастает продолжительность машинного времени в сменном бюджете времени рабочих целого ряда профессий и специальностей, что приводит к увеличению у них незанятого времени и создает предпосылки совмещения профессий.

Потребность в рабочих различных профессий и специально­ стей в процессе обслуживания сложных агрегатов и автоматиче­ ских линий возникает даже на протяжении одной смены в раз­ личное время. Например, когда возникает потребность в наладчи­ ке автоматической линии, то обслуживающие линию рабочиеоператоры и рабочие-ремонтники оказываются незанятыми. Это также является условием повышения квалификации рабочих пу­ тем овладения вторыми и смежными профессиями.

Исследования показывают, что в самой сущности процесса сов­ мещения профессий лежит сближение научно-технической осно­ вы многих профессий и специальностей. Так, хорошее знание рабочим основ электротехники позволяет ему затем достаточно быстро, в короткие сроки овладеть целым комплексом профес­ сий или специальностей: электромонтажника, электромонтера, на­ ладчика, оператора по обслуживанию какого-либо электротехни­ ческого агрегата и т. п.

Представляет интерес получившее в настоящее время распро­ странение освоение высококвалифицированными рабочими про­ фессий инструктора или преподавателя школ и курсов профес­ сиональной подготовки или повышения квалификации. Такие рабочие-педагоги имеются практически на всех предприятиях, где применяются любые формы профессиональной подготовки, пере­ подготовки или повышения квалификации рабочих.

Повышением квалификации путем освоения вторых и смежных профессий охватывается все больше и больше рабочих промыш­ ленных и транспортных предприятий. Например, на коксохими­ ческом заводе Днепродзержинска второй профессией овладело более 70% рабочих. В некоторых цехах этого предприятия име­ ет место полная взаимозаменяемость рабочих. 78,8% рабочих шахт Кузбасса также владеют смежными профессиями, причем

199



более 26% из них — тремя и более профессиями '. На одном из крупнейших предприятий страны — Нижне-Тагильском металлур­ гическом комбинате — двумя и более профессиями владеют свы­ ше 50% рабочих. На Кузнецком металлургическом комбинате мно­ гие рабочие владеют двумя, тремя, четырьмя и даже шестью профессиями. Для рабочих предприятий металлургической про­ мышленности освоение вторых и смежпых профессий стано­ вится обычным делом. Впрочем, это же можно сказать и о неко­ торых других отраслях промышленности, транспорта, всего пародпого хозяйства СССР. Даже в такой отрасли промышленности, как медицинская, этот процесс получает широкое развитие. На­ пример, на Свердловском заводе медицинских препаратов вторы­ ми и смежными профессиями владеют 75% рабочих.

Ежегодно только в промышленности школы и курсы обучения вторым и смежным профессиям заканчивают 18—20% от всех рабочих, обучающихся на промышленных предприятиях для по­ вышения квалификации. Только в 1970 г. здесь было обучено

988 тыс. человек, что на 193 тыс. больше, чем в 1966

г. В це­

лом по народному хозяйству школы и курсы обучения

вторым

я смежным профессиям окончило в 1970 г. 1 млн. 529 тыс. че­ ловек.

Как мы уже подчеркивали, овладение вторыми и смежными профессиями — а отсюда и совмещение профессий — приносит предприятию большой экономический эффект. В частности, со­ кращаются простои техники, оборудования и самих рабочих, бо­ лее рационально используется рабочее время, совершенствует­ ся организация производства и труда, растет его производитель­ ность. Но дело не только в этом. Процесс овладения рабочими вторыми и смежными профессиями содержит глубокий социаль­ ный смысл, так как здесь имеет место изменение самого содер­ жания труда. Труд утрачивает черты однобокости, ограниченно­ сти, что в свою очередь есть важнейшее условие преодоления традиционного разделения труда. Это также и существенное фор­ мирование таких «...всесторонне развитых производителей, кото­ рые понимают научные основы всего промышленного производ­ ства и каждый из которых изучил на практике целый ряд отрас­ лей производства от начала до конца...» 2 Иными словами, сов­ мещение профессий — необходимая предпосылка внедрения нового общественного разделения труда, формирования рабочего широко-1

1 См. Количественные методы в социологии. М., «Наука», 1906, с. 294.

а Маркс К., Энгельс Ф. Соч. T. 20, с. 308.

200


го, универсального профиля, важное условие той самой перемены труда, о необходимости которой писал К. Маркс. Профессиональ­ ные различия между рабочими постепенно стираются, растет их мобильность в процессе перехода от одной профессии и работы к другой, возникает возможность «абсолютной свободы выбора трудовой деятельности».

Если экономическую эффективность от совмещения профессий можно измерить через систему прямых или косвенных показа­ телей, то социальный эффект в этой области измерению почти не поддается, хотя совершенно очевидно, что при совмещении профессий труд становится более содержательным, трудовая и технологическая дисциплина укрепляются, духовный мир рабочих становится более богатым и улучшается отношение к труду. Все это способствует формированию личности рабочего нового, ком­ мунистического общества.

Ликвидация профессионально-квалификационной ограниченно­ сти, одним из условий которой является совмещение профессий, овладение вторыми и смежными профессиями,— все это присуще только социалистическому труду. Лишь при социализме эта тен­ денция постепенно, в результате целенаправленной деятельности, уступает место свободному выбору профессий, в частности, благо­ даря такой форме повышения квалификации, как освоение ра­ бочими вторых и смежных профессий. При капитализме, наобо­ рот, ярко проявляется тенденция к дальнейшему закреплению

иусилению профессиональной ограниченности рабочих. Совмещение рабочими профессий сопровождается сокращением

тяжелого физического труда и труда, требующего невысокой ква­ лификации. Процесс овладения вторыми и смежными профессия­ ми постепенно охватывает и те производства, где труд рабочих является однообразным, монотонным: папример, в условиях по­ точного производства, на конвейере, при выполнении операцион­ ных работ и т. п. Это также имеет серьезное социальное зна­ чение.

Важный социальный эффект приносит коллективам промыш­ ленных предприятий не только овладение рабочими вторыми и смежпыми профессиями и специальностями, но и вся система повышения квалификации. Удовлетворенность трудом прямо за­ висит от того, соответствуют ли избранная профессия и уровень квалификации личным планам и интересам рабочего. А это во многом зависит от уровня и содержания квалификации. Иссле­ дования показывают, что высококвалифицированным рабочим при­ суща более высокая степень социальной интеграции в коллекти­ ве, в обществе, что они являются более социально активными,

201