Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
после окончания обучения (правда, не на всех предприятиях) рабочие сдают экзамены и проходят определенную стажировку.
В школы и на курсы обучения вторым и смежным профес сиям на предприятиях направляются наиболее опытные, передо вые и, как правило, имеющие большой производственный стаж рабочие.
Форма повышения квалификации путем овладения вторыми и смежными профессиями — это именно форма повышения квали фикации, а не профессиональной подготовки рабочих. Здесь имеет место не просто механическое добавление к уже имею щейся еще одной, новой профессии, а происходит процесс овла дения знаниями, умениями, навыками, мастерством, которые яв ляются общими для обеих профессий или специальностей.
В связи с этим овладение второй профессией или специаль ностью не представляет для рабочего особых трудностей. Напри мер, оператор автоматической линии, хорошо изучивший свою технику и получивший к тому же серьезные общетехнические знания, относительно легко может освоить профессию ремонтни ка и наладчика. То же самое можно сказать о вальцовщике, осваивающем профессию наладчика и ремонтника, или электро сварщике, осваивающем профессию моториста автосварочного аг регата или автогенщика и т. п. В этом случае осваиваются вто рые, смежные специальности в рамках одной профессии широ кого профиля.
Как уже отмечалось, количество профессий широкого профи ля в промышленности и на транспорте все более растет, что обусловливает ускорение процесса их совмещения. Эта же тенден ция к профессиональной интеграции связана с научно-техниче ским прогрессом, с глубокими качественными изменениями в со держании труда рабочих, в организации производства и труда. Еще в недалеком прошлом, когда в промышленности и на транс порте преобладала тенденция дифференциации профессий, ни о каком совмещении профессий не могло идти и речи. Это стало возможным лишь на более высоком, т. е. современном, уровне промышленного развития, особенно после возникновения такой формы кооперации труда, как комплексные бригады. Необходи мость взаимозамены, умения выполнять любые работы, по лю бой профессии на рабочем месте бригады обусловила для боль шинства рабочих возможность овладеть несколькими профессия
ми '. Выполненные на |
пяти машиностроительных заводах иссле-1 |
1Городецкий В. Эффективное |
использование рабочего времени — важнейший фак |
тор роста производительности труда,— «Социалистический труд», 1963, JN5 1,
1 9 8
дования показали, что у операторов и рабочих по техническому уходу время непосредственного обслуживания автоматических
линий |
составляет лишь |
28,6% от сменного бюджета вре |
|
мени. |
Остальное рабочее |
время в течение смены рабочий |
(если, |
конечно, он не совмещает профессии или рабочие функции) |
оста |
||
ется незанятым. Кстати |
говоря, в специализированных бригадах |
совмещение профессий широкого распространения не получило. По мере комплексной механизации и автоматизации, совершен ствования техники и технологии возрастает продолжительность машинного времени в сменном бюджете времени рабочих целого ряда профессий и специальностей, что приводит к увеличению у них незанятого времени и создает предпосылки совмещения профессий.
Потребность в рабочих различных профессий и специально стей в процессе обслуживания сложных агрегатов и автоматиче ских линий возникает даже на протяжении одной смены в раз личное время. Например, когда возникает потребность в наладчи ке автоматической линии, то обслуживающие линию рабочиеоператоры и рабочие-ремонтники оказываются незанятыми. Это также является условием повышения квалификации рабочих пу тем овладения вторыми и смежными профессиями.
Исследования показывают, что в самой сущности процесса сов мещения профессий лежит сближение научно-технической осно вы многих профессий и специальностей. Так, хорошее знание рабочим основ электротехники позволяет ему затем достаточно быстро, в короткие сроки овладеть целым комплексом профес сий или специальностей: электромонтажника, электромонтера, на ладчика, оператора по обслуживанию какого-либо электротехни ческого агрегата и т. п.
Представляет интерес получившее в настоящее время распро странение освоение высококвалифицированными рабочими про фессий инструктора или преподавателя школ и курсов профес сиональной подготовки или повышения квалификации. Такие рабочие-педагоги имеются практически на всех предприятиях, где применяются любые формы профессиональной подготовки, пере подготовки или повышения квалификации рабочих.
Повышением квалификации путем освоения вторых и смежных профессий охватывается все больше и больше рабочих промыш ленных и транспортных предприятий. Например, на коксохими ческом заводе Днепродзержинска второй профессией овладело более 70% рабочих. В некоторых цехах этого предприятия име ет место полная взаимозаменяемость рабочих. 78,8% рабочих шахт Кузбасса также владеют смежными профессиями, причем
199
более 26% из них — тремя и более профессиями '. На одном из крупнейших предприятий страны — Нижне-Тагильском металлур гическом комбинате — двумя и более профессиями владеют свы ше 50% рабочих. На Кузнецком металлургическом комбинате мно гие рабочие владеют двумя, тремя, четырьмя и даже шестью профессиями. Для рабочих предприятий металлургической про мышленности освоение вторых и смежпых профессий стано вится обычным делом. Впрочем, это же можно сказать и о неко торых других отраслях промышленности, транспорта, всего пародпого хозяйства СССР. Даже в такой отрасли промышленности, как медицинская, этот процесс получает широкое развитие. На пример, на Свердловском заводе медицинских препаратов вторы ми и смежными профессиями владеют 75% рабочих.
Ежегодно только в промышленности школы и курсы обучения вторым и смежным профессиям заканчивают 18—20% от всех рабочих, обучающихся на промышленных предприятиях для по вышения квалификации. Только в 1970 г. здесь было обучено
988 тыс. человек, что на 193 тыс. больше, чем в 1966 |
г. В це |
лом по народному хозяйству школы и курсы обучения |
вторым |
я смежным профессиям окончило в 1970 г. 1 млн. 529 тыс. че ловек.
Как мы уже подчеркивали, овладение вторыми и смежными профессиями — а отсюда и совмещение профессий — приносит предприятию большой экономический эффект. В частности, со кращаются простои техники, оборудования и самих рабочих, бо лее рационально используется рабочее время, совершенствует ся организация производства и труда, растет его производитель ность. Но дело не только в этом. Процесс овладения рабочими вторыми и смежными профессиями содержит глубокий социаль ный смысл, так как здесь имеет место изменение самого содер жания труда. Труд утрачивает черты однобокости, ограниченно сти, что в свою очередь есть важнейшее условие преодоления традиционного разделения труда. Это также и существенное фор мирование таких «...всесторонне развитых производителей, кото рые понимают научные основы всего промышленного производ ства и каждый из которых изучил на практике целый ряд отрас лей производства от начала до конца...» 2 Иными словами, сов мещение профессий — необходимая предпосылка внедрения нового общественного разделения труда, формирования рабочего широко-1
1 См. Количественные методы в социологии. М., «Наука», 1906, с. 294.
а Маркс К., Энгельс Ф. Соч. T. 20, с. 308.
200
го, универсального профиля, важное условие той самой перемены труда, о необходимости которой писал К. Маркс. Профессиональ ные различия между рабочими постепенно стираются, растет их мобильность в процессе перехода от одной профессии и работы к другой, возникает возможность «абсолютной свободы выбора трудовой деятельности».
Если экономическую эффективность от совмещения профессий можно измерить через систему прямых или косвенных показа телей, то социальный эффект в этой области измерению почти не поддается, хотя совершенно очевидно, что при совмещении профессий труд становится более содержательным, трудовая и технологическая дисциплина укрепляются, духовный мир рабочих становится более богатым и улучшается отношение к труду. Все это способствует формированию личности рабочего нового, ком мунистического общества.
Ликвидация профессионально-квалификационной ограниченно сти, одним из условий которой является совмещение профессий, овладение вторыми и смежными профессиями,— все это присуще только социалистическому труду. Лишь при социализме эта тен денция постепенно, в результате целенаправленной деятельности, уступает место свободному выбору профессий, в частности, благо даря такой форме повышения квалификации, как освоение ра бочими вторых и смежных профессий. При капитализме, наобо рот, ярко проявляется тенденция к дальнейшему закреплению
иусилению профессиональной ограниченности рабочих. Совмещение рабочими профессий сопровождается сокращением
тяжелого физического труда и труда, требующего невысокой ква лификации. Процесс овладения вторыми и смежными профессия ми постепенно охватывает и те производства, где труд рабочих является однообразным, монотонным: папример, в условиях по точного производства, на конвейере, при выполнении операцион ных работ и т. п. Это также имеет серьезное социальное зна чение.
Важный социальный эффект приносит коллективам промыш ленных предприятий не только овладение рабочими вторыми и смежпыми профессиями и специальностями, но и вся система повышения квалификации. Удовлетворенность трудом прямо за висит от того, соответствуют ли избранная профессия и уровень квалификации личным планам и интересам рабочего. А это во многом зависит от уровня и содержания квалификации. Иссле дования показывают, что высококвалифицированным рабочим при суща более высокая степень социальной интеграции в коллекти ве, в обществе, что они являются более социально активными,
201