Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
обладают большей творческой инициативой по сравнению с мало квалифицированными и неквалифицированными рабочими, допу скают меньше антиобщественных действий и поступков не толь ко на предприятии, но и вне его, в быту и на отдыхе.
Повышение квалификации рабочих — важная сторона научнотехнической революции, общего процесса культурно-технического роста трудящихся. В этой связи представляют интерес разрабо танные учеными ГДР для некоторых профессий рабочих профес сионально-квалификационные требования. Они включают, в част ности, политико-экономическую квалификацию (осознание необ ходимости сотрудничества в рамках мирового социалистического содружества, коллективного сотрудничества, количественного и качественного значения выполнения производственных планов и т. д.), производственную и организаторскую квалификацию, технологическую квалификацию, технико-конструкторскую квали фикацию, технико-функциональную квалификацию, профессио нально-политическую квалификацию, математическую и естест веннонаучную квалификацию и т. п. Как видим, эти уровни квалификации включают также и социально-политические требо вания к рабочему, направлены на формирование всесторонне раз витой личности.
Исследования показывают, что повышение профессиональной квалификации обусловливает развитие творческих способностей и талантов широких слоев рабочих, более полную реализацию принципа социализма «от каждого — по способности». У высоко квалифицированных рабочих, как мы только что отметили, ярче выражены качества коллективизма. Здесь имеет место и обрат ная связь. Данные исследований по Раменскому прядильно-ткац кому комбинату показывают, что в производственных коллекти вах с хорошими взаимоотношениями, с хорошим производствен ным климатом 69,2% опрошенных рабочих повышают свою квалификацию, в коллективах с неустойчивым производственным климатом — только 39,8% и в коллективах с плохим производ ственным климатом, с негативными межличностными отношения ми — 23 % опрошенных рабочих.
Рабочие, имеющие более высокую квалификацию, принимают более активное участие в социалистическом соревновании, в том числе в движении за коммунистический труд. Среди них больше, чем среди неквалифицированных и малоквалифицированных ра бочих, радионализаторов и изобретателей. Это подтверждает на личие тесной взаимосвязи между творческой активностью рабочих и уровнем их квалификации (табл. 7).
Исследования также показывают, что среди высококвалифнци-
202
Т а'б а и~ц а 7 Данные социологических исследований на Горьковском заводе фрезерных станков 1
Удельный вес |
|
Тарифные разряды |
|||
I |
II |
ш |
IV |
||
|
|||||
Всех рабочих соответствующих разрядов в об |
10,0 |
35,0 |
36,0 |
19,0 |
|
щей их численности |
0,0 |
14,7 |
47,0 |
38,3 |
|
Рабочих-рационализаторов соответствующих раз |
|||||
рядов в общей численности рационализаторов |
0,0 |
6,5 |
20,0 |
|
|
Участвующих в рационализации из каждого раз |
32,5 |
||||
ряда рабочих |
|
|
|
|
рованных рабочих больше передовиков и новаторов производства, они более активны в общественной работе, охотнее сотрудничают в творческих обществах и организациях, у них ярче выражено стремление к дальнейшему повышению своей профессиональной квалификации.
Между тем социальные аспекты повышения квалификации ра
бочих учитываются пока что далеко не |
на |
всех |
промышленных |
и транспортных предприятиях, далеко |
не |
всеми |
хозяйственны |
ми и даже общественными руководителями. Когда, например, предприятие, отдельные его цехи или производственные участки не выполняют производственную программу, то причины этому стремятся найти, как правило, в недостатках техники, техноло гии производства, в организации производства и труда. Еще ред ко причины срыва производственной программы, ухудшения про изводственных показателей, брака, аварий, производственного, травматизма и других отрицательных явлений связывают с со циальными моментами, в том числе с социальными аспектами профессиональной квалификации рабочих.
Особое значение имеет повышение квалификации молодых ра бочих промышленных и транспортных предприятий. Изучение, например, жизненных планов, интересов, стремлений молодежи на большом количестве предприятий Москвы, Свердловской и Киевской областей показало, что почти половина опрошенных молодых рабочих своими важнейшими планами считают полное освоение избранной ими профессии до высшего уровня квалифи-1
1Еремеев Б. И. Социально-экономические проблемы технического творчества в
СССР. M., «Мысль», 1967, с. 101.
203
кадии, 25% молодых рабочих уже обучаются для получения второй, смежной профессии или специальности и 26% занимают ся на курсах и в школах по повышению квалификации. Это по зитивная и весьма перспективная тенденция.
В то же время в области повышения квалификации молодых рабочих имеются и свои недостатки, часть из которых необхо димо показать. На предприятиях из-за отсутствия вакантных ра бочих мест, где выполняется более квалифицированная работа, молодежь часто не имеет возможности получить более высокий тарифный разряд, хотя обладает для этого всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками. Исследования показали, что в большинстве своем молодые рабочие фактически выполняют более сложные работы по сравнению с присвоенными им тариф ными разрядами. Эту же тенденцию отмечают Л. С. Бляхман и О. С. Шкаратан. В книге «Подбор и расстановка кадров» они пишут, что среди обследованных ими молодых рабочих 75,3% лиц, имеющих I и II разряды, на самом деле выполняют более 50% работ, относящихся по своей сложности к более высшим разрядам. Не менее тревожен и тот факт, что на малоквали фицированных работах, на работах тяжелого физического труда молодые рабочие, имеющие к тому же 8—10 классов образова ния, составляют около 7з от всего числа занятых на этих ра ботах рабочих. Это приводит к отрицательным экономическим и социальным последствиям.
Некоторые молодые рабочие, особенно те, кто имеет полное среднее общее образование, ошибочно считают, что процесс авто матизации приводит к упрощению их труда, к тому, что потреб ность в знаниях и профессиональных навыках сокращается, что работа становится менее интересной. Отсюда — снижение интере са к повышению квалификации, убеждение в том, что объем уже имеющихся знаний и профессиональных навыков вполне до статочен для безукоризненного выполнения поручаемой работы в течение многих предстоящих лет. Это, разумеется, заблужде ние, с которым необходимо бороться на предприятиях и прежде всего путем широкой разъяснительной работы среди молодых рабочих.
Система повышения квалификации на предприятиях нуждается в постоянном совершенствовании. В частности, ощущается не обходимость улучшения методики измерения фактического уров ня квалификации, в том числе уровня профессиональных зна ний, умений и навыков. Может быть, следует подумать и о со кращении имеющихся форм и методов повышения квалификации рабочих, множественность которых неизбежно приводит к дубли-
204
ровапию в этой важной работе. Исследования показывают нали чие определенной диспропорции между уровнем квалификации рабочих промышленных и транспортных предприятий и уровнем их общеобразовательной подготовки. В первую очередь это отно сится к рабочим среднего и пожилого возраста, имеющим боль шой стаж работы и высшие тарифные разряды, а поэтому не проявляющих особого интереса к повышению квалификации. Ви димо, для них нужны особые формы повышения квалификации, включающие элементы общеобразовательной подготовки. Некото рые научные и практические работники предлагают при пере воде рабочих на более интересную работу или при их перетари фикации на более высокий тарифный разряд более тесно увязывать эту меру с уровнем общеобразовательной подготовки, принимать во внимание то обстоятельство, учится ли рабочий в школе рабочей молодежи или нет. Определенные недостатки со держит и форма повышения квалификации путем овладения ра бочими вторыми и смежными профессиями и специальностями: слабо разработана теория оптимального сочетания профессий и специальностей вообще и применительно к конкретным отрас лям производства в частности. Сказанное относится и к процес су совмещения операций. Еще далека от совершенства и систе ма материального и морального стимулирования совмещения про фессий и специальностей. Это относится не только к рабочим, нуждающимся в повышении квалификации, но и к преподава телям и инструкторам производственного обучения и, что осо бенно важно, к мастерам, начальникам цехов и производствен ных участков, от которых, как уже было сказано, во многом зависят эффективность работы по повышению квалификации, при влечение к обучению всей массы рабочих предприятия.
Исследования показывают также, что на некоторых предприя тиях сами работники отделов подготовки и повышения квали фикации — или там, где этих отделов нет, работники отделов кадров — не имеют достаточно серьезной подготовки, опыта и знаний для квалифицированного руководства работой по повыше нию квалификации рабочих. Нередко еще на работу в эти отде лы направляются работники, которые в силу отсутствия каких-то качеств не нашли себе применения в других отделах и цехах предприятия. Причем если для преподавателей и инструкторов системы повышения квалификации организуются специальные се минары, курсы и т. и., то для лиц, непосредственно организую щих эту работу на предприятиях, ничего подобного не делается.
Важно также отметить, что сам процесс организации учебы для повышения квалификации также требует дальнейшего совер-
20 5
тенствования. Исследования, выполненные на ряде предприя тий Московской области, показывают неудовлетворенность рабо чих качеством занятий на курсах и в школах по повышению квалификации. Высказываются, в частности, претензии к качеству учебных программ и планов, рабочие жалуются на несистематичность занятий, несоответствие их содержания современным науч но-техническим требованиям, на низкий уровень квалификации преподавателей и инструкторов производственного обучения и т. п.
Целый ряд недостатков содержит система планирования повы шения квалификации на промышленных и транспортных пред приятиях. На многих предприятиях соответствующие планы не увязываются с планами внедрения новой техники, с балансами квалифицированной рабочей силы. На предприятиях все еще не удовлетворительно планируется использование рабочих в соответ ствии с уровнем их квалификации. Это приводит к нерациональ ному использованию трудовых ресурсов, к снижению производи тельности труда.
Наконец, слишком мало еще проводится серьезных, глубоких исследований по проблемам повышения квалификации рабочих предприятий, хотя их необходимость ни у кого не вызывает сом нения. Было бы целесообразным также более тщательно изучать и опыт зарубежных стран в области повышения квалификации, особенно когда идет речь о методике и технике профессиональ ного обучения рабочих для повышения квалификации. Здесь на коплен определенный опыт, который представляет несомненный интерес и после критического анализа может быть успешно ис пользован на наших предприятиях промышленности и транспорта.
Коммунистическая партия и Советское правительство придава ли и придают исключительно большое значение росту культурнотехнического уровня рабочих, в том числе повышению их про фессиональной квалификации. В. И. Ленин еще в 1919 г. в декре те «О мерах к распространению профессионально-технических знаний» указывал, что одним из наиболее быстрых и верных путей повышения производительности труда является распростра нение в широких народных массах профессионально-технических знаний. Он писал, что в дальнейшем, по мере строительства коммунизма, это приведет к уничтожению разделения труда между людьми, «к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне раз витых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые
умеют все |
делать» *. В. И. Ленин, следовательно, видел в повы- |
' Ленин В. И. |
Поли. собр. соч. Т. 41, с. 33. |
20 6