Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обладают большей творческой инициативой по сравнению с мало­ квалифицированными и неквалифицированными рабочими, допу­ скают меньше антиобщественных действий и поступков не толь­ ко на предприятии, но и вне его, в быту и на отдыхе.

Повышение квалификации рабочих — важная сторона научнотехнической революции, общего процесса культурно-технического роста трудящихся. В этой связи представляют интерес разрабо­ танные учеными ГДР для некоторых профессий рабочих профес­ сионально-квалификационные требования. Они включают, в част­ ности, политико-экономическую квалификацию (осознание необ­ ходимости сотрудничества в рамках мирового социалистического содружества, коллективного сотрудничества, количественного и качественного значения выполнения производственных планов и т. д.), производственную и организаторскую квалификацию, технологическую квалификацию, технико-конструкторскую квали­ фикацию, технико-функциональную квалификацию, профессио­ нально-политическую квалификацию, математическую и естест­ веннонаучную квалификацию и т. п. Как видим, эти уровни квалификации включают также и социально-политические требо­ вания к рабочему, направлены на формирование всесторонне раз­ витой личности.

Исследования показывают, что повышение профессиональной квалификации обусловливает развитие творческих способностей и талантов широких слоев рабочих, более полную реализацию принципа социализма «от каждого — по способности». У высоко­ квалифицированных рабочих, как мы только что отметили, ярче выражены качества коллективизма. Здесь имеет место и обрат­ ная связь. Данные исследований по Раменскому прядильно-ткац­ кому комбинату показывают, что в производственных коллекти­ вах с хорошими взаимоотношениями, с хорошим производствен­ ным климатом 69,2% опрошенных рабочих повышают свою квалификацию, в коллективах с неустойчивым производственным климатом — только 39,8% и в коллективах с плохим производ­ ственным климатом, с негативными межличностными отношения­ ми — 23 % опрошенных рабочих.

Рабочие, имеющие более высокую квалификацию, принимают более активное участие в социалистическом соревновании, в том числе в движении за коммунистический труд. Среди них больше, чем среди неквалифицированных и малоквалифицированных ра­ бочих, радионализаторов и изобретателей. Это подтверждает на­ личие тесной взаимосвязи между творческой активностью рабочих и уровнем их квалификации (табл. 7).

Исследования также показывают, что среди высококвалифнци-

202


Т а'б а и~ц а 7 Данные социологических исследований на Горьковском заводе фрезерных станков 1

Удельный вес

 

Тарифные разряды

I

II

ш

IV

 

Всех рабочих соответствующих разрядов в об­

10,0

35,0

36,0

19,0

щей их численности

0,0

14,7

47,0

38,3

Рабочих-рационализаторов соответствующих раз­

рядов в общей численности рационализаторов

0,0

6,5

20,0

 

Участвующих в рационализации из каждого раз­

32,5

ряда рабочих

 

 

 

 

рованных рабочих больше передовиков и новаторов производства, они более активны в общественной работе, охотнее сотрудничают в творческих обществах и организациях, у них ярче выражено стремление к дальнейшему повышению своей профессиональной квалификации.

Между тем социальные аспекты повышения квалификации ра­

бочих учитываются пока что далеко не

на

всех

промышленных

и транспортных предприятиях, далеко

не

всеми

хозяйственны­

ми и даже общественными руководителями. Когда, например, предприятие, отдельные его цехи или производственные участки не выполняют производственную программу, то причины этому стремятся найти, как правило, в недостатках техники, техноло­ гии производства, в организации производства и труда. Еще ред­ ко причины срыва производственной программы, ухудшения про­ изводственных показателей, брака, аварий, производственного, травматизма и других отрицательных явлений связывают с со­ циальными моментами, в том числе с социальными аспектами профессиональной квалификации рабочих.

Особое значение имеет повышение квалификации молодых ра­ бочих промышленных и транспортных предприятий. Изучение, например, жизненных планов, интересов, стремлений молодежи на большом количестве предприятий Москвы, Свердловской и Киевской областей показало, что почти половина опрошенных молодых рабочих своими важнейшими планами считают полное освоение избранной ими профессии до высшего уровня квалифи-1

1Еремеев Б. И. Социально-экономические проблемы технического творчества в

СССР. M., «Мысль», 1967, с. 101.

203


кадии, 25% молодых рабочих уже обучаются для получения второй, смежной профессии или специальности и 26% занимают­ ся на курсах и в школах по повышению квалификации. Это по­ зитивная и весьма перспективная тенденция.

В то же время в области повышения квалификации молодых рабочих имеются и свои недостатки, часть из которых необхо­ димо показать. На предприятиях из-за отсутствия вакантных ра­ бочих мест, где выполняется более квалифицированная работа, молодежь часто не имеет возможности получить более высокий тарифный разряд, хотя обладает для этого всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками. Исследования показали, что в большинстве своем молодые рабочие фактически выполняют более сложные работы по сравнению с присвоенными им тариф­ ными разрядами. Эту же тенденцию отмечают Л. С. Бляхман и О. С. Шкаратан. В книге «Подбор и расстановка кадров» они пишут, что среди обследованных ими молодых рабочих 75,3% лиц, имеющих I и II разряды, на самом деле выполняют более 50% работ, относящихся по своей сложности к более высшим разрядам. Не менее тревожен и тот факт, что на малоквали­ фицированных работах, на работах тяжелого физического труда молодые рабочие, имеющие к тому же 8—10 классов образова­ ния, составляют около 7з от всего числа занятых на этих ра­ ботах рабочих. Это приводит к отрицательным экономическим и социальным последствиям.

Некоторые молодые рабочие, особенно те, кто имеет полное среднее общее образование, ошибочно считают, что процесс авто­ матизации приводит к упрощению их труда, к тому, что потреб­ ность в знаниях и профессиональных навыках сокращается, что работа становится менее интересной. Отсюда — снижение интере­ са к повышению квалификации, убеждение в том, что объем уже имеющихся знаний и профессиональных навыков вполне до­ статочен для безукоризненного выполнения поручаемой работы в течение многих предстоящих лет. Это, разумеется, заблужде­ ние, с которым необходимо бороться на предприятиях и прежде всего путем широкой разъяснительной работы среди молодых рабочих.

Система повышения квалификации на предприятиях нуждается в постоянном совершенствовании. В частности, ощущается не­ обходимость улучшения методики измерения фактического уров­ ня квалификации, в том числе уровня профессиональных зна­ ний, умений и навыков. Может быть, следует подумать и о со­ кращении имеющихся форм и методов повышения квалификации рабочих, множественность которых неизбежно приводит к дубли-

204


ровапию в этой важной работе. Исследования показывают нали­ чие определенной диспропорции между уровнем квалификации рабочих промышленных и транспортных предприятий и уровнем их общеобразовательной подготовки. В первую очередь это отно­ сится к рабочим среднего и пожилого возраста, имеющим боль­ шой стаж работы и высшие тарифные разряды, а поэтому не проявляющих особого интереса к повышению квалификации. Ви­ димо, для них нужны особые формы повышения квалификации, включающие элементы общеобразовательной подготовки. Некото­ рые научные и практические работники предлагают при пере­ воде рабочих на более интересную работу или при их перетари­ фикации на более высокий тарифный разряд более тесно увязывать эту меру с уровнем общеобразовательной подготовки, принимать во внимание то обстоятельство, учится ли рабочий в школе рабочей молодежи или нет. Определенные недостатки со­ держит и форма повышения квалификации путем овладения ра­ бочими вторыми и смежными профессиями и специальностями: слабо разработана теория оптимального сочетания профессий и специальностей вообще и применительно к конкретным отрас­ лям производства в частности. Сказанное относится и к процес­ су совмещения операций. Еще далека от совершенства и систе­ ма материального и морального стимулирования совмещения про­ фессий и специальностей. Это относится не только к рабочим, нуждающимся в повышении квалификации, но и к преподава­ телям и инструкторам производственного обучения и, что осо­ бенно важно, к мастерам, начальникам цехов и производствен­ ных участков, от которых, как уже было сказано, во многом зависят эффективность работы по повышению квалификации, при­ влечение к обучению всей массы рабочих предприятия.

Исследования показывают также, что на некоторых предприя­ тиях сами работники отделов подготовки и повышения квали­ фикации — или там, где этих отделов нет, работники отделов кадров — не имеют достаточно серьезной подготовки, опыта и знаний для квалифицированного руководства работой по повыше­ нию квалификации рабочих. Нередко еще на работу в эти отде­ лы направляются работники, которые в силу отсутствия каких-то качеств не нашли себе применения в других отделах и цехах предприятия. Причем если для преподавателей и инструкторов системы повышения квалификации организуются специальные се­ минары, курсы и т. и., то для лиц, непосредственно организую­ щих эту работу на предприятиях, ничего подобного не делается.

Важно также отметить, что сам процесс организации учебы для повышения квалификации также требует дальнейшего совер-

20 5


тенствования. Исследования, выполненные на ряде предприя­ тий Московской области, показывают неудовлетворенность рабо­ чих качеством занятий на курсах и в школах по повышению квалификации. Высказываются, в частности, претензии к качеству учебных программ и планов, рабочие жалуются на несистематичность занятий, несоответствие их содержания современным науч­ но-техническим требованиям, на низкий уровень квалификации преподавателей и инструкторов производственного обучения и т. п.

Целый ряд недостатков содержит система планирования повы­ шения квалификации на промышленных и транспортных пред­ приятиях. На многих предприятиях соответствующие планы не увязываются с планами внедрения новой техники, с балансами квалифицированной рабочей силы. На предприятиях все еще не­ удовлетворительно планируется использование рабочих в соответ­ ствии с уровнем их квалификации. Это приводит к нерациональ­ ному использованию трудовых ресурсов, к снижению производи­ тельности труда.

Наконец, слишком мало еще проводится серьезных, глубоких исследований по проблемам повышения квалификации рабочих предприятий, хотя их необходимость ни у кого не вызывает сом­ нения. Было бы целесообразным также более тщательно изучать и опыт зарубежных стран в области повышения квалификации, особенно когда идет речь о методике и технике профессиональ­ ного обучения рабочих для повышения квалификации. Здесь на­ коплен определенный опыт, который представляет несомненный интерес и после критического анализа может быть успешно ис­ пользован на наших предприятиях промышленности и транспорта.

Коммунистическая партия и Советское правительство придава­ ли и придают исключительно большое значение росту культурнотехнического уровня рабочих, в том числе повышению их про­ фессиональной квалификации. В. И. Ленин еще в 1919 г. в декре­ те «О мерах к распространению профессионально-технических знаний» указывал, что одним из наиболее быстрых и верных путей повышения производительности труда является распростра­ нение в широких народных массах профессионально-технических знаний. Он писал, что в дальнейшем, по мере строительства коммунизма, это приведет к уничтожению разделения труда между людьми, «к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне раз­ витых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые

умеют все

делать» *. В. И. Ленин, следовательно, видел в повы-

' Ленин В. И.

Поли. собр. соч. Т. 41, с. 33.

20 6