Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тении профессионально-технического уровня трудящихся путь решения и экономических (повышение производительности тру­ да) и социальных (уничтожение разделения труда, воспитание всесторонне развитых людей) задач.

Руководствуясь этими указаниями, Коммунистическая партия, Советское правительство неизменно подчеркивают, что развитие промышленности и транспорта может осуществляться эффектив­ но лишь при условии соответствия уровня профессионально-ква­ лификационной подготовки трудящихся уровню технического раз­ вития и организации производства. Поэтому вопросам повышения профессиональной квалификации и было уделено столь присталь­ ное внимание XXIV съездом КПСС, в Директивах которого запи­ сано, что для решения главных задач пятилетнего плана необхо­ димо «последовательно повышать уровень образования и квали­ фикации трудящихся, завершить переход ко всеобщему среднему образованию молодежи, осуществить необходимые меры по подготовке высококвалифицированных специалистов и рабочих и переподготовке кадров в связи с внедрением новой техники и улучшением организации производства» '.

Поставленные в этой области Коммунистической партией и Советским правительством задачи успешно реализуются. Доста­ точно сказать, что только в 1970 г. в школах по изучению пе­ редовых методов труда, в школах и на курсах обучения вторым и смежным профессиям, па курсах целевого обучения, на произ­ водственно-технических курсах и в других школах, училищах и на курсах прошло обучение для повышения квалификации 5 млн. 233 тыс. рабочих, что на 630 тыс., или на 14% больше, чем в 1966 г. Это данные только по промышленности. Кроме того, 703 тыс. рабочих прошли обучение и повышение квалификации на предприятиях транспорта. В 1970 г. более 20% рабочих про­ мышленности и транспорта прошли профессиональное обучение для повышения квалификации. Если взять все народное хозяй­ ство страны, то только в 1970 г. прошли профессиональное обу­ чение и повысили квалификацию 8 млн. 985 тыс. рабочих, что на 17% больше, чем в 1966 г.

Забота партии и правительства о профессионально-квалифика­ ционной подготовке станет еще более очевидной при ознакомле­ нии с профессионально-квалификационной структурой рабочей силы в промышленности (табл. 8).

Изучение профессионально-квалификационной структуры рабо-1

1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с. 240.

2 07


 

 

Т а б л и ц а

8

 

 

 

Изменения в квалификационной структуре рабочих

 

 

в промышленности СССР (в %)

 

 

Категория рабочих

1925 г.

1927 г.

1950 г.

1953 г.

1959 г.

1961 г.

1965 г. * 1970 г

Квалифицированные

18,5

40,5

49,6

50,6

51,7

64,6

62,2

Малоквалифицирован­

81,5

59,5

50,4

49,4

48,3

35,4

37,8

ные и неквалифици­

 

 

 

 

 

 

 

рованные

 

 

 

 

 

 

 

* Данные по 1CG5 г.

касаются лишь рабочих, тарифицируемых по новой, G-разрядной сет­

ке. Это составило

72% от числа всех рабочих промышленности СССР.

чего класса позволяет вскрыть еще одну тенденцию — сближение квалификационного уровня рабочих различных категорий, тенден­ цию, связанную с техническим прогрессом и целенаправленной политикой нашего общества в этой области и имеющую важное социальное значение с точки зрения воспитания всесторонне раз­ витых и всесторонне подготовленных людей.

Таким образом, развитие современной промышленности и тран­ спорта, повышение производительности труда, все это практиче­ ски невозможно без постоянного повышения уровня квалифика­ ции, культурно-технического уровня трудящихся вообще. Еще Н. Г. Чернышевский писал, что для повышения производитель­ ности труда важнейшее зпачение имеет «запас нравственных сил и умственных развитий в народе». И с этим нельзя не согласить­ ся, так как резерв квалификации, повышение культурно-техниче­ ского уровня рабочих являются важнейшей предпосылкой эффек­ тивного использования новой техники, технологии, других дости­ жений научно-технического прогресса, их дальнейшего совершен­ ствования и развития. Более того, без постоянного повышения квалификации, культурно-технического уровня рабочих невоз­ можно, как было показано выше, решение многих социальных проблем, само, наконец, формирование личности нового типа. С каждым годом, по мере расширения и ускорения научно-тех­ нического прогресса, эти истины становятся все более очевидны­ ми, роль и значение человека в производстве непрерывно возра­ стают. Последнее, в частности, связано также и с тем, что по мере научно-технического прогресса в производство внедряются все более сложная и дорогостоящая техника п технология, эффек­ тивное использование и совершенствование которых можно дове-

208


рить только высококвалифицированным рабочим. Сейчас, как ни­ когда раньше, человеку на производстве доверяются огромные ценности, в его руках находятся сложнейшие, уникальные станки и аппараты, машины и механизмы, неквалифицированная эксплуатация которых может привести к их поломке, порче, при­ несет предприятию, обществу экономический и социальный ущерб.

В заключение этого раздела остановимся вкратце на так на­ зываемой проблеме деквалификации. Выше уже говорилось, что по мере технического прогресса и, в частности, автоматизации изменяются содержание квалификации, соотношение теоретиче­ ских знаний и профессиональных приемов, навыков, опыта, ма­ стерства. Этот процесс некоторыми зарубежными, да и отдельны­ ми советскими учеными расценивается как процесс деквалифика­ ции рабочих. В соответствии с такого рода концепциями возрастают роль и значение общеобразовательных знаний и соот­ ветственно падает удельный вес навыков, приемов, индивидуаль­ ного мастерства, опыта. «Мотивом автоматизации,— пишет один из родоначальников названной теории, профессор Р. Брайат,— является в действительности образование таких простых рабочих мест, что на них могут быть использованы малоквалифицирован­

ные рабочие...

На отдельных заводах,

которые

я исследовал,

автоматизация

предъявляет, несомненно, меньшие требования

к подготовке

большинства рабочих»

Такой же

точки зрения

придерживаются еще один из основоположников теории деквали­ фикации У. Бакингем и некоторые другие буржуазные ученые. По их мпеппю, по мере технического прогресса на промышлен­ ных и транспортных предприятиях число научных сотрудников, инженеров и техников будет увеличиваться, по одновременно воз­ растет удельный вес малоквалифицированных рабочих, различно­ го рода операторов («мальчиков у пульта»). Нужно сказать, что применительно к капиталистической промышленности и транс­ порту это в какой-то части справедливо, там действительно имеет место деквалификация рабочих. Дело в том, что снижение требований к навыкам, приемам, мастерству рабочих — это реаль­ ный элемент в процессе автоматизации. Но лишь на первом этапе ее, когда универсальные станки заменяются специализированны­ ми полуавтоматами и конвейерными линиями. Эта тенденция на первом этапе автоматизации пытается пробить себе дорогу и в ус­ ловиях социалистической промышленности и транспорта. Однако1

1 Вright Ы. V. Erhoht die Automatisierung die Auforderungen an das Konnen? — Forstschrittliche Betrieljsfiihrung», JNft 1, 1959, S. 12.

209



еще раз подчеркнем, что такая ситуация характерна для первого этапа автоматизации. Дальше же, по мере перехода к комплекс­ ной автоматизации, положение начинает резко меняться и по­ требность в рабочих высокой квалификации снова возрастает и притом значительно.

Эта же тенденция заметна, впрочем, и в условиях капитализ­ ма. Другое дело, что капиталистические предприниматели стре­ мятся всячески ей противодействовать, так как рост квалифика­ ции рабочих ведет к увеличению расходов на заработную плату, а значит, и к снижению прибыли. «В той мере, в какой мы при­ ближаемся к полной автоматизации,— пишет одна из известных американских газет,— растут расходы на оборудование, причем гораздо быстрее, чем снижаются расходы на рабочую силу. Из это­ го вытекает, что полная автоматизация может быть обоснованной лишь в немногих случаях» '. Поэтому капиталисты заинтересова­ ны в замораживании автоматизации производства на первых ее этапах, когда наличие специализированных полуавтоматов и кон­ вейерных линий позволяет им обходиться малоквалифицирован­ ными и неквалифицированными рабочими, выполняющими отдель­ ные операции. На профессиональную подготовку таких рабочих на капиталистических предприятиях нередко затрачивается толь­ ко 1—2 часа. Однако конкуренция и организованная борьба рабо­ чих за улучшение своего положения приводят к тому, что капи­ талист вынужден переходить от машин-полуавтоматов к комплекс­ ной и полной автоматизации и, следовательно, использовать в производстве квалифицированную рабочую силу. Таким обра­ зом, тенденция к деквалификации сталкивается по мере техни­ ческого прогресса с другой мощной тенденцией, связанной с не­ обходимостью повышения квалификации рабочих. Последняя, хотя и медленно, все же побеждает. Поэтому тенденция к деквалифи­ кации рабочих, осознанно поддерживаемая капитализмом, обус­ ловливается не технической стороной производства, не автомати­ зацией, а ограничениями, закономерностями самого капиталисти­ ческого общества. И не случайно, что все больше прогрессивно мыслящих буржуазных ученых вынуждены признавать, что де­ квалификация рабочих — это процесс скорее социальный, нежели чисто производственный и что зависит он прежде всего от обще­ ственного строя.

Что касается социалистической промышленности и транспорта, то здесь, как только что фиксировалось, наличествует тенденция1

1 «The Magazin of Wall Street», 24. V 1958.

210