Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 2
тении профессионально-технического уровня трудящихся путь решения и экономических (повышение производительности тру да) и социальных (уничтожение разделения труда, воспитание всесторонне развитых людей) задач.
Руководствуясь этими указаниями, Коммунистическая партия, Советское правительство неизменно подчеркивают, что развитие промышленности и транспорта может осуществляться эффектив но лишь при условии соответствия уровня профессионально-ква лификационной подготовки трудящихся уровню технического раз вития и организации производства. Поэтому вопросам повышения профессиональной квалификации и было уделено столь присталь ное внимание XXIV съездом КПСС, в Директивах которого запи сано, что для решения главных задач пятилетнего плана необхо димо «последовательно повышать уровень образования и квали фикации трудящихся, завершить переход ко всеобщему среднему образованию молодежи, осуществить необходимые меры по подготовке высококвалифицированных специалистов и рабочих и переподготовке кадров в связи с внедрением новой техники и улучшением организации производства» '.
Поставленные в этой области Коммунистической партией и Советским правительством задачи успешно реализуются. Доста точно сказать, что только в 1970 г. в школах по изучению пе редовых методов труда, в школах и на курсах обучения вторым и смежным профессиям, па курсах целевого обучения, на произ водственно-технических курсах и в других школах, училищах и на курсах прошло обучение для повышения квалификации 5 млн. 233 тыс. рабочих, что на 630 тыс., или на 14% больше, чем в 1966 г. Это данные только по промышленности. Кроме того, 703 тыс. рабочих прошли обучение и повышение квалификации на предприятиях транспорта. В 1970 г. более 20% рабочих про мышленности и транспорта прошли профессиональное обучение для повышения квалификации. Если взять все народное хозяй ство страны, то только в 1970 г. прошли профессиональное обу чение и повысили квалификацию 8 млн. 985 тыс. рабочих, что на 17% больше, чем в 1966 г.
Забота партии и правительства о профессионально-квалифика ционной подготовке станет еще более очевидной при ознакомле нии с профессионально-квалификационной структурой рабочей силы в промышленности (табл. 8).
Изучение профессионально-квалификационной структуры рабо-1
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с. 240.
2 07
|
|
Т а б л и ц а |
8 |
|
|
|
|
Изменения в квалификационной структуре рабочих |
|
||||||
|
в промышленности СССР (в %) |
|
|
||||
Категория рабочих |
1925 г. |
1927 г. |
1950 г. |
1953 г. |
1959 г. |
1961 г. |
1965 г. * 1970 г |
Квалифицированные |
18,5 |
40,5 |
49,6 |
50,6 |
51,7 |
64,6 |
62,2 |
Малоквалифицирован |
81,5 |
59,5 |
50,4 |
49,4 |
48,3 |
35,4 |
37,8 |
ные и неквалифици |
|
|
|
|
|
|
|
рованные |
|
|
|
|
|
|
|
* Данные по 1CG5 г. |
касаются лишь рабочих, тарифицируемых по новой, G-разрядной сет |
ке. Это составило |
72% от числа всех рабочих промышленности СССР. |
чего класса позволяет вскрыть еще одну тенденцию — сближение квалификационного уровня рабочих различных категорий, тенден цию, связанную с техническим прогрессом и целенаправленной политикой нашего общества в этой области и имеющую важное социальное значение с точки зрения воспитания всесторонне раз витых и всесторонне подготовленных людей.
Таким образом, развитие современной промышленности и тран спорта, повышение производительности труда, все это практиче ски невозможно без постоянного повышения уровня квалифика ции, культурно-технического уровня трудящихся вообще. Еще Н. Г. Чернышевский писал, что для повышения производитель ности труда важнейшее зпачение имеет «запас нравственных сил и умственных развитий в народе». И с этим нельзя не согласить ся, так как резерв квалификации, повышение культурно-техниче ского уровня рабочих являются важнейшей предпосылкой эффек тивного использования новой техники, технологии, других дости жений научно-технического прогресса, их дальнейшего совершен ствования и развития. Более того, без постоянного повышения квалификации, культурно-технического уровня рабочих невоз можно, как было показано выше, решение многих социальных проблем, само, наконец, формирование личности нового типа. С каждым годом, по мере расширения и ускорения научно-тех нического прогресса, эти истины становятся все более очевидны ми, роль и значение человека в производстве непрерывно возра стают. Последнее, в частности, связано также и с тем, что по мере научно-технического прогресса в производство внедряются все более сложная и дорогостоящая техника п технология, эффек тивное использование и совершенствование которых можно дове-
208
рить только высококвалифицированным рабочим. Сейчас, как ни когда раньше, человеку на производстве доверяются огромные ценности, в его руках находятся сложнейшие, уникальные станки и аппараты, машины и механизмы, неквалифицированная эксплуатация которых может привести к их поломке, порче, при несет предприятию, обществу экономический и социальный ущерб.
В заключение этого раздела остановимся вкратце на так на зываемой проблеме деквалификации. Выше уже говорилось, что по мере технического прогресса и, в частности, автоматизации изменяются содержание квалификации, соотношение теоретиче ских знаний и профессиональных приемов, навыков, опыта, ма стерства. Этот процесс некоторыми зарубежными, да и отдельны ми советскими учеными расценивается как процесс деквалифика ции рабочих. В соответствии с такого рода концепциями возрастают роль и значение общеобразовательных знаний и соот ветственно падает удельный вес навыков, приемов, индивидуаль ного мастерства, опыта. «Мотивом автоматизации,— пишет один из родоначальников названной теории, профессор Р. Брайат,— является в действительности образование таких простых рабочих мест, что на них могут быть использованы малоквалифицирован
ные рабочие... |
На отдельных заводах, |
которые |
я исследовал, |
автоматизация |
предъявляет, несомненно, меньшие требования |
||
к подготовке |
большинства рабочих» |
Такой же |
точки зрения |
придерживаются еще один из основоположников теории деквали фикации У. Бакингем и некоторые другие буржуазные ученые. По их мпеппю, по мере технического прогресса на промышлен ных и транспортных предприятиях число научных сотрудников, инженеров и техников будет увеличиваться, по одновременно воз растет удельный вес малоквалифицированных рабочих, различно го рода операторов («мальчиков у пульта»). Нужно сказать, что применительно к капиталистической промышленности и транс порту это в какой-то части справедливо, там действительно имеет место деквалификация рабочих. Дело в том, что снижение требований к навыкам, приемам, мастерству рабочих — это реаль ный элемент в процессе автоматизации. Но лишь на первом этапе ее, когда универсальные станки заменяются специализированны ми полуавтоматами и конвейерными линиями. Эта тенденция на первом этапе автоматизации пытается пробить себе дорогу и в ус ловиях социалистической промышленности и транспорта. Однако1
1 Вright Ы. V. Erhoht die Automatisierung die Auforderungen an das Konnen? — Forstschrittliche Betrieljsfiihrung», JNft 1, 1959, S. 12.
209
еще раз подчеркнем, что такая ситуация характерна для первого этапа автоматизации. Дальше же, по мере перехода к комплекс ной автоматизации, положение начинает резко меняться и по требность в рабочих высокой квалификации снова возрастает и притом значительно.
Эта же тенденция заметна, впрочем, и в условиях капитализ ма. Другое дело, что капиталистические предприниматели стре мятся всячески ей противодействовать, так как рост квалифика ции рабочих ведет к увеличению расходов на заработную плату, а значит, и к снижению прибыли. «В той мере, в какой мы при ближаемся к полной автоматизации,— пишет одна из известных американских газет,— растут расходы на оборудование, причем гораздо быстрее, чем снижаются расходы на рабочую силу. Из это го вытекает, что полная автоматизация может быть обоснованной лишь в немногих случаях» '. Поэтому капиталисты заинтересова ны в замораживании автоматизации производства на первых ее этапах, когда наличие специализированных полуавтоматов и кон вейерных линий позволяет им обходиться малоквалифицирован ными и неквалифицированными рабочими, выполняющими отдель ные операции. На профессиональную подготовку таких рабочих на капиталистических предприятиях нередко затрачивается толь ко 1—2 часа. Однако конкуренция и организованная борьба рабо чих за улучшение своего положения приводят к тому, что капи талист вынужден переходить от машин-полуавтоматов к комплекс ной и полной автоматизации и, следовательно, использовать в производстве квалифицированную рабочую силу. Таким обра зом, тенденция к деквалификации сталкивается по мере техни ческого прогресса с другой мощной тенденцией, связанной с не обходимостью повышения квалификации рабочих. Последняя, хотя и медленно, все же побеждает. Поэтому тенденция к деквалифи кации рабочих, осознанно поддерживаемая капитализмом, обус ловливается не технической стороной производства, не автомати зацией, а ограничениями, закономерностями самого капиталисти ческого общества. И не случайно, что все больше прогрессивно мыслящих буржуазных ученых вынуждены признавать, что де квалификация рабочих — это процесс скорее социальный, нежели чисто производственный и что зависит он прежде всего от обще ственного строя.
Что касается социалистической промышленности и транспорта, то здесь, как только что фиксировалось, наличествует тенденция1
1 «The Magazin of Wall Street», 24. V 1958.
210