Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
в сельском хозяйстве плп в других отраслях пародного хозяй ства страны. Рабочим необходима помощь, выражающаяся преж де всего в создании на предприятии необходимых социальных и психофизиологических условий, к основным из которых можно
отнести следующие.
Прежде всего на предприятии должен быть создан благоприят ный производственный климат для приема в коллектив нового ра бочего. Этот же климат в свою очередь зависит не только от работников отдела кадров, но и других административных работ ников предприятия, вступающих с новым рабочим в непосредст венный контакт, особенно в первые дни его пребывания на производстве. Это касается, в частности, начальника цеха, на чальника производственного участка, мастера или бригадира, инженера по охране труда и технике безопасности. Наконец, бла гоприятный производственный климат на производстве во многом зависит от отношения к этому важному делу партийной, проф союзной, комсомольской и других общественных организаций предприятия. Новый работник должен чувствовать благожела тельное к себе отношение со стороны всех работников предприя тия, имеющих отношение к его работе на предприятии, на данном рабочем месте, и прежде всего членов рабочего коллектива, в ко тором ему предстоит трудиться — коллектива бригады, смены, производственного участка.
На передовых предприятиях, где хорошо поставлена работа по производственной адаптации, новый рабочий встречает радушное отношение уже в заводоуправлении, в отделе кадров, где с ним проводится первая беседа и выясняются его профессиональные интересы, жизненные планы и стремления. Уже здесь рабочему примерно обрисовывается его профессионально-квалификацион ная карьера по той или иной профессии или специальности, дает ся первое представление о предприятии, о его продукции, о его народнохозяйственной значимости, об основных, уже сложивших ся, традициях, о передовиках и новаторах предприятия и т. д. На некоторых предприятиях новым рабочим демонстрируются спе циальные фильмы, вручаются брошюры или показываются музеи, посвященные истории и традициям предприятия, рассказываю щие о его производственных достижениях, о ветеранах, героях труда и орденоносцах. На отдельных предприятиях на такую первую беседу-ознакомление молодых рабочих, пришедших на производство впервые, приглашаются и их родители. Кстати, на некоторых предприятиях родители молодых рабочих пригла
шаются также на цеховые и заводские |
юбилейные торжества, |
на вечера отдыха и загородные экскурсии. |
Родители молодых ра |
2 1 7
бочих до начала такого рода вечеров и торжеств знакомятся с рабочими местами своих дочерей и сыновей. Все это имеет большое психологическое значение. От психологической обстанов ки, психологического климата в семье, отношения семьи к пред приятию, профессии, к работе в немалой мере зависят степень и эффективность производственной адаптации рабочего.
Немаловажное значение имеет обстановка, оформление помеще ния, в котором проводится первая беседа с новым рабочим. Неко торые предприятия организуют проведение таких встреч в клу бах, в домах и дворцах культуры. Нередко на беседу-ознакомле ние новых рабочих с предприятием приглашаются лучшие люди его, руководители цехов, смен, производственных участков, бригад, в которых новичкам предстоит работать в дальнейшем. Последние выступают с рассказом о производственных подразделениях, кото рыми они руководят. Здесь же во время встречи новые рабочие
знакомятся |
со своими непосредственными |
руководителями и |
с шефами, |
получают устную и письменную |
(в виде брошюр-про |
спектов или специальных карточек) информацию, включающую номер или название цеха, производственного участка, рабочей смены и бригады, фамилии непосредственных руководителей, правила внутреннего трудового распорядка, информацию о режи мах труда и отдыха, о времени выдачи заработной платы, о ча сах приема рабочих директором предприятия, его заместителями, руководителями отдела кадров, бухгалтерии и т. п., о месте их нахождения и телефонах. Новому рабочему дают также сведения о наличии, порядке работы и расположении общественных и спортивных организаций, местах отдыха и т. п. Материалы иссле дований подтверждают, что такого рода информация имеет боль шое психологическое значение для быстрой и эффективной про изводственной адаптации новых рабочих как для молодых, впер вые пришедших на производство, так и для тех, кто имеет стаж работы в общественном производстве. После встречи-ознакомле ния новые рабочие совершают с сопровождающим экскурсию по предприятию, знакомятся со своими рабочими местами, с кол лективами бригад, участков, на которых им предстоит тру диться.
Большее значение с точки зрения быстрой и эффективной адап тации имеет создание для вновь пришедшего рабочего условий, необходимых для нормальной, высокопроизводительной работы (использование рабочего на производстве в соответствии с про фессией и квалификацией, правильное определение места на про изводстве, правильные режимы труда и отдыха, четкая организа ция и обслуживание рабочего места и т. п.).
2 1 8
Во многом быстрая и правильная адаптация рабочего на произ водстве зависит также от оказания ему своевременной помощи в овладении работой, в изучении производственных условий и условий труда. Немаловажную роль в этом играют индивидуаль ное и коллективное шефство, различные формы организации тру да и обучения нового рабочего.
Особые условия производственной адаптации необходимы для рабочих, пришедших на производство после окончания учебы в общеобразовательной школе. Здесь имеется несколько форм производственной адаптации. В одном случае выпускники школы распределяются по нескольку человек в уже имеющиеся в цехе, на производственном участке бригады, где они под руководством бригадира и при активном участии членов бригады проходят профессиональную подготовку методом бригадного обучения и одновременно приспосабливаются к производственной среде, акклиматизируются в коллективе. Это наиболее оптимальная фор ма производственной адаптации, так как здесь новому рабочему оказывают помощь несколько рабочих, уже имеющих опыт рабо ты на предприятии. В данном случае важно лишь, чтобы в кол лективах бригад была проведена предварительная разъяснитель ная работа и создан необходимый психологический климат для радушного приема новичков, для оказания им необходимой по мощи и поддержки. В другом случае выпускники школы объеди няются в одну новую бригаду во главе с уже опытным, кадровым рабочим, выполняющим роль и инструктора производственного обучения, и шефа, помогающего молодым людям быстро и пра вильно адаптироваться на производстве. Всего более желательна такая ситуация, когда бригадир не выполняет на производствен ном участке никаких других функций и не несет ответственности за производственную программу. К сожалению, чаще всего функ ции шефа и инструктора производственного обучения возлагают ся на мастера или начальника производственного участка, кото рые вынуждены заниматься и другими, чисто производственными делами. В этом случае они не имеют достаточного времени для оказания помощи молодым, вновь пришедшим на производство рабочим. Дело осложняется и тем обстоятельством, что за одним мастером, несущим ответственность за выполнение на каком-то участке производственной программы, закрепляются, как прави ло, 15—20 молодых рабочих и практически он не имеет времени не только для серьезной воспитательной работы, но даже и для глубокого знакомства со своими подшефными рабочими или уче никами. Это немедленно отражается на сроках и эффективности производственной адаптации рабочих.
219
Нередко один-два выпускника школ закрепляются за высоко квалифицированными рабочими, имеющими опыт профессиональ ного обучения и воспитания молодежи, под руководством которо го они и проходят профессиональную подготовку и процесс про изводственной адаптации. В этом случае закрепление за каждым рабочим индивидуального шефа не имеет смысла, поскольку рабо чий-инструктор производственного обучения выступает и в роли индивидуального шефа, заботящегося о быстрой и эффективной производственной адаптации рабочего. Во всех же других назван ных выше случаях такое индивидуальное шефство является, как показывают материалы исследования, просто необходимым. Это можно объяснить следующим. Для каждого молодого человека, впервые пришедшего на предприятие, процесс профессионального обучения тесно переплетается с процессом усвоения норм комму нистической морали, новых для него ценностей и идеалов, правил поведения. Кроме того, у молодого человека процесс производст венной адаптации тесно переплетается с процессом утверждения в коллективе, в обществе, личностного формирования. Естествен но, что помимо общей коллективной помощи ему нужна еще в этот период и дружеская, товарищеская поддержка со стороны какогото человека, которому он верит и которому хотел бы подражать. Материалы целого ряда исследований показывают, что таким че ловеком для молодого рабочего, впервые пришедшего на произ водство, в большинстве случаев является именно индивидуальный шеф, уделяющий новичку достаточно много внимания. К сожале нию, как и в случае создания из новичков отдельных бригад во главе с опытным бригадиром или мастером, так и в случае, когда несколько рабочих вливаются в уже сложившийся коллектив, индивидуальное шефство практикуется редко. Вся забота о моло дом рабочем заключается лишь в обучении его трудовым прие мам, навыкам, техническому мастерству. А молодому рабочему этого мало. Данная проблема может быть решена только путем закрепления буквально за каждым молодым рабочим индиви дуального шефа из кадровых, пользующихся авторитетом рабо чих, партийных, профсоюзных и комсомольских активистов. И эта шефская опека должна осуществляться до полной адаптации мо лодых рабочих на производстве, сроки которой различными уче ными определяются в пределах от одного года до двух лет.
Изучение имеющегося опыта показывает, что индивидуальное шефство дает положительный эффект в том случае, если оно при меняется в процессе производственной адаптации не только к мо лодежи, пришедшей на производство прямо из общеобразователь ной школы, но и к выпускникам профессионально-технических
220