Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в сельском хозяйстве плп в других отраслях пародного хозяй­ ства страны. Рабочим необходима помощь, выражающаяся преж­ де всего в создании на предприятии необходимых социальных и психофизиологических условий, к основным из которых можно

отнести следующие.

Прежде всего на предприятии должен быть создан благоприят­ ный производственный климат для приема в коллектив нового ра­ бочего. Этот же климат в свою очередь зависит не только от работников отдела кадров, но и других административных работ­ ников предприятия, вступающих с новым рабочим в непосредст­ венный контакт, особенно в первые дни его пребывания на производстве. Это касается, в частности, начальника цеха, на­ чальника производственного участка, мастера или бригадира, инженера по охране труда и технике безопасности. Наконец, бла­ гоприятный производственный климат на производстве во многом зависит от отношения к этому важному делу партийной, проф­ союзной, комсомольской и других общественных организаций предприятия. Новый работник должен чувствовать благожела­ тельное к себе отношение со стороны всех работников предприя­ тия, имеющих отношение к его работе на предприятии, на данном рабочем месте, и прежде всего членов рабочего коллектива, в ко­ тором ему предстоит трудиться — коллектива бригады, смены, производственного участка.

На передовых предприятиях, где хорошо поставлена работа по производственной адаптации, новый рабочий встречает радушное отношение уже в заводоуправлении, в отделе кадров, где с ним проводится первая беседа и выясняются его профессиональные интересы, жизненные планы и стремления. Уже здесь рабочему примерно обрисовывается его профессионально-квалификацион­ ная карьера по той или иной профессии или специальности, дает­ ся первое представление о предприятии, о его продукции, о его народнохозяйственной значимости, об основных, уже сложивших­ ся, традициях, о передовиках и новаторах предприятия и т. д. На некоторых предприятиях новым рабочим демонстрируются спе­ циальные фильмы, вручаются брошюры или показываются музеи, посвященные истории и традициям предприятия, рассказываю­ щие о его производственных достижениях, о ветеранах, героях труда и орденоносцах. На отдельных предприятиях на такую первую беседу-ознакомление молодых рабочих, пришедших на производство впервые, приглашаются и их родители. Кстати, на некоторых предприятиях родители молодых рабочих пригла­

шаются также на цеховые и заводские

юбилейные торжества,

на вечера отдыха и загородные экскурсии.

Родители молодых ра­

2 1 7


бочих до начала такого рода вечеров и торжеств знакомятся с рабочими местами своих дочерей и сыновей. Все это имеет большое психологическое значение. От психологической обстанов­ ки, психологического климата в семье, отношения семьи к пред­ приятию, профессии, к работе в немалой мере зависят степень и эффективность производственной адаптации рабочего.

Немаловажное значение имеет обстановка, оформление помеще­ ния, в котором проводится первая беседа с новым рабочим. Неко­ торые предприятия организуют проведение таких встреч в клу­ бах, в домах и дворцах культуры. Нередко на беседу-ознакомле­ ние новых рабочих с предприятием приглашаются лучшие люди его, руководители цехов, смен, производственных участков, бригад, в которых новичкам предстоит работать в дальнейшем. Последние выступают с рассказом о производственных подразделениях, кото­ рыми они руководят. Здесь же во время встречи новые рабочие

знакомятся

со своими непосредственными

руководителями и

с шефами,

получают устную и письменную

(в виде брошюр-про­

спектов или специальных карточек) информацию, включающую номер или название цеха, производственного участка, рабочей смены и бригады, фамилии непосредственных руководителей, правила внутреннего трудового распорядка, информацию о режи­ мах труда и отдыха, о времени выдачи заработной платы, о ча­ сах приема рабочих директором предприятия, его заместителями, руководителями отдела кадров, бухгалтерии и т. п., о месте их нахождения и телефонах. Новому рабочему дают также сведения о наличии, порядке работы и расположении общественных и спортивных организаций, местах отдыха и т. п. Материалы иссле­ дований подтверждают, что такого рода информация имеет боль­ шое психологическое значение для быстрой и эффективной про­ изводственной адаптации новых рабочих как для молодых, впер­ вые пришедших на производство, так и для тех, кто имеет стаж работы в общественном производстве. После встречи-ознакомле­ ния новые рабочие совершают с сопровождающим экскурсию по предприятию, знакомятся со своими рабочими местами, с кол­ лективами бригад, участков, на которых им предстоит тру­ диться.

Большее значение с точки зрения быстрой и эффективной адап­ тации имеет создание для вновь пришедшего рабочего условий, необходимых для нормальной, высокопроизводительной работы (использование рабочего на производстве в соответствии с про­ фессией и квалификацией, правильное определение места на про­ изводстве, правильные режимы труда и отдыха, четкая организа­ ция и обслуживание рабочего места и т. п.).

2 1 8


Во многом быстрая и правильная адаптация рабочего на произ­ водстве зависит также от оказания ему своевременной помощи в овладении работой, в изучении производственных условий и условий труда. Немаловажную роль в этом играют индивидуаль­ ное и коллективное шефство, различные формы организации тру­ да и обучения нового рабочего.

Особые условия производственной адаптации необходимы для рабочих, пришедших на производство после окончания учебы в общеобразовательной школе. Здесь имеется несколько форм производственной адаптации. В одном случае выпускники школы распределяются по нескольку человек в уже имеющиеся в цехе, на производственном участке бригады, где они под руководством бригадира и при активном участии членов бригады проходят профессиональную подготовку методом бригадного обучения и одновременно приспосабливаются к производственной среде, акклиматизируются в коллективе. Это наиболее оптимальная фор­ ма производственной адаптации, так как здесь новому рабочему оказывают помощь несколько рабочих, уже имеющих опыт рабо­ ты на предприятии. В данном случае важно лишь, чтобы в кол­ лективах бригад была проведена предварительная разъяснитель­ ная работа и создан необходимый психологический климат для радушного приема новичков, для оказания им необходимой по­ мощи и поддержки. В другом случае выпускники школы объеди­ няются в одну новую бригаду во главе с уже опытным, кадровым рабочим, выполняющим роль и инструктора производственного обучения, и шефа, помогающего молодым людям быстро и пра­ вильно адаптироваться на производстве. Всего более желательна такая ситуация, когда бригадир не выполняет на производствен­ ном участке никаких других функций и не несет ответственности за производственную программу. К сожалению, чаще всего функ­ ции шефа и инструктора производственного обучения возлагают­ ся на мастера или начальника производственного участка, кото­ рые вынуждены заниматься и другими, чисто производственными делами. В этом случае они не имеют достаточного времени для оказания помощи молодым, вновь пришедшим на производство рабочим. Дело осложняется и тем обстоятельством, что за одним мастером, несущим ответственность за выполнение на каком-то участке производственной программы, закрепляются, как прави­ ло, 15—20 молодых рабочих и практически он не имеет времени не только для серьезной воспитательной работы, но даже и для глубокого знакомства со своими подшефными рабочими или уче­ никами. Это немедленно отражается на сроках и эффективности производственной адаптации рабочих.

219



Нередко один-два выпускника школ закрепляются за высоко­ квалифицированными рабочими, имеющими опыт профессиональ­ ного обучения и воспитания молодежи, под руководством которо­ го они и проходят профессиональную подготовку и процесс про­ изводственной адаптации. В этом случае закрепление за каждым рабочим индивидуального шефа не имеет смысла, поскольку рабо­ чий-инструктор производственного обучения выступает и в роли индивидуального шефа, заботящегося о быстрой и эффективной производственной адаптации рабочего. Во всех же других назван­ ных выше случаях такое индивидуальное шефство является, как показывают материалы исследования, просто необходимым. Это можно объяснить следующим. Для каждого молодого человека, впервые пришедшего на предприятие, процесс профессионального обучения тесно переплетается с процессом усвоения норм комму­ нистической морали, новых для него ценностей и идеалов, правил поведения. Кроме того, у молодого человека процесс производст­ венной адаптации тесно переплетается с процессом утверждения в коллективе, в обществе, личностного формирования. Естествен­ но, что помимо общей коллективной помощи ему нужна еще в этот период и дружеская, товарищеская поддержка со стороны какогото человека, которому он верит и которому хотел бы подражать. Материалы целого ряда исследований показывают, что таким че­ ловеком для молодого рабочего, впервые пришедшего на произ­ водство, в большинстве случаев является именно индивидуальный шеф, уделяющий новичку достаточно много внимания. К сожале­ нию, как и в случае создания из новичков отдельных бригад во главе с опытным бригадиром или мастером, так и в случае, когда несколько рабочих вливаются в уже сложившийся коллектив, индивидуальное шефство практикуется редко. Вся забота о моло­ дом рабочем заключается лишь в обучении его трудовым прие­ мам, навыкам, техническому мастерству. А молодому рабочему этого мало. Данная проблема может быть решена только путем закрепления буквально за каждым молодым рабочим индиви­ дуального шефа из кадровых, пользующихся авторитетом рабо­ чих, партийных, профсоюзных и комсомольских активистов. И эта шефская опека должна осуществляться до полной адаптации мо­ лодых рабочих на производстве, сроки которой различными уче­ ными определяются в пределах от одного года до двух лет.

Изучение имеющегося опыта показывает, что индивидуальное шефство дает положительный эффект в том случае, если оно при­ меняется в процессе производственной адаптации не только к мо­ лодежи, пришедшей на производство прямо из общеобразователь­ ной школы, но и к выпускникам профессионально-технических

220