Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
часовом заводе посвящение в рабочие связывается с принятием торжественного обещания, в торжественной обстановке, перед развернутым Красным знамепем предприятия. Здесь же молодым рабочим вручаются трудовые книжки и пропуска на завод, инфор мационные карточки о жизни и деятельности предприятия. Все эти формы приема молодых рабочих в коллектив предприятия оказывают большое эмоциональное воздействие на юношей и де вушек, способствуют сокращению сроков и повышению эффектив ности производственной адаптации. Торжественные ритуалы вру чения трудовых путевок и посвящения молодежи в рабочий класс уже многие годы существуют на Нижне-Тагильском металлурги ческом комбинате, на Омском приборостроительном заводе им. Ко зицкого. Здесь же выработались и ритуалы торжественного вру чения молодым рабочим первой заработной платы, празднования совершеннолетия и т. п. На Нижне-Тагильском металлургиче ском комбинате, кроме того, на каждого молодого, впервые при шедшего на предприятие рабочего заводится специальный «Тру довой паспорт», в котором фиксируются наиболее значительные его успехи в учебе и труде, участие в общественной жизни. Все эти средства эмоционального и социально-психологического воз действия ускоряют процесс производственной, да и не только производственной, но и социальной адаптации молодых рабочих, и, следовательпо, формирования коммунистической личности. К сожалению, такого рода работа с новыми и особенно с моло дыми рабочими проводится далеко не на всех промышленных и транспортных предприятиях. Более того, нередко новым рабочим не уделяется вообще никакого внимания, их даже не представ ляют рабочим коллектива, в котором им предстоит работать. Все это не может не отразиться на сроках и эффективности произ водственной адаптации рабочих.
Большая роль в производственной адаптации рабочих по-преж нему принадлежит материальному и моральному стимулированию. Если даже кадровому, имеющему большой стаж работы на данном предприятии рабочему обидно, когда какое-либо из его производ ственных достижений осталось незамеченным в цехе, на произ водственном участке, в бригаде и не было отмечено руководством, то новый рабочий, особенно если он впервые пришел на производ ство, такое невнимание переживает исключительно остро, расце нивает как пренебрежительное к нему отношение, теряет веру в справедливость, уважение к своим руководителям, к товари щам по труду. Как показывают исследования, дело совсем не в размере премии, не в степени морального поощрения, а в том, чтобы ни одно из производственных достижений не осталось не
2 26
замеченным членами коллектива, непосредственными руководите лями. Точно так же не должно остаться незамеченным, пройти безнаказанным любое, даже незначительное нарушение новым ра бочим трудовой и технологической дисциплины. И дело вовсе не в тяжести наказания, а в его неотвратимости. И это положение исключительно правильно, так как безнаказанность за проступок не только приводит к постепенному снижению уровня трудовой дисциплины, но и мешает работе по формированию личности. Более того, как показывают данные исследований, безнаказан ность своих поступков в области трудовой и технологической дисциплины, так же как и невнимательное отношение к трудовым достижениям, расценивается' подавляющим большинством рабо чих как пренебрежительное, невнимательное к себе отношение, недооценка их как личности. В то же время на целом ряде предприятий порицания и наказания за нарушения трудовой и технологической дисциплины даже не относят к системе стимули рования труда.
Вся система производственной адаптации на промышленных, транспортных предприятиях должна носить плановый характер. Только в этом случае она принесет ожидаемый экономический и социальный эффект. При этом формы, средства и методы быстрой и эффективной производственной адаптации необходимо планиро вать дифференцированно применительно к различным социально демографическим и профессионально-квалификационным группам рабочих. Это и понятно, так как на предприятия приходят рабо чие, отличающиеся по возрасту, по полу, по уровню профессио нально-технической и общеобразовательной подготовки, культур ного развития, с различными жизненными планами, стремления ми, установками, с различной степенью зрелости мировоззрения. И только дифференцированный подход может обеспечить быст рую и эффективную производственную адаптацию различных лю дей к производству, к производственной, социальной и психофи зиологической среде.
Любые применяемые формы и методы адаптации работника к коллективу оказывают также влияние и на адаптируемого. Ра бочий, пришедший в коллектив и намеревающийся и впредь ос таться в нем, часто вынужден менять некоторые свои жизнен ные установки, нормы поведения, ценностные ориентации. Кстати, социологи и психологи различают несколько этапов адаптации личности к коллективу. Наиболее четко, пожалуй, эти ступени обозначены у С. А. Кугеля и О. М. Никандрова !.1
1Кугель С. А., Никандров О. М. Молодые инженеры. М., «Мысль», 1971.
227 |
8* |
1- й этап — внешняя переориентация, когда индивид не призна ет систему ценностных ориентаций коллектива, действует в соот ветствии со своими взглядами, но внешне этого не подчерки вает. Это низшая форма адаптации.
2- й этап — и личность, и коллектив признают правомерность допустимость эталонов поведения друг друга, но каждая из сторон живет пока еще по системе своих ценностных ориента ций.
3- й этап — аккомодация. Личность воспринимает систему цен ностных ориентаций коллектива, но и коллектив кое-что перени мает у личности.
4- й этап — ассимиляция, т. е. полное или почти полное при нятие индивидом эталонов поведения, ценностных ориентаций, ус тановок коллектива.
Являясь элементом организации труда на предприятии и со циально-экономическим фактором повышения производительности труда, производственная адаптация рабочих приобретает с каж дым годом все более важное значение. Это связано с целым ря дом обстоятельств, в том числе и с тем, что на предприятия промышленности и транспорта приходит все больше рабочих с высоким общеобразовательным уровнем. Как это явствует из ре зультатов целого ряда исследований, рабочие, имеющие закон ченное среднее образование, быстрее адаптируются на производ стве, чем, скажем, рабочие, имеющие общее образование в объе ме 5—7 классов. В то же время они более требовательны к ус ловиям производственной адаптации, нуждаются в применении к ним наиболее совершенных методов и средств акклиматизации. Для рабочих, имеющих высокий общеобразовательный уровень, большое значение имеет, например, содержание труда, наличие в выполняемой работе элементов творчества, видение ими перспек тив профессионально-квалификационного роста.
Говоря об адаптации личности к производственному коллекти ву, следует подчеркнуть, что если мы уже добились определен ных успехов в биологической адаптации индивида к производст венной среде, то в области психофизиологической адаптации личности на наших предприятиях делается еще очень и очень мало. А ведь человек не только биологическое, но прежде все го социальное существо. В этой связи важно отметить, что про блема адаптации рабочего, прежде всего молодого рабочего в про изводственном коллективе, выходит за рамки предприятия и включает в себя и адаптацию к новым условиям быта, к новым условиям досуга, к новому положению в семье. Здесь уже про блема адаптации тесно переплетается с проблемой социализации
228
человека вообще. Но это особый вопрос, требующий специального
идетального анализа.
Взаключение этого раздела важно, по нашему мнению, обра тить внимание на недостаточную научную разработанность про блем производственной адаптации рабочих. Фундаментальные ис следования в этой области практически почти отсутствуют. Изу чение проблем адаптации рабочих на производстве осуществляет
ся научными и практическими работниками, как правило, попутно с исследованием каких-либо других проблем: например, отноше ния к труду, психологического микроклимата в коллективе, про блем формирования трудового коллектива, социализации человека и т. д. Этого явно недостаточно, так как вопросы производст венной адаптации — это сама по себе исключительно важная, серьезная проблема, имеющая большое народнохозяйственное значение.
VII. Организация трудового процесса
Рациональная организация процесса труда должна обеспечить выполнение производственной программы, высокую производи тельность труда, полное использование рабочего времени и высо кое качество выполняемых работ или выпускаемой продукции с минимальными трудовыми и материальными затратами. Будучи существенным элементом организации труда и одним из социаль но-экономических факторов повышения его производительности, организация трудового процесса в то же время содержит целый ряд социальных аспектов, выступает на предприятии в качестве одного из условий формирования личности рабочего, формирова ния трудового коллектива.
Эффективность организации трудового процесса зависит от уров ня организации производства, от применяемых форм разделения, кооперации и специализации труда, от расстановки и использо вания на производстве работников, от того, насколько эффектив ны установленные на производстве режимы труда и отдыха. Она зависит также и от правильно найденного сочетания системы человек — машина, от того, насколько умело приспособлены тех ника (станки, оборудование, приспособления, инструменты и т. п.) к психофизиологическим качествам человека, от того, насколько рационально построены и функционируют другие элементы орга низации труда, такие, в частности, как организация и обслужи вание рабочих мест, условия труда, трудовая дисциплина, социа листическое соревнование, подготовка и повышение квалифика ции рабочих и др. Все перечисленные условия эффективной организации трудового процесса являются в то же время и основ ными его элементами, функционирование которых обусловлива ет рациональное соединение рабочей силы со средствами произ
230
водства. Нее элементы организации трудового процесса тесно взаимосвязаны друг с другом, образуют единое целое и могут быть представлены в виде системы.
Любой трудовой процесс, внешне кажущийся беспрерывным, на самом деле осуществляется законченными и постоянно по вторяющимися трудовыми циклами. В свою очередь каждый та кой цикл включает в себя как бы три фазы: подготовительную, непосредственного выполнения работы и контрольную. Фаза непо средственного выполнения работы классифицируется на элемен ты: операция, переход, проход, трудовое движение, трудовое дей ствие, трудовой прием. Между элементами фазы «непосредствен ное выполнение работы» имеется своя взаимосвязь. Основную часть этой фазы составляет операция, которая в свою очередь имеет технологическое и трудовое разделение. Технологически операция подразделяется на переходы и проходы. По трудовому признаку операция дифференцируется на трудовые приемы, трудовые действия, трудовые движения и группы трудовых дви жений или их комплексы. Трудовой цикл повторяется вместе с производственным циклом. Последний же представляет собой по следовательный ряд частичных производственных процессов, вы полняемых при изготовлении продукции. В свою очередь произ водственный и трудовой процессы подразделяются на время про изводства и время перерывов.
Детальное рассмотрение всех элементов трудового цикла, его отдельных фаз не входит в задачу настоящей работы. Рассмот рим подробно лишь наиболее существенные компоненты органи зации трудового процесса, их экономическую и социальную зна чимость и пути совершенствования. Что касается приемов труда, трудовых действий и трудовых движений, то мы вернемся к ним далее при рассмотрении вопросов режимов труда и отдыха рабо чих на производстве.
Эффективная организация трудового процесса предполагает пе риодически повторяющиеся в пространстве и времени циклы тру да во всех ее трех фазах. Нарушение этого условия на произ водстве приводит к отрицательным экономическим и социальным последствиям, снижению уровня организации труда, мешает по вышению его производительности и формированию личности но вого типа.
Каждая из трех фаз трудового цикла может осуществляться различными методами и приемами, с использованием различных форм и средств. Остановимся прежде всего на одном из основ ных условий эффективности организации трудового процесса — рациональпой организации производства.
231