Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

училищ, к молодежи, прошедшей фабрично-заводское обучение или вольнонаемной. Более того, в индивидуальном шефстве нуж­ даются и рабочие, уже имеющие большой производственный стаж и пришедшие на предприятие в порядке перевода, по собствен­ ному желанию и т. п. Индивидуальное шефство помогает и таким рабочим быстрее акклиматизироваться в коллективе, приспосо­ биться к новым производственным условиям и условиям труда, достичь высоких производственных показателей. Тем более что, как показывают данные исследований, примерно 65—70% даже квалифицированных и имеющих стаж работы в общественном производстве рабочих при переходе с одного предприятия на дру­ гое меняют профессию или специальность.

В современных условиях развития промышленности и транс­ порта индивидуальное шефство особенно необходимо для учени­ ков, поступающих на предприятия по вольному найму и прохо­ дящих здесь профессиональную подготовку методом индивидуаль­

но-бригадного

обучения. Невнимание к ученикам приводит

в большинстве

случаев к увольнению их по собственному жела­

нию еще в процессе учебы, а чаще всего в течение первых двух-трех месяцев пребывания на предприятии.

Эффективность индивидуального шефства над новыми рабочи­ ми во многом зависит от того, насколько сам шеф является при­ мером для молодого рабочего не только в трудовой, но и в обще­ ственной деятельности, придерживается ли он принципов и норм коммунистической морали, обладает ли способностями и умением передать лучшие свои качества подопечному рабочему, стремится ли он предостеречь его от отрицательных влияний, действий и поступков, способен ли он, наконец, привить новому рабочему чувство любви и гордости к своей профессии, к цеху, к пред­ приятию, к коллективу. Успеха в этой области можно добиться лишь в случае, когда шеф распространяет свое влияние не только на производственную, трудовую деятельность своего подопечно­ го, но и на сферу быта и отдыха нового рабочего. На передовых предприятиях индивидуальное шефство и осуществляется именно в широком диапазоне: оно распространяется на сферу труда, быта и отдыха новичка, независимо от того, молодой это рабочий или рабочий, уже имеющий стаж работы на других предприятиях. Здесь шефство над новыми, а особенно над молодыми рабочими осуществляется не только на протяжении периода, непосредствен­ но предшествующего присвоению рабочему разряда, а вплоть до полной его адаптации и на производстве, и за его пределами.

На целом ряде предприятий Горького индивидуальное шефство приняло форму движения под девизом «ни одного отстающего ря­

221


дом». Здесь поставлена задача помочь каждому рабочему с недо­ статочным производственным опытом, низкой общественной активностью, добиться высоких производственных показателей в труде, включиться в общественную жизнь, стать квалифициро­ ванным рабочим, творчески активной личностью. Это ценное дви­ жение получило одобрение и поддержку ЦК ВЛКСМ, и сейчас инициатива горьковчан подхвачена коллективами промышленных

итранспортных предприятий других городов и районов страны. Индивидуальное шефство над новыми рабочими не исключает

применения других, в том числе коллективных, форм работы по производственной адаптации новичков. В этой связи представляет интерес распространение в последнее время соревнования за по­ четное звание «лучший по профессии». Вовлечение всех моло­ дых, вновь поступивших рабочих в эту форму социалистического соревнования значительно ускоряет производственную адаптацию. Такую же роль играют и вечера встреч молодых рабочих с кадро­ выми рабочими, с передовиками и новаторами производства, с ве­ теранами гражданской и Великой Отечественной войны, со стары­ ми большевиками, работающими или ранее работавшими на данном предприятии. Одной из коллективных форм адаптации на производстве можно также считать и вовлечение новичков из мо­ лодежи в имеющиеся на многих предприятиях Советы молодых ра­ бочих.

Все названные выше и многие другие формы оказания помощи вновь пришедшим рабочим до полной их адаптации к производ­ ственной, социальной и психофизиологической среде предприя­ тия, до достижения полного взаимодействия личности и трудового коллектива должны применяться с учетом конкретных условий предприятия, особенностей его развития.

Немаловажное значение имеют методы, пути, средства включе­ ния личности нового рабочего в производственный, трудовой кол­ лектив. Это самостоятельная и исключительно важная проблема, нуждающаяся в специальном рассмотрении. Здесь мы лишь отме­ тим, что личность включается в коллектив, адаптируется в кол­ лективе, вступает с ним во взаимодействие принудительно или добровольно. В этом процессе имеют место и объективные и субъективные моменты. Анализируя эту проблему, Л. В. Сохань, например, пишет, что нередко имеются элементы добровольного включения личности в трудовой коллектив, но субъективно, самим рабочим, это расценивается как принудительная форма, как наси­ лие над личностью. Важно найти такие методы, пути, средства адаптации личности в коллективе, чтобы рабочий воспринимал этот процесс как реализацию собственных планов, стремлений,


желаний. В противном случае адаптационный период затягивает­ ся, принимает нередко болезненные формы, а это немедленно от­ ражается на производственных показателях, приводит к отрица­ тельным социальным и психофизиологическим последствиям, мешает процессу формирования всесторонне развитой личности.

Особо следует остановиться на проблеме влияния коллектива на личность нового рабочего в процессе производственной адапта­ ции. Так, материалы исследований по проблемам текучести рабо­ чей силы, выполненных несколько лет назад лабораторией трудо­ вых ресурсов МГУ на 100 предприятиях Московской области и на 129 предприятиях Москвы, показывают, что новые рабочие, не сработавшиеся в первые месяцы работы с непосредственными руководителями, очень редко увольняются с предприятия по соб­ ственному желанию. В то же время новые рабочие, по каким либо причинам не сумевшие акклиматизироваться в своем тру­ довом коллективе, в подавляющем большинстве случаев уходят с предприятия. Это говорит о большой воздействующей силе кол­ лектива на человека в процессе производственной и социальной адаптации. Рабочий, акклиматизировавшийся в производственном коллективе, под влиянием последнего обычно изменяет отношение к труду, к профессии, к предприятию, совершенствует свои от­ дельные качества, развивает способности, формирует новые при­ вычки. Материалы исследований советских ученых показывают, например, что рабочие, положительно включенные в трудовой коллектив, значительно более удовлетворены своей работой, чем те, которые включены в трудовой коллектив еще недостаточно, и поэтому относятся к нему индифферентно. Это же подтверж­ дается и данными других исследований. Но здесь же имеет ме­ сто и обратное влияние рабочего на коллектив, на процесс фор­ мирования последнего. Это и есть система взаимодействия лично­ сти рабочего и трудового коллектива в процессе адаптации рабо­ чего на производстве, когда и личность и коллектив играют активную роль.

Эффективность, быстрота и многогранность адаптации новых рабочих в коллективе во многом зависят от степени зрелости последнего, от того, на какой стадии формирования он находит­ ся. Материалы исследований доказывают необходимость исключи­ тельно тщательного отбора трудовых коллективов, которые пред­ полагается использовать для производственной адаптации новых, особенно молодых рабочих. Это должны быть передовые в произ­ водственном отношении коллективы, отличающиеся в то же время хорошими межличностными отношениями, высоким уровнем кол­ лективности и где неформальные отношения могут обеспечить

2 2 3


правильное воспитание молодого рабочего, формирование его как личности нового типа.

Адаптация, акклиматизация рабочих, особенно молодых, в кол­ лективе имеет большое значение еще и в том отношении, что че­ рез производственный коллектив человек адаптируется и в обще­ стве, осваивает нормы социалистических отношений, делая тем самым огромный шаг на пути своего превращения в коммуни­ стическую личность.

Одним из условий успешной адаптации новых рабочих являет­ ся вовлечение каждого вновь пришедшего на предприятие рабо­ чего в активную общественную работу, формирование каждого из них как общественно активной личности. Процесс производствен­ ной адаптации и развития общественной активности рабочего на­ ходятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. И если обще­ ственная активность резко ускоряет процесс производственной и социальной адаптации, то и сама эффективная общественная дея­

тельность певозможна без приспособления к

производственной

среде, без «вживания» в трудовой коллектив.

на производстве,

Нередко

действенным

средством адаптации

в трудовом

коллективе

является вовлечение

молодого рабочего

в спортивную жизнь предприятия, включение его в спортивные кружки и секции, а также в различного рода кружки художест­ венной самодеятельности, культурно-просветительные учрежде­ ния предприятия, в концертные ансамбли и народные театры.

Исследования, выполненные на целом ряде предприятий Моск­ вы и Московской области, показали, что эффективность произ­ водственной адаптации во многом предопределяется той работой, которая проводится предприятием в соседних общеобразователь­ ных школах по профессиональной ориентации и профессиональ­ ной консультации. Передовые предприятия открывают в близле­ жащих школах пункты профконсультации и профориентации, устраивают для школьников дни открытых дверей, организуют встречи с передовиками и новаторами производства, с молодыми рабочими и ветеранами труда. С каждым годом все более укреп­ ляется взаимосвязь общеобразовательной школы с промышленны­ ми и транспортными предприятиями. И это приносит большой экономический и социальный эффект, способствует ускорению процесса производственной адаптации, процесса формирования коммунистической личности. Кстати, говоря о школе, необходимо

отметить, что

некоторые

ученые

связывают саму

обстановку

в школе, ее психологический климат с

формированием у моло­

дых людей

способностей

к адаптации

вообще, в том числе и

к адаптации

на

производстве. И

с этим

нельзя не

согласиться.

224


Формирование в школе коллективистских установок позволяет молодому человеку значительно проще и быстрее в дальнейшей жизни сходиться с людьми, включаться в систему межличност­ ных отношений, в различного рода группы, в том числе и в тру­ довой коллектив.

Школьники старших классов проходят на предприятиях произ­ водственную практику. Но в процессе ее им нередко не уде­ ляется необходимого внимания, они предоставлены сами себе. В то же время опыт ряда предприятий показывает, что внима­ тельное, чуткое отношение к школьникам в период их производ­ ственной практики во многом в дальнейшем, после прихода этих школьников на предприятие уже в качестве молодых рабочих, облегчает процесс производственной адаптации, акклиматизации в коллективе, процесс взаимодействия личности и производствен­ ной, социальной, психофизиологической среды предприятия. Это и понятно, так как еще в процессе производственной практики юно­ ши и девушки получают представление о различных профессиях и специальностях, о характере и условиях труда на тех или иных производственных участках, в какой-то мере привыкают к предприятию, завод или фабрика перестают быть для них «пу­ галом», и еще в период практики они устанавливают с рабочими предприятия деловые и дружеские связи.

На промышленных и транспортных предприятиях накопился уже большой опыт применения различных методов, путей, средств эффективной производственной адаптации новых рабочих. Этот опыт, однако, пока используется неудовлетворительно. Между тем следует обратить внимание, что в процессе профессионального отбора некоторые предприятия стали систематически опираться на помощь психологов, физиологов и социологов. Все поступаю­ щие на предприятие рабочие направляются на предварительную консультацию к этим специалистам для определения профессио­ нальной пригодности и правильного выбора профессии, специаль­ ности, с учетом способностей каждого, личных качеств, психофи­ зиологических особенностей, жизненных планов и склонностей. Вся эта работа имеет первостепенное значение не только для пра­ вильного профессионального отбора, но и является одним из серьезных условий эффективной производственной адаптации и прежде всего для молодых, впервые вовлеченных в общественное производство рабочих. На многих предприятиях сложились свои традиции приема молодых рабочих в коллектив, выработался определенный ритуал. Так, на московском заводе «Манометр» каждый из новых молодых рабочих проходит ритуал посвящения в рабочие: ему вручается «рабочая путевка». На 1-м московском

8 В. Г. Васильев

225