Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 211
Скачиваний: 2
училищ, к молодежи, прошедшей фабрично-заводское обучение или вольнонаемной. Более того, в индивидуальном шефстве нуж даются и рабочие, уже имеющие большой производственный стаж и пришедшие на предприятие в порядке перевода, по собствен ному желанию и т. п. Индивидуальное шефство помогает и таким рабочим быстрее акклиматизироваться в коллективе, приспосо биться к новым производственным условиям и условиям труда, достичь высоких производственных показателей. Тем более что, как показывают данные исследований, примерно 65—70% даже квалифицированных и имеющих стаж работы в общественном производстве рабочих при переходе с одного предприятия на дру гое меняют профессию или специальность.
В современных условиях развития промышленности и транс порта индивидуальное шефство особенно необходимо для учени ков, поступающих на предприятия по вольному найму и прохо дящих здесь профессиональную подготовку методом индивидуаль
но-бригадного |
обучения. Невнимание к ученикам приводит |
в большинстве |
случаев к увольнению их по собственному жела |
нию еще в процессе учебы, а чаще всего в течение первых двух-трех месяцев пребывания на предприятии.
Эффективность индивидуального шефства над новыми рабочи ми во многом зависит от того, насколько сам шеф является при мером для молодого рабочего не только в трудовой, но и в обще ственной деятельности, придерживается ли он принципов и норм коммунистической морали, обладает ли способностями и умением передать лучшие свои качества подопечному рабочему, стремится ли он предостеречь его от отрицательных влияний, действий и поступков, способен ли он, наконец, привить новому рабочему чувство любви и гордости к своей профессии, к цеху, к пред приятию, к коллективу. Успеха в этой области можно добиться лишь в случае, когда шеф распространяет свое влияние не только на производственную, трудовую деятельность своего подопечно го, но и на сферу быта и отдыха нового рабочего. На передовых предприятиях индивидуальное шефство и осуществляется именно в широком диапазоне: оно распространяется на сферу труда, быта и отдыха новичка, независимо от того, молодой это рабочий или рабочий, уже имеющий стаж работы на других предприятиях. Здесь шефство над новыми, а особенно над молодыми рабочими осуществляется не только на протяжении периода, непосредствен но предшествующего присвоению рабочему разряда, а вплоть до полной его адаптации и на производстве, и за его пределами.
На целом ряде предприятий Горького индивидуальное шефство приняло форму движения под девизом «ни одного отстающего ря
221
дом». Здесь поставлена задача помочь каждому рабочему с недо статочным производственным опытом, низкой общественной активностью, добиться высоких производственных показателей в труде, включиться в общественную жизнь, стать квалифициро ванным рабочим, творчески активной личностью. Это ценное дви жение получило одобрение и поддержку ЦК ВЛКСМ, и сейчас инициатива горьковчан подхвачена коллективами промышленных
итранспортных предприятий других городов и районов страны. Индивидуальное шефство над новыми рабочими не исключает
применения других, в том числе коллективных, форм работы по производственной адаптации новичков. В этой связи представляет интерес распространение в последнее время соревнования за по четное звание «лучший по профессии». Вовлечение всех моло дых, вновь поступивших рабочих в эту форму социалистического соревнования значительно ускоряет производственную адаптацию. Такую же роль играют и вечера встреч молодых рабочих с кадро выми рабочими, с передовиками и новаторами производства, с ве теранами гражданской и Великой Отечественной войны, со стары ми большевиками, работающими или ранее работавшими на данном предприятии. Одной из коллективных форм адаптации на производстве можно также считать и вовлечение новичков из мо лодежи в имеющиеся на многих предприятиях Советы молодых ра бочих.
Все названные выше и многие другие формы оказания помощи вновь пришедшим рабочим до полной их адаптации к производ ственной, социальной и психофизиологической среде предприя тия, до достижения полного взаимодействия личности и трудового коллектива должны применяться с учетом конкретных условий предприятия, особенностей его развития.
Немаловажное значение имеют методы, пути, средства включе ния личности нового рабочего в производственный, трудовой кол лектив. Это самостоятельная и исключительно важная проблема, нуждающаяся в специальном рассмотрении. Здесь мы лишь отме тим, что личность включается в коллектив, адаптируется в кол лективе, вступает с ним во взаимодействие принудительно или добровольно. В этом процессе имеют место и объективные и субъективные моменты. Анализируя эту проблему, Л. В. Сохань, например, пишет, что нередко имеются элементы добровольного включения личности в трудовой коллектив, но субъективно, самим рабочим, это расценивается как принудительная форма, как наси лие над личностью. Важно найти такие методы, пути, средства адаптации личности в коллективе, чтобы рабочий воспринимал этот процесс как реализацию собственных планов, стремлений,
желаний. В противном случае адаптационный период затягивает ся, принимает нередко болезненные формы, а это немедленно от ражается на производственных показателях, приводит к отрица тельным социальным и психофизиологическим последствиям, мешает процессу формирования всесторонне развитой личности.
Особо следует остановиться на проблеме влияния коллектива на личность нового рабочего в процессе производственной адапта ции. Так, материалы исследований по проблемам текучести рабо чей силы, выполненных несколько лет назад лабораторией трудо вых ресурсов МГУ на 100 предприятиях Московской области и на 129 предприятиях Москвы, показывают, что новые рабочие, не сработавшиеся в первые месяцы работы с непосредственными руководителями, очень редко увольняются с предприятия по соб ственному желанию. В то же время новые рабочие, по каким либо причинам не сумевшие акклиматизироваться в своем тру довом коллективе, в подавляющем большинстве случаев уходят с предприятия. Это говорит о большой воздействующей силе кол лектива на человека в процессе производственной и социальной адаптации. Рабочий, акклиматизировавшийся в производственном коллективе, под влиянием последнего обычно изменяет отношение к труду, к профессии, к предприятию, совершенствует свои от дельные качества, развивает способности, формирует новые при вычки. Материалы исследований советских ученых показывают, например, что рабочие, положительно включенные в трудовой коллектив, значительно более удовлетворены своей работой, чем те, которые включены в трудовой коллектив еще недостаточно, и поэтому относятся к нему индифферентно. Это же подтверж дается и данными других исследований. Но здесь же имеет ме сто и обратное влияние рабочего на коллектив, на процесс фор мирования последнего. Это и есть система взаимодействия лично сти рабочего и трудового коллектива в процессе адаптации рабо чего на производстве, когда и личность и коллектив играют активную роль.
Эффективность, быстрота и многогранность адаптации новых рабочих в коллективе во многом зависят от степени зрелости последнего, от того, на какой стадии формирования он находит ся. Материалы исследований доказывают необходимость исключи тельно тщательного отбора трудовых коллективов, которые пред полагается использовать для производственной адаптации новых, особенно молодых рабочих. Это должны быть передовые в произ водственном отношении коллективы, отличающиеся в то же время хорошими межличностными отношениями, высоким уровнем кол лективности и где неформальные отношения могут обеспечить
2 2 3
правильное воспитание молодого рабочего, формирование его как личности нового типа.
Адаптация, акклиматизация рабочих, особенно молодых, в кол лективе имеет большое значение еще и в том отношении, что че рез производственный коллектив человек адаптируется и в обще стве, осваивает нормы социалистических отношений, делая тем самым огромный шаг на пути своего превращения в коммуни стическую личность.
Одним из условий успешной адаптации новых рабочих являет ся вовлечение каждого вновь пришедшего на предприятие рабо чего в активную общественную работу, формирование каждого из них как общественно активной личности. Процесс производствен ной адаптации и развития общественной активности рабочего на ходятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. И если обще ственная активность резко ускоряет процесс производственной и социальной адаптации, то и сама эффективная общественная дея
тельность певозможна без приспособления к |
производственной |
||
среде, без «вживания» в трудовой коллектив. |
на производстве, |
||
Нередко |
действенным |
средством адаптации |
|
в трудовом |
коллективе |
является вовлечение |
молодого рабочего |
в спортивную жизнь предприятия, включение его в спортивные кружки и секции, а также в различного рода кружки художест венной самодеятельности, культурно-просветительные учрежде ния предприятия, в концертные ансамбли и народные театры.
Исследования, выполненные на целом ряде предприятий Моск вы и Московской области, показали, что эффективность произ водственной адаптации во многом предопределяется той работой, которая проводится предприятием в соседних общеобразователь ных школах по профессиональной ориентации и профессиональ ной консультации. Передовые предприятия открывают в близле жащих школах пункты профконсультации и профориентации, устраивают для школьников дни открытых дверей, организуют встречи с передовиками и новаторами производства, с молодыми рабочими и ветеранами труда. С каждым годом все более укреп ляется взаимосвязь общеобразовательной школы с промышленны ми и транспортными предприятиями. И это приносит большой экономический и социальный эффект, способствует ускорению процесса производственной адаптации, процесса формирования коммунистической личности. Кстати, говоря о школе, необходимо
отметить, что |
некоторые |
ученые |
связывают саму |
обстановку |
||
в школе, ее психологический климат с |
формированием у моло |
|||||
дых людей |
способностей |
к адаптации |
вообще, в том числе и |
|||
к адаптации |
на |
производстве. И |
с этим |
нельзя не |
согласиться. |
224
Формирование в школе коллективистских установок позволяет молодому человеку значительно проще и быстрее в дальнейшей жизни сходиться с людьми, включаться в систему межличност ных отношений, в различного рода группы, в том числе и в тру довой коллектив.
Школьники старших классов проходят на предприятиях произ водственную практику. Но в процессе ее им нередко не уде ляется необходимого внимания, они предоставлены сами себе. В то же время опыт ряда предприятий показывает, что внима тельное, чуткое отношение к школьникам в период их производ ственной практики во многом в дальнейшем, после прихода этих школьников на предприятие уже в качестве молодых рабочих, облегчает процесс производственной адаптации, акклиматизации в коллективе, процесс взаимодействия личности и производствен ной, социальной, психофизиологической среды предприятия. Это и понятно, так как еще в процессе производственной практики юно ши и девушки получают представление о различных профессиях и специальностях, о характере и условиях труда на тех или иных производственных участках, в какой-то мере привыкают к предприятию, завод или фабрика перестают быть для них «пу галом», и еще в период практики они устанавливают с рабочими предприятия деловые и дружеские связи.
На промышленных и транспортных предприятиях накопился уже большой опыт применения различных методов, путей, средств эффективной производственной адаптации новых рабочих. Этот опыт, однако, пока используется неудовлетворительно. Между тем следует обратить внимание, что в процессе профессионального отбора некоторые предприятия стали систематически опираться на помощь психологов, физиологов и социологов. Все поступаю щие на предприятие рабочие направляются на предварительную консультацию к этим специалистам для определения профессио нальной пригодности и правильного выбора профессии, специаль ности, с учетом способностей каждого, личных качеств, психофи зиологических особенностей, жизненных планов и склонностей. Вся эта работа имеет первостепенное значение не только для пра вильного профессионального отбора, но и является одним из серьезных условий эффективной производственной адаптации и прежде всего для молодых, впервые вовлеченных в общественное производство рабочих. На многих предприятиях сложились свои традиции приема молодых рабочих в коллектив, выработался определенный ритуал. Так, на московском заводе «Манометр» каждый из новых молодых рабочих проходит ритуал посвящения в рабочие: ему вручается «рабочая путевка». На 1-м московском
8 В. Г. Васильев |
225 |