Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
Как показывают исследования, эффективная организация тру дового процесса во многом зависит и от правильной расстановки рабочих на производстве, при которой достигаются слаженная работа всего коллектива, систематический рост производитель ности труда, снижение себестоимости и повышение качества из готовляемой продукции или выполняемых работ. Правильная рас становка рабочих на производстве должна обеспечить рациональ ное использование рабочего времени, высокий коэффициент полезного действия станков, механизмов, оборудования, приспособ лений и инструментов, оптимальное распределение и координацию функций между исполнителями. Важно при этом иметь в виду, что правильность выбора тех или иных форм разделения и ко операции труда на предприятии, в цехе, на производственном участке определяется именно расстановкой рабочих на производ стве. Разделение и кооперация труда являются как бы частью процесса расстановки рабочих на производстве, а через расста новку и элементом организации трудового процесса.
Расстановка рабочих на предприятии включает в себя расста новку рабочих по цехам, производственным участкам, рабочим местам и по сменам. Расстановка рабочих по цехам и производ ственным участкам зависит в первую очередь от производствен ной структуры предприятия. Комплекс производственных струк турных подразделений или состав цехов, служб и производствен ных участков, их величина, планировка и взаимодействие между собой и представляют производственную структуру предприятия. Последняя же в свою очередь зависит от сложности и объема производственной программы предприятия, от характера и типа производства, от климатических, природных условий и от целого ряда других факторов.
Нужно отметить, что современное промышленное или транспорт ное предприятие, обладает, как правило, сложной производствен ной структурой, включающей большое количество цехов, служб, производственных участков, что оказывает свое влияние на рас становку рабочих на производстве. При расстановке рабочих по цехам и производственным участкам учитывается как количе ственный, так и профессиональный и квалификационный состав рабочих. На некоторых предприятиях при расстановке рабочих по цехам и производственным участкам начинают учитывать и некоторые психофизиологические и социально-демографические качества рабочих, а также особенности и всего коллектива, отдельной личности. Расстановка рабочих по рабочим местам зависит от характера и типа производства, объема и сложности производственной программы производственного участка (или
20»
цеха, там, где отсутствуют участки), его величины, от приня тых форм разделения и кооперации труда, от производственных возможностей (наличие производственных площадей и необходи мого оборудования), от профессионально-квалификационного уров ня рабочих и от некоторых других условий.
В условиях конвейерно-поточного производства, например, ра бочие расстанавливаются по рабочим местам в соответствии с наличием и назначением рабочих мест или постов на линии. Для каждого рабочего места или поста подбираются рабочие требую щейся профессии и квалификации. При высоком ритме потока количество рабочих мест или рабочих постов, как правило, уве личивается или же одно рабочее место, рабочий пост начинают обслуживать двое или более рабочих. Правильная расстановка рабочих при поточно-конвейерном производстве по рабочим ме стам или по рабочим постам должна обеспечить: необходимую пропускную способность каждого рабочего места или поста; оди наковую трудоемкость работ каждого исполнителя: высокую про изводительность труда каждого рабочего; удобство выполнения работ каждому исполнителю независимо от других рабочих; нужную в соответствии с технологией последовательность выпол нения работ, исключающую, например, повторные разборочносборочные, регулировочные работы и т. п.; необходимый конт роль со стороны бригадира, мастера, начальника участка за последовательностью и качеством работы на каждом рабочем ме сте или посту; безопасность ведения работ каждого исполнителя и хорошие условия труда; периодическую перестановку рабочих на конвейере, на потоке, возможность взаимозамены, совмеще ния функций и профессий.
Как видим, в данном случае характер, тип производства опре деляет расстановку рабочих по рабочим местам. Достаточно изме нить тип производства, допустим, перевести цех или производ ственный участок на мелкосерийное или индивидуальное произ водство, что вполне возможно при изменении объема или слож ности производственной программы, как вся система расстановки рабочих, ее характер полностью или во многом изменяются.
Формы разделения и кооперации труда и тесно связанное с ними совмещение профессий и функций также воздействуют на расстановку рабочих по рабочим местам. Например, в условиях индивидуального производства расстановка рабочих по рабочим местам должна обеспечить предельно четкое закрепление за каж дым рабочим его функций. В условиях таких форм кооперации и разделения труда, как специализированные и комплексные бригады, отпадает необходимость в конкретном распределении ра
2Г>5
бот и в жестком закреплении за каждым рабочим определенных функций.
То же самое можно сказать и о расстановке рабочих по ра бочим местам в связи с их профессионально-квалификационным уровнем. Исследования подтверждают, что высококвалифициро ванный рабочий легко справляется с работами, которые выпол няют два малоквалифицированных работника. Чем выше квали фикация рабочих, тем лучше, рациональнее можно расставить их по рабочим местам и внедрить систему их взаимозаменяемо сти.
В процессе расстановки рабочих по рабочим местам важное значение имеет, особенно в условиях индивидуального производ ства, правильное, четкое распределение функций между отдель ными исполнителями, между отдельными бригадами. Каждый ра бочий, каждая производственная бригада должны отчетливо знать объем и характер выполняемой работы, свое место в трудовом процессе производственного участка или цеха. С этой целью на многих предприятиях разрабатываются и внедряются так назы ваемые карты организации труда. В них не только конкретизи руются функции различных исполнителей (отдельных рабочих или их бригад), но и определяются система их взаимосвязи, степень и формы разделения и кооперации труда.
В последнее время на передовых предприятиях при оценке уровня организации труда принято определять и степень кон кретизации функций исполнителей. Это делается через коэффи циент разделепия труда, методика определения которого разра ботана Научно-исследовательским институтом труда Государст венного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы *. Такой коэффициент, в частности, опреде ляется по формуле:
Ти + Тп
Крт = 1
Тем ’
где Крт — коэффициент разделения труда; Ти — суммарное вре мя, затрачиваемое в течение данного периода на выполнение работ, не свойственных анализируемым рабочим местам; Тп — время, затрачиваемое в течение этого же периода на переналадку оборудования в связи с выполнением несвойственной работы; Тем — суммарное сменное время работы на анализируемых ра бочих местах за тот же период.
На передовых предприятиях в процессе расстановки рабочих
по рабочим |
местам учитывается |
также не только возможное со-1 |
1 Оценка уровня |
организация труда на |
промышленных предприятиях. М., 1968. |
26в
вмещение профессий и трудовых функций, но и многостаночное обслуживание, получившее в нашей промышленности широкое распространение. Это стало возможным лишь в современных условиях технического прогресса и наличия высокого профессио нально-квалификационного уровня рабочих. При многостаночном обслуживании один рабочий — или бригада — одновременно рабо тает на нескольких станках, механизмах, аппаратах или агрега тах. Причем это могут быть однотипные или разнотипные стан ки, механизмы и т. п. Например, в машиностроении, в механи ческом цехе рабочий или бригада рабочих могут одновременно работать на двух и более токарных или карусельных станках или совмещать работу, допустим, на токарных и фрезерных стан ках. Сущность многостаночного обслуживания заключается в том, что рабочий или бригада рабочих выполняет ручную или машин но-ручную работу на одном станке в период, когда на другом или других станках выполняется машинно-автоматическая рабо та, совершенно не требующая вмешательства человека. Правиль ная расстановка рабочих при многостаночном обслуживании долж на обеспечить оптимальную эксплуатацию оборудования и рацио нальное использование рабочего времени исполнителей. Подчерк нем также, что установленные нормы обслуживания должны учитывать и психофизиологические особенности рабочих-много- станочников. Иными словами, правильность расстановки рабочих при многостаночном обслуживании должна исходить как из эко номической, так и из социальной и психофизиологической эф фективности. На передовых предприятиях внедрению многоста ночного обслуживания предшествует подготовительная работа, включающая соответствующую подготовку станков и агрегатов, а при необходимости и их перестановку, изготовление специаль ных инструментов и приспособлений, разработку маршрутов и норм обслуживания, систему обслуживания рабочих мест много станочников, систему материального и морального стимулирова ния рабочих.
Исследования показывают, что именно в процессе конкретной расстановки рабочих внутри предприятия — по цехам, производ ственным участкам и по рабочим местам,— в процессе внедре ния системы совмещения профессий и функций, многостаночного обслуживания и должны эффективно, в интересах как самого рабочего, так и предприятия, использоваться данные профессио нального отбора, о котором подробно говорилось выше. Некото рые научные работники вообще считают профессиональный отбор частью проблемы расстановки работников непосредственно на производстве. В какой-то мере с ними можно согласиться, по-
267
скольку правильная расстановка обеспечивает такое положение, при котором каждый рабочий занимается именно своим делом, с учетом профессии, квалификации, личных способностей, пси хофизиологических качеств.
Правильная расстановка рабочих по рабочим сменам должна, как показывает опыт передовых предприятий, обеспечить: обя зательное равномерное чередование рабочих по различным сме нам; высокий уровень технического руководства, хорошую подго товку процесса производства, четкое обслуживание рабочих мест, одинаковые для всех смен; четкое разграничение ответст венности между рабочими различных смен за сохранность обору дования, приспособлений и инструментов; строгий учет объема и качества изготавливаемой продукции или выполняемых работ; организацию ответственной приемки—сдачи смен с проверкой состояния оборудования, приспособлений и инструментов. Смен ная работа осуществляется по графикам, составляемым обычно техническими руководителями цеха или производственного участ ка. Большое значение и с экономической и с социально-психо
логической |
точек зрения имеет контроль за выходом |
рабочих |
по сменам |
строго в соответствии с установленным |
графиком |
сменности. На промышленных и транспортных предприятиях применяются самые различные виды таких графиков в зависи мости от потребностей производства, физиологических потребно стей человека, установленной продолжительности рабочего дня, сменности и с учетом некоторых других конкретных условий. Графики различаются частотой чередования смен, распределени ем времени между сменами, порядком предоставления дней от дыха, количеством сменных бригад, частотой и порядком их че редования по сменам, длительностью обеденных перерывов и т. п.
Любые разновидности графиков сменности учитывают как ин тересы производства, так и интересы работников предприятия, цеха, конкретного производственного участка. В частности, эти графики должны строиться с учетом физиологических особенно стей человека: правильности сочетания внутрисменного и ежене дельного труда и отдыха, обеспечения условий для высокопроиз водительной работы каждого рабочего, для хорошего отдыха, для повышения культурно-технического уровня. При разработке гра фиков сменности необходимо также строгое соблюдение установ ленной законом продолжительности рабочего дня и рабочей не дели, учет графиков и продолжительности работы городского транспорта. Особого внимания заслуживает при разработке гра фиков сменности учет физиологических возможностей человека в различное время суток. В ночное время рабочий менее рабо
268