Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
ванию трудового коллектива, по развитию личности рабочего и т. и. В то же время производственная аттестация имеет и боль шое социальное значение. Уже сам факт обстоятельной беседы руководителей цеха, партийной и других общественных организа ций в присутствии уважаемых в цехе кадровых рабочих — все это дает новопоступающему большое удовлетворение, вселяет в него уверенность. Серьезная, обстоятельная беседа о жизненных пла нах, интересах, стремлениях рабочих выступает в этом случае важным средством их воспитания, обеспечивает повышение жиз ненного тонуса, настроения рабочих, помогает найти правильные методы формирования коммунистической личности. Исследования, выполненные на целом ряде предприятий Москвы и Московской области, показали, что многие мастера и начальники цехов не знают жизненных планов, интересов, стремлений подчиненных им рабочих, плохо осведомлены об их нуждах, имеют о своих подчи ненных лишь поверхностное, однобокое представление, а если и знают какие-либо детали, то лишь о передовиках или об отстаю щих производственниках, о нарушителях трудовой и технологиче ской дисциплины. Производственная аттестация позволяет ликви дировать этот пробел.
Несколько лет назад на полевском креолитовом заводе была проведена производственная аттестация молодых рабочих. Полу ченная информация об их жизненных планах, интересах, стрем лениях позволила администрации предприятия изменить отноше ние ко многим рабочим, поставить вопрос о более рациональном их использовании. Уже в течение ближайших после производ ственной аттестации пяти месяцев 16 рабочих были выдвинуты на инженерно-технические должности, 45 рабочим повышены та рифно-квалификационные разряды и 12 рабочих были направле ны на курсы по освоению вторых, смежных профессий.
Знание психофизиологических качеств, свойств, способностей рабочих необходимо для рационального их использования еще и потому, что это знание помогает в решении относительно не больших, но весьма многочисленных и притом ежедневно возни кающих на любом предприятии задач: кому из рабочих, равных по профессиям и квалификации, поручить выполнение какойлибо срочной или очень сложной работы, кому из них можно доверить выполнение особо ответственного задания, кого в пер вую очередь из внешне равных рабочих целесообразно направить на курсы по освоению второй, смежной профессии, кого рекомен довать на выдвижение на должность инженера или техника, ка ким образом наиболее рационально использовать каждого рабоче
273
го для получения наибольших результатов при наименьших за тратах, для получения дополнительного прироста производитель ности труда и т. п.
Изучение личных качеств, свойств, способностей, жизненных планов и т. п. рабочих и использование полученной в этой об ласти информации — лишь одно из условий наиболее рационально го использования рабочих на производстве, но условие непре менное и общее для всех без исключения промышленных и транс портных предприятий. Имеются и другие условия и факторы, количество и характер которых на каждом конкретном предприя тии, в цехе, на производственном участке могут резко разли чаться вследствие присущих каждому из них особенностей в ор ганизации производства, труда, в технической оснащенности, в степени механизации и автоматизации производства, в состоя нии производственного климата в коллективе и т. п. Поэтому мы ограничиваемся описанием лишь наиболее общих, действую щих на всех предприятиях условий и факторов рационального использования рабочей силы.
Рациональное использование рабочей силы в условиях совре менного производства обусловливает необходимость отделения труда основных рабочих от труда вспомогательных, обслуживаю щих, ремонтных и подсобных. Рациональное использование, на пример, рабочих-подсобников заключается в постепенном «выте снении» их из производства для переподготовки. Особенно это касается рабочих так называемых застойных профессий и спе циальностей (работа на одном разряде), в том числе подносчи ков, уборщиков и др. В настоящее время уже имеются станки, автоматически собирающие и упаковывающие свои же производ ственные отходы (стружку, обрезки металла и т. п.). На целом ряде предприятий с целью сокращения числа обслуживающих ра бочих применяется централизованная система подачи эмульсии к рабочим местам токарей, фрезеровщиков и шлифовщиков. Часть подсобных работ принимают на себя основные рабочие, особенно если они организованы в бригады. После профессио нальной переподготовки высвободившиеся подсобные рабочие используются в этом же цехе, но уже более рационально. Та кого рода изменения в соотношении основных, вспомогательных
иподсобных рабочих обусловливают совершенствование органи зации производственного процесса, организации труда, а значит,
иповышение его производительности.
Еще одно направление рационального использования рабочих
на предприятиях промышленности, особенно в машинном произ водстве,— это постепенное «вытеснение» из производства работ-
2 74
пиков, выполняющих контрольные, учетные и в какой-то мерб ремонтные функции (браковщиков, контролеров, учетчиков, сле- сарей-ремонтников и даже в некоторых случаях кладовщиков). Частично эти функции могут быть переложены на автоматиче ские устройства, а частично — на основных рабочих, особенно там, где эти основные рабочие объединены в бригады. Материа лы исследований показывают реальность и экономическую эффек тивность такого курса. Высвободившиеся рабочие после соответ ствующей непродолжительной по времени профессиональной пе реподготовки могут использоваться более рационально в преде лах того же цеха.
В условиях автоматизированного производства рациональное использование рабочей силы связано прежде всего с повышени ем удельного веса вспомогательных рабочих, в первую очередь наладчиков автоматических линий. Передача им функций опера торов дает значительный эффект, в том числе и за счет высво бождения операторов, которые после переподготовки используют ся на других работах.
В условиях современного промышленного и транспортного предприятия рациональное использование рабочей силы тесно связано с рациональным, экономным использованием рабочего времени. По мере технического прогресса эта проблема экономии обретает все большее значение, цена рабочей минуты с каждым годом возрастает. К. Маркс в свое время писал, что к экономии времени сводится в конечном счете вся экономия, в том числе и экономия труда, так как труд также измеряется временем.
Сущность столь сложного понятия, как рабочее время, К. Маркс определил следующим образом: «Количественное бытие движения есть время, точно так же количественное бытие труда есть ра бочее время... Рабочее время суть живое бытие труда, безраз личное по отношению к его форме, содержанию, индивидуаль ности; оно является живым количественным бытием труда и в то же время имманентным мерилом этого бытия» *. Отсюда следует, что рабочее время — это время труда, затраченного на ту или иную «пригодную в какой-нибудь период деятельность», на со здание продуктов потребления, на выполнение какой-либо рабо ты. «Рабочее время» нельзя смешивать с понятием «рабочий день», они неидентичны, хотя такого рода путаница иногда допус кается. Существует много определений понятия «рабочий день». Однако, как нам кажется, наиболее правильной является формулировка Г. А. Пруденского: рабочий день — это величина1
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13, с. 16.
27 5
времени, в течение которого работающий должен выполнять свои служебные обязанности и находиться па своем рабочем месте *. Рабочий день, или продолжительность рабочего времени в тече ние суток, служит в то же время и мерой продолжительности рабочего времени. То же самое можно сказать и о рабочей не деле (продолжительность рабочего времени в течение недели) и о рабочем годе (годовой фонд рабочего времени). Последние также являются мерой продолжительности рабочего времени.
Нужно отметить, что советскими учеными достаточно хорошо разработана теоретическая часть категорий бюджета времени. Этой теме посвящено большое количество книг, диссертаций, бро шюр, статей. Поэтому мы не будем останавливаться на теории, а перейдем сразу к вопросам, имеющим непосредственное отно шение к классификации затрат времени, к проблемам исполь зования рабочего времени непосредственно на производстве, в ус ловиях промышленного или транспортного предприятия.
Общий бюджет времени рабочего, под которым понимается на личие, распределение и использование времени в течение суток, недели, года, в принципе разделяется на две основные части: ра бочее и внерабочее время. Дальнейшую классификацию бюджета времени можно представить следующим образом.
1. Рабочее время а) время фактической работы, включая и время сверхурочных
работ; б) простой и непроизводительные затраты рабочего времени;
в) регламентированные перерывы в работе (производственная гимнастика, время для кормящих матерей и т. п.);
г) время, затрачиваемое на приемку и сдачу смены. 2. Внерабочее время
а) затраты времени, связанные с работой на производстве (обеденный перерыв, передвижение к месту работы и обратно, уход за собой до и после окончания рабочей смены);
б) затраты времени на домашний труд (покупка товаров, при готовление пищи, уход за помещением и двором, мебелью и бы товыми приборами, за одеждой и обувью, пользование услугами предприятий бытового обслуживания, уход за детьми, работа в личном подсобном хозяйстве, в том числе уход за скотом и пти цей, прочие виды домашнего труда, в том числе вязание, выши вание, шитье и т. п .);
в) затраты времени на уход за собой (соблюдение личной ги гиены, пользование учреждениями бытового обслуживания — ба-1
1Пруденский Г. А. Время и труд. М., «Мысль», 1965.
276
ней, |
парикмахерской, пользование лечебными учреждениями |
и т. |
п.); |
г) затраты времени на удовлетворение физиологических по требностей (еда, сон);
д) свободное время (учеба и повышение квалификации, обще ственная работа, самовоспитание, воспитание детей, творческая деятельность и любительский труд, физкультура, спорт, туризм, охота, рыбная ловля, отдых и развлечения);
е) прочие затраты времени (время на посещение различных учреждений для решения личных вопросов и т. п.).
Нужно отметить, что эта классификация бюджета времени наиболее распространена в советской науке. Встречаются, правда, классификации с более укрупненными группами затрат времени или, наоборот, включающие большее количество элементов за трат времени. Однако все классификации включают следующие основные группы затрат времени:
1)рабочее время;
2)внерабочее время;
3)внерабочее время, связанное с работой на производстве;
4)затраты времени на домашний труд и труд в личном под собном хозяйстве;
5)затраты времени на уход за собой;
6)затраты времени на удовлетворение физиологических по требностей;
7)свободное время.
Некоторые исследователи из категории «свободное время» вы деляют в качестве отдельной группы «досуг».
Как эта, так и все другие классификации затрат времени, разработанные советскими учеными, в значительной мере отли чаются от классификаций, предлагаемых буржуазными авторами. Последние строятся с таким расчетом, чтобы всячески завуали ровать противоречия капитализма. Например, категории внерабо чего и свободного времени объединяются в одну. Это позволяет безработицу (полную и частичную), а также болезни относить
ксвободному времени.
Заслуживает особого внимания тот факт, что в нашей стране
годовые бюджеты рабочего и свободного времени почти равны между собой. Каждый из них составляет примерно 1500 час. в год. Если же взять такую категорию населения, как молодые люди в возрасте до 18 лет, то у них годовой бюджет свободно го времени в настоящее время превышает годовой бюджет рабо чего времени.
В промышленности и на транспорте СССР в настоящее время
277