Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тоспособен по сравнению с дневным временем, когда человече­ ский организм наиболее жизнедеятелен, а значит, и наиболее трудоспособен. Как показывают данные целого ряда специаль­ ных исследований, работа в ночную смену более утомительна. В частности, у рабочих быстрее наступает период утомления, повышается кровяное давление, учащается пульс, снижается выносливость мышц, ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы. Все это в какой-то мере отра­ жается на производительности труда, на качестве изготавливае­ мой продукции или выполняемой работы, ведет к повышению процента брака.

Трехсменный режим работы — особенно при неправильном под­ боре графиков сменности, нарушении условий расстановки рабо­ чих по сменам, отсутствии учета психофизиологических особен­ ностей — приводит и к такого рода отрицательным последствиям, как текучесть рабочей силы. Как показывают данные многих исследований, на предприятиях промышленности и транспорта из-за этого увольняется в среднем 5—7% от общего числа всех тех, кто уволился по собственному желанию. Прежде всего это молодые люди, которых не устраивает трехсменный режим рабо­ ты из-за невозможности учиться в школе рабочей молодежи, в вечернем вузе или техникуме.

Таким образом, правильная расстановка рабочих по сменам имеет исключительно важное значение для повышения произво­ дительности труда, для нормального осуществления трудового процесса, для формирования коммунистической личности. В то же время само внедрение трехсменного и четырехсменного режимов работы требует тщательной подготовки, экономического, социаль­ ного и психофизиологического обоснования. Отказываться от трех- и четырехсменного режима работы в условиях современ­ ного развития промышленности и транспорта пока невозможно.

В последнее время делаются попытки моделировать эффектив­ ность расстановки и использования кадров рабочих. В частности, одна из таких моделей построена и даже в какой-то мере апро­ бирована Л. С. Бляхманом и О. И. Шкаратаном. Однако, как показывает первое же ознакомление, в целом эти модели не име­ ют пока что практической значимости, да и не выдерживают критики в научном отношении.

Важным элементом правильной расстановки рабочих на произ­ водстве является производственный инструктаж, который пред­ ставляет собой ознакомление рабочих с порядком, способами и методами выполнения работ. Производственный инструктаж вы­ полняет две функции. Во-первых, это чисто производственная

269



функция. Рабочий ознакомляется с оборудованием, приспособ­ лениями и инструментами, необходимыми для выполнения рабо­ ты, с установленными производственными режимами оборудова­ ния, с рациональными методами и способами работы, последо­

вательностью

выполнения отдельных приемов выполняемой

опе­

рации, с правильными

способами

контроля

за качеством,

с правилами

внутреннего

трудового

распорядка,

охраны

труда

и техники безопасности и т. п. Во-вторых, это функция социаль­ ная, социально-психологическая. Рабочий вводится в коллектив, проходит первую стадию производственной, в том числе и про­ фессиональной, адаптации.

Независимо от того, проводится ли он мастером, бригадиром, начальником производственного участка или начальником цеха, для одного или для группы рабочих, до или после ознакомле­ ния рабочего с письменной инструкцией, производственный ин­ структаж — это важный элемент правильной расстановки рабо­ чих, организации трудового процесса, организации труда, сущест­ венный социальный фактор повышения его производительности.

Важным элементом правильной организации трудового процес­

са

является

рациональное

использование рабочей

силы, рабоче­

го

времени.

Значение этой

проблемы возрастает

по мере науч­

но-технического прогресса, по мере увеличения значимости задач формирования коммунистической личности, по мере приближе­ ния к коммунизму. Под рациональным использованием рабочей силы понимается не такое ее использование, которое направле­ но прежде всего на достижение максимума производительности труда в условиях предельной его интенсивности, как это харак­ терно для капиталистических предприятий. На социалистических предприятиях рациональное использование рабочей силы озна­ чает экономное ее применение при максимальных производствен­ ных результатах.

Рациональное использование рабочей силы непосредственно на производстве во многом зависит от того, насколько правильна расстановка рабочих, насколько хорошо они усвоили производ­ ственный инструктаж, насколько удовлетворительно поставлен на предприятии профессиональный отбор и насколько серьезно учи­ тываются физиологические особенности рабочих (в том числе со­ стояние здоровья, способность к психологическому напряжению, быстрота утомляемости, сила, подвижность, уравновешенность и т. п.). Рациональное использование рабочей силы требует так­ же учета способностей человека (быстрота и точность сенсомоторной реакции, наблюдательность, уровень предприимчивости, способность к анализу, сообразительность, способность к само­

27 0


контролю, внимательность, особенности памяти, эмоциональность

и т. п.), половозрастных

данных

(пол, возраст и т. п.), куль­

турно-технического уровня

(уровень общего и профессионально­

го образования,

культуры

и т.

п.), квалификационного уровня

(знания, умения,

навыки,

опыт

и

стаж работы) и, наконец, от­

ношения рабочего к труду и мотивов труда, его жизненных идеа­ лов, планов, стремлений, потребностей и т. п. Практика пока­ зывает, что при наличии на предприятии научно поставленного профессионального отбора и периодического изучения жизненных планов, интересов, склонностей рабочих эта задача может быть успешно решена. Если о профессиональном отборе достаточно подробно говорилось выше, то на изучении жизненных планов, интересов, склонностей рабочих следует, как пам кажется, оста­ новиться более подробно, так как на отдельных промышленных и транспортных предприятиях уже накопился соответствующий

опыт.

Изучение жизненных планов, интересов, стремлений, склонно­ стей рабочих может быть осуществлено самыми различными ме­ тодами. Однако наибольший эффект все же дает, по нашему мне­ нию, метод производственной аттестации. Сущность его заклю­ чается в следующем. Непосредственно в каждом цехе, с каждым рабочим организуется специальная, обстоятельная беседа по зара­ нее разработанной программе для выяснения его жизненных пла­ нов, интересов, стремлений. Это позволяет решить сразу две за­ дачи: во-первых, получить необходимую информацию о рабочем с целью наиболее рационального его использования в дальней­ шем, во-вторых, проявить к рабочему подлинное внимание, за­ ставить его задуматься о своих планах, стремлениях в жизни, дать ему возможность рассказать о себе. Это важно и с эконо­ мической и с социально-психологической точек зрения. Органи­ зация этой работы в принципе одинакова на различных пред­ приятиях. В каждом цехе промышленного и транспортпого пред­ приятия создается специальная аттестационная комиссия в со­ ставе начальника цеха, секретаря партийной, председателя профсоюзной, секретаря комсомольской цеховых организаций и двух-трех наиболее авторитетных рабочих. Председателем комис­ сии обычно назначается начальник цеха. Состав комиссии и ее председатель утверждаются специальным приказом директора, в котором одновременно определяются сроки проведения произ­ водственной аттестации, обработки и анализа полученной инфор­ мации. Комиссия собирается в нерабочее время и приглашает на беседу поочередно рабочих. На беседу с каждым из них отво­ дится 35—40 мин. Ежедневно после работы на беседу вызы­

271


ваются 3—4 человека. В крупных цехах для сокращения сро­ ков производственной аттестации создается несколько комиссий (по производственным участкам, пролетам, сменам и т. п.). В связи с большой трудоемкостью производственная аттестация проводится обычно один раз в год.

Производственная аттестация принимает форму интервьюиро­ вания рабочего, ведущегося по специально разработанной схеме, что позволяет получить систематизированные данные, поддаю­ щиеся затем сравнению, обработке на счетно-перфорационных или электронно-вычислительных машинах, анализу и обобщению. Схема или программа интервью охватывает достаточно большое количество вопросов, сгруппированных по разделам: общие дан­ ные о рабочем; основные цели в жизни вообще; ближайшие жизненные планы в труде, в учебе, в быту; необходимая по­ мощь со стороны предприятия для реализации жизненных пла­ нов; что делает сам рабочий для реализации своих жизненных планов; его намерения по проведению очередного отпуска и нуж­ ная помощь для этого со стороны предприятия; личные увлече­ ния рабочего (спорт, туризм, искусство, литература, техническое творчество, художественная самодеятельность и т. п.); выполне­ ние рабочим общественных поручений на предприятии и вне его; если рабочий не участвует в общественной жизни, то почему и нужна ли ему здесь какая-либо помощь. Это лишь примерный перечень групп вопросов, которые обычно включаются в схему, программу интервью. Непосредственно на предприятии приведен­ ный перечень вопросов может быть изменен с учетом конкрет­ ных производственных, общественных условий, состава рабочих, их культурно-технического уровня. Весь процесс беседы с рабо­ чим фиксируется в листе интервью. После окончания беседы, которая, кстати говоря, должна проходить в предельно спокой­ ной, товарищеской, располагающей обстановке, комиссия в этом же листе интервью пишет заключение, где определяет пути, формы наиболее рационального использования рабочего на произ­ водстве, а также формы помощи, необходимой ему для реализа­ ции его жизненных планов, интересов, стремлений в работе, в учебе, в быту, в отдыхе. Здесь же определяются сроки и от­ ветственные за выполнение мероприятий, намеченных комиссией.

Производственная аттестация имеет большое экономическое значение, так как позволяет руководителям цеха, участка полу­ чить информацию, необходимую для рационального использова­ ния рабочих, а также для разработки планов социального раз­ вития коллектива, для составления списков очередности на повы­ шение тарифного разряда, для организации работы по формиро­

272