Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
тоспособен по сравнению с дневным временем, когда человече ский организм наиболее жизнедеятелен, а значит, и наиболее трудоспособен. Как показывают данные целого ряда специаль ных исследований, работа в ночную смену более утомительна. В частности, у рабочих быстрее наступает период утомления, повышается кровяное давление, учащается пульс, снижается выносливость мышц, ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы. Все это в какой-то мере отра жается на производительности труда, на качестве изготавливае мой продукции или выполняемой работы, ведет к повышению процента брака.
Трехсменный режим работы — особенно при неправильном под боре графиков сменности, нарушении условий расстановки рабо чих по сменам, отсутствии учета психофизиологических особен ностей — приводит и к такого рода отрицательным последствиям, как текучесть рабочей силы. Как показывают данные многих исследований, на предприятиях промышленности и транспорта из-за этого увольняется в среднем 5—7% от общего числа всех тех, кто уволился по собственному желанию. Прежде всего это молодые люди, которых не устраивает трехсменный режим рабо ты из-за невозможности учиться в школе рабочей молодежи, в вечернем вузе или техникуме.
Таким образом, правильная расстановка рабочих по сменам имеет исключительно важное значение для повышения произво дительности труда, для нормального осуществления трудового процесса, для формирования коммунистической личности. В то же время само внедрение трехсменного и четырехсменного режимов работы требует тщательной подготовки, экономического, социаль ного и психофизиологического обоснования. Отказываться от трех- и четырехсменного режима работы в условиях современ ного развития промышленности и транспорта пока невозможно.
В последнее время делаются попытки моделировать эффектив ность расстановки и использования кадров рабочих. В частности, одна из таких моделей построена и даже в какой-то мере апро бирована Л. С. Бляхманом и О. И. Шкаратаном. Однако, как показывает первое же ознакомление, в целом эти модели не име ют пока что практической значимости, да и не выдерживают критики в научном отношении.
Важным элементом правильной расстановки рабочих на произ водстве является производственный инструктаж, который пред ставляет собой ознакомление рабочих с порядком, способами и методами выполнения работ. Производственный инструктаж вы полняет две функции. Во-первых, это чисто производственная
269
функция. Рабочий ознакомляется с оборудованием, приспособ лениями и инструментами, необходимыми для выполнения рабо ты, с установленными производственными режимами оборудова ния, с рациональными методами и способами работы, последо
вательностью |
выполнения отдельных приемов выполняемой |
опе |
|||
рации, с правильными |
способами |
контроля |
за качеством, |
||
с правилами |
внутреннего |
трудового |
распорядка, |
охраны |
труда |
и техники безопасности и т. п. Во-вторых, это функция социаль ная, социально-психологическая. Рабочий вводится в коллектив, проходит первую стадию производственной, в том числе и про фессиональной, адаптации.
Независимо от того, проводится ли он мастером, бригадиром, начальником производственного участка или начальником цеха, для одного или для группы рабочих, до или после ознакомле ния рабочего с письменной инструкцией, производственный ин структаж — это важный элемент правильной расстановки рабо чих, организации трудового процесса, организации труда, сущест венный социальный фактор повышения его производительности.
Важным элементом правильной организации трудового процес
са |
является |
рациональное |
использование рабочей |
силы, рабоче |
го |
времени. |
Значение этой |
проблемы возрастает |
по мере науч |
но-технического прогресса, по мере увеличения значимости задач формирования коммунистической личности, по мере приближе ния к коммунизму. Под рациональным использованием рабочей силы понимается не такое ее использование, которое направле но прежде всего на достижение максимума производительности труда в условиях предельной его интенсивности, как это харак терно для капиталистических предприятий. На социалистических предприятиях рациональное использование рабочей силы озна чает экономное ее применение при максимальных производствен ных результатах.
Рациональное использование рабочей силы непосредственно на производстве во многом зависит от того, насколько правильна расстановка рабочих, насколько хорошо они усвоили производ ственный инструктаж, насколько удовлетворительно поставлен на предприятии профессиональный отбор и насколько серьезно учи тываются физиологические особенности рабочих (в том числе со стояние здоровья, способность к психологическому напряжению, быстрота утомляемости, сила, подвижность, уравновешенность и т. п.). Рациональное использование рабочей силы требует так же учета способностей человека (быстрота и точность сенсомоторной реакции, наблюдательность, уровень предприимчивости, способность к анализу, сообразительность, способность к само
27 0
контролю, внимательность, особенности памяти, эмоциональность
и т. п.), половозрастных |
данных |
(пол, возраст и т. п.), куль |
||
турно-технического уровня |
(уровень общего и профессионально |
|||
го образования, |
культуры |
и т. |
п.), квалификационного уровня |
|
(знания, умения, |
навыки, |
опыт |
и |
стаж работы) и, наконец, от |
ношения рабочего к труду и мотивов труда, его жизненных идеа лов, планов, стремлений, потребностей и т. п. Практика пока зывает, что при наличии на предприятии научно поставленного профессионального отбора и периодического изучения жизненных планов, интересов, склонностей рабочих эта задача может быть успешно решена. Если о профессиональном отборе достаточно подробно говорилось выше, то на изучении жизненных планов, интересов, склонностей рабочих следует, как пам кажется, оста новиться более подробно, так как на отдельных промышленных и транспортных предприятиях уже накопился соответствующий
опыт.
Изучение жизненных планов, интересов, стремлений, склонно стей рабочих может быть осуществлено самыми различными ме тодами. Однако наибольший эффект все же дает, по нашему мне нию, метод производственной аттестации. Сущность его заклю чается в следующем. Непосредственно в каждом цехе, с каждым рабочим организуется специальная, обстоятельная беседа по зара нее разработанной программе для выяснения его жизненных пла нов, интересов, стремлений. Это позволяет решить сразу две за дачи: во-первых, получить необходимую информацию о рабочем с целью наиболее рационального его использования в дальней шем, во-вторых, проявить к рабочему подлинное внимание, за ставить его задуматься о своих планах, стремлениях в жизни, дать ему возможность рассказать о себе. Это важно и с эконо мической и с социально-психологической точек зрения. Органи зация этой работы в принципе одинакова на различных пред приятиях. В каждом цехе промышленного и транспортпого пред приятия создается специальная аттестационная комиссия в со ставе начальника цеха, секретаря партийной, председателя профсоюзной, секретаря комсомольской цеховых организаций и двух-трех наиболее авторитетных рабочих. Председателем комис сии обычно назначается начальник цеха. Состав комиссии и ее председатель утверждаются специальным приказом директора, в котором одновременно определяются сроки проведения произ водственной аттестации, обработки и анализа полученной инфор мации. Комиссия собирается в нерабочее время и приглашает на беседу поочередно рабочих. На беседу с каждым из них отво дится 35—40 мин. Ежедневно после работы на беседу вызы
271
ваются 3—4 человека. В крупных цехах для сокращения сро ков производственной аттестации создается несколько комиссий (по производственным участкам, пролетам, сменам и т. п.). В связи с большой трудоемкостью производственная аттестация проводится обычно один раз в год.
Производственная аттестация принимает форму интервьюиро вания рабочего, ведущегося по специально разработанной схеме, что позволяет получить систематизированные данные, поддаю щиеся затем сравнению, обработке на счетно-перфорационных или электронно-вычислительных машинах, анализу и обобщению. Схема или программа интервью охватывает достаточно большое количество вопросов, сгруппированных по разделам: общие дан ные о рабочем; основные цели в жизни вообще; ближайшие жизненные планы в труде, в учебе, в быту; необходимая по мощь со стороны предприятия для реализации жизненных пла нов; что делает сам рабочий для реализации своих жизненных планов; его намерения по проведению очередного отпуска и нуж ная помощь для этого со стороны предприятия; личные увлече ния рабочего (спорт, туризм, искусство, литература, техническое творчество, художественная самодеятельность и т. п.); выполне ние рабочим общественных поручений на предприятии и вне его; если рабочий не участвует в общественной жизни, то почему и нужна ли ему здесь какая-либо помощь. Это лишь примерный перечень групп вопросов, которые обычно включаются в схему, программу интервью. Непосредственно на предприятии приведен ный перечень вопросов может быть изменен с учетом конкрет ных производственных, общественных условий, состава рабочих, их культурно-технического уровня. Весь процесс беседы с рабо чим фиксируется в листе интервью. После окончания беседы, которая, кстати говоря, должна проходить в предельно спокой ной, товарищеской, располагающей обстановке, комиссия в этом же листе интервью пишет заключение, где определяет пути, формы наиболее рационального использования рабочего на произ водстве, а также формы помощи, необходимой ему для реализа ции его жизненных планов, интересов, стремлений в работе, в учебе, в быту, в отдыхе. Здесь же определяются сроки и от ветственные за выполнение мероприятий, намеченных комиссией.
Производственная аттестация имеет большое экономическое значение, так как позволяет руководителям цеха, участка полу чить информацию, необходимую для рационального использова ния рабочих, а также для разработки планов социального раз вития коллектива, для составления списков очередности на повы шение тарифного разряда, для организации работы по формиро
272