Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
йодавляющее большинство рабочих имеет 7-часовой рабочий день, а при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями — 8-часовой. Рабочие, занятые на подземных работах с вредными условиями труда, юноши и девушки в возрасте до 18 лет и беременные женщины имеют 6-часовой рабочий день. Это нормальный рабочий день, хотя по мере построения в нашей стране коммунизма продолжительность его будет сокращаться и далее. Под нормальным рабочим днем в данном случае понимает ся такой рабочий день, который Ф. Энгельс называл справедли вым. Г1о его словам — «Справедливый рабочий день есть та продолжительность рабочего дня и та интенсивность выполнен ной работы, при которых в течение дня полностью расходуется рабочая сила рабочего, но расходуется так, чтобы не повредить его способности выполнять такое же количество труда и завтра и в следующие дни» *. Нельзя в то же время не отметить, что продолжительность рабочего времени в течение суток, недели, месяца, года еще не дает полного представления о фактических затратах труда. Необходимо еще учитывать и интенсивность тру да, т. е. затраты его в единицу времени или степень расходо вания в процессе труда жизненной энергии рабочего. Речь идет здесь, как говорил К. Маркс, о том, что помимо измерения ра бочего времени как «величины протяженной» необходимо изме рение и степени его уплотнения2*. Под нормальной интенсивно стью труда принято понимать такой ее уровень, при котором обеспечивается рациональное использование рабочего времени при сохранении здоровья, высокой работоспособности, нормаль ной жизнедеятельности и увеличивающейся продолжительности жизни рабочего. Надо признать, что для промышленности и транс порта нашей страны на современном уровне ее развития ха рактерна невысокая интенсивность труда.
Приведенная выше классификация затрат рабочего времени по строена применительно к рабочему с целью показать наиболее крупные группы затрат рабочего времени. Можно, однако, по строить классификацию затрат рабочего времени применительно к работе машин и механизмов, что и делается в тех случаях, когда необходимо проанализировать содержание, степень механи зации и автоматизации труда. Для изучения рабочего времени с целью его рационализации наиболее целесообразно использо вать классификацию затрат рабочего времени, разработанную для нужд нормирования труда, которая выглядит следующим образом.
' Маркс И., Энгельс Ф. Соч. Т. 19, с. 256.
2 См. Маркс К., Энгельс ф. Соч. Т. 23, с. 421.
278
1. Время работы а) подготовительно-заключительное время;
б) оперативное время: основное (технологическое) время, вспо
могательное время; в) время обслуягивания рабочего места: время организационно
го обслуживания, время технического обслуживания; 2. Время простоев
а) перерывы, зависящие от неполадок на производстве; орга низационные неполадки, технические неполадки;
б) перерывы, зависящие от рабочего: отдых и личные (естест венные) надобности; нарушения трудовой дисциплины; случай ные личные задержки.
Если взять крупные группы затрат рабочего времени по при веденной классификации, то она будет выглядеть следующим об разом.
Рабочее время в том числе 1. Полезное время
2. Потери рабочего времени:
по организационно-техническим причинам;
всвязи с нарушениями трудовой дисциплины и в связи
сдругими социально-экономическими причинами.
Из этой схемы видно, что борьба за рациональное использо вание рабочего времени может идти в двух направлениях. Это, во-первых, повышение уровня использования полезного времени и, во-вторых, сокращение потерь рабочего времени как по орга низационно-техническим причинам, так и по тем, которые связа ны с нарушениями трудовой дисциплины и другими социальноэкономическими причинами.
Остановимся прежде всего на потерях рабочего времени, ко торые классифицируют как внутрисменные потери рабочего вре мени и потери внутри рабочего дня. Если же взять другую меру продолжительности рабочего времени — рабочую неделю, месяц, год, то в этом случае можно назвать еще одну группу потерь рабочего времени — так называемые целодневные потери. К тако вым относятся прогулы, невыходы на работу по некоторым дру гим причинам, целодневные простои и т. п., т. е. потери ра бочего времени в течение целого дня. Ликвидация как внутрисменных, так и целодневных потерь рабочего времени — это важ ное направление рационального использования рабочего времени, ведущее к повышению производительности труда.
Целодневные потери рабочего времени классифицируют как неустранимые (неявки в связи с болезнью и родами), частично устранимые (неявки по разрешению администрации и предусмот
279
ренные законом) и полностью устранимые (прогулы, неявки по другим причинам и целодневные простои). В настоящее время це лодневные потери в промышленности и на транспорте СССР со ставляют около 20 дней (19,8) на одного рабочего в год. Судя по материалам социологических исследований, борьба с целоднев ными потерями непосредственно на промышленном или транс портном предприятии должна быть прежде всего направлена на сокращение заболеваемости рабочих. В общей сумме целоднев ных потерь неявки в связи с болезнью составляют более поло вины, и на протяжении многих лет положение в этой области в целом по промышленности и транспорту практически не ме няется. Между тем должный эффект могут принести совершенст вование охраны труда и техники безопасности, санитарно-гигие нические и другие профилактические мероприятия. Опыт пере довых предприятий показывает, что можно также свести до мини мума целодневные потери, связанные с отпусками рабочих по разрешению администрации. Как отметил Комитет народного контроля Совета Министров СССР, неоправданные потери рабо чего времени по этой причине составляют 60% от всех целодневных потерь рабочего времени. Только в 1970 г. в промыш ленности и на транспорте было потеряно 53 млн. человеко-дней. Советский ученый М. Л. Сонин подсчитал, что если бы вызовы рабочих в военкоматы, на заседания судебных органов, на сес сии Советов депутатов трудящихся и т. п. осуществлялись после окончания работы, то сокращение потерь рабочего времени ра бочих, занятых только в первую смену и только в промышленно сти и на транспорте, дало бы экономию в течению года примерно в 50—60 млн. рабочих дней в год'. Это достаточно большая цифра.
Заслуживает внимания и сокращение целодневных потерь ра бочего времени в связи с направлением большого количества ра бочих на работы, не имеющие прямого отношения к данному предприятию. К целодневным потерям рабочего времени следует также отнести и простои на промышленных и транспортных предприятиях большого количества рабочих мест из-за увольне ний рабочих по причинам, имеющим отношение к текучести кад ров. Ежегодно в промышленности и на транспорте страны при нимаются на работу и увольняются с предприятий по причи нам текучести кадров многие тысячи рабочих. Результаты целого ряда социологических исследований показывают, что средний пе-1
1 Сонин М. Я. Актуальные вопросы использования рабочей силы в СССР. М., 1969.
280
рерыв в производственной деятельности каждого рабочего, оста вившего предприятие по причинам текучести, составляет в про мышленности и на транспорте около 17 дней. Это означает, что 17 дней каждый из этих рабочих не принимает участия в об щественном производстве и что на каком-то предприятии в сред нем 17 дней простаивает рабочее место. Ежегодно это приносит миллионы рублей экономического убытка. Борьба с текучестью должна вестись прежде всего на самих предприятиях. Исследо вания показывают, что примерно 30—35% увольнений рабочих по причинам текучести в состоянии предотвратить администра ция, партийные и общественные организации без каких-либо крупных затрат на эти цели. Можно себе представить, как силь но сократились бы целодневные потери, если бы эта задача была решена, и как положительно бы все это отразилось на уровне организации труда на предприятиях, на уровне организации тру дового процесса и, наконец, на повышении производительности труда. Как отметил А. Н. Косыгин в докладе на XXIV съезде КПСС, на ряде предприятий внутрисменные потери составляют 15—20% всего рабочего времени1. Подсчитано, что сокращение внутрисменных потерь рабочего времени лишь на 50% позволило бы получить дополнительную продукцию на 15 млрд. руб. в год. Основными причинами внутрисменных потерь, как показывают материалы исследований по целому ряду предприятий, являются простои, связанные с неудовлетворительным материально-техни ческим снабжением (отсутствие или недостаток сырья, материа лов, оборудования, механизмов, агрегатов, приспособлений), с на ладкой, подналадкой и профилактическим обслуживанием стан ков, оборудования, механизмов и т. п., а также связанные со сменой инструментов и т. п. Выборочные исследования на про мышленных предприятиях Сибири показывают, что наибольший удельный вес внутрисменных потерь рабочего времени приходит ся на простои из-за несвоевременного обеспечения заготовками и материалами (35% от общей продолжительности простоев ра бочих), инструментами и оснасткой (6,7%), из-за неисправности оборудования (26%).
Нужно отметить, что по мере технического прогресса, по мере дальнейшего развития промышленности и транспорта материаль но-техническое снабжение становится все более сложным делом. И здесь, видимо, необходимо идти путем расширения прямых связей предприятий-потребителей с предприятиями — поставщика-1
1Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с. ИЗ.
281
ми сырья, полуфабрикатов, заготовок и т. п., а также путем организации производственных объединений, производственных фирм. Это поможет, как нам представляется, улучшить систему материально-технического снабжения.
Важной причиной внутрисменных потерь рабочего времени на предприятии являются различного рода организационные непо ладки, которые нередко связаны с элементами нераспорядитель ности, недостатками в области управления, организации произ водства и труда. Это часто приводит к неритмичности в орга низации трудового процесса, к простоям рабочих и оборудования, к штурмовщине, которая, как это ни кажется на первый взгляд парадоксальным, также в конечном счете ведет к потерям ра бочего времени. На предприятиях, где штурмовщина имеет ме сто, в первых декадах месяца рабочие обычно простаивают. На предприятиях Сибири, например, простои рабочих из-за отсутст вия работы составляют 5,5% от всех внутрисменных простоев. Серьезной причиной внутрисменных потерь рабочего времени на промышленных, транспортных предприятиях являются наруше ния трудовой дисциплины. На предприятиях Сибири, например, удельный вес внутрисменных простоев по этой причине состав ляет 4,5% от всех внутрисменных потерь рабочего времени. Но, как показывает опыт передовых предприятий, потери рабочего времени по причинам нарушения рабочими трудовой дисципли ны и из-за организационных неполадок могут быть в значитель ной мере сокращены путем улучшения организационной и поли тико-воспитательной работы, совершенствования организации труда, производства и управления. Так, анализ внутрисменных потерь рабочего времени на Свердловском инструментальном за воде свидетельствует, что значительная их часть объясняется не достатками в оперативно-производственном планировании, конт роле и регулировании трудового процесса, недостатками в орга низации транспортных и складских работ, а также вспомогатель ного производства, в размещении оборудования на участках и в цехах. Внедрение центрального диспетчерского пункта с уста новками передачи информации и системы позиционно-группового метода оперативного планирования (с использованием опыта в этой области Московского инструментального завода и Вильнюс ского завода счетных машин), разработка и внедрение целого ряда других мероприятий — все это позволило Свердловскому ин струментальному заводу резко снизить не только внутрисменные, но и целодневные потери рабочего времени из-за организацион ных неполадок на производстве и по причинам нарушения тру довой дисциплины.
282