Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

йодавляющее большинство рабочих имеет 7-часовой рабочий день, а при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями — 8-часовой. Рабочие, занятые на подземных работах с вредными условиями труда, юноши и девушки в возрасте до 18 лет и беременные женщины имеют 6-часовой рабочий день. Это нормальный рабочий день, хотя по мере построения в нашей стране коммунизма продолжительность его будет сокращаться и далее. Под нормальным рабочим днем в данном случае понимает­ ся такой рабочий день, который Ф. Энгельс называл справедли­ вым. Г1о его словам — «Справедливый рабочий день есть та продолжительность рабочего дня и та интенсивность выполнен­ ной работы, при которых в течение дня полностью расходуется рабочая сила рабочего, но расходуется так, чтобы не повредить его способности выполнять такое же количество труда и завтра и в следующие дни» *. Нельзя в то же время не отметить, что продолжительность рабочего времени в течение суток, недели, месяца, года еще не дает полного представления о фактических затратах труда. Необходимо еще учитывать и интенсивность тру­ да, т. е. затраты его в единицу времени или степень расходо­ вания в процессе труда жизненной энергии рабочего. Речь идет здесь, как говорил К. Маркс, о том, что помимо измерения ра­ бочего времени как «величины протяженной» необходимо изме­ рение и степени его уплотнения2*. Под нормальной интенсивно­ стью труда принято понимать такой ее уровень, при котором обеспечивается рациональное использование рабочего времени при сохранении здоровья, высокой работоспособности, нормаль­ ной жизнедеятельности и увеличивающейся продолжительности жизни рабочего. Надо признать, что для промышленности и транс­ порта нашей страны на современном уровне ее развития ха­ рактерна невысокая интенсивность труда.

Приведенная выше классификация затрат рабочего времени по­ строена применительно к рабочему с целью показать наиболее крупные группы затрат рабочего времени. Можно, однако, по­ строить классификацию затрат рабочего времени применительно к работе машин и механизмов, что и делается в тех случаях, когда необходимо проанализировать содержание, степень механи­ зации и автоматизации труда. Для изучения рабочего времени с целью его рационализации наиболее целесообразно использо­ вать классификацию затрат рабочего времени, разработанную для нужд нормирования труда, которая выглядит следующим образом.

' Маркс И., Энгельс Ф. Соч. Т. 19, с. 256.

2 См. Маркс К., Энгельс ф. Соч. Т. 23, с. 421.

278


1. Время работы а) подготовительно-заключительное время;

б) оперативное время: основное (технологическое) время, вспо­

могательное время; в) время обслуягивания рабочего места: время организационно­

го обслуживания, время технического обслуживания; 2. Время простоев

а) перерывы, зависящие от неполадок на производстве; орга­ низационные неполадки, технические неполадки;

б) перерывы, зависящие от рабочего: отдых и личные (естест­ венные) надобности; нарушения трудовой дисциплины; случай­ ные личные задержки.

Если взять крупные группы затрат рабочего времени по при­ веденной классификации, то она будет выглядеть следующим об­ разом.

Рабочее время в том числе 1. Полезное время

2. Потери рабочего времени:

по организационно-техническим причинам;

всвязи с нарушениями трудовой дисциплины и в связи

сдругими социально-экономическими причинами.

Из этой схемы видно, что борьба за рациональное использо­ вание рабочего времени может идти в двух направлениях. Это, во-первых, повышение уровня использования полезного времени и, во-вторых, сокращение потерь рабочего времени как по орга­ низационно-техническим причинам, так и по тем, которые связа­ ны с нарушениями трудовой дисциплины и другими социальноэкономическими причинами.

Остановимся прежде всего на потерях рабочего времени, ко­ торые классифицируют как внутрисменные потери рабочего вре­ мени и потери внутри рабочего дня. Если же взять другую меру продолжительности рабочего времени — рабочую неделю, месяц, год, то в этом случае можно назвать еще одну группу потерь рабочего времени — так называемые целодневные потери. К тако­ вым относятся прогулы, невыходы на работу по некоторым дру­ гим причинам, целодневные простои и т. п., т. е. потери ра­ бочего времени в течение целого дня. Ликвидация как внутрисменных, так и целодневных потерь рабочего времени — это важ­ ное направление рационального использования рабочего времени, ведущее к повышению производительности труда.

Целодневные потери рабочего времени классифицируют как неустранимые (неявки в связи с болезнью и родами), частично устранимые (неявки по разрешению администрации и предусмот­

279


ренные законом) и полностью устранимые (прогулы, неявки по другим причинам и целодневные простои). В настоящее время це­ лодневные потери в промышленности и на транспорте СССР со­ ставляют около 20 дней (19,8) на одного рабочего в год. Судя по материалам социологических исследований, борьба с целоднев­ ными потерями непосредственно на промышленном или транс­ портном предприятии должна быть прежде всего направлена на сокращение заболеваемости рабочих. В общей сумме целоднев­ ных потерь неявки в связи с болезнью составляют более поло­ вины, и на протяжении многих лет положение в этой области в целом по промышленности и транспорту практически не ме­ няется. Между тем должный эффект могут принести совершенст­ вование охраны труда и техники безопасности, санитарно-гигие­ нические и другие профилактические мероприятия. Опыт пере­ довых предприятий показывает, что можно также свести до мини­ мума целодневные потери, связанные с отпусками рабочих по разрешению администрации. Как отметил Комитет народного контроля Совета Министров СССР, неоправданные потери рабо­ чего времени по этой причине составляют 60% от всех целодневных потерь рабочего времени. Только в 1970 г. в промыш­ ленности и на транспорте было потеряно 53 млн. человеко-дней. Советский ученый М. Л. Сонин подсчитал, что если бы вызовы рабочих в военкоматы, на заседания судебных органов, на сес­ сии Советов депутатов трудящихся и т. п. осуществлялись после окончания работы, то сокращение потерь рабочего времени ра­ бочих, занятых только в первую смену и только в промышленно­ сти и на транспорте, дало бы экономию в течению года примерно в 50—60 млн. рабочих дней в год'. Это достаточно большая цифра.

Заслуживает внимания и сокращение целодневных потерь ра­ бочего времени в связи с направлением большого количества ра­ бочих на работы, не имеющие прямого отношения к данному предприятию. К целодневным потерям рабочего времени следует также отнести и простои на промышленных и транспортных предприятиях большого количества рабочих мест из-за увольне­ ний рабочих по причинам, имеющим отношение к текучести кад­ ров. Ежегодно в промышленности и на транспорте страны при­ нимаются на работу и увольняются с предприятий по причи­ нам текучести кадров многие тысячи рабочих. Результаты целого ряда социологических исследований показывают, что средний пе-1

1 Сонин М. Я. Актуальные вопросы использования рабочей силы в СССР. М., 1969.

280


рерыв в производственной деятельности каждого рабочего, оста­ вившего предприятие по причинам текучести, составляет в про­ мышленности и на транспорте около 17 дней. Это означает, что 17 дней каждый из этих рабочих не принимает участия в об­ щественном производстве и что на каком-то предприятии в сред­ нем 17 дней простаивает рабочее место. Ежегодно это приносит миллионы рублей экономического убытка. Борьба с текучестью должна вестись прежде всего на самих предприятиях. Исследо­ вания показывают, что примерно 30—35% увольнений рабочих по причинам текучести в состоянии предотвратить администра­ ция, партийные и общественные организации без каких-либо крупных затрат на эти цели. Можно себе представить, как силь­ но сократились бы целодневные потери, если бы эта задача была решена, и как положительно бы все это отразилось на уровне организации труда на предприятиях, на уровне организации тру­ дового процесса и, наконец, на повышении производительности труда. Как отметил А. Н. Косыгин в докладе на XXIV съезде КПСС, на ряде предприятий внутрисменные потери составляют 15—20% всего рабочего времени1. Подсчитано, что сокращение внутрисменных потерь рабочего времени лишь на 50% позволило бы получить дополнительную продукцию на 15 млрд. руб. в год. Основными причинами внутрисменных потерь, как показывают материалы исследований по целому ряду предприятий, являются простои, связанные с неудовлетворительным материально-техни­ ческим снабжением (отсутствие или недостаток сырья, материа­ лов, оборудования, механизмов, агрегатов, приспособлений), с на­ ладкой, подналадкой и профилактическим обслуживанием стан­ ков, оборудования, механизмов и т. п., а также связанные со сменой инструментов и т. п. Выборочные исследования на про­ мышленных предприятиях Сибири показывают, что наибольший удельный вес внутрисменных потерь рабочего времени приходит­ ся на простои из-за несвоевременного обеспечения заготовками и материалами (35% от общей продолжительности простоев ра­ бочих), инструментами и оснасткой (6,7%), из-за неисправности оборудования (26%).

Нужно отметить, что по мере технического прогресса, по мере дальнейшего развития промышленности и транспорта материаль­ но-техническое снабжение становится все более сложным делом. И здесь, видимо, необходимо идти путем расширения прямых связей предприятий-потребителей с предприятиями — поставщика-1

1Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с. ИЗ.

281


ми сырья, полуфабрикатов, заготовок и т. п., а также путем организации производственных объединений, производственных фирм. Это поможет, как нам представляется, улучшить систему материально-технического снабжения.

Важной причиной внутрисменных потерь рабочего времени на предприятии являются различного рода организационные непо­ ладки, которые нередко связаны с элементами нераспорядитель­ ности, недостатками в области управления, организации произ­ водства и труда. Это часто приводит к неритмичности в орга­ низации трудового процесса, к простоям рабочих и оборудования, к штурмовщине, которая, как это ни кажется на первый взгляд парадоксальным, также в конечном счете ведет к потерям ра­ бочего времени. На предприятиях, где штурмовщина имеет ме­ сто, в первых декадах месяца рабочие обычно простаивают. На предприятиях Сибири, например, простои рабочих из-за отсутст­ вия работы составляют 5,5% от всех внутрисменных простоев. Серьезной причиной внутрисменных потерь рабочего времени на промышленных, транспортных предприятиях являются наруше­ ния трудовой дисциплины. На предприятиях Сибири, например, удельный вес внутрисменных простоев по этой причине состав­ ляет 4,5% от всех внутрисменных потерь рабочего времени. Но, как показывает опыт передовых предприятий, потери рабочего времени по причинам нарушения рабочими трудовой дисципли­ ны и из-за организационных неполадок могут быть в значитель­ ной мере сокращены путем улучшения организационной и поли­ тико-воспитательной работы, совершенствования организации труда, производства и управления. Так, анализ внутрисменных потерь рабочего времени на Свердловском инструментальном за­ воде свидетельствует, что значительная их часть объясняется не­ достатками в оперативно-производственном планировании, конт­ роле и регулировании трудового процесса, недостатками в орга­ низации транспортных и складских работ, а также вспомогатель­ ного производства, в размещении оборудования на участках и в цехах. Внедрение центрального диспетчерского пункта с уста­ новками передачи информации и системы позиционно-группового метода оперативного планирования (с использованием опыта в этой области Московского инструментального завода и Вильнюс­ ского завода счетных машин), разработка и внедрение целого ряда других мероприятий — все это позволило Свердловскому ин­ струментальному заводу резко снизить не только внутрисменные, но и целодневные потери рабочего времени из-за организацион­ ных неполадок на производстве и по причинам нарушения тру­ довой дисциплины.

282