Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
таль и брать новую заготовку, удалось сократить часть трудо вых движений, отказаться от некоторых трудовых приемов и по высить производительность труда на 30%. За счет именно тако го рода анализа процесса труда по его элементам, за счет со кращения некоторых приемов и движений полезное рабочее вре мя по основным цехам предприятия только в течение одного года увеличилось с 74,8 до 84,8%; оперативное время возросло с 63,4 до 74,9%, а подготовительно-заключительное время снизи лось на 0,5 % по отношению к общему фонду времени.
Надо при этом подчеркнуть, что рационализация методов, при емов труда осуществляется на Свердловском инструментальном заводе не только на тех производственных участках и в тех це хах, которые имеют высокий уровень технической оснащенности, механизации и автоматизации производственных процессов. Но вые методы и приемы труда выявляются, анализируются и внед ряются здесь применительно к тому уровню технической осна щенности, механизации и автоматизации, который имеет место в данном цехе, на производственном участке, на рабочем месте.
Практика показывает, что изучение трудового процесса, мето дов и приемов труда с целью рационализации использования полезного рабочего времени и совершенствования организации трудового процесса наиболее целесообразно осуществлять приме нительно к конкретному типу производства: массовое, крупно серийное, мелкосерийное, единичное. В одних случаях изучение методов труда, трудовой процесс рекомендуется расчленять на трудовые приемы и даже на трудовые движения (крупносерийное и массовое производства), в других же случаях трудовой процесс лучше изучать только по отдельным трудовым приемам или да же по целым комплексам их (мелкосерийное, индивидуальное производство).
На некоторых промышленных и транспортных предприятиях для выявления, отбора и анализа прогрессивных методов и прие мов труда создаются специальные творческие группы и бригады, включающие в свой состав инженеров, техников, рабочих — пере довиков производства, а кое-где даже физиологов и психологов. Все это позволяет в конечном счете рационализировать исполь зование полезного рабочего времени, рабочего времени вообще, совершенствовать организацию трудового процесса и повышать производительность труда.
Для выявления и анализа прогрессивных методов и приемов труда, трудовых движений на промышленных и транспортных предприятиях ныне все интенсивней стали применяться самые различные средства и способы, выбор которых зависит прежде
288
всего от цели и задач анализа, от типа производства. В усло виях массового, многосерийного производства, когда трудовой процесс изучается по элементам и даже микроэлементам, а также тогда, когда имеет место частая повторяемость операций, выяв ление и исследование методов и приемов труда осуществляются с помощью специальных приборов. Такие приборы автоматически хронометрируют трудовой процесс, отдельные его элементы или микроэлементы с точностью до долей секунды и выдают отпе чатанный на хронокартах готовый результат. Для изучения тру дового процесса и затрат времени в массовом, крупносерийном производстве применяют также кинофотосъемку, промышленное телевидение, осциллографы и некоторые другие приборы, аппа раты, устройства и, разумеется, обычные часы и хронометры. Для выявления и анализа прогрессивных методов и приемов труда в условиях мелкосерийнохо и единичного производства, когда изу чение осуществляется без расчленения трудового процесса на тру довые двгокения, время измеряется лини, по трудовым приемам или комплексам трудовых приемов. В данном случае отпадает надобность в применении специальных приборов, регистрирую щих затраты времени в долях секунды. Здесь достаточно лишь обычных часов, одноили двухстрелочных хронометров для обыч ного хронометража или обычной фотографии рабочего вре мени.
Обычный хронометраж — это изучение непосредственно на ра бочем месте затрат рабочего времени на выполнение отдельных операций и составляющих их элементов, всякий раз повторяю щихся при выполнении данной работы. Хронометраж осущест вляется путем заблаговременной подготовки рабочих мест и са мих рабочих к наблюдению, непосредственного хронометрирова ния по элементам операций и последующей обработки полученных материалов. Обычная фотография — это изучение не посредственно на рабочем месте всех без исключения затрат ра бочего времени на протяжении полного рабочего дня или неко торой его части. Фотография осуществляется путем замера про должительности всех действий рабочего на рабочем месте в их последовательности (без расчленения трудовых процессов на тру довые движения) и последующей обработки полученных данных. Фотография рабочего времени применяется на промышленных и транспортных предприятиях в следующих формах: в индивиду альной — если изучаются затраты рабочего времени одного ра бочего; в бригадной — если изучаются затраты рабочего времени бригады рабочих, занятых на одном рабочем месте; групповой — если изучаются затраты времени группы рабочих, не объединен
10 В. Г. Васильев |
289 |
ных в бригаду, но работающих на одном рабочем месте; мар шрутной — если наблюдение осуществляется над рабочими места ми нескольких рабочих, выполняющих работу индивидуально. Ре зультаты фотографии используются на промышленных и транс портных предприятиях не только для изучения затрат рабочего времени, выявления и анализа прогрессивных методов и приемов труда, но также и для изыскания и использования внутрисменных потерь рабочего времени, для разработки наиболее рацио нальных режимов труда и отдыха.
Как мы уже отмечали, на промышленных и транспортных предприятиях в настоящее время получила широкое распростра нение самофотография рабочего времени. В этом случае всем рабочим цеха или производственного участка раздаются спе циальные карточки — «фотография моего рабочего дня», куда они записывают все затраты рабочего времени на протяжении всей рабочей смены или какой-либо его части. Собранные таким обра зом и обработанные материалы изучаются специалистами и пос ле соответствующего анализа используются для разработки ме роприятий по улучшению использования рабочего времени об следованных лиц. Нередко метод самофотографии применяется только для изучения затрат рабочего времени. В этом случае рабочие в специальной карточке «фотография моего рабочего дня» отмечают лишь время потерь рабочего времени и указы вают причины этих потерь.
Важно отметить, что выявление и анализ затрат рабочего вре мени и проектирование на этой основе более рациональных ме тодов работы, процессов труда должны выполняться специали стами, знакомыми с основами психологии и физиологии. Наиболее экономичные трудовые приемы, трудовые движения являются, как правило, и наиболее быстрыми, а поэтому требуют больших за трат физической, а иногда и нервной энергии, их применение обычно ведет к повышению интенсивности труда. Вот почему внедрение новых методов, приемов и трудовых движений должно осуществляться лишь после психофизиологического их обоснова ния и, если в этом возникнет необходимость, пересмотра режи мов труда и отдыха для рабочих, которых предполагается пере вести на работу по новой системе.
На промышленных и транспортных предприятиях применяются специальные количественные критерии или показатели эффектив ности применяемых методов и приемов труда. Одним из самых распространенных показателей такого рода является коэффици ент рациональности, который применяется в том случае, если на данном производственном участке, на рабочем месте действуют
290
обоснованные нормы времени или нормы выработки. Коэффици ент рациональности может быть представлен в виде следующей формулы:
Т он ф — Топ н
где Крац — коэффициент рационального применения методов и приемов труда; Топ ф — фактические затраты оперативного вре мени па выполнение данной работы; Топ н — нормативные затра ты по установленным нормам оперативного времени на выполне ние дайной работы; Тем — сменный фонд рабочего времени.
Если применяемые на производственном участке или на рабо чем месте нормы времени или нормы выработки уже устарели и не отражают фактически необходимых затрат труда на выполне ние работ, то в этих случаях на промышленных и транспортных предприятиях для определения эффективности применяемых мето дов и приемов труда коэффициент рациональности рассчитыва ется несколько иначе, а именно:
Топ ф — Топ р
Крац = 1 — |
Тем |
|
х'де Топ р — затраты оперативного времени при выполнении данной работы наиболее передовыми рабочими.
В бюджете времени рабочего имеется, как уже говорилось выше, и такая статья, как время, связанное с работой на произ водстве. Напомним, что сюда относятся затраты времени на обе денный перерыв, уход за собой до и после окончания рабочей смены, не входящие в состав оплачиваемого рабочего времени (принятие душа, переодевание до и после работы и т. п.) и, на конец, затраты времени на передвижение рабочего к месту рабо ты и обратно. Все эти затраты времени не входят непосредст венно в оплачиваемое рабочее время, но они имеют непосредст венное отношение к работе. Более того, размеры и характер затрат времени на действия, связанные с работой, оказывают не посредственное влияние на уровень и характер использования рабочего времени, на уровень организации трудового процесса и производительности труда.
Как показывают результаты ряда социологических исследова ний, в крупных промышленных центрах затраты времени на пе редвижение к месту работы и обратно составляют нередко 2— 2,5 часа. Если еще учесть, что транспорт общественного пользо
291 |
10* |
вания в утренние и вечерние часы обычно перегружен, то можно себе представить, в каком настроении приезжает рабочий на ра боту и сколько ему нужно времени, чтобы войти в хорошую ра бочую форму. По данным доктора философских наук С. Ф. Фро лова, полученным им в результате исследований на ряде круп ных предприятий г. Горького, 20,3% обследованных рабочих затра чивают на дорогу к месту работы и обратно до 35 мин., 33,5% — до 1 час. 10 мин., 28,8% — до 1 час. 45 мин. и 17,4%
обследованных рабочих — до 2 час. 30 мин. и более. Сокращение затрат времени на передвижение рабочих к месту работы и об ратно путем улучшения работы городского транспорта общест венного пользования и более рационального размещения жилых районов вокруг промышленных и транспортных предприятий — важный резерв рационального использования рабочего времени, совершенствования организации трудового процесса и повышения производительности труда. Более того, решение этих вопросов мо жет обеспечить и определенное сокращение текучести рабочей силы. Так, исследования на предприятиях Москвы и Москов ской области показали, что среди всех рабочих, ежегодно остав ляющих промышленные и транспортные предприятия по причи нам текучести, 13,9% увольняются по причинам отдаленности места работы от жилья.
Выборочные исследования на ряде предприятий Москвы и Мос ковской области свидетельствуют, что часть потерь рабочего вре мени связана с неудовлетворительной организацией работы сто ловых, буфетов, душевых, раздевалок предприятий. Рабочие не успевают пообедать за время, отведенное на обеденный перерыв, в связи с большими очередями, а поэтому или задерживаются в столовой сверх установленного времени, или приходят в нее несколько раньше, за 15—20 мин. до начала обеденного переры ва. То же самое можно сказать и о пользовании заводскими буфетами. Исследования показывают, что такого рода потери ра бочего времени на предприятиях даже не фиксируются. Многие рабочие, соблюдающие правила внутреннего распорядка предпри ятия, решают этот вопрос путем отказа от посещения столовой и буфета, обедают непосредственно на рабочем месте, принося пищу с собой, иногда даже не выключая в это время станков и механизмов. Такое положение можно, в частности, наблюдать на Раменском прядильно-ткацком комбинате, что отрицательно ска зывается на настроении рабочих, мешает рациональному исполь зованию рабочего времени, приводит к определенной дезоргани зации трудового процесса, препятствует повышению производи тельности труда.
2 9 2