Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

G точки зрения физиологической трудно пока еще ответить на вопрос, при какой именно продолжительности рабочего време­ ни, рабочего дня наиболее успешно сохраняется высокий уровень работоспособности рабочих, а производственная усталость, накап­ ливающаяся у работника в течение одного рабочего дня, полно­

стью

устраняется

к

началу

следующего рабочего

дня. Более

того,

мы пока еще

не

знаем

полностью — как та или

иная про­

должительность рабочего времени, рабочего дня отражается на продолжительности жизни рабочего, на состоянии его здоровья к моменту выхода на пенсию. Наконец, нужны дополнительные исследования для ответа на вопрос о том, отражается ли про­ должительность рабочего времени, рабочего дня на профессиональ­ ной заболеваемости рабочего применительно к данным конкрет­ ным условиям производства. Современные физиологические мето­ ды исследования не позволяют пока что, к сожалению, выпол­ нить анализ, отвечающий названным требованиям, хотя такого рода попытки делаются и определенные успехи в этой области уже достигнуты. Однако соответствующие рекомендации, разра­ батываемые физиологами, носят слишком условный или слиш­ ком общий характер, которые, однако, в полной мере должны учитываться при определении продолжительности рабочего вре­ мени, рабочего дня на промышленных и транспортных предприя­ тиях. Это в значительной степени делается. Так, например, при наличии в основном в промышленности и на транспорте 8-часово­ го рабочего дня при 41-часовой рабочей неделе для рабочих, за­ нятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, продолжительность рабочего времени резко сокращена и составляет для отдельных профессий 36 час. и даже 24 час. в неделю.

Как уже говорилось, продолжительность рабочего времени, ра­ бочего дня в значительной мере определяют и продолжитель­ ность рабочих смен и порядок их чередования. Отметим в этой связи следующее.

Во-первых, стремление наиболее полно использовать оборудо­ вание путем повышения коэффициента его сменной эксплуата­ ции неизбежно порождает и ориентацию на повышение коэффи­ циента сменности в организации трудового процесса. Последнее иногда делается без достаточного физиологического и социаль­ ного обоснования. Нужно иметь в виду, что при наличии реаль­ ной возможности — тем более если это необходимо для сохране­ ния здоровья рабочих, обеспечения высокого уровня их работо­ способности — наиболее целесообразно все же обходиться без тре­ тьей смены. Работа в ночную смену, как показывают материалы исследований, в большинстве случаев отрицательно сказывается

3 1 6


на функционировании человеческого организма, обусловливает более быстрое утомление, не является временем наиболее произ­ водительного и качественного труда. В то же время интересы производства, наличие тенденций к росту непрерывности произ­ водства, росту коэффициента сменности обусловливают пока что сохранение ночных смен на предприятиях промышленности и транспорта. В этой связи на предприятиях с прерывным режи­ мом производства необходимо периодически проверять коэффи­ циент сменности, который можно определить по формуле:

Тоб

где Кем — коэффициент сменности; Тоб — число человеко-дней, отработанных во всех сменах; То — число человеко-дней, отра­ ботанных в наибольшей по числу работающих смене.

Во-вторых, если трехсменный режим работы все же внедряет­ ся, то наиболее целесообразно, чтобы переход рабочих на работу в ночную смену осуществлялся не чаще одного раза в неделю и лучше сразу же после выходного дня. Некоторые физиологи рекомендуют даже, чтобы пересменка и переход рабочих на ра­ боту в ночную смену осуществлялся не ранее чем через 2—3 не­ дели. Исследования показывают, что это возможно, так как прак­ тически на предприятиях в утреннюю и дневную смены заня­ то обычно значительно больше рабочих, чем в ночную смену. Переход на работу в ночную смену не чаще чем один раз в неделю нужен для сохранения суточной ритмики человеческого организма, для снижения утомляемости и нервного напряжения организма, неизбежно сопровождающих частую перестройку, свя­ зан с необходимостью соответствующей физиологической и психо­ логической перестройки рабочего.

В-третьих, работа в ночную смену всегда должна быть не­

сколько

менее продолжительна

по времени — по сравнению с

утренней

и дневной сменами — и

составлять не более 5—6 час.

Такое сокращение компенсируется за счет соответствующего уве­ личения продолжительности рабочего времени в утренние и днев­ ные рабочие смены, после пересменки рабочего.

В-четвертых, как показывают исследования, работа в утренпие смены должна начинаться пе раньше, чем в 6.30—7.30 час. утра. Если же режим работы односменный, то желательно уста­ навливать начало работы производственного участка, цеха, пред­ приятия еще позже, в 8—9 час. утра. Вторая смена не должна заканчиваться позже чем в 12 час. ночи. Это также вызвано

317


необходимостью сохранения суточной ритмики человеческого орга­ низма.

В-пятых, как показывают материалы исследования, при работе в любую смену обеденный перерыв должен устанавливаться не более чем через 4 час. работы. В противном случае рабочий пой­ дет на обеденный перерыв утомленным свыше нормы и ему не хватит времени обеденного перерыва для восстановления затраченпой его организмом энергии. Кроме того, более целесообраз­ но, чтобы продолжительность обеденного перерыва составляла не менее 1 час. Правда, некоторые предприятия делят обеденный перерыв пополам и дают рабочему как бы два обеденных пере­ рыва, общая продолжительность которых не превышает установ­ ленную норму. Считается, что это припосит пользу и рабочим, и производству. Выполненное сотрудниками научно-исследователь­ ского института труда изучение последствий перевода предприя­ тий на пятидневную рабочую неделю с 8-часовым рабочим днем показало, в частности, что такие сокращенные обеденные пере­ рывы малоэффективны. Рабочие, как правило, явочным порядком увеличивают их продолжительность путем преждевременного ухо­ да на обед или позже приступают к работе после обеда. Нельзя считать действенной и такую практику, при которой обеденный перерыв предоставляется ранее чем через 4 час. работы. Это приводит к тому, что обеденный перерыв прерывает период устой­ чивой выработки рабочего и обусловливает то, что в конце ра­ бочего дня он выполняет работу на фоне производственной уста­ лости.

В-шестых, при работе предприятия в три смены желательно, чтобы выходной был постоянным, в один и тот же день недели и, если это возможно,— в субботу или воскресенье. Работа со «скользящим» выходным при трехсменной работе производствен­ ного участка, цеха, предприятия неудовлетворительно восприни­ мается подавляющим большинством рабочих.

В-седьмых, работа в ночную смену более утомительна и поэто­ му требует более частых перерывов для отдыха. Помимо обеден­ ного именно здесь должны устанавливаться дополнительные 8—10-минутные перерывы 3—4 раза в течение смены.

Наконец, как уже говорилось, правильная реализация режимов работы во многом зависит от графиков сменности. В нашей про­ мышленности и на транспорте применительно к конкретным усло­ виям используется много различных сменных графиков. Иссле­ дования показывают, что для каждого конкретного производст­ венного участка, цеха, предприятия оптимальным графиком смен­ ности является такой, который обусловливает высокие производ­

318


ственные показатели работы, хорошие условия труда, сохранение здоровья, высокую работоспособность и открывает простор для формирования личности рабочего. Наиболее широкое распростра­ нение получили типовые графики сменности, разработанные Го­ сударственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и учитывающие характер производ­ ства, количество рабочих смен и в случае, если применяется бригадная форма организации труда, количество бригад.

Особого внимания заслуживают перерывы, которые предостав­ ляются рабочим на протяжении смены. На промышленных и транс­ портных предприятиях рабочим предоставляются помимо обеден­ ного также и перерывы, регламентируемые технологическими ре­ жимами, и впутрисменные перерывы, предназначенные для крат­ ковременного отдыха рабочих и восстановления затраченной ими энергии.

Частота и продолжительность регламентированных и внутри-

сменных перерывов

для отдыха зависят от целого ряда

условий

и прежде всего от

размеров общего дополнительного

времени

для отдыха, устанавливаемого сверх обеденного перерыва для данного производства и для данной категории рабочих. В про­ мышленности и на транспорте применяется целый ряд методов определения продолжительности дополнительного времени на отдых. Мы остановимся лишь на методике, рекомендуемой НИИ труда Методика учитывает такие условия производства и тру­ да, как рабочая поза, степень физического и нервного напря­ жения в труде, темп труда, степень монотонности в работе, уро­ вень шума, чистота воздушной среды, уровень вибрации, состоя­ ние освещения на рабочем месте, температуру и влажность воз­ духа в производственных помещениях. По каждому из назван­ ных условий определяется их количественное значение, а по спе­ циальной шкале — время на отдых и личные надобности в про­ центах к оперативному времени. Сумма времени по каждому из условий и составляет общую продолжительность дополнитель­ ного времени на отдых рабочего в течение рабочего дня. При расчете общей продолжительности дополнительного времени на отдых и личные надобности могут быть учтены и другие усло­ вия, не названные здесь, но являющиеся характерными для того или иного конкретного производства, для конкретной категории рабочих.

Как показывают исследования, регламентированные и внутри-

1 Изучение затрат рабочего времени и разработка нормативов по труду (методиче­ ские рекомендации). М., Изд-во НИИ труда, 1966.

3 1 9