Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
G точки зрения физиологической трудно пока еще ответить на вопрос, при какой именно продолжительности рабочего време ни, рабочего дня наиболее успешно сохраняется высокий уровень работоспособности рабочих, а производственная усталость, накап ливающаяся у работника в течение одного рабочего дня, полно
стью |
устраняется |
к |
началу |
следующего рабочего |
дня. Более |
того, |
мы пока еще |
не |
знаем |
полностью — как та или |
иная про |
должительность рабочего времени, рабочего дня отражается на продолжительности жизни рабочего, на состоянии его здоровья к моменту выхода на пенсию. Наконец, нужны дополнительные исследования для ответа на вопрос о том, отражается ли про должительность рабочего времени, рабочего дня на профессиональ ной заболеваемости рабочего применительно к данным конкрет ным условиям производства. Современные физиологические мето ды исследования не позволяют пока что, к сожалению, выпол нить анализ, отвечающий названным требованиям, хотя такого рода попытки делаются и определенные успехи в этой области уже достигнуты. Однако соответствующие рекомендации, разра батываемые физиологами, носят слишком условный или слиш ком общий характер, которые, однако, в полной мере должны учитываться при определении продолжительности рабочего вре мени, рабочего дня на промышленных и транспортных предприя тиях. Это в значительной степени делается. Так, например, при наличии в основном в промышленности и на транспорте 8-часово го рабочего дня при 41-часовой рабочей неделе для рабочих, за нятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, продолжительность рабочего времени резко сокращена и составляет для отдельных профессий 36 час. и даже 24 час. в неделю.
Как уже говорилось, продолжительность рабочего времени, ра бочего дня в значительной мере определяют и продолжитель ность рабочих смен и порядок их чередования. Отметим в этой связи следующее.
Во-первых, стремление наиболее полно использовать оборудо вание путем повышения коэффициента его сменной эксплуата ции неизбежно порождает и ориентацию на повышение коэффи циента сменности в организации трудового процесса. Последнее иногда делается без достаточного физиологического и социаль ного обоснования. Нужно иметь в виду, что при наличии реаль ной возможности — тем более если это необходимо для сохране ния здоровья рабочих, обеспечения высокого уровня их работо способности — наиболее целесообразно все же обходиться без тре тьей смены. Работа в ночную смену, как показывают материалы исследований, в большинстве случаев отрицательно сказывается
3 1 6
на функционировании человеческого организма, обусловливает более быстрое утомление, не является временем наиболее произ водительного и качественного труда. В то же время интересы производства, наличие тенденций к росту непрерывности произ водства, росту коэффициента сменности обусловливают пока что сохранение ночных смен на предприятиях промышленности и транспорта. В этой связи на предприятиях с прерывным режи мом производства необходимо периодически проверять коэффи циент сменности, который можно определить по формуле:
Тоб
где Кем — коэффициент сменности; Тоб — число человеко-дней, отработанных во всех сменах; То — число человеко-дней, отра ботанных в наибольшей по числу работающих смене.
Во-вторых, если трехсменный режим работы все же внедряет ся, то наиболее целесообразно, чтобы переход рабочих на работу в ночную смену осуществлялся не чаще одного раза в неделю и лучше сразу же после выходного дня. Некоторые физиологи рекомендуют даже, чтобы пересменка и переход рабочих на ра боту в ночную смену осуществлялся не ранее чем через 2—3 не дели. Исследования показывают, что это возможно, так как прак тически на предприятиях в утреннюю и дневную смены заня то обычно значительно больше рабочих, чем в ночную смену. Переход на работу в ночную смену не чаще чем один раз в неделю нужен для сохранения суточной ритмики человеческого организма, для снижения утомляемости и нервного напряжения организма, неизбежно сопровождающих частую перестройку, свя зан с необходимостью соответствующей физиологической и психо логической перестройки рабочего.
В-третьих, работа в ночную смену всегда должна быть не
сколько |
менее продолжительна |
по времени — по сравнению с |
утренней |
и дневной сменами — и |
составлять не более 5—6 час. |
Такое сокращение компенсируется за счет соответствующего уве личения продолжительности рабочего времени в утренние и днев ные рабочие смены, после пересменки рабочего.
В-четвертых, как показывают исследования, работа в утренпие смены должна начинаться пе раньше, чем в 6.30—7.30 час. утра. Если же режим работы односменный, то желательно уста навливать начало работы производственного участка, цеха, пред приятия еще позже, в 8—9 час. утра. Вторая смена не должна заканчиваться позже чем в 12 час. ночи. Это также вызвано
317
необходимостью сохранения суточной ритмики человеческого орга низма.
В-пятых, как показывают материалы исследования, при работе в любую смену обеденный перерыв должен устанавливаться не более чем через 4 час. работы. В противном случае рабочий пой дет на обеденный перерыв утомленным свыше нормы и ему не хватит времени обеденного перерыва для восстановления затраченпой его организмом энергии. Кроме того, более целесообраз но, чтобы продолжительность обеденного перерыва составляла не менее 1 час. Правда, некоторые предприятия делят обеденный перерыв пополам и дают рабочему как бы два обеденных пере рыва, общая продолжительность которых не превышает установ ленную норму. Считается, что это припосит пользу и рабочим, и производству. Выполненное сотрудниками научно-исследователь ского института труда изучение последствий перевода предприя тий на пятидневную рабочую неделю с 8-часовым рабочим днем показало, в частности, что такие сокращенные обеденные пере рывы малоэффективны. Рабочие, как правило, явочным порядком увеличивают их продолжительность путем преждевременного ухо да на обед или позже приступают к работе после обеда. Нельзя считать действенной и такую практику, при которой обеденный перерыв предоставляется ранее чем через 4 час. работы. Это приводит к тому, что обеденный перерыв прерывает период устой чивой выработки рабочего и обусловливает то, что в конце ра бочего дня он выполняет работу на фоне производственной уста лости.
В-шестых, при работе предприятия в три смены желательно, чтобы выходной был постоянным, в один и тот же день недели и, если это возможно,— в субботу или воскресенье. Работа со «скользящим» выходным при трехсменной работе производствен ного участка, цеха, предприятия неудовлетворительно восприни мается подавляющим большинством рабочих.
В-седьмых, работа в ночную смену более утомительна и поэто му требует более частых перерывов для отдыха. Помимо обеден ного именно здесь должны устанавливаться дополнительные 8—10-минутные перерывы 3—4 раза в течение смены.
Наконец, как уже говорилось, правильная реализация режимов работы во многом зависит от графиков сменности. В нашей про мышленности и на транспорте применительно к конкретным усло виям используется много различных сменных графиков. Иссле дования показывают, что для каждого конкретного производст венного участка, цеха, предприятия оптимальным графиком смен ности является такой, который обусловливает высокие производ
318
ственные показатели работы, хорошие условия труда, сохранение здоровья, высокую работоспособность и открывает простор для формирования личности рабочего. Наиболее широкое распростра нение получили типовые графики сменности, разработанные Го сударственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и учитывающие характер производ ства, количество рабочих смен и в случае, если применяется бригадная форма организации труда, количество бригад.
Особого внимания заслуживают перерывы, которые предостав ляются рабочим на протяжении смены. На промышленных и транс портных предприятиях рабочим предоставляются помимо обеден ного также и перерывы, регламентируемые технологическими ре жимами, и впутрисменные перерывы, предназначенные для крат ковременного отдыха рабочих и восстановления затраченной ими энергии.
Частота и продолжительность регламентированных и внутри-
сменных перерывов |
для отдыха зависят от целого ряда |
условий |
и прежде всего от |
размеров общего дополнительного |
времени |
для отдыха, устанавливаемого сверх обеденного перерыва для данного производства и для данной категории рабочих. В про мышленности и на транспорте применяется целый ряд методов определения продолжительности дополнительного времени на отдых. Мы остановимся лишь на методике, рекомендуемой НИИ труда Методика учитывает такие условия производства и тру да, как рабочая поза, степень физического и нервного напря жения в труде, темп труда, степень монотонности в работе, уро вень шума, чистота воздушной среды, уровень вибрации, состоя ние освещения на рабочем месте, температуру и влажность воз духа в производственных помещениях. По каждому из назван ных условий определяется их количественное значение, а по спе циальной шкале — время на отдых и личные надобности в про центах к оперативному времени. Сумма времени по каждому из условий и составляет общую продолжительность дополнитель ного времени на отдых рабочего в течение рабочего дня. При расчете общей продолжительности дополнительного времени на отдых и личные надобности могут быть учтены и другие усло вия, не названные здесь, но являющиеся характерными для того или иного конкретного производства, для конкретной категории рабочих.
Как показывают исследования, регламентированные и внутри-
1 Изучение затрат рабочего времени и разработка нормативов по труду (методиче ские рекомендации). М., Изд-во НИИ труда, 1966.
3 1 9