Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ют Желапием Достигнуть уровня своих товарищей по коллективу, пользоваться среди них большим уважением, повысить свой ав­ торитет, добиться признания и т. п.

Большое влияние на производственный климат коллектива ока­ зывают и такие факторы, как отношение вышестоящих руково­ дителей к заслугам и недостаткам коллектива, наличие на пред­ приятии различного рода традиций и степень их воздействия на работников и т. п. На многих предприятиях промышленности и транспорта всему этому придается большое значение. Так, на ленинградском заводе «Арсенал» им. Фрунзе существует тради­ ция отмечать в коллективе различные семейные торжества това­ рищей по работе. В цехах завода вывешиваются плакаты, где указываются фамилии работников, у которых сегодня день рожде­ ния, не остаются без внимания и другие аналогичные торже­ ственные события. На этом же заводе действует «трудовой кодекс арсенальцев», который, базируясь на принципах морально­ го кодекса советского человека, предусматривает меры дополни­ тельного поощрения работников и меры воздействия на наруши­ телей трудовой и технологической дисциплины, в том числе меры поощрения ветеранов труда и т. п.

Производственный климат коллектива, эффективность его фор­ мирования во многом зависят от внешней, находящейся вне гра­ ниц предприятия среды. Это связано с тем, что и само предприя­ тие находится в сфере общественных и территориальных взаимо­ действий с внешней средой, которая при этом оказывает на про­ изводственный климат коллектива не прямое, а опосредованное влияние. Такого рода влияние проявляется, например, путем воздействия внешпих факторов на поведение членов коллектива, их отношение к различного рода социально-политическим, куль­ турным и другим событиям, на общественную и трудовую актив­ ность, на стабильность коллектива, на моральное состояние его членов, текучесть рабочей силы и т. и. В качестве источников воздействия внешней среды на производственный климат могут выступать вышестоящие хозяйственные, а также местные партий­ ные и советские органы, действенность коммунально-бытовых ус­ луг, в том числе наличие и эффективность работы предприятий коммунального обслуживания, сферы бытовых услуг, учреждений культуры и отдыха, спорта и туризма, наличие и эффектив­ ность работы учебных заведений, природные, климатические ус­ ловия данной местности и т. д.

Следует отметить, что как показывают материалы исследова­ ний, внешняя среда, ее влияние воспринимается членами про­ изводственного коллектива как часть производственных условий.

378


И далее. В свою очередь производственный климат коллектива предприятия оказывает воздействия на внешнюю среду.

Существуют и другие факторы формирования благоприятного производственного климата, на которых мы не будем здесь оста­ навливаться. Достаточно сказать, что система факторов произ­ водственного климата пока что изучена недостаточно и здесь пужны дополнительные исследования. В частности, специального изучения требуют вопросы классификации факторов формирова­ ния производственного климата, системы их взаимодействия, значимости, весомости каждого из факторов, специфики их про­ явления в различных производственных условиях и т. п.

Особого внимания заслуживают вопросы измерения и оценки уровня производственного климата коллектива, его критериев и показателей на предприятиях промышленности и транспорта. Нужно сказать, что здесь имеются большие трудности, хотя определенный опыт в этой области уже накопился. Прежде всего косвенными измерителями производственного климата являются технико-экономические показатели работы коллектива участка, цеха, предприятия в целом. Показателем уровня позитивности членов коллектива с точки зрения формирования личности, ка­ честв, необходимых -для человека нового, коммунистического об щества. Это тоже косвенный показатель.

При оценке уровня производствеппого климата социологи ГДР исходят из следующих критериев: соответствует ли производ­ ственный климат на социалистическом предприятии обществен­ ным требованиям; соответствует ли производственный климат конкретным требованиям предприятия; соответствуют ли условия на предприятии ожиданиям трудящихся (в том случае, конечно, если ожидания трудящихся не противоречат общественным ин­ тересам). Здесь уже делается попытка найти непосредственные качественные признаки уровня производственного климата, хотя способов точпого количественного измерения качественных при­ знаков немецкими учеными не предлагается.

В процессе анализа производственного климата коллектива В. М. Шепель разделяет его на три климатические зоны. Пер­ вую он определяет как «социальный климат... насколько на дан­ ном предприятии высока осознанность работниками целей и за­ дач коммунистического строительства, насколько здесь гарантиро­ вано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан» *. Вторая зона — это «моральный кли-1

1 Шепель В. М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическим предприятием. М., ротапринт НИИТЭХИМ, 1970, с. 5».

379



мат... какие моральные ценности в данном производственном кол­ лективе являются общепринятыми. Другими словами, что в дан­ ном коллективе в моральном плане превалирует: рвачество, эгоизм, подсиживание, неуважительное отношение к женщине, к коллегам или, наоборот, товарищество и дружба, искренняя взаимопомощь, глубокое уважение к женщине и заботливое отно­ шение к молодым рабочим» *. Третья климатическая зона опре­ деляется В. М. Шепелем, как «психологический климат, та не­ официальная атмосфера, которая складывается между работни­ ками, находящимися в непосредственном контакте друг с дру­ гом... психологический микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального, а тем более социального кли­ мата» 1.2

При всей своей оригинальности эта схема кажется нам несколь­ ко искусственной. Исследования показывают, что социальные, мо­ ральные и психологические связи настолько тесно переплетаются и взаимодействуют между собой, что ни о какой локализации не может быть и речи.

По-видимому, наиболее перспективным методом измерения уровня производственного климата является шкалирование каче­ ственных признаков уровня производственного климата и их ко­ личественный учет. Речь идет, разумеется, о наиболее существен­ ных, определяющих производственный климат качественных при­ знаках.

Проблемы измерения уровня производственного климата, де­ тальный их анализ не входят в задачи настоящей работы. Необ­ ходимо лишь отметить, что в современных условиях решение этих проблем приобретает исключительно важное значение.

Таким образом, даже сравнительно краткий анализ социально­ психологической категории производственного климата показыва­ ет, насколько сложно и многопланово это явление. В то же время это ни в коей мере не является оправданием недооценки про­ изводственного климата со стороны многих практических работ­ ников предприятий промышленности и транспорта. Ведь тем са­ мым недооценивается и важный путь роста производительности — стеническое настроение, вся группа социальных факторов повы­ шения эффективности труда. В итоге нашему народному хозяй­

ству наносится

ощутимый экономический — да и

социальный

тоже — ущерб.

Исследования, например, показывают,

что созда­

1 Шепелъ В. М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическим предприятием, с. 60.

2 Там же, с. 61,

3S0


ние одного лишь оптимального производственного климата на конвейере обеспечивает повышение производительности труда на 3—5%. На множестве примеров можно убедительно доказать, что успех работы производствепного коллектива зависит от одновре­ менного решения экономических, нравственных и психологиче­ ских проблем. В современных условиях переоценка роли чисто экономических проблем ни к чему хорошему не приводит.

В заключение следует подчеркнуть, что производственный кли­ мат коллектива не возникает сам по себе, стихийно, а является результатом целенаправленной деятельности, сознательной орга­ низации социальных отношений. Формирование производствен­ ного климата — это сложный, длительный по времени, непрерыв­ ный процесс, отражающий постоянное развитие социалистического принципа гармонии личных, коллективных и общественных инте­ ресов. Забота о производственном климате коллектива должна быть такой же постоянной и настойчивой, как и забота о совер­ шенствовании на предприятиях промышленности и транспорта техники и технологии.

Таким образом, производственный климат — это значимый фак­ тор формирования настроения работников, а зпачит, и повыше­ ния производительности труда. В то же время здесь имеет ме­ сто и обратная взаимосвязь. Настроение оказывает прямое влия­ ние на формирование производственного климата, есть важный его фактор. Следует отметить и такой момент. Исследования показывают, что отдельные факторы формирования производ­ ственного климата являются одновременно и факторами непо­ средственного формирования настроения рабочих.

Уровень настроения рабочих во многом зависит от того, в ка­ ком коллективе они работают. Именно в коллективе рабочий осознает себя как личность, как единое целое со своими това­ рищами по работе, именно здесь полностью раскрываются его творческие способности, трудовая активность, именно здесь рабо­ чий включается в систему подлинно человеческих взаимоотно­ шений. Все названное в своей совокупности не может не влиять

на жизненный

тонус, настроение рабочего. Но дело не

только

в этом.

мы говорили о настроении как об эмоции,

при­

До сих пор

сущей каждому индивиду, и пока не упоминали о том, что на­ строение — категория не только индивидуальная, но и социаль­ ная. Правомерно говорить не только о настроении отдельного рабочего, но и о настроении группы, коллектива, в том числе производственного коллектива промышленного или транспортного предприятия, о настроении социальном, общественном. В таком

38J