Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ют Желапием Достигнуть уровня своих товарищей по коллективу, пользоваться среди них большим уважением, повысить свой ав торитет, добиться признания и т. п.
Большое влияние на производственный климат коллектива ока зывают и такие факторы, как отношение вышестоящих руково дителей к заслугам и недостаткам коллектива, наличие на пред приятии различного рода традиций и степень их воздействия на работников и т. п. На многих предприятиях промышленности и транспорта всему этому придается большое значение. Так, на ленинградском заводе «Арсенал» им. Фрунзе существует тради ция отмечать в коллективе различные семейные торжества това рищей по работе. В цехах завода вывешиваются плакаты, где указываются фамилии работников, у которых сегодня день рожде ния, не остаются без внимания и другие аналогичные торже ственные события. На этом же заводе действует «трудовой кодекс арсенальцев», который, базируясь на принципах морально го кодекса советского человека, предусматривает меры дополни тельного поощрения работников и меры воздействия на наруши телей трудовой и технологической дисциплины, в том числе меры поощрения ветеранов труда и т. п.
Производственный климат коллектива, эффективность его фор мирования во многом зависят от внешней, находящейся вне гра ниц предприятия среды. Это связано с тем, что и само предприя тие находится в сфере общественных и территориальных взаимо действий с внешней средой, которая при этом оказывает на про изводственный климат коллектива не прямое, а опосредованное влияние. Такого рода влияние проявляется, например, путем воздействия внешпих факторов на поведение членов коллектива, их отношение к различного рода социально-политическим, куль турным и другим событиям, на общественную и трудовую актив ность, на стабильность коллектива, на моральное состояние его членов, текучесть рабочей силы и т. и. В качестве источников воздействия внешней среды на производственный климат могут выступать вышестоящие хозяйственные, а также местные партий ные и советские органы, действенность коммунально-бытовых ус луг, в том числе наличие и эффективность работы предприятий коммунального обслуживания, сферы бытовых услуг, учреждений культуры и отдыха, спорта и туризма, наличие и эффектив ность работы учебных заведений, природные, климатические ус ловия данной местности и т. д.
Следует отметить, что как показывают материалы исследова ний, внешняя среда, ее влияние воспринимается членами про изводственного коллектива как часть производственных условий.
378
И далее. В свою очередь производственный климат коллектива предприятия оказывает воздействия на внешнюю среду.
Существуют и другие факторы формирования благоприятного производственного климата, на которых мы не будем здесь оста навливаться. Достаточно сказать, что система факторов произ водственного климата пока что изучена недостаточно и здесь пужны дополнительные исследования. В частности, специального изучения требуют вопросы классификации факторов формирова ния производственного климата, системы их взаимодействия, значимости, весомости каждого из факторов, специфики их про явления в различных производственных условиях и т. п.
Особого внимания заслуживают вопросы измерения и оценки уровня производственного климата коллектива, его критериев и показателей на предприятиях промышленности и транспорта. Нужно сказать, что здесь имеются большие трудности, хотя определенный опыт в этой области уже накопился. Прежде всего косвенными измерителями производственного климата являются технико-экономические показатели работы коллектива участка, цеха, предприятия в целом. Показателем уровня позитивности членов коллектива с точки зрения формирования личности, ка честв, необходимых -для человека нового, коммунистического об щества. Это тоже косвенный показатель.
При оценке уровня производствеппого климата социологи ГДР исходят из следующих критериев: соответствует ли производ ственный климат на социалистическом предприятии обществен ным требованиям; соответствует ли производственный климат конкретным требованиям предприятия; соответствуют ли условия на предприятии ожиданиям трудящихся (в том случае, конечно, если ожидания трудящихся не противоречат общественным ин тересам). Здесь уже делается попытка найти непосредственные качественные признаки уровня производственного климата, хотя способов точпого количественного измерения качественных при знаков немецкими учеными не предлагается.
В процессе анализа производственного климата коллектива В. М. Шепель разделяет его на три климатические зоны. Пер вую он определяет как «социальный климат... насколько на дан ном предприятии высока осознанность работниками целей и за дач коммунистического строительства, насколько здесь гарантиро вано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан» *. Вторая зона — это «моральный кли-1
1 Шепель В. М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическим предприятием. М., ротапринт НИИТЭХИМ, 1970, с. 5».
379
мат... какие моральные ценности в данном производственном кол лективе являются общепринятыми. Другими словами, что в дан ном коллективе в моральном плане превалирует: рвачество, эгоизм, подсиживание, неуважительное отношение к женщине, к коллегам или, наоборот, товарищество и дружба, искренняя взаимопомощь, глубокое уважение к женщине и заботливое отно шение к молодым рабочим» *. Третья климатическая зона опре деляется В. М. Шепелем, как «психологический климат, та не официальная атмосфера, которая складывается между работни ками, находящимися в непосредственном контакте друг с дру гом... психологический микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального, а тем более социального кли мата» 1.2
При всей своей оригинальности эта схема кажется нам несколь ко искусственной. Исследования показывают, что социальные, мо ральные и психологические связи настолько тесно переплетаются и взаимодействуют между собой, что ни о какой локализации не может быть и речи.
По-видимому, наиболее перспективным методом измерения уровня производственного климата является шкалирование каче ственных признаков уровня производственного климата и их ко личественный учет. Речь идет, разумеется, о наиболее существен ных, определяющих производственный климат качественных при знаках.
Проблемы измерения уровня производственного климата, де тальный их анализ не входят в задачи настоящей работы. Необ ходимо лишь отметить, что в современных условиях решение этих проблем приобретает исключительно важное значение.
Таким образом, даже сравнительно краткий анализ социально психологической категории производственного климата показыва ет, насколько сложно и многопланово это явление. В то же время это ни в коей мере не является оправданием недооценки про изводственного климата со стороны многих практических работ ников предприятий промышленности и транспорта. Ведь тем са мым недооценивается и важный путь роста производительности — стеническое настроение, вся группа социальных факторов повы шения эффективности труда. В итоге нашему народному хозяй
ству наносится |
ощутимый экономический — да и |
социальный |
тоже — ущерб. |
Исследования, например, показывают, |
что созда |
1 Шепелъ В. М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическим предприятием, с. 60.
2 Там же, с. 61,
3S0
ние одного лишь оптимального производственного климата на конвейере обеспечивает повышение производительности труда на 3—5%. На множестве примеров можно убедительно доказать, что успех работы производствепного коллектива зависит от одновре менного решения экономических, нравственных и психологиче ских проблем. В современных условиях переоценка роли чисто экономических проблем ни к чему хорошему не приводит.
В заключение следует подчеркнуть, что производственный кли мат коллектива не возникает сам по себе, стихийно, а является результатом целенаправленной деятельности, сознательной орга низации социальных отношений. Формирование производствен ного климата — это сложный, длительный по времени, непрерыв ный процесс, отражающий постоянное развитие социалистического принципа гармонии личных, коллективных и общественных инте ресов. Забота о производственном климате коллектива должна быть такой же постоянной и настойчивой, как и забота о совер шенствовании на предприятиях промышленности и транспорта техники и технологии.
Таким образом, производственный климат — это значимый фак тор формирования настроения работников, а зпачит, и повыше ния производительности труда. В то же время здесь имеет ме сто и обратная взаимосвязь. Настроение оказывает прямое влия ние на формирование производственного климата, есть важный его фактор. Следует отметить и такой момент. Исследования показывают, что отдельные факторы формирования производ ственного климата являются одновременно и факторами непо средственного формирования настроения рабочих.
Уровень настроения рабочих во многом зависит от того, в ка ком коллективе они работают. Именно в коллективе рабочий осознает себя как личность, как единое целое со своими това рищами по работе, именно здесь полностью раскрываются его творческие способности, трудовая активность, именно здесь рабо чий включается в систему подлинно человеческих взаимоотно шений. Все названное в своей совокупности не может не влиять
на жизненный |
тонус, настроение рабочего. Но дело не |
только |
в этом. |
мы говорили о настроении как об эмоции, |
при |
До сих пор |
сущей каждому индивиду, и пока не упоминали о том, что на строение — категория не только индивидуальная, но и социаль ная. Правомерно говорить не только о настроении отдельного рабочего, но и о настроении группы, коллектива, в том числе производственного коллектива промышленного или транспортного предприятия, о настроении социальном, общественном. В таком
38J