Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
случае и настроение отдельного рабочего как личности не замы кается индивидуальными рамками, но носит и социальный харак тер. А отсюда и тесная взаимосвязь индивидуального и социаль ного настроения как в пределах коллектива, так и в пределах одной личности, отсюда и взаимовлияние: индивидуальное на строение воздействует на формирование общественного настрое ния коллектива, а общественное настроение коллектива во мно гом определяет уровень настроения каждого члена коллектива.
Важно подчеркнуть вопреки мнению некоторых ученых, что общественное настроение коллектива не является простой суммой настроений отдельных его членов. Коллективное настроение, об ладая многими качествами индивидуального, в то же время зна чительно сильнее его, более устойчиво, обусловливает у членов коллектива возникновение состояния трудового энтузиазма, тру дового подъема, резко повышает трудовую и общественную ак тивность членов данного коллектива, оказывает сильное влияние на их индивидуальное настроение.
Нужно, наконец, сказать и о том, что в процессе взаимодей ствия членов коллектива возникает эмоциональная взаимоиндук ция, в процессе которой эмоциональное состояние, эмоции, на строение одного члена коллектива передается другому. Мы уже говорили о том, что стеническое или астеническое настроение одного рабочего воспринимается другими рабочими, оказывает влиянйе на их настроение, способствует снижению или повыше нию их жизненного тонуса, а значит, и обусловливает снижение или повышение производительности труда. Можно привести мно го примеров того, что обычное поздравление рабочего по поводу какой-либо его юбилейной даты или благодарность за хорошо вы полненную работу не только способствует повышению настроения этого рабочего, но и отражается на настроении других членов коллектива, работающих с ним рядом. Всем известны также слу чаи, когда астеническое, плохое настроение одного члена коллек тива снижает жизненный тонус, настроение других его членов (особенно тогда, когда человек с испорченным настроением яв ляется в коллективе руководителем и, следовательно, находится в центре внимания всех членов коллектива).
Еще одним фактором настроения работников являются уровень технической оснащенности производства, уровень организации производства и труда, технического нормирования и т. п. Это материальные, экономические факторы, о которых уже более или менее обстоятельно упоминалось выше в связи с формированием производственного климата. Следует в то же время отметить, что перечисленные элементы являются не только факторами фор
38?
мирования производственного климата, но и факторами, непосред ственно определяющими уровень настроения работников.
Так, рабочее место, цех, территория всего предприятия, оформ ленные с учетом требований технической эстетики, оптимальные условия на производстве для органов чувств, станки, механизмы, оборудование и приспособления, изготовленные с учетом требова ний эргономики,— все это факторы не только производственного климата, но и формирования настроения рабочих.
Следует также остановиться на материальном и моральном сти мулировании труда, правильное сочетание которых выступает в условиях социалистического предприятия важным фактором фор мирования позитивного, устойчивого настроения. При этом, как показывают материалы исследования, не только и не столько уро вень заработной платы оказывает влияние на настроение, сколько правильность применения систем и форм заработной платы, пре миальных систем. Это положение имеет исключительно важное значение. Важная роль в формировании стенического настроения рабочих на социалистическом предприятии принадлежит правиль
но организованному социалистическому |
соревнованию, которое, |
|
в частности, |
обусловливает и повышение |
общественной активно |
сти. Кстати, |
исследования, выполненные |
на ряде предприятий, |
в том числе на Раменском прядильно-ткацком комбинате, пока зывают, что рабочие и прежде всего молодые рабочие могут быть полностью удовлетворены собой, своей деятельностью, со хранять высокий жизненный тонус, настроение только в том слу чае, если они помимо своей основной работы принимают актив ное участие в общественной работе. Опрошенные прямо говорят, что от того, насколько они живут единой жизнью со своим кол лективом, «слиты» с ним, выполняют по поручению коллектива общественные задания, зависит их жизненный тонус, их настрое ние, а значит, и уровень выполнения норм выработки, уровень производительности труда. Нужно сказать, что в этой области на многих предприятиях промышленности и транспорта далеко не все пока благополучно. На уже упоминавшемся Раменском комбинате, например, 68,9% опрошенных работниц не принимают участия в общественной жизни, не имеют ни постоянных, ни разовых поручений.
Причинами неучастия рабочих в общественной жизни, как по казывают исследования, являются несовпадение поручений с лич ными интересами, неуверенность в том, что выполнение того или иного поручения действительно необходимо для улучшения рабо ты, сплочения коллектива. Многие рабочие говорят о том, что поручений им вообще не давалось, а проявлять личную инициа-
38 3
тиву в этом направлении мешает скромность или неорганизо ванность. В то же время подавляющее большинство рабочих уве рено в том, что участие в общественной жизни, выполнение об щественных поручений необходимы каждому члену коллектива. Среди противников общественных поручений преобладают рабо чие пожилого возраста и женщины, имеющие детей дошкольного возраста.
Отсюда явствует, что вовлечение рабочих в общественную жизнь — это забота и о формировании позитивного настроения и о повышении производительности труда. Что касается социа листического соревнования, то это одна из форм проявления об щественной активности рабочих и в то же время способ ее по вышения. Наряду с этим на наших предприятиях функционирует такая форма организации социалистического соревнования кол лективов, которая включает социалистическое обязательство «до биваться, чтобы у каждого рабочего было всегда хорошее на строение». Этот почин принадлежит коллективу фабрики «Трех горная мануфактура».
Один из факторов астенического настроения рабочих — это низ кий общеобразовательный уровень. На Раменском комбинате сре ди молодых — в возрасте до 30 лет — рабочих 77,9% пигде не учится. Большинство из них высказывает мнепие, что это яв ляется одной из главных причин пониженного тонуса, астеническо го настроения. Основными причинами того, что работницы, име ющие низкий общеобразовательный уровень, нигде не учатся, является, как показывают исследования, сравнительно высокая физическая и психологическая утомляемость молодых ткачих и прядильщиц (повышенная влажность, шум, запыленность помеще ний, монотонность труда и т. п.). К этому можно добавить так же и недостаток у молодых работниц настойчивости, энергично сти, инициативы, оптимизма, недостаточная уверенность в своих силах, в том, что они смогут успешно сочетать работу на пред приятии с учебой в школе рабочей молодежи, в техникуме. Раз рыв между желанием и действительностью в области образования и обусловливает пониженный жизненный тонус, астеническое на строение.
Настроение рабочих в значительной степени зависит от орга низации на предприятии системы бытового обслуживания. Сюда относится, в частности, организация работы столовой и буфетов предприятия, организация эффективного отдыха во время обеден ного и других перерывов, а также работа душевых, прачечных для стирки спецодежды, наличие раздевалок, бытовок и уюта в них и т. п. Исследования показывают, что в этой области лю
384
бая, на первый взгляд, «мелочь» отражается на настроении ра бочих, а значит, и мешает повышению производительности труда.
Особо следует остановиться на внешних факторах, определяю щих настроения и находящихся вне границ предприятия. Среди внепроизводственных факторов формирования настроения рабо чих можно назвать такие, как отдаленность места работы ог места проживания и неудовлетворительную работу транспорта. В процессе социологического исследования на Раменском пря дильно-ткацком комбинате выяснилось, что более 15% опрошен ных работниц связывают свое настроение с отдаленностью места работы от места проживапия и неудовлетворительными условия ми транспорта. Ту же точку зрения высказали и 26,6% опрошен ных рабочих Мытищинского машиностроительного завода.
К внепроизводственным факторам формирования настроепия рабочего следует отнести и взаимоотношения в семье, взаимоот ношения с родственниками, с соседями по дому, с друзьями и товарищами, не работающими с ним на одном предприятии. В процессе взаимодействия со всеми этими людьми возникает эмоциональная взаимоиндукция, которая, как уже отмечалось, оказывает значительное влияние на настроение рабочего, способ ствует его повышению или снижению. Исследования показывают при этом, что в процессе эмоциональной взаимоиндукции на на строении . рабочего отражается влияние не всех людей, с кото рыми ему приходится сталкиваться вне производства, а прежде всего тех, которые ему не безразличны. Кроме того, разные люди в зависимости от своих личностных особенностей оказывают на человека различное эмоциональное влияние. «Есть люди,— пишет Е. Е. Вендров,— которые влияют на настроение окружающих по ложительно: легкие, тактичные, приветливые, содержательные, интересные, талантливые, остроумные, добрые, одержимые. Плохо влияют на окружающих люди скучные, серые, пустые, педантич ные, черствые, мрачные, подозрительные, формалисты, назойливо назидательные, резкие, болтливые, развязные, самохвалы» *.
Настроение рабочих зависит и от таких внепроизводственных факторов, как эффективность организации службы быта и отды ха в районе местожительства.
Помимо внешних по отношению к рабочему факторов формиро вания настроения соответствующее влияние оказывают и внут^-
ренние, так сказать, заключенные в самом рабочем |
факторы на |
||
строения. К ним относятся удовлетворенность или |
неудовлетво |
||
ренность |
рабочего |
своими действиями, поступками, |
поведение»*, |
1 В е н в р о в В . |
Е . Психологические проблемы управления. М„ «Экономика», 196{), е. 3*. |
||
7г13 В. Г. Васильев |
385 |
|
количеством и качеством выполняемой работы и т. п. Так, внут ренние переживания рабочего в связи с какой-либо производст венной неудачей, его самонеудовлетворенность не могут не отра зиться на настроении.
Определенное представление о факторах формирования наст роения дает изучение мнения по этому поводу самих рабочих. Например, рабочие Брянского сталелитейного завода на первое место среди причин, снижающих жизненный тонус, настроение ставят такую, как неритмичность производственного процесса, затем низкое качество сырья, материалов, полуфабрикатов, низ кую эффективность применяемых систем и форм заработной пла ты, премиальных систем, неудовлетворительную систему учета выполненной работы, завышеиность или заниженность норм вы работки, а также недостаточную внимательность к рабочим не посредственных руководителей, осложнения в семейных отноше ниях, в отношениях с родственниками, соседями по квартире, с товарищами по месту жительства, бытовые неполадки и др. Рабочие Ярославского завода топливпой аппаратуры на первое место среди факторов формирования настроения поставили взаи моотношения с товарищами (20,5% среди опрошенных), взаимо отношения с руководителями (10,2%). Рабочие Анжеро-Суджен- ского машиностроительного завода основными причинами астени ческого настроения назвали неудовлетворительную организацию рабочих мест, частую смену заданий, низкий уровень подготовки очередной смены, неупорядоченность в нормах выработки, в та рифных расценках, малоэффективную организацию производства, труда, управления, грубость непосредственных руководителей и др. Рабочие Мытищинского машиностроительного завода факто рами формирования настроения называют любовь к профессии, дружбу и взаимопомощь в коллективе, хорошую организацию труда, эффективную организацию и обслуживание рабочих мест, чистоту и порядок на производстве, ритмичность в работе, высо кую заработную плату, благополучие семьи, сочетание требова тельности руководителя с внимательностью к нуждам рабочих и другие.
Как видно из приведенного перечня факторов формирования настроения, их оценка самими же рабочими различных пред приятий далеко не равнозначна. Это связано со специфически ми условиями производства, присущими каждому предприятию и даже каждому цеху, участку, а также с уровнем социальной зрелости рабочих, их личностными особенностями.
Большое значение проблемам формирования настроения рабо чих уделяется на предприятиях наиболее развитых капиталисти-