Файл: Пылаев, Н. И. Кавитация в гидротурбинах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рис( Номер. режима11.18)

/

II

III

IV

V

VI

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

II .6

Характерные режимы работы турбин Братской ГЭС

 

 

 

 

 

 

при различных напорах

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика режима

 

 

Время работы Т

в ч

£и

2

вСр^ЛМВт

"сГ

X

агрегата№

началас эксплуатации

между ремонтами

предельна ­ нагрузных ­ ках

4 сР

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

и

2

 

 

 

 

 

 

 

0

 

ю

 

 

 

 

 

 

 

0

а

 

ч

О

 

 

 

 

 

 

 

а

о

 

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

52,8

—0,60

90

900

95,0

15

2

144

2

144

2

144

58,8

—0,80

90

850

90,0

14

3 030

3 030

3 030

68,5

0,50

120

850

83,5

16

8 199

5 734

3 227

78,0

—0,50

150

960

76,0

2

3 050

3 050

2 436

83,7

—0,50

160

810

76,0

6

8 723

8 723

6 343

97,3

—0,70

200

875

70

14

33 767

15 428

9 973

Сопоставляя радиально-осевые турбины, имеющие подобные профили лопастей, например Р0123 и Р0211 (турбины Днепров­ ской ГЭС, Комсомольской, Нива-I I, Усть-Каменогорской, Мингечаурской, Бухтарминской), можно заметить, что в общем случае интенсивность эрозии с ростом напора увеличивается.

Влияние напора на эрозию одинаковых турбин наиболее характерно проявляется для турбин радиально-осевого типа. Особый интерес представляет эрозия турбин при работе на пони­ женных напорах. В настоящее время, с целью наиболее эффектив­ ного использования оборудования, некоторые гидроэлектростан­ ции начинают эксплуатироваться, когда напор еще не достиг рас­ четного значения. В этом отношении интересно обобщить опыт эксплуатации турбин Братской ГЭС, оборудованной большим количеством агрегатов, пуск которых производился при различ­ ных напорах.

Наиболее характерные режимы эксплуатации турбин приве­ дены в табл. II.6 и на рис. 11.18.

Из табл. 11.6 следует, что с увеличением напора от 50 до 100 м средние значения нагрузок возрастают от 90 до 200 МВт. При этом приведенное значение расхода Qi остается предельным, т. е. турбины работают на максимальной для данного напора мощности. Приведенные обороты изменяются от 95 до 70 об/мин. Высота отсасывания Hs существенно не меняется.

С изменением напора изменяются и зоны кавитационной эрозии (рис. 11.18). Наибольшая площадь разрушений лопастей наблю­ дается при минимальном напоре 52,8 м (режим /). Разрушения тыльной поверхности достигают — 1,4 м2, что составляет ~ 50% всей поверхности лопасти. Кроме того, на этом напоре кавитаци-

8?


онные разрушения имеются и на лицевой поверхности лопасти

(площадь 0,36 м2).

При повышении напора разрушения лицевой поверхности лопастей прекращаются, эрозия наблюдается лишь на тыльных сторонах лопастей.

Зона эрозии на вертикальном участке входной кромки лопасти с увеличением напора постепенно уменьшается и при напоре свыше 60 м совсем исчезает.

Врайоне выходной кромки площадь разрушений с увеличе­ нием напора также уменьшается и при расчетном напоре остается лишь на участке около нижнего обода. Разрушения за входной кромкой у нижнего обода появляются лишь при напорах свыше 70 м. С ростом напора площадь эрозии на этом участке возрастает. Общая площадь эрозии с увеличением напора от 50 до 100 м умень­ шается в 3—4 раза.

Вприведенном примере рассмотрено влияние напора на эро­ зию при работе турбин на предельных мощностях. Не меньший интерес представляет собой работа турбин на пониженных напорах

ималых нагрузках. В качестве примера можно использовать

опыт эксплуатации турбин

Красноярской ГЭС

(Ярасч = 93 м;

Nрасц = 508

МВт;

D x =

7,5

м) и ГЭС Бхакра

(Ярасч = 122 м;

Ярасч — 127

МВт;

D ± =

4,1 м). Одна из турбин Красноярской ГЭС

в пусковой период около 1600 ч работала при напоре 70 м (75% Ярасч) и мощности 100—120 МВт, что составляет 30—40% Мтах при имевшемся напоре.

Турбина ГЭС Бхакра проработала 5350 ч. За время эксплуа­ тации напор менялся в пределах 87— 150 м. Значительную часть времени ~ 40% турбина работала при нагрузке, меньшей 50 МВт.

Рассматриваемые турбины оборудованы рабочими колесами из углеродистой стали с защитными облицовками тыльных сто­ рон лопастей.

Характерной особенностью кавитационной эрозии этих тур­ бин за рассматриваемый период эксплуатации является то, что кроме тыльной стороны лопастей (район нижнего обода и верти­ кальный участок за входной кромкой) разрушению подверглась лицевая сторона — вблизи выходной кромки, около верхнего обода.

На турбине Красноярской ГЭС разрушения в этой области занимали площадь 800x200 мм, глубиной до 0,3 мм; на турбине ГЭС Бхакра площадь разрушений составляла 700x400 мм при глубине эрозии до 5 мм.

Интересно отметить, что факелы кавитационных разрушений направлены от выходной кромки лопасти к входной. Это особенно наглядно проявилось на одной из лопастей турбины Краснояр­ ской ГЭС, где на лицевой стороне имелись канавки, предназна­ ченные для укладки кабеля к измерительным датчикам. Кавита­ ционные разрушения за канавками расположены со стороны вход­ ной кромки лопасти.

6

83


Такое расположение кавитационной эрозии при пониженных напорах и малых нагрузках свидетельствует о наличии в верхней части лопастной системы обратных токов жидкости.

Связь кинематики потока с кавитационной эрозией. Анализ кинематики потока при изменении мощности и напора турбины был выполнен для рабочего колеса Р0662 Братской ГЭС. Для выяснения влияния режимов эксплуатации на эрозию был построен поток на входе в рабочее колесо турбины (рис. 11.19).

Значения углов натекания и скоростей определялись для четы­

рех линий тока, при этом рассмотрено два случая: 1)

Я — Я расч =

= const; N = var; 2) Amax = const

(QI =

const);

Я = var.

В первом случае при Я == const

(97 м)

определение скоростей

производилось с использованием основного уравнения гидротур­ бин. Во втором случае при Я = var, вследствие значительного отклонения режимов работы от расчетных, за основу было при­ нято предположение, что направление вектора абсолютной ско­ рости на входе в рабочее колесо остается постоянным при любом значении Я. Это следует из того, что турбины эксплуатировались на предельной мощности (Q( = 900 л/с) и открытие направля­ ющего аппарата оставалось постоянным.

Величины углов натекания |3 и относительных скоростей w приведены в табл. II.7.

Номер режима (рис. II. 19)

1

2

3

Г

2'

3'

4'

Т а б л и ц а I I .7

Значения углов натекания и относительных скоростей на входе в рабочее колесо турбины Братской ГЭС

 

 

Линия тока

Линия тока

Линия тока

Линия тока

 

 

 

I

 

II

 

III

 

IV

 

вNМВт

1

вWм/с

вРград

 

вРград

вwм/с

в0град

вW м/с

 

вРград

3

S

 

 

 

 

О

 

 

 

 

03

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 1

 

 

 

 

 

 

 

97,0

50

—57

3,8

10

3,0

75

8,8

78

12,8

97,0

100

—40

5,4

4

5,6

44

9,6

45

11,6

97,0

190

—35

12,3

—37

13,0

—9

17,6

—20

28,8

52,8

90

-.60

14,5

—55

14,8

—35

17,3

—35

22,5

68,5

120

—53

12,5

—45

13,2

—20

16,9

—26,

22,3

83,7

160

—36

11,5

—32

12,5

—9

17,0

—18,

22,5

97,3

200

—30

10,9

—22

12,4

0

17,9

— 11

’ 22,9

Рассматривая режимы работы при Я = Я расч = const, можно отметить, что при малых нагрузках—50— 100 МВт— на линиях тока II, III и IV углы натекания становятся положительными и дости­ гают значений 45—78° (рис. 11.19). При таких углах атаки на входной кромке лопастей может возникнуть кавитационная

84


Линия тока I

I

Рис. 11.19. Углы натекания потока для рабочего колеса Р0662. Режимы работы в соответствии с табл. II.7

85

каверна. Однако относительные скорости на этих режимах неве­ лики и, следовательно, интенсивность кавитационного воздей­ ствия мала. Это подтверждается опытом эксплуатации турбин, когда за входной кромкой тыльной стороны лопастей на малых нагрузках образовывалась зона эрозии незначительной глубины

(рис. 11.18).

При увеличении мощности до 190 МВт угол натекания меняется на отрицательный (на линии тока I I I |3 = — 9°) и кавитацион­ ная каверна на входной кромке исчезает. Особенностью режима с оптимальной мощностью (190 МВт) является возрастание отно­ сительной скорости w от верхнего обода к нижнему. Причем w увеличивается более чем в два раза и на линии тока IV достигает ~ 29 м/с. Большая скорость при обтекании сечений лопастей, расположенных около нижнего обода, приводит к интенсивной кавитационной эрозии в этой зоне (рис. II. 18).

При постоянном приведенном расходе Nmax = const и пере­ менных напорах, меньших # расч, имеют место большие отрица­ тельные углы атаки. Так, например, при Н = 52,8-ь62,5 м на

линиях

тока I п II углы

натекания (} = — (53ч-60)°.

Учитывая,

что при

этом величина

относительных скоростей

достигает

15 м/с, на лицевой стороне лопасти в районе входной кромки может образоваться кавитационная каверна, вызывающая эро­ зионные разрушения (рис. 11.18).

Сувеличением напора величина угла натекания уменьшается

иэрозия в этой зоне исчезает.

Большие отрицательные углы натекания при низких напорах, очевидно, вызывают также образование кавитационных разру­ шений на выходной кромке тыльной стороны лопастей.

Нужно отметить, что приведенные здесь теоретические рас­ четы углов натекания и скоростей потока являются лишь первым приближением, позволяющим как-то оценить общие закономер­ ности развития эрозии в зависимости от мощности и напора тур­ бины.