Файл: Организация изучения устройства и технического содержания аппаратуры диспетчерской централизации типа Нева в профтехучилищах методические рекомендации..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
определенный запас времени (150—200 мсек) для обеспече ния надежного срабатывания управляющих реле соответ ствующих групп объектов.
В процессе передачи приказов извещения о состоянии объектов данной станции на ЦП необходимо выполнить сле дующее:
1. Определить момент подключения |
аппаратуры тракта |
||
ТС к соответствующему каналу ТС. |
и последовательность |
||
2. Определить время, |
количество |
||
передачи приказов |
ТС, |
соответствующих последовательно |
|
каждой (из шести) |
конкретной группе объектов данного ли |
||
нейного пункта. |
|
|
|
3.Зафиксировать момент поступления импульсов синхро низации, привести все устройства в исходное состояние, пос ле чего можно вновь возобновить их работу.
4.Последовательно проверить положение контактов конт
рольных реле каждой группы и сформировать соответству ющий приказ ТС, в котором разомкнутое положение контак тов контрольных реле фиксируется активной частотой flHr а замкнутое —■пассивной частотой f2и.
Основным блоком тракта ТС линейного пункта является блок ЛГ.
В блоке ЛГ сосредоточены основные элементы, принима ющие непосредственное участие в процессе формирования и передачи приказов ТС:
1. Генератор частот /уи и /2н с модулятором, ключевой схемой запуска на двух транзисторах и выходным усили
тельным каскадом. |
4 |
(отметок |
времени |
2. Генератор тактовых импульсов |
|||
8 мсек) с кварцевым |
резонатором и |
делителем |
частоты |
ДЧ 1:32. |
|
|
|
3. Управляющий триггер ТРД.
В целом процесс формирования приказов ТС осуществля
ется в следующем порядке: |
импульса синхронизации (час |
|||||
1. |
В |
момент |
поступления |
|||
тота [зу), который сопровождается переключением контактов |
||||||
реле |
ПОИ, |
П2И, |
ПАИ, П, А и др., управляющий |
триггер |
||
ТРД блока |
ЛГ изменяет свое состояние и |
запирает |
схему |
|||
генерации тактовых импульсов. Кроме того, через контакты |
||||||
указанных |
выше |
реле на |
групповой |
распределитель |
||
{1+ЗБТГР) |
и счетные триггеры |
распределителя ЛШ посту |
пает положительный потенциал, возвращающий их в исход ное состояние.
22
2. По окончании импульса синхронизации в канале ТУ вновь появляется частота /4;у, что сопровождается переключениями контактов названных выше реле. В результате уп равляющий триггер ТРД блока ЛГ возвращается в прежнее (нормальное) состояние и подключает питание к схеме ге нерации тактовых импульсов, где переменный ток частотой 4000 гц от частотного генератора преобразуется в прямо угольные импульсы, которые и поступают на вход делителя частоты ДЧ 1:32 блока ЛГ. Пройдя через делитель, импуль сы преобразуются в импульсы с частотой 125 имп/сек, что соответствует продолжительности каждого такта приказа;
ТС в 8 мсек.
3. С выходов ДЧ 1:32 блока ЛГ такты просчитываются счетными триггерами распределителя блока ЛШ по циклам,, в каждом цикле 28 тактов. Причем в качестве рабочих вы ступают первые 22 такта, после которых групповой распре делитель ГР делает один шаг.
Остальные шесть тактов обеспечивают интервал между циклами.
Таким образом, с каждым шагом группового распредели теля ГР приближается момент начала передачи данным ЛП своих приказов ТС. Этот момент определяется настроечными цепями тракта ТС каждого линейного пункта.
4. Предположим, что такой момент наступил. При этбц че: рез настроечные выводы в такт каждому шагу распределите ля ГР остальная часть аппаратуры тракта ТС последователь но формирует импульсы тока приказов ТС (для каждой группы объектов свой приказ) и передает их в линейную цепь. Каждый приказ начинается и заканчивается активным импульсом тока частотой f щ.
После окрнчания передачи последнего из приказов ТС на' следующем шаге распределителя ГР происходит застопори вание работы всех передающих устройств тракта ТС данного ЛП до окончания всего цикла проверки объектов участка ДЦ по данному каналу ТС. После приема на ЛП нового им пульса синхронизации процесс повторяется.
Рассмотрим более детально работу той части аппаратуры тракта ТС, которая непосредственно определяет содержание каждого приказа ТС.
Основу работы этой аппаратуры составляет фактически управление модулятором генератора частот ft:„ и /ги. Модуля тор, в свою очередь, непосредственно управляет работой это
23
го частотного генератора и собран на базе одного транзисто ра 7Y
Б самом процессе управления частотным генератором бло ка ЛГ необходимо подчеркнуть две стороны, а именно:
а) в моменты совпадения позиции группового распредели теля ГР с настройкой одной из ключевых схем любого из блоков ГИ возникает положение (—) потенциала на выво дах а9с9 этого блока, за счет чего на выводе 4 блока Л Г тоже понизится потенциал. В результате будет снят шунт с зада ющего контура частотного генератора блока ЛГ, т. е. гене ратор начнет работать;
б) после снятия шунта с задающего контура генератор частот начнет вырабатывать и передавать в линию импульсы тока частотой f 1 и или /2н в зависимости от состояния тран зистора Т3. В свою очередь, в цепи транзистора фиксируются:
— такты распределителя блока ЛШ |
(выводы II—/-*- |
ч-//—20), причем первые десять выводов |
распределителя |
подключены к диодам нечетных блоков БДС, а следующие десять — к диодам четных блоков БДС\
—положение контактов контрольных реле;
—ключевая схема одного из блоков ГИ, соответству ющая одной из групп объектов, о состоянии которой переда
ется информация в приказе ТС (выводы а^а9 или с6Со каждо го ГИ).
Таким образом, вначале растормаживается сам генератор частот, а затем происходит выбор той или иной из двух час тот f или /2и в зависимости от состояния контакта конт рольного реле, проверяемого на каждом такте распредели теля блока ЛШ. Замкнутое состояние контакта передается в соответствующем такте приказа ТС импульсом тока часто той / ц1 . разомкнутое — частотой /2и.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Для более детального изучения учащимися ДЦ типа «Нева» и привития им определенных навыков обращения с ее аппаратурой авторами рекомендуется упрощенный" макет этой системы, принципиальные схемы которого приведены в приложениях 3, 4, 5, 6, 7. Основное назначение макета — по мочь будущим электромеханикам и электромонтерам СЦБ глубже изучить принципы работы и аппаратуру трактов пе редачи и приема приказов ТУ и ТС.
24
Комплект аппаратуры макета составляет аппаратура центрального поста (ЦП) и двух линейных пунктов (ЛП1 и ЛП 2). При этом рекомендуется для изучения аппаратуры
центрального поста организовать два рабочих места |
(№ |
1, |
2),. а на каждом линейном пункте — по одному (№ |
3, |
4). |
Это позволит организовать работу на макете четырех бригад учащихся по два человека в каждой бригаде.
Пульт-манипулятор и выносное табло макета упрощены и рассчитаны только на работу с двумя станциями. Причем на каждой станции с пульта-манипулятора макета предусмотре но управление только одной из горловин каждой станции. Скбозной пропуск поездов отсутствует. Путевое развитие пе регонов и станций, светофоры, стрелки, рельсовые цепи вы полняются в макете. Однако к схеме линейных пунктов мо гут быть подключены натуральный светофор и стрелка (по усмотрению преподавателя или мастера производственного обучения). На каждом линейном пункте устанавливается не большой пульт с путевым развитием станции и необходимы ми кнопками и лампочками.
На рабочем месте'№ 1 учащиеся изучают аппаратуру и ее действие в процессе формирования и передачи приказов ТУ.
При этом |
воспитанниками училищ должны |
быть |
изучены: |
а) |
электрические схемы наборной |
группы |
реле: выбор |
станции; кнопочных реле; задания маршрутов и реле направ ления; указательных и начальных реле; реле выбора станции, выбора группы объектов на ней и регистрирующих реле;
5) |
бесконтактная аппаратура тракта передачи приказов |
|
ТУ; |
|
|
в) |
аппараты управления — пульт-манипулятор и вынос |
|
ное табло. |
|
|
Кроме того, на рабочем месте № |
1 макет позволяет уча |
|
щимся |
изучить основные элементы |
пульта-манипулятора и |
правила работы на нем. Здесь будущие рабочие учатся про
изводить |
установку маршрута на |
ЛП1 |
(Ст. А) и ЛП2 |
(Ст. 5) |
по главному и боковому пути |
(два |
маршрута — на |
прием и два маршрута — на отправление); отменять набран ные маршруты (все из названных в п. 1); переводить стрелку без открытия сигнала и т. д.
На рабочем месте № 2, несколько совмещенном с рабо чим местом № 1, учащиеся изучают аппаратуру тракта ТС п ее действие в процессе приема и реализации приказов ТС. При этом воспитанниками училищ должны быть изучены
25
схемы приема извещения на ЦП, контрольных реле на ЦП, индикации на выносном табло диспетчера.
В процессе изучения аппаратуры тракта ТС учащиеся на рабочем месте № 2 выполняют те же манипуляции на пуль те-манипуляторе, что и учащиеся на рабочем месте X® 1, только все их действия подчиняются приему на ЦП приказов ТС.
Аппаратура обеих ЛП аналогична, поэтому на рабочих местах № 3 и № 4 учащиеся выполняют одинаковые дей ствия и изучают аппаратуру трактов ТУ и ТС применитель но к каждому конкретному линейному пункту.
Кроме того, будущими рабочими должны быть изучены схемы управляющих реле, исполнительных реле по открытию входного и выходного сигналов и управлению стрелкой (элек троприводом), резервного управления станцией, а также рас положение аппаратуры и макет станции.
На |
каждом рабочем |
месте № 3 и № 4 макет позволяет: |
|
а) |
фиксировать исполнение |
или неисполнение приказа |
|
ТУ, поступившего с ЦП |
(т. е. приказ правильный или непра |
||
вильный) ; |
|
|
|
б) |
фиксировать повреждения |
линейных устройств, в част |
ности, перегорание лампочек красного и зеленого огня, и от сутствие контроля стрелки;
в) открывать входной и выходные сигналы и переводить стрелку непосредственно с ЛП (предпочтительно с ЛП2).
В целом макет предусматривает передачу приказов ТУ только для двух станций (код 123—Ст. А, код 124—Ст. Б.)- Каждая станция имеет только одну группу объектов по уп
равлению (до восьми |
объектов) и одну — по извещению |
(20 объектов). |
|
Рекомендуемый' макет может широко применяться и на |
|
уроках теоретического |
обучения (специального предмета), |
причем формы и методы его использования могут быть уста новлены самим преподавателем.
Одним из основных требований при работе на макете яв ляется строгое выполнение правил пользования им и правил техники безопасности, перечисленных в соответствующих ин струкциях.
В процессе выполнения практических работ рекомендуется провести проверку действия аппаратуры центрального и ли нейного постов при характерных сбоях в работе аппаратуры-
26