Файл: Масликов, В. А. Технологическое оборудование производства растительных масел учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

впроизводство, то его потери будут очень большими и себе­ стоимость масла увеличится. Кроме того, бензин, находящийся

вшроте, постепенно испаряется и может создать взрывоопас­ ную концентрацию в воздухе.

Количество бензина, уносимое шротом из экстрактора, ко­ леблется в значительных пределах — от 25 до 40% количества сухого вещества шрота; для расчетов можно принимать содер­ жание бензина в шроте 40% к массе сухого жирного вещества.

Для выделения бензина, находящегося в шроте, его нагре­ вают для перевода бензина в парообразное состояние. Такая обработка шрота осуществляется в шнековых испарителях и тостерах.

ШНЕКОВЫЙ ИСПАРИТЕЛЬ К ЭКСТРАКТОРУ НД-1000

Шнековый испаритель к экстрактору НД-1000 (рис. VI—36) состоит из пяти или шести горизонтальных цилиндров 1 диа­ метром 6 8 6 мм и длиной 6200 мм, имеющих паровые рубаш­ ки 2. Цилиндры установлены один над другим в две секции, причем одна секция смещена относительно другой. Цилиндры имеют крышки с кронштейнами 3, в которых помещены под­ шипники для валов. Цилиндры соединены между собой пере­ пускными патрубками; секции соединяются между собой шлю­ зовым затвором 4. На выходном патрубке последнего цилинд­ ра также установлен шлюзовый затвор 5.

Внутри каждого цилиндра помещен горизонтальный вал 6 , изготовленный из толстостенной трубы, на котором по винтовой линии укреплены лопатки 7 под углом 22°30' к оси вала. Между концом лопатки и внутренней поверхностью цилиндра имеется зазор 1 0 мм, что предотвращает прикосновение лопаток к ци­ линдру при изгибе вала во время работы. Вал вращается в двух подшипниках, установленных в кронштейнах крышек.

От каждой секции цилиндров делается отвод из трубы, ко­ торая вверху расширена и образует так называемую шротоловущку 8 . Внутри шротоловушки имеется вал с лопастной ме­ шалкой, концы которой скользят по внутренней поверхности шротоловушки или конуса 9.

Валы каждой секции приводятся в движение от электродви­ гателя мощностью 8 —10 кВт через редуктор. Вращение пере­ дается валу верхнего цилиндра каждой секции. С другого конца вала вращение передается мешалкам шротоловушки, а цепной передачей — валу среднего цилиндра. От вала среднего цилинд­ ра также цепной передачей вращение передается валу нижне­ го цилиндра.

От вала нижнего цилиндра цепной передачей приводится во вращение ротор шлюзового затвора. Передача имеет такие передаточные отношения, что валы цилиндров вращаются с час-

2 4 *

371


Ш_______ , fe' I

^ Выход шрота

Рис. VI—36. Шнековый испаритель к экстрактору НД-1000.

тотой 38 об/мин, а ротор шлюзового затвора совершает 19 об/мин.

Валы нижних секций получают вращение таким же обра­ зом, как валы верхних секций.

Шнековый испаритель имеет групповой смазывающий аппа­ рат, который подает смазку в подшипники валов цилиндра и

ротора

шлюзового затвора.

 

Групповой смазывающий

 

аппарат представляет собой

 

стакан,

по центру которого

 

проходит вал, приводимый в

 

медленное вращение червяч­

 

ной передачей. На вал наса­

 

жен кулачок, а вокруг него

 

цилиндры с поршнями, сое­

 

диненными с точками смаз­

 

ки. Внутрь стакана залива­

 

ется смазочное масло. При

 

вращении вала кулачок по­

 

переменно нажимает на пор­

 

шни каждого цилиндра; при

 

этом поршень

выдавливает

 

порцию смазочного масла в

 

точку смазки.

 

 

Пар в шнековый испари­

 

тель подается с гребенки,

 

которая установлена рядом

Рис. VI—37. Схема паропроводов шне­

с испарителем.

От гребенки

глухой

пар

направляется

кового испарителя.

 

в паровую рубашку верхне­ го цилиндра секции. Далее пар поступает в паровую рубашку

среднего цилиндра и, выйдя из нее, направляется в паровую ру­ башку нижнего цилиндра. Отсюда пар поступает в паровую ру­ башку шлюзового затвора и уже из него, пройдя конденсацион­ ный горшок, поступает в линию конденсата.

Кроме того, от гребенки к нижнему цилиндру секции в его крышку подводится острый пар. Нижняя секция снабжается паром аналогично. Схема трубопроводов шнекового испарите­ ля показана на рис. VI—37.

Работает шнековый испаритель следующим образом

(см. рис. VI—36).

Шрот из экстрактора самотеком поступает внутрь верхнего цилиндра, где он подхватывается вращающимся лопастным шнеком 6 и транспортируется к его противоположному концу. В период транспортировки шрота он интенсивно перемешивает­ ся и нагревается глухим паром, подводимым в паровую рубаш­ ку. Достигая противоположного конца цилиндра, шрот перехо­

3 7 3


дит во второй цилиндр; отсюда шрот направляется в третий, нижний цилиндр. По мере движения по секции из шрота испа­ ряется увлеченный бензин и, кроме того, в нижнем цилиндре он пропаривается острым паром, что увеличивает испарение бензина.

Пройдя через нижний цилиндр, шрот поступает в шлюзовый затвор и им передается во вторую секцию, где он подвергает­ ся аналогичной обработке. Образующиеся во время обработ­ ки шрота пары бензина поднимаются кверху, проходят через все цилиндры секции и поступают в шротоловушку. Выходящие пары уносят с собой мелкие частички шрота; однако в шротоловушке из-за увеличения диаметра скорость паров снижается и мелкие частички выпадают из потока и оседают на стенках ловушки. Со стенок ловушки частицы снимаются мешалкой и возвращаются в цилиндр. Пары из второй секции поступают в свою ловушку.

При удалении бензина из шрота в шнековом испарителе ис­ паряющийся бензин уносит часть влаги, и таким образом шрот частично подсушивается. Чтобы процесс удаления бензина из шрота протекал нормально, давление пара в рубашках должно быть до 0,5 МПа, а температура острого пара 180—200° С.

На наших заводах шнековые испарители работают под атмо­ сферным давлением; поэтому температура шрота, выходящего из испарителя, составляет 95—105°С. Такая высокая темпера­ тура вызывает дополнительную денатурацию белков шрота, что ухудшает кормовые достоинства его. В связи с этим шнековый испаритель должен работать под вакуумом, что и осуществле­ но на многих зарубежных заводах.

Работа шнекового испарителя при давлении 99,7 кПа (раз­ режение 20—30 мм вод. ст.), как это имеет место на некоторых заводах, не снижает температуру процесса, но при этом пары бензина не могут выходить в атмосферу цеха через различные неплотности в шнековом испарителе.

Производительность шнекового испарителя составляет 100— ПО т семян подсолнечника в сутки; поэтому на один экстрак­ тор НД-1000 необходимо ставить два шнековых испарителя.

Рассмотренный шнековый испаритель работает удовлетво­ рительно, но имеет некоторые недостатки: большие габариты, большую металлоемкость и низкий коэффициент теплопередачи.

Техническая характеристика шестицилиндрового шнекового испарителя

Производительность

по

семе­

 

нам, т/сут:

 

 

90—100

подсолнечник

 

 

соя . . .

 

 

51—53

Поверхность нагрева,

м2 .

. .

52,5

3 7 4


М о щ н о ст ь

эл е к т р о д в и г а т е л я ,

 

к В т ............................................

 

16—20

Габариты,

мм:

 

длинаХширинаХвысота .

10 440Х1910Х

 

 

Х9956

Масса, к г ..................................

25 000

Для экстрактора НД-1250 применяется такой же шнековый испаритель, как и для экстрактора НД-1000.

Для расчета расхода пара составим материальный и тепло­ вой балансы шнекового испарителя.

Р А С Ч Е Т Ш Н Е К О В О Г О И С П А Р И Т Е Л Я

Материальный баланс

Пр и х о д

1.Сухое жирное вещество GC.B.

2. Влага в шроте GB.

3.Бензин в шроте 0,4 GC<B.

4.Глухой пар D.

Итог о :

1 >40с.в 4~ б в -f- D .

Как указывалось выше, при испарении из шрота бензин увлекает часть влаги, т. е. образуется бинарная смесь, к кото­ рой может быть применен закон Дальтона. Рассмотрение этой смеси с точки зрения закона Дальтона позволяет получить уравнение, при помощи которого можно вычислить количество испаренной влаги при испарении определенного количества бен­ зина в определенных условиях:

г>

"ЖВкв

,

(VI—121)

С/в - (jQ

 

МбРбф

где Gq — количество испаренного бензина; Мв— молекулярная масса воды;

Mq— молекулярная масса бензина (средняя); Рб — парциальное давление паров бензина; рв— парциальное давление паров воды; Ф — коэффициент насыщения.

При решении уравнения (VI—121) встречаются некоторые трудности при определении рб и рв. Эти величины определяют следующим образом. По температуре шрота, поступающего в шнековый испаритель, и по температуре шрота, выходящего из испарителя, которой задаются, находят среднюю температуру, по которой определяют упругость паров бензина. Давление в испарителе р известно, поэтому давление водяных паров будет

Рв = Р — Рб ■

3 7 5