Файл: Контроль качества продукции машиностроения учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
В настоящее время учеными разных стран предложено много методов, позволяющих определить исследуемые показа тели качества, в том числе показатели надежности и другие параметры продукции, в более короткие сроки. Широко приме няются ускоренные испытания материалов иа выносливость при изгибе и кручении, испытания на контактную выносли вость, износостойкость, коррозионную стойкость и др. Непре рывно совершенствуется техническое оснащение эксперимента, развивается теория ускоренных испытаний.
Ускоренные испытания могут быть исследовательскими и контрольными, в последнем случае они являются выборочны ми. Поэтому при проведении ускоренных испытаний приме няются методы математической статистики от комплектования выборок до обработки результатов.
Сокращение продолжительности испытаний достигается за счет форсирования режима испытаний.
Р е ж и м о м и с п ы т а н и й называется совокупность сле дующих факторов, определяющих механизм и интенсивность процессов разрушения:
нагрузка или напряжение; скорость или частота приложения нагрузки;
условия контактирования — количество, свойства и темпе
ратура смазки, процентное содержание абразивов, |
структура |
и твердость абразивных частиц; |
|
состояние окружающей среды — температура, |
давление, |
агрессивность. |
|
Выбор режима — один из наиболее ответственных этапов планирования ускоренных испытаний. Режим ускоренных ис пытаний должен отличаться от режима нормальной эксплуата ции изделия, но в то же время оба режима должны быть опре деленным образом связаны как качественно, так и количест венно.
§4. Структура и задачи службы ОТК на машиностроительном предприятии
Контроль качества продукции в сфере ее производства на машиностроительных предприятиях осуществляется специаль
но организованными службами технического |
контроля каче |
|
ства. |
|
|
Согласно ГОСТ 17341—71, |
техническим |
контролем назы |
вается проверка соответствия |
п р о ц е с с о в , |
от которых зави |
сит качество продукции, и их |
р е з у л ь т а т о в |
установленным |
техническим требованиям. Следовательно, объектами техниче ского контроля являются технологические процессы, их техни ческое оборудование и образующиеся в результате этих про
22
цессов свойства или параметры деталей, сборок, изделий. Состав и структура служб контроля качества, их обязанно сти и права определяются «Положением об отделе техническо го контроля», утвержденным директором предприятия. Это по ложение разрабатывается в соответствии с «Типовым положе нием об отделах технического контроля», утвержденным по становлением Совета Министров СССР от 13 июля 1962 г.
№ 718, или с аналогичным отраслевым документом.
За период, прошедший с 1962 г., наука о качестве продук ции, об управлении качеством и о контроле значительно шаг нула вперед. Вышли новые государственные и отраслевые стандарты по указанным вопросам, накопился огромный опыт промышленных предприятий по созданию систем управления качеством продукции. Поэтому некоторые пункты типового положения устарели и нуждаются в переработке.
Прежде всего изменилось представление о целях техниче ского контроля. Так, еще недавно считалось общепризнанным, что основной целью технического контроля является надежная защита потребителя от попадания к нему дефектной, недобро качественной или некомплектной продукции. Основной функ цией технического контроля считался процесс установления со ответствия или несоответствия качества изделия действующим нормам, оговоренным стандартами, чертежами, техническими условиями и другой нормативно-технической документацией. Таким образом, техническому контролю отводилась роль ин струмента, призванного отсеивать годную продукцию от негод ной. Ответственность за поступление к потребителю дефектных единиц продукции ложилась полностью на службу техническо го контроля. j
В настоящее время технический контроль рассматривается Ы как равноправный и неотъемлемый элемент системы управле ния качеством продукции на предприятии, и поэтому основной целью технического контроля является получение информации о ходе (состоянии) соответствующего процесса или о его ре зультатах для последующей выработки решений об управляю щих воздействиях (ГОСТ 17341—71, с. 9). Из этого следует, что измерения геометрических, механических, физических и других свойств и параметров изделия, выполняемые службами технического контроля на предприятии, не являются само целью, а разбраковка продукции на годную и дефектную, со ставление ведомостей дефектов, наложение временных запре- \ тов и другие локальные мероприятия не могут оказывать за метного влияния на уровень брака в производстве-. Но непре рывно накапливающаяся в службах технического контроля ин формация о качестве контролируемой продукции является действительно бесценной. Ее правильное и своевременное ис
23
пользование позволяет управлять качеством выпускаемой про дукции, оперативно совершенствовать конструкцию и техноло гию производства, проводить необходимое регулирование тех нологического оборудования в самые оптимальные сроки, не дожидаясь появления дефектных изделий, давать потребите лям продукции твердые гарантии о содержании доброкачест венных изделий в поставляемой партии и решать многие дру гие задачи управления качеством продукции.
Контрольные операции являются составной частью техно логического процесса и разрабатываются одновременно с раз работкой технологического процесса. Контрольная операция не оказывает непосредственного воздействия на качество про дукции, поэтому еще до сих пор в ряде случаев контроль счи тают второстепенной, вспомогательной, непроизводственной операцией. Такая точка зрения является неверной.
Рис. 3. Типовая схема организации ОТК
Основные функции по осуществлению на предприятии контроля качества возлагаются на отдел технического контро
24
ля (ОТК), являющийся самостоятельным структурным под разделением предприятия, возглавляемым начальником ОТК. Начальник ОТК подчиняется непосредственно руководителю предприятия.
На рис. 3 изображен вариант типовой схемы организации службы ОТК на предприятии численностью до 1000 рабочих. На схеме показаны основные участки и направления деятель ности аппарата ОТК. Это прежде всего наблюдение за качест вом продукции в процессе производства, осуществляемое через цеховые бюро технического контроля (БТК).
Если предприятие выпускает экспортную продукцию, каче ство которой должно соответствовать особым требованиям, в составе ОТК создается сектор или группа экспортной продук ции.
В общем структура ОТК и основные обязанности работни ков ОТК вытекают из функций технического контроля на пред приятии. Это проведение входного контроля за качеством по ступающих на завод сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий; сбор информации о стабильности ка чества продукции предприятий-поставщиков и оформление со ответствующих актов для предъявления претензий поставщи кам. Это осуществление приемочного контроля во всех его разновидностях — контроль за качеством изготавливаемых предприятием деталей, узлов, агрегатов и готовых изделий в соответствии с требованиями конструкторской документации и стандартов, клеймение принятой и забракованной продукции и соответствующее документальное ее оформление.
Это постоянное контролирование качества самого процесса изготовления продукции:
участие в проверках точности технологических процессов; участие в проверках оборудования на технологическую точ
ность; участие в проверках технологической дисциплины;
контроль качества изготовляемых заводом инструментов и оснастки.
Это выполнение ряда специальных контрольных операций: инспекционный контроль хранения сырья, материалов и
полуфабрикатов; контроль за комплектностью, упаковкой и консервацией
готовой продукции; контроль за наличием маркировки, товарного знака или
«Знака качества» на готовых изделиях.
Наконец, это комплекс организационно-исследовательских работ по управлению качеством продукции:
анализ дефектов продукции, обнаруженных на различных стадиях ее производства, в процессе испытаний и эксплуатации
25-
(рекламации, письма, акты эксплуатационных наблюдений); участие в работе по анализу причин появления брака и раз
работке мероприятий по их устранению; контроль за своевременным выполнением намеченных меро
приятий по повышению качества продукции; проведение оценок уровня качества выпускаемой продук
ции.
Из приведенного перечня видно, что функции служб техни ческого контроля весьма многообразны, а функциональные обязанности каждого работника ОТК зависят от того, на ка ком конкретном участке он работает.
В х о д н о й к о н т р о л ь качества осуществляется |
спе |
циально выделенной группой контролеров, работающей |
в си |
стеме службы материально-технического снабжения и отдела кооперации и комплектации. Эта группа обычно называется «бюро внешней приемки» (БВП ). В своей работе оно руковод ствуется «Инструкцией о порядке приемки продукции произ водственно-технического назначения по качеству», утвержден ной постановлением Госарбитража при Совете Министров
СССР от 25 апреля 1966 г. № п-7, а также действующей на предприятии «Инструкцией о входном контроле качества мате риалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий».
Основной задачей БВП является проведение технической приемки поступающих на предприятие от поставщиков мате риалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, необходи мых для основного производства. Поступившая продукция мо жет быть выдана в производство только после подписания ра ботниками БВП приходных документов. Лица, выдавшие в про изводство материалы, не прошедшие приемку или забракован ные БВП, несут ответственность за выдачу материалов и за возникший в результате этого брак.
БВП производит отбор проб для проведения анализов, про изводит необходимые осмотры и измерения, принимает участие в испытаниях продукции поставщиков для определения ее со ответствия требованиям стандартов, технических условий или договора о поставках. При обнаружении несоответствия каче ства продукции требованиям действующей нормативно-техниче ской документации БВП совместно с работниками отделов ма териально-технического снабжения или комплектации состав ляют акг-извещение, который подписывает начальник ОТК и передает начальнику отдела материально-технического снаб жения для вызова представителей поставщика. После этого БВП составляет рекламационный акт.
Обычно процедура приемки поступивших на склад материа лов и другой продукции происходит следующим образом:
26
Отдел материально-технического снабжения немедленно со общает БВП о всей поступившей для нужд основного произ водства продукции и передает всю сопроводительную докумен тацию (накладные, сертификаты, паспорта, акты испытаний). Не позднее суток со дня поступления работники складского хозяйства предъявляют полученную продукцию представителю БВП. БВП осуществляет сплошной или выборочный контроль поступившей продукции раздельно по партиям на приемной площадке или в контрольном пункте, оборудованном соответ ствующими приборами и инструментом.
Объем и методика входного контроля по каждому виду по лучаемой продукции определяются инструкцией, которая раз рабатывается техническими службами предприятия, согласо вывается с начальником ОТК и утверждается руководителем предприятия. Но обычно в обязанности контролера БВП вхо дит проверка правильности оформления и содержания сопро водительной документации, состояния тары, упаковки, наличия пломб, бирок, маркировки, состояния поверхности и внешнего вида продукции. Затем контролер производит отбор проб ма териалов для химического анализа, металлографических иссле дований, контроль механических характеристик, а также отбор комплектующих изделий для соответствующих стендовых или лабораторных испытаний, предусмотренных инструкцией. Отобранные материалы и изделия контролер направляет в со ответствующие лаборатории и испытательные станции и на ос новании полученных результатов дает заключение о соответ ствии продукции требованиям технической документации и до пуска ее в производство.
Основная часть контролеров ОТК работает в производст венных цехах предприятия. В каждом цехе создается БТК, яв ляющееся органом ОТК в цехе. Круг обязанностей БТК очень широк и охватывает почти все виды контроля, указанные выше.
БТК осуществляет контроль за выпуском из цеха доброка чественной продукции, соответствующей требованиям действу ющей технической документации, и оформляет на принятую продукцию документы, удостоверяющие ее годность. Ведет учет, оформление и анализ брака в производстве, находит при чины и виновников брака, принимает участие в разработке мероприятий по ликвидации брака и улучшению качества про дукции, осуществляет контроль за выполнением этих меро приятий. Осуществляет инспекционный контроль за соблюде нием технологических процессов и проверку качества продук ции на рабочих местах (летучий контроль), а также контроль своевременности проверок оборудования и оснастки.
27;