Файл: Контроль качества продукции машиностроения учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
Организационные формы контроля, применяемые БТК, мо гут быть различными и зависят от конкретного производства, его масштабов, вида продукции и других факторов.
Наиболее распространенными видами организации контро
ля являются следующие.
С т а ц и о н а р н ы й к о н т р о л ь —-это приемочный или операционный контроль, выполняемый на специально обору дованном в цехе контрольном пункте, куда доставляются дета ли для контроля. Этот вид контроля широко применяется в современном серийном и массовом производстве, он хорошо встраивается в ритм производственного процесса и дает воз можность оснастить контрольный пункт стационарным конт рольным оборудованием и приспособлениями.
Стационарный контроль неприменим для очень крупных де талей, транспортировка которых затруднительна или невоз можна, а также если контроль не встраивается в ритм произ водственного процесса. В этих случаях средства контроля до ставляются на производственный участок к стайку, где конт
ролер |
и производит измерения. Такой вид контроля называют |
иногда |
с к о л ь з я щ и м . |
Л е т у ч и й к о н т р о л ь — разновидность предупредитель |
ного контроля, в ходе которого контролер или контрольный ма стер ВТК периодически обходит все станки или рабочие места закрепленного за ним участка и осуществляет выборочный контроль качества нескольких последних изготовленных дета лей, а также контролирует соблюдение рабочими требований технологического процесса. Летучий контроль осуществляется по месячным графикам, составляемым начальником БТК, а также по заданию начальника БТК на основе анализа брака. Результаты летучего контроля фиксируются в журнале и пе риодически обсуждаются в цехах на «днях качества». В случае обнаружения брака, дефектов пли нарушений технологическо го процесса контролер обязывает рабочего, выполняющего дан ную технологическую операцию, произвести разбраковку изго товленных до момента проверки партии деталей (узлов) и пре дупреждает мастера (бригадира) и технолога цеха о необхо димости устранения причин брака или нарушений технологии.
В случае необходимости БТК |
направляет начальнику цеха |
«Предупреждение» по результатам контроля. |
|
К о л ь ц е в о й к о н т р о л ь |
— разновидность скользящего |
контроля, когда контролер периодически обходит «по кольцу» закрепленную за ним группу станков в соответствии с заранее составленным графиком и производит приемку продукции не посредственно у рабочего места.
К о н т р о л ь п е р в ы х д е т а л е й производится контро лером по вызову рабочего или нал'адчика для контроля первых
28
деталей дайной партии. Одновременно контролер проверяет качество технологического процесса, соответствие инструмента, исправность оснастки, чистоту и порядок на рабочем месте и ставит в рабочем наряде подпись и штамп ОТК с надписью «Первые детали приняты».
При завершении обработки данной партии рабочий сдает ее в ОТК вместе с принятой первой деталью.
И н с п е к ц и о н н ы й к о н т р о л ь — выборочный конт роль продукции или технологического процесса, осуществляе мый после операционного или приемочного контроля специаль но уполномоченным органом, например, комиссией, состав ко торой утверждается заранее. В круг обязанностей инспекцион ного контроля может включаться также проверка работы служб ОТК и комплексная проверка состояния технологиче ской дисциплины, оборудования, оснастки, режущего и мери тельного инструмента. День проведения проверки заранее не планируется и не доводится до сведения исполнителей — он назначается начальником ОТК-
Забракованные в процессе указанных контрольных опера ций детали (и другие изделия) отмечаются клеймом «брак» и сдаются в изолятор брака. Изолятор брака — это помещение, где хранятся детали, рассортированные по партиям и видам брака. В изоляторе должны быть рабочие места для повтор ного контроля деталей и проведения разборов причин брака. Ежедневно в изолятор брака вызываются представители цехов (пли участков), виновные в появлении брака, работники ВТК. производственные мастера, технолог цеха и другие лица для осмотра деталей, анализа причин возникновения брака и раз работки предложений по ликвидации этих причин. Посторон ние лица в изолятор брака не допускаются.
Бракованные детали хранятся в цеховом изоляторе до окон чательного выяснения виновника, на которого выписывается акт о браке. На недостающее количество деталей (узлов) так же выписывается акт о браке с удержанием с виновника убыт ков.
Если брак произошел по вине технического персонала це хов, технических служб или по вине контролеров, не обнару живших своевременно брак на предшествующих операциях, они указываются в числе виновников брака и с них взыски вается стоимость причиненного ущерба в установленном по рядке.
Бывают случаи, когда работники БТК не могут установить конкретное лицо, виновное в появлении брака, тогда они обра щаются за заключением к старшему технологу или начальнику цеха. Если руководство цеха отказывается назвать конкретно го виновника брака, начальник ОТК указывает в акте фамн-
29
лшо руководителя, не принявшего мер к недопущению брака, и на него возлагается ответственность за причиненный ущерб. Возникающие в этом случае разногласия разрешаются руко водителем предприятия.
Если ВТК обнаружило брак, возникший по вине другого цеха или службы завода, представитель ВТК цеха — виновни ка брака — вызывается на место для осмотра бракованных изделий и получения под расписку акта о браке для установ ления конкретного виновника. В случае возникновения разно гласий по поводу ответственности за брак между цехами окон чательное решение принимает начальник ОТК.
Внешними виновниками брака могут быть работники цехаиоставщика либо работники технических служб предприятия (например, когда брак происходит из-за ошибок в чертежах, технологических картах или другой документации). Виновного в появлении брака может не быть, если, например, при меха нической обработке детали вскрылись дефекты материала, ко торые не могли быть обнаружены ранее. Однако если дефекты такого рода обнаруживаются часто, необходимо ввести нераз рушающие методы контроля материалов (заготовок), чтобы избежать расходования средств на обработку заведомо негод ных детален.
Если при разборе причин появления брака будет обнаруже но, что забракованные детали не прошли в цехе-поставщпке контроль 0Т1\ и "не имеют личного клейма, виновником брака в акте указывается начальник цеха (отдела) поставщика.
Но главное внимание ОТК предприятия всегда направлено на тщательный контроль и испытания готовой продукции, т. е. па приемочный контроль конечной продукции. Продукция, изготовленная предприятием, может быть поставлена потреби телю только после приемки ее ОТК и оформления в установ ленном порядке документа, удостоверяющего качество продук ции или клейма ОТК.
ОТК не может произвести приемку серийно изготовляемой продукции, если на предприятии отсутствует оформленная должным образом карта технического уровня и качества про дукции (ГОСТ 2.116—71).
Разумеется, что осуществляемый ОТК технический конт роль ни в коей мере не освобождает руководителей предприя тий, цехов, отделов и участков, а также мастеров, технологов, бригадиров и рабочих от ответственности за изготовление и выпуск недоброкачественной продукции. В соответствии с дей ствующим законодательством основную ответственность за низкое качество продукции несут лица, непосредственно вы полнявшие данную работу.
Выполнение требований начальника ОТК в отношении ка
30
чества выпускаемой продукции является обязательным для всех подразделений предприятия. Письменное распоряжение начальника ОТК о прекращении приемки и отгрузки продукции может быть отменено только письменным указанием руководи теля предприятия. В этом случае начальник ОТК, не задержи вая исполнение такого указания, обязан сообщить об этом в главное управление и главную инспекцию по качеству своего министерства.
Для проведения всего перечисленного комплекса работ по контролю качества продукции на машиностроительном пред приятии служба ОТК должна быть укомплектована высоко квалифицированным штатом в достаточном количестве. В дей ствующем положении об ОТК говорится, что штат ОГК дол жен комплектоваться из инициативных, квалифицированных специалистов, имеющих необходимую теоретическую подготов ку и производственный опыт.
Квалификация контролера, осуществляющего приемку про-1 дукции, должна быть выше, чем у рабочего, изготовляющего I эту продукцию. Средние квалификационные разряды работай- * ков ОТК должны быть выше средних квалификационных раз рядов изготовителей продукции. Так, в отечественном станко строении отношение среднего разряда контролера к среднему !
разряду производственного рабочего составляет 1,1— 1,6. |
1 |
К сожалению, до настоящего времени вопросы обучения, постоянного повышения квалификации и переаттестации ра ботников ОТК замыкаются в большинстве случаев на пред приятии. Ни институты, ни техникумы не готовят кадры для служб ОТК машиностроительных предприятий.
Повышение квалификации руководящего состава ОТК про водится в настоящее время в ВИСМ и в некоторых отраслевых институтах повышения квалификации. Подготовка контролеров проводится в ряде специализированных промышленно-техниче ских училищ.
Количественный состав служб ОТК поддается точному рас чету. Расчет может быть выполнен на основании учета тру доемкости контрольных операций, которая зависит от количе ства п сложности принимаемой продукции, содержания конт рольных операций, объема контролируемой выработки, осна щенности контрольных операций средствами механизации и автоматизации, квалификации контролеров и объема произ водства. Очевидно, эта задача имеет оптимальное решение в каждом конкретном случае, поскольку завышенное количество контролеров на предприятии также нежелательно, как и не достаточное их число.
И. все же лишь на крупных современных промышленных предприятиях, типа Волжского автозавода, проводится точный
31