Файл: Контроль качества продукции машиностроения учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационные формы контроля, применяемые БТК, мо­ гут быть различными и зависят от конкретного производства, его масштабов, вида продукции и других факторов.

Наиболее распространенными видами организации контро­

ля являются следующие.

С т а ц и о н а р н ы й к о н т р о л ь —-это приемочный или операционный контроль, выполняемый на специально обору­ дованном в цехе контрольном пункте, куда доставляются дета­ ли для контроля. Этот вид контроля широко применяется в современном серийном и массовом производстве, он хорошо встраивается в ритм производственного процесса и дает воз­ можность оснастить контрольный пункт стационарным конт­ рольным оборудованием и приспособлениями.

Стационарный контроль неприменим для очень крупных де­ талей, транспортировка которых затруднительна или невоз­ можна, а также если контроль не встраивается в ритм произ­ водственного процесса. В этих случаях средства контроля до­ ставляются на производственный участок к стайку, где конт­

ролер

и производит измерения. Такой вид контроля называют

иногда

с к о л ь з я щ и м .

Л е т у ч и й к о н т р о л ь — разновидность предупредитель­

ного контроля, в ходе которого контролер или контрольный ма­ стер ВТК периодически обходит все станки или рабочие места закрепленного за ним участка и осуществляет выборочный контроль качества нескольких последних изготовленных дета­ лей, а также контролирует соблюдение рабочими требований технологического процесса. Летучий контроль осуществляется по месячным графикам, составляемым начальником БТК, а также по заданию начальника БТК на основе анализа брака. Результаты летучего контроля фиксируются в журнале и пе­ риодически обсуждаются в цехах на «днях качества». В случае обнаружения брака, дефектов пли нарушений технологическо­ го процесса контролер обязывает рабочего, выполняющего дан­ ную технологическую операцию, произвести разбраковку изго­ товленных до момента проверки партии деталей (узлов) и пре­ дупреждает мастера (бригадира) и технолога цеха о необхо­ димости устранения причин брака или нарушений технологии.

В случае необходимости БТК

направляет начальнику цеха

«Предупреждение» по результатам контроля.

К о л ь ц е в о й к о н т р о л ь

— разновидность скользящего

контроля, когда контролер периодически обходит «по кольцу» закрепленную за ним группу станков в соответствии с заранее составленным графиком и производит приемку продукции не­ посредственно у рабочего места.

К о н т р о л ь п е р в ы х д е т а л е й производится контро­ лером по вызову рабочего или нал'адчика для контроля первых

28


деталей дайной партии. Одновременно контролер проверяет качество технологического процесса, соответствие инструмента, исправность оснастки, чистоту и порядок на рабочем месте и ставит в рабочем наряде подпись и штамп ОТК с надписью «Первые детали приняты».

При завершении обработки данной партии рабочий сдает ее в ОТК вместе с принятой первой деталью.

И н с п е к ц и о н н ы й к о н т р о л ь — выборочный конт­ роль продукции или технологического процесса, осуществляе­ мый после операционного или приемочного контроля специаль­ но уполномоченным органом, например, комиссией, состав ко­ торой утверждается заранее. В круг обязанностей инспекцион­ ного контроля может включаться также проверка работы служб ОТК и комплексная проверка состояния технологиче­ ской дисциплины, оборудования, оснастки, режущего и мери­ тельного инструмента. День проведения проверки заранее не планируется и не доводится до сведения исполнителей — он назначается начальником ОТК-

Забракованные в процессе указанных контрольных опера­ ций детали (и другие изделия) отмечаются клеймом «брак» и сдаются в изолятор брака. Изолятор брака — это помещение, где хранятся детали, рассортированные по партиям и видам брака. В изоляторе должны быть рабочие места для повтор­ ного контроля деталей и проведения разборов причин брака. Ежедневно в изолятор брака вызываются представители цехов (пли участков), виновные в появлении брака, работники ВТК. производственные мастера, технолог цеха и другие лица для осмотра деталей, анализа причин возникновения брака и раз­ работки предложений по ликвидации этих причин. Посторон­ ние лица в изолятор брака не допускаются.

Бракованные детали хранятся в цеховом изоляторе до окон­ чательного выяснения виновника, на которого выписывается акт о браке. На недостающее количество деталей (узлов) так­ же выписывается акт о браке с удержанием с виновника убыт­ ков.

Если брак произошел по вине технического персонала це­ хов, технических служб или по вине контролеров, не обнару­ живших своевременно брак на предшествующих операциях, они указываются в числе виновников брака и с них взыски­ вается стоимость причиненного ущерба в установленном по­ рядке.

Бывают случаи, когда работники БТК не могут установить конкретное лицо, виновное в появлении брака, тогда они обра­ щаются за заключением к старшему технологу или начальнику цеха. Если руководство цеха отказывается назвать конкретно­ го виновника брака, начальник ОТК указывает в акте фамн-

29



лшо руководителя, не принявшего мер к недопущению брака, и на него возлагается ответственность за причиненный ущерб. Возникающие в этом случае разногласия разрешаются руко­ водителем предприятия.

Если ВТК обнаружило брак, возникший по вине другого цеха или службы завода, представитель ВТК цеха — виновни­ ка брака — вызывается на место для осмотра бракованных изделий и получения под расписку акта о браке для установ­ ления конкретного виновника. В случае возникновения разно­ гласий по поводу ответственности за брак между цехами окон­ чательное решение принимает начальник ОТК.

Внешними виновниками брака могут быть работники цехаиоставщика либо работники технических служб предприятия (например, когда брак происходит из-за ошибок в чертежах, технологических картах или другой документации). Виновного в появлении брака может не быть, если, например, при меха­ нической обработке детали вскрылись дефекты материала, ко­ торые не могли быть обнаружены ранее. Однако если дефекты такого рода обнаруживаются часто, необходимо ввести нераз­ рушающие методы контроля материалов (заготовок), чтобы избежать расходования средств на обработку заведомо негод­ ных детален.

Если при разборе причин появления брака будет обнаруже­ но, что забракованные детали не прошли в цехе-поставщпке контроль 0Т1\ и "не имеют личного клейма, виновником брака в акте указывается начальник цеха (отдела) поставщика.

Но главное внимание ОТК предприятия всегда направлено на тщательный контроль и испытания готовой продукции, т. е. па приемочный контроль конечной продукции. Продукция, изготовленная предприятием, может быть поставлена потреби­ телю только после приемки ее ОТК и оформления в установ­ ленном порядке документа, удостоверяющего качество продук­ ции или клейма ОТК.

ОТК не может произвести приемку серийно изготовляемой продукции, если на предприятии отсутствует оформленная должным образом карта технического уровня и качества про­ дукции (ГОСТ 2.116—71).

Разумеется, что осуществляемый ОТК технический конт­ роль ни в коей мере не освобождает руководителей предприя­ тий, цехов, отделов и участков, а также мастеров, технологов, бригадиров и рабочих от ответственности за изготовление и выпуск недоброкачественной продукции. В соответствии с дей­ ствующим законодательством основную ответственность за низкое качество продукции несут лица, непосредственно вы­ полнявшие данную работу.

Выполнение требований начальника ОТК в отношении ка­

30


чества выпускаемой продукции является обязательным для всех подразделений предприятия. Письменное распоряжение начальника ОТК о прекращении приемки и отгрузки продукции может быть отменено только письменным указанием руководи­ теля предприятия. В этом случае начальник ОТК, не задержи­ вая исполнение такого указания, обязан сообщить об этом в главное управление и главную инспекцию по качеству своего министерства.

Для проведения всего перечисленного комплекса работ по контролю качества продукции на машиностроительном пред­ приятии служба ОТК должна быть укомплектована высоко квалифицированным штатом в достаточном количестве. В дей­ ствующем положении об ОТК говорится, что штат ОГК дол­ жен комплектоваться из инициативных, квалифицированных специалистов, имеющих необходимую теоретическую подготов­ ку и производственный опыт.

Квалификация контролера, осуществляющего приемку про-1 дукции, должна быть выше, чем у рабочего, изготовляющего I эту продукцию. Средние квалификационные разряды работай- * ков ОТК должны быть выше средних квалификационных раз­ рядов изготовителей продукции. Так, в отечественном станко­ строении отношение среднего разряда контролера к среднему !

разряду производственного рабочего составляет 1,1— 1,6.

1

К сожалению, до настоящего времени вопросы обучения, постоянного повышения квалификации и переаттестации ра­ ботников ОТК замыкаются в большинстве случаев на пред­ приятии. Ни институты, ни техникумы не готовят кадры для служб ОТК машиностроительных предприятий.

Повышение квалификации руководящего состава ОТК про­ водится в настоящее время в ВИСМ и в некоторых отраслевых институтах повышения квалификации. Подготовка контролеров проводится в ряде специализированных промышленно-техниче­ ских училищ.

Количественный состав служб ОТК поддается точному рас­ чету. Расчет может быть выполнен на основании учета тру­ доемкости контрольных операций, которая зависит от количе­ ства п сложности принимаемой продукции, содержания конт­ рольных операций, объема контролируемой выработки, осна­ щенности контрольных операций средствами механизации и автоматизации, квалификации контролеров и объема произ­ водства. Очевидно, эта задача имеет оптимальное решение в каждом конкретном случае, поскольку завышенное количество контролеров на предприятии также нежелательно, как и не­ достаточное их число.

И. все же лишь на крупных современных промышленных предприятиях, типа Волжского автозавода, проводится точный

31