Файл: Контроль качества продукции машиностроения учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

расчет необходимого количества и состава контролеров. В большинстве случаев численный состав служб ОТК опреде­ ляется по ведомственным нормам или «Общемашиностроительиым типовым нормативам обслуживания для вспомога­ тельных рабочих цехов основного и вспомогательного произ­ водств», утвержденным постановлением Государственного ко­ митета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработ­ ной платы от 13 мая 1969 г. № 182.

При расчете количества контролеров исходят из установ­ ленной в отрасли нормы обслуживания с учетом типа произ­ водства, специфики цеха, класса точности обработки и группы сложности деталей. Норма обслуживания представляет собой среднее количество рабочих основного производства, приходя­ щихся на одного контролера. Эта величина на машинострои­ тельных заводах составляет от 6 человек в термических и галь­ ванических цехах до 35 и даже 50 человек в ремонтно-механи­ ческих. Часто количество контролеров на предприятии задает­ ся на базе накопленного в отрасли опыта и традиций, сложив­ шихся еще в 30—40-е годы, когда на промышленных предприя­ тиях наблюдался вынужденный приток неквалифицированных рабочих. В тех условиях контроль за качеством выполнения каждой операции возлагался на контролера, часто на него же возлагалась и ответственность за брак. Это был главным об­ разом приемочный контроль с разбраковкой и дефектацией деталей, требовавший большой армии контролеров.

В настоящее время изменились условия производства, по­ высилась профессиональная подготовка рабочих, теперь сам рабочий является первым контролером качества изготовляе­ мой им продукции, он в состоянии выполнить сложные конт­ рольные операции. Поэтому отпала необходимость в проверке ОТК качества выполнения каждой операции и вместе с тем у служб ОТК появились новые более сложные задачи, связан­ ные с контролем состояния технологического оборудования, инструмента, измерительных приборов, с накоплением и ана­ лизом информации о качестве продукции и участием в разра­ ботке мероприятий по улучшению ее качества. Этим объяс­ няется необходимость нового подхода к оценке количествен­ ного и качественного состава служб ОТК.

§ 5. Новые формы организации технического контроля

Современный этап борьбы за качество продукции характе­ ризуется переходом от реализации отдельных разрозненных мероприятий к разработке и внедрению стройных систем уп­ равления качеством продукции на разных уровнях. Особенно активно в нашей стране и за рубежом идет процесс создания

32


систем управления качеством продукции в масштабе предприя­ тия (фирмы). Только в Советском Союзе функционирует не­ сколько десятков таких систем управления и всевозможных их разновидностей. Многообразие систем никак нельзя считать недостатком, в них отражается подлинно народное творчество, инициатива трудящихся; преломляется опыт отдельных респуб­ лик и отраслей, экономических районов и предприятий.

Одной из первых созданных в нашей стране систем управ­ ления качеством является саратовская система бездефектно­ го производства продукции. Эта система, разработанная и внедренная на ряде предприятий Саратова в 1955 г., содержит ряд принципиально новых положений, обеспечивших ее ши­ рокое распространение в нашей стране и за рубежом.

Саратовская система основывается на простой и очевидной истине, что качество промышленной продукции определяется качеством осуществленного в ней труда людей, занятых в сфе­ ре проектирования, изготовления и эксплуатации продукции. Идеологической основой системы является воспитание у каж ­ дого работника чувства высокой личной ответственности за качество выполняемой работы, коммунистического отношения к труду. Практически это выражается в том, что непосред­ ственный исполнитель работы несет полную ответственность за качество ее выполнения. Прежде чем сдать выполненную ра­ боту, исполнитель должен ее тщательно проверить, исправить все дефекты и недоделки. Для выполнения контроля изгото­ вителю выделяется дополнительное время и дается необходи­ мый инструмент. На приемку сдается продукция, в которой полностью отсутствуют дефекты — отсюда происходит и на­ звание этой системы — система бездефектного производства продукции.

Вусловиях саратовской системы существенно меняются за ­ дачи ОТК в области приемочного контроля. Раньше контро­ лер-приемщик просматривал всю сдаваемую партию продук­ ции, отделяя годные изделия от дефектных, по каждому не­ принятому изделию составлял ведомость обнаруженных дефек­ тов и возвращал эти изделия в цех на доработку. Часто, чтобы не нарушать ритм работы производственного участка, дефект­ ная продукция направлялась на специальный участок доработ­ ки. Таким образом, обратная связь между контролем и про­ изводством прерывалась, рабочий не имел полной информа­ ции о качестве своей работы. Причем, исправлению подлежали только дефекты, отмеченные контролером в ведомости, и конт­ ролер нес полную ответственность за дефекты, не выявленные им и не занесенные в ведомость дефектов.

Вусловиях саратовской системы контролер ОТК проверяет предъявленную исполнителем работу (партию деталей, комп­

3—1126

33


лект чертежей) и принимает ее в случае отсутствия в ней де­ фектов. Если в процессе проверки обнаруживается первый де­ фект, приемка прекращается и вся партия продукции, вклю­ чая уже проверенные и еще не проверенные образцы, возвра­ щается изготовителю на доработку. На повторную проверку возвращенная партия может быть принята ОТК только после письменного объяснения начальника цеха о причинах появле­ ния обнаруженного дефекта и принятых мероприятиях по его предупреждению в следующих партиях.

На третью проверку та же партия продукции может быть допущена только по письменному разрешению директора.

Всем инженерно-техническим работникам предприятия, включая главного инженера, начальника ОТК, главного конст­ руктора и главного технолога, запрещается давать временные разрешения на отступления от требований технической доку­ ментации, в том числе на замену материалов.

Большое значение в комплексе мероприятий, образующих саратовскую систему, придается различным формам стимули­ рования выпуска продукции высокого качества. Прежде всего в зависимости от качества продукции построена система пре­ мирования. Одним из основных измерителей качества труда принят процент продукции, сданной с первого предъявления. Премирование рабочих за сдачу продукции с первого предъяв­ ления может быть организовано как самостоятельная форма премирования либо в сочетании с премированием за достиже­ ние известных количественных показателей работы. На пред­ приятиях страны, внедривших саратовскую систему бездефект­ ного выпуска продукции, применяется много различных систем премирования, наиболее полно учитывающих специфику конк­ ретного предприятия и в первую очередь степень подготовлен­ ности производства к бездефектному выпуску продукции.

Так, премирование за сдачу всей продукции с первого предъявления можно вводить на тех предприятиях или в тех цехах, где удельный вес продукции, сдаваемой с первого предъявления, составляет не менее 90%. Если эта цифра не до­ стигнута, рекомендуется вводить дифференцированные шкалы размеров премий в зависимости от достигнутого удельного ве­

са продукции, сдаваемой

с первого предъявления, например,

в следующей пропорции:

 

 

сдаваемой с первого

Премия к тарифной

ставке или сдельному

предъявления,

°/0

заработку, о/0

70—

80

10

70.1— 90

15

9 0 . 1 -

100

30


Возможно применение и дополнительных условий премиро­ вания, например, если зарегистрировано более пяти случаев повторного предъявления или один случай трехкратного предъ­ явления партии, рабочий полностью лишается надбавки за бездефектность к премии. Если вся продукция сдается с перво­ го предъявления в течение двух месяцев подряд, рабочий полу­ чает 10%-ную надбавку к премии. Если продукция сдается с первого предъявления в течение полугода, рабочему может быть доверено личное клеймо ОТК и выплачиваться дополни­ тельная премия. Личное клеймо вручается начальником ОТК завода по письменному представлению начальника цеха и на­ чальника ВТК. Продукция, на которой стоит личное клеймо-, не подвергается приемочным проверкам ОТК, но периодически подвергается инспекционному контролю на различных стадиях изготовления. Личное клеймо может быть изъято у рабочего по представлению начальника ОТК и начальника цеха в сле­ дующих случаях:

при неоднократном обнаружении брака в продукции, отме­ ченной личным клеймом;

при обнаружении случаев систематической непростановки личного клейма на изготовленных деталях в предусмотренном месте;

при передаче клейма другим лицам.

Премирование контролеров ОТК в условиях работы по са­ ратовской системе должно производиться за отсутствие пропу­ сков брака и возврата с последующих операций (из других цехов) и от потребителей продукции (рекламаций) и не долж­ но ставиться в зависимость от выполнения плана производ­ ства обслуживаемым участком, сменой, цехом. Премирование инженерно-технических работников ОТК должно проводиться в связи с улучшением качества продукции (снижение процента брака, рекламаций, возврата) и при условии выполнения про­ изводственного плана по заводу, цеху.

Работа по саратовской системе существенно изменяет дея­ тельность ОТК предприятия: снижается удельный вес операций по приемочному контролю, но повышается объем работ па проверкам технологического оборудования, инструмента, изме­ рительных приборов, по анализу причин брака и нарушений технологических процессов, разработке мероприятий по повы­ шению качества продукции, стабильности производства, сни­ жению количества рекламаций и т. д. Другими словами, ОТК все больше приобретает функции элемента контроля в системе управления качеством продукции на предприятии.

Одной из конкретных форм работы по управлению качест­ вом на предприятии является систематическое проведение ру­ ководителем предприятия один раз в неделю оперативных со-

3*

35


.вещаний с руководителями всех служб и отделов, получивших названия «дни качества», на которых начальник ОТК докла­ дывает о результатах работы за неделю, выполнении решений и мероприятий, принятых на предыдущем «дне качества». Ре­ зультаты работы предприятия в области управления качеством продукции рекомендуется оценивать по следующим основным

показателям:

возврат продукции с контрольных постов ОТК внутри це­ лое, характеризующий уровень технологической и производ­ ственной дисциплины рабочих и мастероЕ*;

возврат продукции от цехов-потребителей цехам-нзготови- телям, характеризующий качество работы БТК в цехе;

выполнение цеховых организационно-технических планов по качеству, культура производства, санитарное состояние и другие показатели, характеризующие организационную дея­ тельность рабочих и ответственных работников цеха;

доля продукции, принятой ОТК с первого предъявления, доля брака и количество рекламаций, характеризующие общее состояние работ, общий уровень качества продукции в целом по предприятию (или по цеху).

Все эти показатели оформляются по установленной форме в виде сводок, графиков или таблиц, являющихся официаль­ ными документами при оценках качества работы того или иного подразделения и предприятия в целом.

Большую известность получила разработанная и внедрен­ ная в 1958 г. на предприятиях Горького система управления качеством продукции, получившая название горьковская си­ стема обеспечения качества надежности и ресурса с первых изделий или сокращенно КАНАРСПИ. Разработке этой си­ стемы предшествовал анализ работы ряда машиностроитель­ ных предприятий Москвы, Саратова, Новочеркасска и Горько­ го. В результате анализа деятельности многих конструктор­ ских бюро и заводов, выпускающих сложные машины, выяс­ нилось, что многие детали и узлы, выполненные в полном со­ ответствии с чертежами и по заданной технологии, не обеспе­ чивают требуемых показателей надежности в процессе экс­ плуатации изделия. Было установлено, что только в одном слу­ чае из каждых пяти отказов причиной было отклонение от тре­ бований технической документации. В четырех случаях отказ возникал вследствие конструкторской недоработки изделия или несоответствия заданного технологического процесса условиям

•обеспечения требуемой надежности изделия. Недостатки конст­ рукторской и технологической документации объяснялись от­ части недостаточной концентрацией усилий ее разработчиков на вопросах обеспечения заданной надежности конечного из­ делия и отчасти отсутствием объективных данных для расче­

36