Файл: Контроль качества продукции машиностроения учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
та надежности на ранних стадиях создания изделия. Эти недо статки устранялись постепенно в результате длительной довод ки изделия в процессе серийного производства.
Основная особенность системы КАНАРСПИ — доводка из делий до начала серийного производства за счет проведения широкой программы испытаний деталей, сопряжений, узлов, агрегатов, макетов и опытных образцов будущего изделия на надежность. Параллельно разрабатываются оптимальные тех нологические режимы, способные обеспечить требуемую на дежность деталей и сопряжений в заданных условиях эксплуа тации изделия. В процессе эксплуатации первых серийных об разцов проводятся интенсивные наблюдения за работой изде лий, сбор эксплуатационной информации, ее обработка и не медленное использование для устранения замеченных недо статков путем корректировки проектной и технологической до кументации.
На решение указанных задач направлена деятельность служб технического контроля предприятий, внедряющих систе му КАНАРСПИ. Большой удельный вес испытаний на надеж ность материалов, деталей, агрегатов и изделия в целом делает желательной организацию на предприятии лаборатор ных центров, объединяющих ряд специализированных кон трольно-исследовательских лабораторий, например, лабора торного центра по испытанию материалов и лабораторного центра по испытанию систем оборудования.
Совместно со службой надежности, конструкторским и технологическим отделами, а также ОТК лабораторные цент ры должны кроме обычных контрольных операций вести по стоянную работу по совершенствованию методики контроля, проводить тщательный анализ отказов комплектующих изде лий в конечном изделии, внедрять методы неразрушающего контроля материалов и деталей, методы статистического регу лирования технологических процессов.
Для осуществления комплексной настройки, регулировки и проверки всех систем готового изделия на предприятии соз дается контрольно-испытательная станция, оснащенная спе циальными контрольно-регулировочными стендами с высокой пропускной способностью.
Особое значение приобретает участие ОТК в сборе экс плуатационной информации о работе изделий у потребителя, работа с рекламациями. Для своевременного сбора объектив ной информации о надежности эксплуатируемых изделий предприятие-изготовитель может организовать опорные пунктты в местах массового использования изделий или организо вать опытную эксплуатацию первых партий изделий в соответ ствии с требованиями ГОСТ 16468—70 «Надежность изделий
37
машиностроения. Система сбора и обработки информации. О б щие положения» и ГОСТ 17510—72 «Надежность изделий ма шиностроения. Система сбора и обработки информации. Пла
нирование наблюдений».
ОТ1\ разбирает все рекламации, поступающие на завод, и. выносит по ним заключение, устанавливает категорию брака, причину возникновения, определяет виновных. Различают три категории брака по рекламациям:
брак, обусловленный наличием дефектов, обнаруженных в изделии в течение срока гарантии. Рекламации по такому бра ку принимаются и удовлетворяются, если не было установле но нарушений условий эксплуатации со стороны потребителя. К этой же категории брака относится некомплектность изде лия по вине изготовителя;
брак, выявленный по истечении гарантийного срока (или наработки). В этом случае завод-изготовитель рекламации не принимает, но может выдать новые детали взамен отказав ших за счет заказчика;
брак, выявленный в комплектующих изделиях, полученных с другого предприятия. Вопрос о рекламации решается в этом случае обычно с привлечением представителя предприятия-по ставщика комплектующих изделий.
Следует иметь в виду, что система КАНАРСПИ, несмотря на всю свою эффективность, не является универсальной. Ее целесообразно внедрять на предприятиях, разрабатывающих и выпускающих сложные изделия (машины, приборы, системы) длительного пользования, у которых показатели надежности имеют первостепенное значение.
Система КАНАРСПИ предусматривает обязательное внед рение системы сдачи продукции с первого предъявления.
В настоящее время система КАНАРСПИ внедрена на мно гих предприятиях нашей страны, при этом было разработано немало модификаций этой системы применительно к разным отраслям промышленности и другим специфическим усло виям.
Представляет интерес еще одна группа систем управления качеством продукции на промышленном предприятии, которые можно обобщенно назвать системами бездефектного труда (СБТ). Системы бездефектного труда отличаются большой универсальностью, и поэтому получили широкое распростра нение на заводах и фабриках, в конструкторских бюро и науч но-исследовательских институтах и других учреждениях стра ны. Наиболее характерным примером может служить Львов ский вариант СБТ, внедренный на Львовском заводе телеграф ной аппаратуры.
Основная идея СБТ заключается в систематическом прове
38
дении оценок качества труда каждого работника предприя тия, а не только производственных работников как в саратов ской системе. Для этой цели на каждом предприятии разра батывается и внедряется система оценки качества труда ра ботника каждой профессии, включая рабочих основных и вспо могательных профессий, конструкторов и служащих всех от делов, руководителей и подчиненных. Критерием здесь являет ся коэффициент качества труда — комплексная оценка каче ства работы отделов, подразделений и отдельных сотрудни ков, определяемый по формуле
/< „= 1 - £j<7„
; = i |
|
|
|
где Цх — коэффициент снижения, определяемый |
для каждого |
||
t-ro вида нарушения по специальным |
таблицам |
или |
|
инструкциям. |
|
|
|
Так, при возврате технической документации |
7 = 0,01, |
при |
|
наличии массового брака по вине отдела 7 = 0,05, |
при подаче |
несвоевременной или ложной информации по качеству 7 = 0,1.
От величины достигнутого коэффициента |
качества |
труда |
|
зависит размер полной премии сотрудников (табл. 1). |
|
||
|
|
Таблица 1 |
|
Коэффициент качества |
Величина премии. 0/0 |
Оценка качества |
труда |
труда |
|
|
|
1—0,85 |
100 (полная премия) |
5 |
|
0,84—0,75 |
85 |
4 |
|
0,74—0,61 |
70 |
3 |
|
Менее 0,6 |
50 |
2 |
|
Основным показателем качества труда в производствен ных цехах является процент сдачи продукции с первого предъ явления. Поэтому на службы ОТК ложится дополнительная задача — регулярно и своевременно подавать в координацион ный центр точные проверенные сведения о продукции, сданной с первого предъявления, о случаях повторного и трехкратного предъявления, о количестве возвратов между цехами, о коли честве рекламаций, о выполнении намеченных мероприятий по улучшению качества продукции и целый ряд других материа лов, предусмотренных инструкцией (в некоторых случаях стан дартом предприятия) о системе организации бездефектного труда.
39
В условиях СБТ качество труда работников БТК также поддается объективной оценке, и величина премии рассчиты вается для них по той же методике.
Внедрение статистических методов контроля качества про дукции вносит некоторую специфику в организацию работы служб ОТК. Статистический контроль в широком понимании этого слова включает статистический анализ точности и ста бильности технологических процессов, статистическое регули рование технологических процессов и статистический приемоч ный контроль. Обеспечение этого комплекса работ возможно усилиями всех служб завода и в первую очередь отдела глав ного технолога, отдела технического контроля, отдела глав
ного |
механика, конструкторского отдела, бюро надежности |
и др. |
Информация, получаемая в процессе статистического |
контроля качества, должна непрерывно поступать в соответ ствующие отделы, накапливаться там, анализироваться и ис пользоваться для принятия оперативных и обоснованных воз действий на производственный процесс.
К сожалению, до настоящего времени статистический конт роль является в нашей стране необязательной и неузаконен ной формой контроля. Статистические параметры почти сов сем не включаются в стандарты на продукцию, в технический паспорт, в договоры о поставках. Лишь в 1970 г. появились первые государственные стандарты по статистическим методам контроля. Ни в одном государственном или отраслевом нор мативном документе не определены положения, структура и задачи подразделения, призванного внедрять и осуществлять статистический контроль и анализ качества продукции на пред приятии. Практически организационная структура, круг дея тельности и задачи подразделений, осуществляющих статисти ческий контроль, создаются на каждом предприятии инициа тивно и далеко с неодинаковым успехом.
Опыт передовых машиностроительных и приборостроитель ных предприятий, успешно применяющих статистический конт роль, свидетельствует о том, что центральное подразделение статистического контроля должно подчиняться главному ин женеру завода и объединять работу групп статистического контроля в других службах завода.
При отделе главного технолога должна быть создана груп па статистического анализа и контроля технологических про цессов, занимающаяся назначением операций и параметров для статистического анализа, подготовкой и проведением ста тистического анализа намеченных технологических операций, разработкой мероприятий по отладке технологических процес сов совместно с другими техническими службами завода, на значением объектов статистического контроля, подготовкой
40