Файл: Контроль качества продукции машиностроения учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

та надежности на ранних стадиях создания изделия. Эти недо­ статки устранялись постепенно в результате длительной довод­ ки изделия в процессе серийного производства.

Основная особенность системы КАНАРСПИ — доводка из­ делий до начала серийного производства за счет проведения широкой программы испытаний деталей, сопряжений, узлов, агрегатов, макетов и опытных образцов будущего изделия на надежность. Параллельно разрабатываются оптимальные тех­ нологические режимы, способные обеспечить требуемую на­ дежность деталей и сопряжений в заданных условиях эксплуа­ тации изделия. В процессе эксплуатации первых серийных об­ разцов проводятся интенсивные наблюдения за работой изде­ лий, сбор эксплуатационной информации, ее обработка и не­ медленное использование для устранения замеченных недо­ статков путем корректировки проектной и технологической до­ кументации.

На решение указанных задач направлена деятельность служб технического контроля предприятий, внедряющих систе­ му КАНАРСПИ. Большой удельный вес испытаний на надеж­ ность материалов, деталей, агрегатов и изделия в целом делает желательной организацию на предприятии лаборатор­ ных центров, объединяющих ряд специализированных кон­ трольно-исследовательских лабораторий, например, лабора­ торного центра по испытанию материалов и лабораторного центра по испытанию систем оборудования.

Совместно со службой надежности, конструкторским и технологическим отделами, а также ОТК лабораторные цент­ ры должны кроме обычных контрольных операций вести по­ стоянную работу по совершенствованию методики контроля, проводить тщательный анализ отказов комплектующих изде­ лий в конечном изделии, внедрять методы неразрушающего контроля материалов и деталей, методы статистического регу­ лирования технологических процессов.

Для осуществления комплексной настройки, регулировки и проверки всех систем готового изделия на предприятии соз­ дается контрольно-испытательная станция, оснащенная спе­ циальными контрольно-регулировочными стендами с высокой пропускной способностью.

Особое значение приобретает участие ОТК в сборе экс­ плуатационной информации о работе изделий у потребителя, работа с рекламациями. Для своевременного сбора объектив­ ной информации о надежности эксплуатируемых изделий предприятие-изготовитель может организовать опорные пунктты в местах массового использования изделий или организо­ вать опытную эксплуатацию первых партий изделий в соответ­ ствии с требованиями ГОСТ 16468—70 «Надежность изделий

37


машиностроения. Система сбора и обработки информации. О б­ щие положения» и ГОСТ 17510—72 «Надежность изделий ма­ шиностроения. Система сбора и обработки информации. Пла­

нирование наблюдений».

ОТ1\ разбирает все рекламации, поступающие на завод, и. выносит по ним заключение, устанавливает категорию брака, причину возникновения, определяет виновных. Различают три категории брака по рекламациям:

брак, обусловленный наличием дефектов, обнаруженных в изделии в течение срока гарантии. Рекламации по такому бра­ ку принимаются и удовлетворяются, если не было установле­ но нарушений условий эксплуатации со стороны потребителя. К этой же категории брака относится некомплектность изде­ лия по вине изготовителя;

брак, выявленный по истечении гарантийного срока (или наработки). В этом случае завод-изготовитель рекламации не принимает, но может выдать новые детали взамен отказав­ ших за счет заказчика;

брак, выявленный в комплектующих изделиях, полученных с другого предприятия. Вопрос о рекламации решается в этом случае обычно с привлечением представителя предприятия-по­ ставщика комплектующих изделий.

Следует иметь в виду, что система КАНАРСПИ, несмотря на всю свою эффективность, не является универсальной. Ее целесообразно внедрять на предприятиях, разрабатывающих и выпускающих сложные изделия (машины, приборы, системы) длительного пользования, у которых показатели надежности имеют первостепенное значение.

Система КАНАРСПИ предусматривает обязательное внед­ рение системы сдачи продукции с первого предъявления.

В настоящее время система КАНАРСПИ внедрена на мно­ гих предприятиях нашей страны, при этом было разработано немало модификаций этой системы применительно к разным отраслям промышленности и другим специфическим усло­ виям.

Представляет интерес еще одна группа систем управления качеством продукции на промышленном предприятии, которые можно обобщенно назвать системами бездефектного труда (СБТ). Системы бездефектного труда отличаются большой универсальностью, и поэтому получили широкое распростра­ нение на заводах и фабриках, в конструкторских бюро и науч­ но-исследовательских институтах и других учреждениях стра­ ны. Наиболее характерным примером может служить Львов­ ский вариант СБТ, внедренный на Львовском заводе телеграф­ ной аппаратуры.

Основная идея СБТ заключается в систематическом прове­

38


дении оценок качества труда каждого работника предприя­ тия, а не только производственных работников как в саратов­ ской системе. Для этой цели на каждом предприятии разра­ батывается и внедряется система оценки качества труда ра­ ботника каждой профессии, включая рабочих основных и вспо­ могательных профессий, конструкторов и служащих всех от­ делов, руководителей и подчиненных. Критерием здесь являет­ ся коэффициент качества труда — комплексная оценка каче­ ства работы отделов, подразделений и отдельных сотрудни­ ков, определяемый по формуле

/< „= 1 - £j<7„

; = i

 

 

 

где Цх — коэффициент снижения, определяемый

для каждого

t-ro вида нарушения по специальным

таблицам

или

инструкциям.

 

 

 

Так, при возврате технической документации

7 = 0,01,

при

наличии массового брака по вине отдела 7 = 0,05,

при подаче

несвоевременной или ложной информации по качеству 7 = 0,1.

От величины достигнутого коэффициента

качества

труда

зависит размер полной премии сотрудников (табл. 1).

 

 

 

Таблица 1

Коэффициент качества

Величина премии. 0/0

Оценка качества

труда

труда

 

 

 

1—0,85

100 (полная премия)

5

 

0,84—0,75

85

4

 

0,74—0,61

70

3

 

Менее 0,6

50

2

 

Основным показателем качества труда в производствен­ ных цехах является процент сдачи продукции с первого предъ­ явления. Поэтому на службы ОТК ложится дополнительная задача — регулярно и своевременно подавать в координацион­ ный центр точные проверенные сведения о продукции, сданной с первого предъявления, о случаях повторного и трехкратного предъявления, о количестве возвратов между цехами, о коли­ честве рекламаций, о выполнении намеченных мероприятий по улучшению качества продукции и целый ряд других материа­ лов, предусмотренных инструкцией (в некоторых случаях стан­ дартом предприятия) о системе организации бездефектного труда.

39



В условиях СБТ качество труда работников БТК также поддается объективной оценке, и величина премии рассчиты­ вается для них по той же методике.

Внедрение статистических методов контроля качества про­ дукции вносит некоторую специфику в организацию работы служб ОТК. Статистический контроль в широком понимании этого слова включает статистический анализ точности и ста­ бильности технологических процессов, статистическое регули­ рование технологических процессов и статистический приемоч­ ный контроль. Обеспечение этого комплекса работ возможно усилиями всех служб завода и в первую очередь отдела глав­ ного технолога, отдела технического контроля, отдела глав­

ного

механика, конструкторского отдела, бюро надежности

и др.

Информация, получаемая в процессе статистического

контроля качества, должна непрерывно поступать в соответ­ ствующие отделы, накапливаться там, анализироваться и ис­ пользоваться для принятия оперативных и обоснованных воз­ действий на производственный процесс.

К сожалению, до настоящего времени статистический конт­ роль является в нашей стране необязательной и неузаконен­ ной формой контроля. Статистические параметры почти сов­ сем не включаются в стандарты на продукцию, в технический паспорт, в договоры о поставках. Лишь в 1970 г. появились первые государственные стандарты по статистическим методам контроля. Ни в одном государственном или отраслевом нор­ мативном документе не определены положения, структура и задачи подразделения, призванного внедрять и осуществлять статистический контроль и анализ качества продукции на пред­ приятии. Практически организационная структура, круг дея­ тельности и задачи подразделений, осуществляющих статисти­ ческий контроль, создаются на каждом предприятии инициа­ тивно и далеко с неодинаковым успехом.

Опыт передовых машиностроительных и приборостроитель­ ных предприятий, успешно применяющих статистический конт­ роль, свидетельствует о том, что центральное подразделение статистического контроля должно подчиняться главному ин­ женеру завода и объединять работу групп статистического контроля в других службах завода.

При отделе главного технолога должна быть создана груп­ па статистического анализа и контроля технологических про­ цессов, занимающаяся назначением операций и параметров для статистического анализа, подготовкой и проведением ста­ тистического анализа намеченных технологических операций, разработкой мероприятий по отладке технологических процес­ сов совместно с другими техническими службами завода, на­ значением объектов статистического контроля, подготовкой

40