ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 0
ставляет собой работу, поглощенную амортизатором, — его энер. гоемкость. Отношение этой площади к площади прямоугольника
Pi* X Si* (к работе, которую смог бы поглотить амортизатор при обжатии S atl , если бы сила обжатия все время была равна
Я1м) будем называть коэффициентом полноты диаграммы рабо ты амортизатора
А \ и
• ам
Площадь F u, ограниченная кривыми Р аи = / ( 5 ам) на прямом
и обратном ходе амортизатора, представляет собой работу, рас-
д
сеянную амортизатором: Лгист. Отношение т;гист = —!:il£L будем
Аш*
называть коэффициентом гистерезиса амортизатора.
Для того, чтобы обжать амортизатор, сила Ргм. приложен ная к штоку, должна преодолеть: силу давления газа Рт, дей ствующую на шток; силу ДРЖ, требующуюся для проталкива ния жидкости через тормозное устройство, и силу трения Ртр,
приложенную к штоку со стороны уплотнения и букс (фиг. 11.10).
Сила |
Р т всегда действует на выталкивание штока, а силы ДРж |
|
и Р1р |
— всегда против его движения. Поэтому на прямом ходе |
|
|
Р = Р -I- Р |
4- АР |
а на обратном ходе |
|
|
|
'Ра и = Р' г — Р' |
т р — АР' ж * . |
260
Рассмотрим более подробно выражение каждой составляю
щей силы. |
рг — давление газа |
Сила сжатия газа РГ = prFr, где |
|
внутри амортизатора при данном обжатии |
5 ам, a Fr — площадь |
газового поршня — площадь поперечного сечения штока, на ко торую действует неуравновешенное давление газа. Если уплотне-
|
„ |
Tzd„2 |
_ |
|
ние стоит на штоке, то г г = — —, а если на цилиндре, то |
Fr = |
|||
2 |
|
4 |
|
|
(фиг. 11.11). Давление газа внутри амортизатора изме |
||||
kDшт |
||||
4 |
|
|
|
няется при его обжатии по политропическому закону РгоТ>о=ргип, где Vo — начальный объем газа. Подставляя выражение объема газа при обжатии амортизатора v — v0— FTSau, получим
Рг “ |
|
Р т О |
или |
Рг = |
Р ГО__________ |
( П . З ) |
|
/, |
FrSM\ |
FrS au \п |
|||||
|
|
|
|
||||
|
\ |
J |
|
|
х»0 / |
|
|
где Рг0 = Pro — начальная сила давления воздуха. Если жид |
кость в амортизаторе не отделена от воздуха, то в процессе об жатия амортизатора — при прохождении жидкости через устрой
ство тор:можения — происходит зна |
Рг |
|
|
||||||
чительный распыл жидкости. Части |
Р г |
|
|||||||
цы жидкости |
отбирают |
тепло от |
|
||||||
воздуха, |
и |
показатель |
политропы |
рч |
РЩ |
||||
сжатия |
газа |
получается |
равным |
||||||
я * 1,1'ч - 1,2. |
При |
распрямлении |
и |
|
|||||
И ---- 1 |
|||||||||
амортизатора |
распыленная |
жид |
'■ и г Ч |
||||||
\% - Q |
, |
1 |
|||||||
кость частично отдает тепло и пока |
й |
дШт |
|||||||
затель политропы |
получается при |
№ |
|
||||||
мерно тем же, что и при сжатии. |
|
||||||||
Сила трения Ртр складывается из |
|
v ; |
|
||||||
■сил трения в уплотнении и сил тре |
% |
f3 |
• |
||||||
ния в буксах: |
Р тр = Рупл + |
букс • |
|
|
|
||||
Рк |
|
|
|
||||||
Силу трения |
в уплотнении |
М О Ж Н О |
|
^ |
|
||||
считать |
пропорциональной |
давле- |
|
|
|||||
нию воздуха в амортизаторе |
|
|
фиг ц ,, |
|
|||||
упл (0,06+- 0,07) Р г |
|
|
|
|
Силы трения в буксах зависят от величин боковой силы Т и мо мента М, действующих на амортизатор: Ябукс = р.тр.букс [R\ + /?2)—
^тр.букс т |
Р • М |
Сила Рбукс будет тем больше, чем |
|
в |
|
меньше база штока В (фиг. 11.10).
Вамортизаторах, нагруженных изгибом, особенно при работе
сгрунта, малая база штока В может привести к заклинению
амортизатора.
261
Вприближенных расчетах для амортизаторов, на
груженных изгибом, силу трения принимают равной |
Рбукс |
= |
= (0,10 -ъ 0,15) Р т, а коэффициент ^тр.букс = 0,15. |
|
|
Работа силы Ртр переходит в тепло. |
|
|
258. Избыточная сила давления жидкости ДРЖ= |
Д/7Ж |
за- |
|
_ |
]/ ^ |
висит от величины избыточного давления в жидкости Д/7Ж= |
- |
|
(сверх давления рг), необходимого для проталкивания жидко |
||
сти через тормозное устройство, и площади сечения штока |
Fx , |
на которое оно действует. Fx называют площадью жидкостного поршня. Скорость истечения жидкости через тормозное устрой ство Ужможет быть определена из уравнения расхода: Fm Уш7 =
= 1/ ж - |
равенства объемов жидкости, вытесняемой |
штоком |
|
за время d t |
и протекающей сквозь отверстие f ж тормозного уст |
||
ройства. |
|
|
|
Коэффициент истечения жидкости принимают ц =0,77. Под |
|||
ставляя выражение Уж из уравнения расхода, получим |
|
||
|
ж= ~ ~ |
' —^Г ^шт- |
(П.4) |
|
2р |
/ж |
|
Сила ДРж зависит от квадрата скорости обжатия амортизатора Ушт, которая при посадке самолета резко возрастает в начале хода штока до некоторого максимума, а затем уменьшается до
нуля в конце обжатия (фиг. 11.12). В начальный и конечный мо |
|||||
|
менты обжатия |
амортизато |
|||
|
ра Ушт = 0 и ДРж= 0. |
||||
|
При распрямлении амор |
||||
|
тизатора |
|
значения |
Ушт |
|
|
получаются |
меньше, |
так |
||
|
как часть |
энергии |
удара |
||
|
амортизатором |
уже рассея |
|||
|
лась. |
|
|
|
|
|
На величину силы ДРж |
||||
|
можно влиять путем регу |
||||
|
лирования |
площади |
тор |
||
|
мозного |
отверстия / ж. |
и Р тр |
||
|
Работа сил |
ДРж |
|||
|
определяет энергию, рассеи |
||||
|
ваемую |
амортизатором. |
|||
259. Для расчета амортизации необходимо знать, какая доля |
|||||
А норм приходится на каждую стойку шасси. Эту долю |
А\т = |
||||
I / з2 |
|
|
|
|
|
/Яред К v |
оудем определять редуцированной массой |
т ред. |
|||
= —-7}---- |
|||||
Передняя |
стойка большей частью касается |
грунта |
после гаше |
ния скорости |
Уу. |
Поэтому для основных стоек принимается |
|
Опос |
|
э |
1 |
mред = 0,5 —— |
и, следовательно, А той™= туАоРм- |
||
ft |
|
|
^ |
Амортизация передней стойки больше всего поглощает энер гии тогда, когда за счет допущенных ошибок пилотирования са молет при посадке коснется ВПП вначале передней стойкой.
Энергия, поглощаемая при этом передней стойкой, равна:
Л ___ ^ п о с т / э 2 |
^ п о с т / 1 2 |
, |
1 |
т |
Д2 |
Л п е р ----------------К v |
' V |
Т |
„ |
■ ' с ! |
|
2g |
2g |
|
|
|
|
где V y— скорость опускания |
ц.т. самолета |
и ш1 — угловая |
|||
скорость самолета в момент |
t x максимального обжа |
||||
тия передней стойки (считаем, |
что в момент посадки |
||||
самолет не имел угловой скорости). |
|
В момент ti вертикальная скорость точки В — крепления передней стойки к самолету (фиг. 11.13) — равна нулю:
V y B - v l - а*1= О-
Напишем выражения ш1 и V х в момент времени
*1 _ Г*I Р
0)1 = i еdt = — 1 —— g dt,
О,пос
оо
где Рпер — сила, действующая на переднюю стойку со сторо-
ны грунта |
-- g — радиус инерции самолета относи- |
' |
О. |
тельно оси z—z. |
|
V |
V , - Г j,<it= v ;~ |
Г |
- p - g d t . |
|
J |
J |
^ п ос |
263
|
|
|
|
/ » ( |
р |
п е р |
|
|
|
Р |
и имея в виду, что |
Подставляя выражение |
|
Р |
, , |
|
« • |
||||||
г |
|
g d t = |
------ |
||||||||
|
|
|
|
J |
'-*пос |
|
|
|
а |
|
|
V \ = ш1а, |
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
am1= |
Vl — |
|
|
|
|
||
откуда |
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
, |
|
V9y a |
|
|
Vy = |
|
а* |
ч |
|||
|
»' = |
“ |
t1 |
----- Г |
|
И |
г'2 + |
а2 |
и3 |
||
|
|
|
+ a2 |
|
|
' |
|
|
|
|
Работа, поглощаемая при этом амортизацией передней стойки,
равна: ^ ,,эг Опое Vу
^Апер =
М ' + Я
Следовательно, для передней стойки
^ппг
ти (11.5)
*-ред
g 1 + т г
При характерных (для самолетов с носовой опорой) отношениях
а
— редуцированная масса /гаред для передней стоики получается
|
G & |
|
раза в два больше статической: т„ - |
w пос с |
|
gb |
||
|
||
Для передней стойки величину эксплуатационной перегрузки |
принимают обычно ту же, что и для основной стойки: nlep = пЪш. Но для определения эксплуатационной нагрузки передней стой ки эту перегрузку относят не к статической доле веса, приходя щейся на стойку при стоянке самолета, а к редуцированному ве
су |
G |
A G nep. ред = /Цред g = ' |
" * 2 ' |
|
И - — |
При этом эксплуатационное обжатие передней стойки получается примерно то же, что и основной.
§ 11.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ АМОРТИЗАТОРА И ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
НА ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
260. Расчет амортизатора складывается из геометрического и гидравлического расчетов. Амортизатор рассчитывается на гру
бую посадку с Vy = V I . Он должен поглотить энергию А \ ы. При этом сила обжатия амортизатора должна быть
Я.\, = <?эЯк = с?э «9шДОпос.
264
261. Эксплуатационное обжатие амортизатора 5|„ опреде ляется из условия
*.«
J 9 dS = |
!fCp |
= |
Уоси = НЦ .т |
8*н. |
||
о |
|
|
|
|
|
|
откуда |
|
|
|
|
|
|
с э |
Уоси |
1 |
/ и |
3 |
» э |
\ |
° а м -------------------------- ^ /7 ц .т — |
°пн )■ |
|||||
|
^ср |
*Рср |
|
|
|
|
Для телескопических стоек |
<рср |
= |
const, |
а для стоек с ры- |
||
чажнои подвеской колес |
|
ср0 Ч- <рэ |
|
|
||
<рср ==; т |
■ т . |
|
|
Полнота диаграммы работы амортизатора должна быть такой, чтобы обеспечивался коэффициент т|ст, принятый при расчете
Нал (см. п. 258), т. е.
|
|
рэ |
ПЗ |
|
|
|
|
|
* |
ам *->ам |
|
|
|
(Определить |
можно также, |
задаваясь значением т)ам: |
||||
|
Э ___ |
|
АамЭ |
)• |
( 11.6) |
|
|
5 ам — |
•Пам « ш ? Э ДС?пос |
||||
|
|
|
|
|||
Для определения хода |
амортизатора |
5L |
необходимо знать |
|||
зависимость <р= <р(Дан). |
|
|
|
|
|
|
Максимально возможное обжатие амортизатора делают |
||||||
обычно несколько большим: |
|
|
|
|
||
|
5атмах = |
( 1 , 1 5 + |
1 , 2 0 ) S |
L . |
|
При этом энергоемкость амортизатора соответствует случаю по садки самолета с вертикальной скоростью при приземлении на
25—30% большей V I .
262. Диаметр амортизатора определяется начальной силой его обжатия Я а м и выбранным давлением зарядки р°г . Отношение
п° — |
ро |
, где Дам = <рет д а п0с — нагрузка ,на амортизатор при |
' ам
посадочном весе самолета, будем называть коэффициентом пред варительной затяжки.
Считая приближенно Дтр = &тр Дг, получим
ооо р «°^стДОпос
*г — р г / Г— , . , 5
1 + /гтр
откуда, задаваясь величиной давления зарядки р \, определяем площадь газового поршня FT и диаметры DmT и da. .
265