ют особую опасность для транспортных самолетов с недоста точно прочно закрепленной в групповой кабине техникой.
318. В эксплуатации подготовка самолетов к полетам с грунтовых аэродромов должна включать изучение частотных характеристик агрегатов и транспортируемых грузов. Особое внимание следует обращать на узлы и агрегаты конструкции, имеющие собственные частоты 5—20 Гц. В случае возбуждения самоколебаний элементы конструкции подлежат тщательному осмотру и проверке их работоспособности.
При появлении сильной тряски транспортного самолета на разбеге надо после отрыва самолета проверить надежность швартовки грузов и техники. Так как при дисторных колебани ях разрушается ВПП, необходимо исключить возможность встречи с колеей самолетов, образовавшейся после их посадки.
Из конструктивных мер предупреждения дисторных колеба ний полезными могут быть: создание стоек с повышенной жест костью, применение достаточно эффективных гасителей коле
баний тележки.
319. Вынужденные колебания, вызываемые двигателем, воз никают из-за неуравновешенности вращающихся частей и вин та. Возмущающие силы — периодические. Частоты двигатель
ных (винтовых) вынужденных |
колебаний |
кратны |
оборотам |
вращающихся частей двигателя |
(винта: ш= |
k ----, |
« — чис |
ло периодов изменения силы за один оборот. Для поршневых
двигателей |
k J _ |
1* |
о* |
а + * (а |
— число цилиндров); |
|
2 |
’ |
' |
’ |
2 ’ |
2 |
...; для N лопастного |
для ТРД k = \*, 2, |
...; |
для ТВД k= \*, 2, |
винта k = \, |
2, ... |
N*, |
|
mN |
(m = 2, |
3 ,...). |
Вибрации с частота |
ми, соответствующими k* со звездочкой, наиболее опасны. Диа пазон эксплуатационных оборотов ПД составляет 50С —
— 3000 об/мин, ТРД — 5000—12000 об/мин, поэтому шлд < штрд. Возбуждающие силы от двигателей через узлы крепления пе редаются на упругую конструкцию самолета (вертолета), вы зывая колебания как самой конструкции, так и отдельных агрегатов. Амплитуды вибраций при резонансе могут достигать значительных величин для агрегатов с малым демпфировани ем. К таким агрегатам относятся: тяги управления, приборные доски, блоки оборудования, трубопроводы, установки самих двигателей и др. Для крыла, оперения, фюзеляжа даже резо нанс не представляет опацрости, так как возбуждающие силы относительно малы, а собственное демпфирование этих конст рукций достаточно велико.
как |
Вибрации от ПД более опасны, чем вибрации от ТРД, так |
частоты возбуждающих сил от ПД ближе к собственным |
частотам указанных агрегатов, а |
неуравновешенность |
масс у |
ПД |
больше. Опасными являются |
также колебания от |
винтов. |