струкция разрушается. Полагая, что снижение статической вы носливости элементов конструкции планера пропорционально налету аппарата т, по полученным точкам проводится прямая,
показывающая |
зависимость количества циклов N |
от налета т |
(фиг. 19.3, на |
графике N0 — количество циклов |
повторных |
нагрузок, при которых разрушается конструкция летательного
аппарата, |
не имеющего налета). |
Точка |
пересечения |
прямой |
jV = N 0— tg ат (где tga — тангенс угла |
ее наклона |
а |
с осью |
абсцисс) |
дает предельный ресурс |
аппарата Г ^д. |
Важным в |
этом методе определения ресурса является знание начального ресурса Ггар, в течение которого аппараты-лидеры могут га рантийно эксплуатироваться до испытаний.
Начальный ресурс опытных образцов находится с помощью расчетно-экспериментального метода. Он базируется на знании повторяемости нагрузок различных видов, действующих на ле тательный аппарат в процессе его эксплуатации, и характери стик выносливости элементов конструкции планера.
§ 19.2. ПОВТОРЯЕМОСТЬ НАГРУЗОК ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
440. Летательный аппарат в процессе эксплуатации перио дически нагружается различными по величине и времени дей ствия нагрузками. Максимальные из них, но сравнительно редко встречающиеся, учитываются при расчете статической прочно сти конструкции. Однако аппарат может разрушиться и при меньших, но часто повторяющихся нагрузках, при исчерпании усталостного ресурса. По частоте приложения эти нагрузки де лятся на повторные и переменные.
К повторным относятся нагрузки от порывов ветра (с часто той 0,3-ь 5 Гц) и маневренные (5—20 раз за полет), а также нагрузки, возникающие при посадке и движении по неровному аэродрому (с частотой 1—45 Гц) и при герметизации и раз герметизации кабины (1 раз за полет).
К переменным относятся вибрационные (с частотой 20—
500 Гц) и акустические нагрузки (с частотой 100—10000 Гц). Более опасными с точки зрения усталости являются повтор ные нагрузки, так как величины их больше переменных. Вместе с тем наличие переменных нагрузок усложняет условия рабо ты конструкции и приводит к снижению ресурса. Степень влия ния различных видов повторных нагрузок на ресурс зависит от типа летательного аппарата. Для неманевренных самолетов ос новную роль играют нагрузки от порывов ветра и нагрузки, воз никающие при посадке и движении по неровному аэродрому;
для истребителей, как правило, — маневренные.